Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования обосновывается теми изменениями, которые происходят в современной социологической науке и в современной философии. Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем культурных потребностей и досуговых предпочтений населения.
Интерес к подобному роду исследованиям возрастает в эпоху кризиса культуры XX века, обострения отношений человека с природой и обществом.
В условиях трансформационных процессов в обществе видоизменились потребности людей, которые проявляются в падении культурно-досуговых предпочтений. В этой связи наблюдаются две совершенно противоположные тенденции: количество свободного времени и досуга сокращается в связи с ответственностью за будущую карьеру, с повышенной нагрузкой на работе и дома, ответственностью за семью, за ее благосостояние; с другой стороны - растет значимость досуговой деятельности.
Досуг является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, совершенствования творческих способностей человека. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека. В пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность всестороннего личностного развития.
Степень изученности проблемы в отечественной и мировой теории и практике. Данной проблематике посвятили свои исследования такие отечественные и зарубежные авторы-социологи, как Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Т. Веблен, Л. С. Жаркова, Г. Е. Зборовский, В. И. Ильин, Р. Инглхардт, Н.П. Копцева, Г. Ю. Литвинцева, Г. Я.Никитина, В.В. Радаев, Я. М. Рощина, Н.Н. Седова, Б. А. Трегубов и др.
1.1. Проблема исследования культурных потребностей населения в социологической и культурологической науке
Научное исследование культурных потребностей ведется с 70-х гг. прошлого века, когда возникла острая необходимость в осознании процессов культуры. Процесс потребления объектов культуры рассматривается в тесной связи с особенностями этапа развития массового производства и массового потребления в первой половине XX века, которые нашли отражения в концепциях «общества потребления» (У. Ростоу, Ж. Фурастье, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Р. Рюйе и др.).
Затем изменение характера процесса потребления, модификация места и функций потребления в современном обществе стали освещаться в научной литературе в русле глобализационных процессов и массового потребления (М. Фезерстоун, Д. Лион, С. Майлз, Дж. Ритцер, А. Турен и др.).
Весомый вклад в формирование социологических и культурологических подходов к потреблению внесли П. Бурдье, Ж. Бодрийяр. Они рассматривали потребление как совокупность культурных знаков, обмен которыми происходит беспрерывно.
В современном контексте глобализации исследование культурных потребностей стало приоритетным направлением для отечественных исследователей. «Российские ученые видят необходимость исследования культурных потребностей в связи с тем, что за последние десятилетия в стране происходят социально-экономические изменения, существенно влияющие на состояние социокультурной ситуации в России» [22, с. 491].
Социологические исследования культурных потребностей осуществляются в двух направлениях:
- концептуальное определение (разрабатываются понятия «общество потребления», «культурная ценность», создаются концепции, посвященные анализу поведения потребителей и т.д.);
- практика исследовательских проектов (социологических, социокультурных, экономических), посвященных анализу реальных процессов формирования культурных потребностей и организации досуга населения.
Обратимся к социологическим определениям потребления. Современный ученый Радаев В.В. характеризует потребление как «использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага» [41, с. 352].
Рощина Я. М. говорит о четырех основных свойства потребления:
« - мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»;
- потребление строится вокруг объекта (вещи или услуги), содержащего в себе («овеществляющего») свойства, удовлетворяющие нужды потребителя;
Цель исследования – проанализировать исследования культурных потребностей и досуговых предпочтений населения в эмпирической социологии и прикладной культурологии.
В связи с целью необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть проблему исследования культурных потребностей населения;
- проанализировать исследования досуговых предпочтений населения в социологии;
- изучить процесс формирования культурных потребностей;
- определить роль культурно-досуговой деятельности в сфере формирования культурных потребностей.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000. – 620 с.
2. Байкова В.Т. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.
3. Бутатабаев М.Т. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М., 1999. - 251 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 612.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
7. Досуговые предпочтения населения: региональная практика. - М., 2006.
8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2005.
9. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. Свердловск, 1970. С. 94.
10. Зиятдинова Ю.Е. Ноосфера культурных потребностей : социокультурный феномен : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Зиятдинова Юлия Ефимовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2010.
11. Ильин В.И. Социальное неравенство. - М., 2007. - С.21.
12. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 185.
13. Инглхардт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm
14. Клеппер Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003.
15. Копцева Н. П., Резникова К. В. Выбор методологических оснований для современных культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т.2. - № 4. С. 491.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования обосновывается теми изменениями, которые происходят в современной социологической науке и в современной философии. Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем культурных потребностей и досуговых предпочтений населения.
Интерес к подобному роду исследованиям возрастает в эпоху кризиса культуры XX века, обострения отношений человека с природой и обществом.
В условиях трансформационных процессов в обществе видоизменились потребности людей, которые проявляются в падении культурно-досуговых предпочтений. В этой связи наблюдаются две совершенно противоположные тенденции: количество свободного времени и досуга сокращается в связи с ответственностью за будущую карьеру, с повышенной нагрузкой на работе и дома, ответственностью за семью, за ее благосостояние; с другой стороны - растет значимость досуговой деятельности.
Досуг является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, совершенствования творческих способностей человека. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека. В пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность всестороннего личностного развития.
Степень изученности проблемы в отечественной и мировой теории и практике. Данной проблематике посвятили свои исследования такие отечественные и зарубежные авторы-социологи, как Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Т. Веблен, Л. С. Жаркова, Г. Е. Зборовский, В. И. Ильин, Р. Инглхардт, Н.П. Копцева, Г. Ю. Литвинцева, Г. Я.Никитина, В.В. Радаев, Я. М. Рощина, Н.Н. Седова, Б. А. Трегубов и др.
1.1. Проблема исследования культурных потребностей населения в социологической и культурологической науке
Научное исследование культурных потребностей ведется с 70-х гг. прошлого века, когда возникла острая необходимость в осознании процессов культуры. Процесс потребления объектов культуры рассматривается в тесной связи с особенностями этапа развития массового производства и массового потребления в первой половине XX века, которые нашли отражения в концепциях «общества потребления» (У. Ростоу, Ж. Фурастье, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Р. Рюйе и др.).
Затем изменение характера процесса потребления, модификация места и функций потребления в современном обществе стали освещаться в научной литературе в русле глобализационных процессов и массового потребления (М. Фезерстоун, Д. Лион, С. Майлз, Дж. Ритцер, А. Турен и др.).
Весомый вклад в формирование социологических и культурологических подходов к потреблению внесли П. Бурдье, Ж. Бодрийяр. Они рассматривали потребление как совокупность культурных знаков, обмен которыми происходит беспрерывно.
В современном контексте глобализации исследование культурных потребностей стало приоритетным направлением для отечественных исследователей. «Российские ученые видят необходимость исследования культурных потребностей в связи с тем, что за последние десятилетия в стране происходят социально-экономические изменения, существенно влияющие на состояние социокультурной ситуации в России» [22, с. 491].
Социологические исследования культурных потребностей осуществляются в двух направлениях:
- концептуальное определение (разрабатываются понятия «общество потребления», «культурная ценность», создаются концепции, посвященные анализу поведения потребителей и т.д.);
- практика исследовательских проектов (социологических, социокультурных, экономических), посвященных анализу реальных процессов формирования культурных потребностей и организации досуга населения.
Обратимся к социологическим определениям потребления. Современный ученый Радаев В.В. характеризует потребление как «использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага» [41, с. 352].
Рощина Я. М. говорит о четырех основных свойства потребления:
« - мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»;
- потребление строится вокруг объекта (вещи или услуги), содержащего в себе («овеществляющего») свойства, удовлетворяющие нужды потребителя;
Цель исследования – проанализировать исследования культурных потребностей и досуговых предпочтений населения в эмпирической социологии и прикладной культурологии.
В связи с целью необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть проблему исследования культурных потребностей населения;
- проанализировать исследования досуговых предпочтений населения в социологии;
- изучить процесс формирования культурных потребностей;
- определить роль культурно-досуговой деятельности в сфере формирования культурных потребностей.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000. – 620 с.
2. Байкова В.Т. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.
3. Бутатабаев М.Т. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М., 1999. - 251 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 612.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
7. Досуговые предпочтения населения: региональная практика. - М., 2006.
8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2005.
9. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. Свердловск, 1970. С. 94.
10. Зиятдинова Ю.Е. Ноосфера культурных потребностей : социокультурный феномен : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Зиятдинова Юлия Ефимовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2010.
11. Ильин В.И. Социальное неравенство. - М., 2007. - С.21.
12. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 185.
13. Инглхардт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm
14. Клеппер Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003.
15. Копцева Н. П., Резникова К. В. Выбор методологических оснований для современных культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т.2. - № 4. С. 491.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую