Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ОБРАЗ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV-XVIII ВЕКОВ

Специальность
Теология
  • 45 страниц
  • 2022 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user5306001

3000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сегодня для исследователей формирование и развитие иконографии Страшного суда является содержательным источником того, как изменялись вкусы и взгляды на эсхатологичность времени, какими были жизненные условия и вообще как трансформировалась культурная среда в конкретный исторический период.
По изображениям икон мы видим мир и уклад жизни тех людей, о жизни которых литературные источники не говорят практически ничего. С течением времени появлялись новые компоненты, какие-то исчезали, а некоторые резко или постепенно менялись. А за ними можно интерпретировать и систему ценностей установок общества того времени.
Стоит также обратить внимание на то, что иконопись страшного суда является и ценным источником для изучения жизни и быта различных социальных слоев, которые протекали в конкретный период. Впрочем, изображения на иконах достоверны не во всем, поэтому, изучая по ним тогдашний уклад жизни параллельно следует привлекать другие виды источников.
Цель исследования: изложить отраженные в иконографии Страшного Суда мировоззренческие представления иконописцев об эсхатологии и сущности проблемы и поведенческие модели жизни социума XV-XVIII вв.
Цель данного исследования определяет следующие задачи:
 проанализировать современное состояние научной разработки темы, выяснить специфику и информативные возможности источников;
 выявить особенности представлений о смерти и мытарствах, зафиксированных в православной иконографии Страшного Суда;
 определить характерные черты символов рая и ада в эсхатологическом контексте;
 исследовать бытовую повседневную жизнь социума: запрещенный досуг, эволюцию и функции одежды как социального, этнокультурного, конфессионального маркеров;
 рассмотреть взаимосвязь представлений о Страшном Суде и нормах светского уклада жизни русского общества на иконнографических материалах.
Объект исследования – русская православная эсхатологичная иконография XV– XVIII в.
Предмет исследования – особенности изображения христианских сюжетов и образов в иконах Страшного Суда XV–XVIII вв.
Научная новизна работы определяется постановкой проблемы и ее
комплексным исследованием. Так, впервые:
 комплексно проанализирован многогранный теолого-исторический потенциал русской иконографии Страшного Суда ХV-XVIII вв.;
 предпринята попытка выявить эволюцию, особенности и различия ключевых эсхатологических образов и сюжетов в православных иконах Страшного Суда;
 раскрыты отдельные теологические особенности символики деталей в изображении определенных иконографических сюжетов и фигур;
 рассмотрены во взаимосвязи и сравнении теологические представления о Страшном Суде и нормы светского судопроизводства российского государства и общества ХV-XVIII вв.;

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....5
1.1. Состояние научной разработки темы……………………………………..5
1.2. Методологические ориентиры исследования…………………………...9
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ИКОНОГРАФИИ «СТРАШНОГО СУДА» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XV- XVIII ВЕКОВ…………………………………………………………………………...11
2.1. Представления о смерти………………………………………………….15
2.2. Сюжеты страшного суда в русской и византийской иконографии кон. XVI – сред. XVII в…………………………………………………….…..17
ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА XV–XVIII СТ. В СВЕТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ……………………………………………………20
3.1. Суд земной и Суд Небесный: параллели и идеалистические установки…………………………………………………………………………20
3.2. Традиция использования композиции "страшного суда" в стенописях XV-XVIII веков…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ……………………………………….………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………....31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33

Икона – одно из величайших достижений мирового изобразительного искусства. Создание иконы было формой служения Богу. Многовековой опыт иконы – соединение божественного содержания и их гармоничного воплощения изобразительными средствами: композиционная и колористическая структуры делают ее высоким образцом искусства и, в то же время, ценным историческим источником для реконструкции мировоззренческих установок тогдашнего общества. И именно поэтому эти изобразительные памятники чрезвычайно важным и одновременно богатым объектом научного изучения. Иконопись опирается на стойкие традиции живописи прошлого, на традиции, признанные высшей вершиной мирового искусства. Иконы Страшного Суда получили особое распространение в русских землях с XV в., что было, безусловно, реакцией на очень сложные реалии жизни. Это происходило в связи с эсхатологическими ожиданиями.

1. Ад. Миниатюра в «Часослове Катарины Клевской». Утрехт, ок. 1440. В: Бартлет, Р., ред. 2002. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. Москва. С. 144
2. Азбука веры. Иконография Страшного Суда [Online]. Available at: https://azbyka.ru/lono-avraamovo
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. 2017. Москва: Сатисъ
4. Алексеев, А. И. 2002. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности конца XIV – нач. XVI вв. Санкт-Петербург: Алетейя.
5. Алексеев, А., Лихачева, О. 1987. Библия. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Ленинград: Наука.
6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
7. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1893.
8. В.Майорова, Н. Скоков, Г. Русская Иконопись. Сюжеты и шедевры. Москва. С. 532.
9. Гольбейн, Г. Пляска смерти. N/d. [Online]. Available at: https://tinyurl.com/yan56pha
И ТД.......

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Сегодня для исследователей формирование и развитие иконографии Страшного суда является содержательным источником того, как изменялись вкусы и взгляды на эсхатологичность времени, какими были жизненные условия и вообще как трансформировалась культурная среда в конкретный исторический период.
По изображениям икон мы видим мир и уклад жизни тех людей, о жизни которых литературные источники не говорят практически ничего. С течением времени появлялись новые компоненты, какие-то исчезали, а некоторые резко или постепенно менялись. А за ними можно интерпретировать и систему ценностей установок общества того времени.
Стоит также обратить внимание на то, что иконопись страшного суда является и ценным источником для изучения жизни и быта различных социальных слоев, которые протекали в конкретный период. Впрочем, изображения на иконах достоверны не во всем, поэтому, изучая по ним тогдашний уклад жизни параллельно следует привлекать другие виды источников.
Цель исследования: изложить отраженные в иконографии Страшного Суда мировоззренческие представления иконописцев об эсхатологии и сущности проблемы и поведенческие модели жизни социума XV-XVIII вв.
Цель данного исследования определяет следующие задачи:
 проанализировать современное состояние научной разработки темы, выяснить специфику и информативные возможности источников;
 выявить особенности представлений о смерти и мытарствах, зафиксированных в православной иконографии Страшного Суда;
 определить характерные черты символов рая и ада в эсхатологическом контексте;
 исследовать бытовую повседневную жизнь социума: запрещенный досуг, эволюцию и функции одежды как социального, этнокультурного, конфессионального маркеров;
 рассмотреть взаимосвязь представлений о Страшном Суде и нормах светского уклада жизни русского общества на иконнографических материалах.
Объект исследования – русская православная эсхатологичная иконография XV– XVIII в.
Предмет исследования – особенности изображения христианских сюжетов и образов в иконах Страшного Суда XV–XVIII вв.
Научная новизна работы определяется постановкой проблемы и ее
комплексным исследованием. Так, впервые:
 комплексно проанализирован многогранный теолого-исторический потенциал русской иконографии Страшного Суда ХV-XVIII вв.;
 предпринята попытка выявить эволюцию, особенности и различия ключевых эсхатологических образов и сюжетов в православных иконах Страшного Суда;
 раскрыты отдельные теологические особенности символики деталей в изображении определенных иконографических сюжетов и фигур;
 рассмотрены во взаимосвязи и сравнении теологические представления о Страшном Суде и нормы светского судопроизводства российского государства и общества ХV-XVIII вв.;

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....5
1.1. Состояние научной разработки темы……………………………………..5
1.2. Методологические ориентиры исследования…………………………...9
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ИКОНОГРАФИИ «СТРАШНОГО СУДА» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XV- XVIII ВЕКОВ…………………………………………………………………………...11
2.1. Представления о смерти………………………………………………….15
2.2. Сюжеты страшного суда в русской и византийской иконографии кон. XVI – сред. XVII в…………………………………………………….…..17
ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА XV–XVIII СТ. В СВЕТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ……………………………………………………20
3.1. Суд земной и Суд Небесный: параллели и идеалистические установки…………………………………………………………………………20
3.2. Традиция использования композиции "страшного суда" в стенописях XV-XVIII веков…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ……………………………………….………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………....31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33

Икона – одно из величайших достижений мирового изобразительного искусства. Создание иконы было формой служения Богу. Многовековой опыт иконы – соединение божественного содержания и их гармоничного воплощения изобразительными средствами: композиционная и колористическая структуры делают ее высоким образцом искусства и, в то же время, ценным историческим источником для реконструкции мировоззренческих установок тогдашнего общества. И именно поэтому эти изобразительные памятники чрезвычайно важным и одновременно богатым объектом научного изучения. Иконопись опирается на стойкие традиции живописи прошлого, на традиции, признанные высшей вершиной мирового искусства. Иконы Страшного Суда получили особое распространение в русских землях с XV в., что было, безусловно, реакцией на очень сложные реалии жизни. Это происходило в связи с эсхатологическими ожиданиями.

1. Ад. Миниатюра в «Часослове Катарины Клевской». Утрехт, ок. 1440. В: Бартлет, Р., ред. 2002. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. Москва. С. 144
2. Азбука веры. Иконография Страшного Суда [Online]. Available at: https://azbyka.ru/lono-avraamovo
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. 2017. Москва: Сатисъ
4. Алексеев, А. И. 2002. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности конца XIV – нач. XVI вв. Санкт-Петербург: Алетейя.
5. Алексеев, А., Лихачева, О. 1987. Библия. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Ленинград: Наука.
6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
7. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1893.
8. В.Майорова, Н. Скоков, Г. Русская Иконопись. Сюжеты и шедевры. Москва. С. 532.
9. Гольбейн, Г. Пляска смерти. N/d. [Online]. Available at: https://tinyurl.com/yan56pha
И ТД.......

Купить эту работу

ОБРАЗ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV-XVIII ВЕКОВ

3000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 октября 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user5306001
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3000 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Организация андерграунд концерта как отражения образов и смыслов современной отечественной музыкальной культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Нижегородский театр: вклад в историю развития театра в России в XIX – начале XX век

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА «Спорт как культурная практика горожан рубежа XIX-XX веков»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Эпоха возрождения как тип культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Алексей Михайлов об авторе user5306001 2017-08-26
Курсовая работа

Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Айтен об авторе user5306001 2016-06-07
Курсовая работа

Отличная работа! Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Ковалева Екатерина об авторе user5306001 2014-06-25
Курсовая работа

я осталась очень довольна автором! автор выполнил работу в срок, не смотря на то, что срок был маленьким. мой преподаватель попросил только добавить дополнительно информацию и автор мне в этом помог! никаких замечаний. сдала без трудностей и получила 5. надеюсь в дальнейшем обратиться за помощью к этому автору, но уже не с курсовиком, а дипломом:)

Общая оценка 5
Отзыв fomcha об авторе user5306001 2017-03-14
Курсовая работа

Большое спасибо за работу

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Второй этап огосударствления театров 1928-1936

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Инновационные формы работы с детской аудиторией (на примере ООО «КИДБУРГ»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Культурная революция и культурное строительство

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Культуротворческие технологии как фактор стимулирования молодежной самодеятельности в учреждениях культуры клубного типа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽