Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Сегодня для исследователей формирование и развитие иконографии Страшного суда является содержательным источником того, как изменялись вкусы и взгляды на эсхатологичность времени, какими были жизненные условия и вообще как трансформировалась культурная среда в конкретный исторический период.
По изображениям икон мы видим мир и уклад жизни тех людей, о жизни которых литературные источники не говорят практически ничего. С течением времени появлялись новые компоненты, какие-то исчезали, а некоторые резко или постепенно менялись. А за ними можно интерпретировать и систему ценностей установок общества того времени.
Стоит также обратить внимание на то, что иконопись страшного суда является и ценным источником для изучения жизни и быта различных социальных слоев, которые протекали в конкретный период. Впрочем, изображения на иконах достоверны не во всем, поэтому, изучая по ним тогдашний уклад жизни параллельно следует привлекать другие виды источников.
Цель исследования: изложить отраженные в иконографии Страшного Суда мировоззренческие представления иконописцев об эсхатологии и сущности проблемы и поведенческие модели жизни социума XV-XVIII вв.
Цель данного исследования определяет следующие задачи:
проанализировать современное состояние научной разработки темы, выяснить специфику и информативные возможности источников;
выявить особенности представлений о смерти и мытарствах, зафиксированных в православной иконографии Страшного Суда;
определить характерные черты символов рая и ада в эсхатологическом контексте;
исследовать бытовую повседневную жизнь социума: запрещенный досуг, эволюцию и функции одежды как социального, этнокультурного, конфессионального маркеров;
рассмотреть взаимосвязь представлений о Страшном Суде и нормах светского уклада жизни русского общества на иконнографических материалах.
Объект исследования – русская православная эсхатологичная иконография XV– XVIII в.
Предмет исследования – особенности изображения христианских сюжетов и образов в иконах Страшного Суда XV–XVIII вв.
Научная новизна работы определяется постановкой проблемы и ее
комплексным исследованием. Так, впервые:
комплексно проанализирован многогранный теолого-исторический потенциал русской иконографии Страшного Суда ХV-XVIII вв.;
предпринята попытка выявить эволюцию, особенности и различия ключевых эсхатологических образов и сюжетов в православных иконах Страшного Суда;
раскрыты отдельные теологические особенности символики деталей в изображении определенных иконографических сюжетов и фигур;
рассмотрены во взаимосвязи и сравнении теологические представления о Страшном Суде и нормы светского судопроизводства российского государства и общества ХV-XVIII вв.;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....5
1.1. Состояние научной разработки темы……………………………………..5
1.2. Методологические ориентиры исследования…………………………...9
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ИКОНОГРАФИИ «СТРАШНОГО СУДА» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XV- XVIII ВЕКОВ…………………………………………………………………………...11
2.1. Представления о смерти………………………………………………….15
2.2. Сюжеты страшного суда в русской и византийской иконографии кон. XVI – сред. XVII в…………………………………………………….…..17
ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА XV–XVIII СТ. В СВЕТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ……………………………………………………20
3.1. Суд земной и Суд Небесный: параллели и идеалистические установки…………………………………………………………………………20
3.2. Традиция использования композиции "страшного суда" в стенописях XV-XVIII веков…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ……………………………………….………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………....31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33
Икона – одно из величайших достижений мирового изобразительного искусства. Создание иконы было формой служения Богу. Многовековой опыт иконы – соединение божественного содержания и их гармоничного воплощения изобразительными средствами: композиционная и колористическая структуры делают ее высоким образцом искусства и, в то же время, ценным историческим источником для реконструкции мировоззренческих установок тогдашнего общества. И именно поэтому эти изобразительные памятники чрезвычайно важным и одновременно богатым объектом научного изучения. Иконопись опирается на стойкие традиции живописи прошлого, на традиции, признанные высшей вершиной мирового искусства. Иконы Страшного Суда получили особое распространение в русских землях с XV в., что было, безусловно, реакцией на очень сложные реалии жизни. Это происходило в связи с эсхатологическими ожиданиями.
1. Ад. Миниатюра в «Часослове Катарины Клевской». Утрехт, ок. 1440. В: Бартлет, Р., ред. 2002. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. Москва. С. 144
2. Азбука веры. Иконография Страшного Суда [Online]. Available at: https://azbyka.ru/lono-avraamovo
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. 2017. Москва: Сатисъ
4. Алексеев, А. И. 2002. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности конца XIV – нач. XVI вв. Санкт-Петербург: Алетейя.
5. Алексеев, А., Лихачева, О. 1987. Библия. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Ленинград: Наука.
6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
7. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1893.
8. В.Майорова, Н. Скоков, Г. Русская Иконопись. Сюжеты и шедевры. Москва. С. 532.
9. Гольбейн, Г. Пляска смерти. N/d. [Online]. Available at: https://tinyurl.com/yan56pha
И ТД.......
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Сегодня для исследователей формирование и развитие иконографии Страшного суда является содержательным источником того, как изменялись вкусы и взгляды на эсхатологичность времени, какими были жизненные условия и вообще как трансформировалась культурная среда в конкретный исторический период.
По изображениям икон мы видим мир и уклад жизни тех людей, о жизни которых литературные источники не говорят практически ничего. С течением времени появлялись новые компоненты, какие-то исчезали, а некоторые резко или постепенно менялись. А за ними можно интерпретировать и систему ценностей установок общества того времени.
Стоит также обратить внимание на то, что иконопись страшного суда является и ценным источником для изучения жизни и быта различных социальных слоев, которые протекали в конкретный период. Впрочем, изображения на иконах достоверны не во всем, поэтому, изучая по ним тогдашний уклад жизни параллельно следует привлекать другие виды источников.
Цель исследования: изложить отраженные в иконографии Страшного Суда мировоззренческие представления иконописцев об эсхатологии и сущности проблемы и поведенческие модели жизни социума XV-XVIII вв.
Цель данного исследования определяет следующие задачи:
проанализировать современное состояние научной разработки темы, выяснить специфику и информативные возможности источников;
выявить особенности представлений о смерти и мытарствах, зафиксированных в православной иконографии Страшного Суда;
определить характерные черты символов рая и ада в эсхатологическом контексте;
исследовать бытовую повседневную жизнь социума: запрещенный досуг, эволюцию и функции одежды как социального, этнокультурного, конфессионального маркеров;
рассмотреть взаимосвязь представлений о Страшном Суде и нормах светского уклада жизни русского общества на иконнографических материалах.
Объект исследования – русская православная эсхатологичная иконография XV– XVIII в.
Предмет исследования – особенности изображения христианских сюжетов и образов в иконах Страшного Суда XV–XVIII вв.
Научная новизна работы определяется постановкой проблемы и ее
комплексным исследованием. Так, впервые:
комплексно проанализирован многогранный теолого-исторический потенциал русской иконографии Страшного Суда ХV-XVIII вв.;
предпринята попытка выявить эволюцию, особенности и различия ключевых эсхатологических образов и сюжетов в православных иконах Страшного Суда;
раскрыты отдельные теологические особенности символики деталей в изображении определенных иконографических сюжетов и фигур;
рассмотрены во взаимосвязи и сравнении теологические представления о Страшном Суде и нормы светского судопроизводства российского государства и общества ХV-XVIII вв.;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....5
1.1. Состояние научной разработки темы……………………………………..5
1.2. Методологические ориентиры исследования…………………………...9
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ИКОНОГРАФИИ «СТРАШНОГО СУДА» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XV- XVIII ВЕКОВ…………………………………………………………………………...11
2.1. Представления о смерти………………………………………………….15
2.2. Сюжеты страшного суда в русской и византийской иконографии кон. XVI – сред. XVII в…………………………………………………….…..17
ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА XV–XVIII СТ. В СВЕТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАШНОГО СУДА В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ……………………………………………………20
3.1. Суд земной и Суд Небесный: параллели и идеалистические установки…………………………………………………………………………20
3.2. Традиция использования композиции "страшного суда" в стенописях XV-XVIII веков…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ……………………………………….………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………....31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33
Икона – одно из величайших достижений мирового изобразительного искусства. Создание иконы было формой служения Богу. Многовековой опыт иконы – соединение божественного содержания и их гармоничного воплощения изобразительными средствами: композиционная и колористическая структуры делают ее высоким образцом искусства и, в то же время, ценным историческим источником для реконструкции мировоззренческих установок тогдашнего общества. И именно поэтому эти изобразительные памятники чрезвычайно важным и одновременно богатым объектом научного изучения. Иконопись опирается на стойкие традиции живописи прошлого, на традиции, признанные высшей вершиной мирового искусства. Иконы Страшного Суда получили особое распространение в русских землях с XV в., что было, безусловно, реакцией на очень сложные реалии жизни. Это происходило в связи с эсхатологическими ожиданиями.
1. Ад. Миниатюра в «Часослове Катарины Клевской». Утрехт, ок. 1440. В: Бартлет, Р., ред. 2002. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. Москва. С. 144
2. Азбука веры. Иконография Страшного Суда [Online]. Available at: https://azbyka.ru/lono-avraamovo
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. 2017. Москва: Сатисъ
4. Алексеев, А. И. 2002. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности конца XIV – нач. XVI вв. Санкт-Петербург: Алетейя.
5. Алексеев, А., Лихачева, О. 1987. Библия. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Ленинград: Наука.
6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
7. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1893.
8. В.Майорова, Н. Скоков, Г. Русская Иконопись. Сюжеты и шедевры. Москва. С. 532.
9. Гольбейн, Г. Пляска смерти. N/d. [Online]. Available at: https://tinyurl.com/yan56pha
И ТД.......
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую