Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
1 Художественный текст как объект филологического анализа 5
1.1 Общие сведения о филологическом анализе художественного текста 5
1.2 Признаки художественного текста 11
2 Методы филологического анализа художественного текста 14
2.1 Психоаналитический метод анализа 14
2.1.1 Теория становления психоаналитического анализа 14
2.1.2 Пример психоаналитического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 20
2.2 Биографический метод анализа 25
2.2.1 Теория становления биографического анализа 25
2.2.2 Пример биографического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 30
2.3 Сравнительно-исторический метод анализа 35
2.3.1 Теория становления сравнительно-исторического анализа 35
2.3.2 Пример сравнительно-исторического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 39
2.4 Мифокритический метод анализа 43
2.4.1 Теория становления мифокритического анализа 44
2.4.2 Пример мифокритического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 49
2.5 Культурно-исторический метод анализа 54
2.5.1 Теория становления культурно-исторического анализа 54
2.5.2 Пример культурно-исторического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 56
2.6 Структурный метод анализа 63
2.6.1 Теория становления структурного анализа 63
2.6.2 Пример структурного анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 67
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение 1 79
Введение
В последнее время анализ текста привлекает всё больше внимания в различных областях, таких как безопасность, коммерция, наука.
Дело в том, что если человек «не видит» текста, не владеет навыками анализа, не воспринимает информации, заложенной в тексте, и не умеет ее интерпретировать – он беспомощен.
В последние десятилетия в пространстве белорусской и российской филологической науки большую популярность приобрела гипотеза, согласно которой вершиной анализа художественного текста является так называемый «филологический анализ», совмещающий литературоведческий и лингвистический подходы к произведению.
Подобный подход представляется весьма неоднозначным по ряду причин: с точки зрения методологии научного исследования, выбор того или иного научного метода должен быть осознанным, т.е.
...
1.1 Общие сведения о филологическом анализе художественного текста
Филологический анализ художественного текста опирается на уже имеющиеся знания по теории литературы, теории текста, поэтике, стилистике и т.д. Занятия по филологическому анализу текста призваны синтезировать эти знания. Студент должен научиться рассматривать художественное произведение как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир»[11, c.70] и последовательно использовать при его интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы и методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений. «Литература не просто использование языка, а его художественное познание...
...
1.2 Признаки художественного текста
Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.
Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отмечаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.
Художественный текст, который является основным объектом филологического анализа, характеризуется этими свойствами, распространяемыми на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.
1. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е.
...
2.1.1 Теория становления психоаналитического анализа
Австрийский психиатр, философ, литературовед Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) открыл оригинальное направление в науке, во главу угла он поставил античный миф (отметим еще раз, что античная мифология, библейские и коранические истины явились основой основ всех философских систем). Иногда З. Фрейда называют не философом, а конкискадором от науки, который вторгается в науку и делает там разбой. По мнению З. Фрейда, духовная деятельность относится к разновидности психического труда. Ученый в своих работах («Психология бессознательного», «Я и Оно»…) обосновывает теорию, которая должна была дать ответ на вопрос, что же управляет творчеством, почему человек берется за ручку, какие силы воздействуют на созидательный акт.
В десятых годах XX века З. Фрейд специализировался в области психоневрозов.
...
2.1.2 Пример психоаналитического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Владимир Владимирович Маяковский – человек творческий, который, несомненно, писал, прибывая в состоянии вдохновения. На первый взгляд, ничего удивительного в этом нет, однако после выхода в свет работы Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (и ряда других монографий этого же автора) угол зрения на подобного рода «вещи» кардинальным образом изменился.
Понятие бессознательного – центральное для психоаналитической теории. Психика человека, по Фрейду, неоднородна. В ней выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознательное. Именно в бессознательном сосредоточены базовые биологические импульсы и желания человека. Основными среди них являются противоположные жизнесозидательные и разрушительные влечения: влечение сексуального характера и влечение к смерти. Бессознательное выступает как сила, направленая к принципу удовольствия.
...
2.2.1 Теория становления биографического анализа
Открыл эту школу французский писатель и филолог Шарль Огюстен Сент-Бёв (1804-1869). Решающим источником вдохновения писателя биографическое литературоведение считает личную жизнь автора. В связи с этой установкой исследовательский акцент ученый должен поставить на детальное изучение жизненного пути автора. Ш. Сент-Бёв призывал проникнуть как можно глубже не только во внутренний мир литератора, но и в домашнюю обстановку. Познав привычки автора, от которых он зависит, можно посмотреть на него как на обычного человека. Процесс приземления художника к реальности дает ключ к открытию тайны психологии творчества.
Биографическая (или позитивистская, как она себя называет) школа, стремилась заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых (подтвержденных) фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Этот метод утвердился, в частности, во французской науке и критике (Ш.-О. Сент-Бёв, Г.
...
2.2.2 Пример биографического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Поэта, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, художника, редактора журнала «ЛЕФ» Владимира Владимировича Маяковского часто называют самым противоречивым из русских писателей XX века. Однако свет его поэзии не подвластен времени, силой и яркостью своего таланта Маяковский поражал любителей словесности прошлого столетия и продолжает поражать читателей XXI века.
Понять творчество художника невозможно без познания его души. Так, Владимир Владимирович часто воспринимается как рваный, дерзкий, «железный поэт», который любил смотреть на то, «как умирают дети»… Однако штамповое восприятие поэта является ошибочным.
По воспоминаниям матери поэта, Александры Алексеевны, «Володя с 4-х лет полюбил книги». Также в рассказе о детстве поэта отмечается, что мальчик сначала слушал басни Крылова, а позже приобщался к стихотворениям Пушкина, Некрасова, Лермонтова и других поэтов.
...
2.3.1 Теория становления сравнительно-исторического анализа
Термин «компаративистика» от лат. означает «сравнивать». Создателями сравнительно – исторического литературоведения признают германских филологов, в частности, Иогана Готфрида Гердера (1744 - 1803). Он рассматривал литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. Методы исторического исследования литературы Гердер изложил в научных работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766 - 1768) и «Критические леса» (1769). Предпосылки компаративистики находятся в международных историко-экономических связях.
Манифестом эстетического компаративизма стала вступительная статья Теодора Бенфея (1809 - 1881) к немецкому переводу «Панчатантры» («Пятикнижие», 1859). Теодор Бенфей является автором «Греческого этимологического словаря» и «Санскритско – английского словаря». Он написал фундаментальные учебники «Санскритская грамматика» и «История языкознания в Германии».
...
2.3.2 Пример сравнительно-исторического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Стихотворения с вызовов, с эпатажем, стихи, шокирующие публику, принадлежали перу Владимира Владимировича Маяковского. Представитель русского футуризма входил в поэтический круг кубофутуристов. Несмотря на то, что местом рождения футуризма традиционно считается Италия, Маяковский подчеркивал отличительность и особость собственно русского футуризма.
Примерно в такое же время в Италии творил Альдо Палаццески. Когда Томазо Маринетти («отец футуризма») прочитал стихотворения Палаццески, то сразу же провозгласил поэта своим последователем и причислил к представителям футуризма в Италии. С этого момента Альдо Палаццески сотрудничает с Маринетти и печатается в журнале «Поэзия».
Проследим сходства и отличия творческих манер этих поэтов: В. В. Маяковского (стихотворение «А все-таки») и А. Палаццески (стихотворение «Фонтан»).
В. В. Маяковский
«А все-таки»
А. Палаццески
« Больной фонтан»
2.4.1 Теория становления мифокритического анализа
Объем понятия «мифокритика» пока не определился в полной мере и с последней точностью. Тем не менее, оно широко употребляется и описывает реальные события научного поиска.
Мифокритика ориентирована двояко.
Первое направление - изучение мифов, как древних, так и - с тех пор, как феномену мифа стали придавать метаисторическое значение - новых, современных. В этом аспекте мифокритика является рефлексией о мифах как явлениях сакрально-религиозного, культурного и идеологического характера. В результате понятие приобретает весьма широкий смысл, становясь едва ли не синонимом к понятию "мифология" (как наука).
Попытка конкретизировать смысл понятия приводит к двоякому результату. Иногда критика мифов проводится с рационалистической точки зрения, причем фиксируется их несовместимость с рассудочной логикой и здравым смыслом.
...
2.4.2 Пример мифокритического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки»
Интерес к творчеству Владимира Маяковского не теряет ведущих позиций и в XXI веке. Поэт, гражданин, член объединения ЛЕФ, Маяковский создавал тексты на злобу дня, которые помогали рабочим выплавлять сталь, а крестьянам – собирать урожай.
Как известно, понятия «религия» и «советская власть» полюсные, которые стремятся перекрыть и взаимоисключить друг друга. Творчество Владимира Владимировича приходится на годы жесточайшего противостояния Церкви новой богоборческой идеологии: марксизма-ленинизма.
Несмотря на это Маяковскому, как и любому представителю социума, присущ особый тип мировоззрения, сформировавшийся на начальной стадии развития человечества – мифологическое мышление. Любой человек независимо от национальности, места проживания и рождения, эпохи, в которой он живет и прочих факторов является «генетическим» носителем мифа вообще.
...
2.5.1 Теория становления культурно-исторического анализа
Культурно – историческую школу литературоведения в середине XIX века создал французский теоретик искусства и литературы, писатель Ипполит Тэн (1828 - 1893). В своем четырехтомном труде «История английской литературы» ученый изложил основные положения своей методологии. Во «Введении» (т. I, 1963) обосновываются закономерности возникновения и становления научных школ, литературных жанров и стилей.
И. Тэн выделяет такие образцовые качества ученого – филолога, как нейтральность, объективность, беспартийность, отсутствие тенденциозности. В своей работе «Философия искусства» И. Тэн решительно отвергал значимую роль нравственной и идеологической позиции исследователя. Программным можно считать следующее его высказывание: «Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов».
Изучение литературного вопроса И.
...
2.5.2 Пример культурно-исторического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки»
Русскую культуру во всех известных типологиях принято рассматривать отдельно. Невозможно свести ее к западному типу культур, равно как и нельзя приравнять к восточному типу – отсюда вывод об особом пути развития России и особой миссии в истории и культуре человечества.
Исходя из триады Тена, посмотрим отображение русской истории в конкретном литературном произведении, в частности, в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского «А все-таки».
Существует представление о «загадке русской души», о том, что «умом Россию не понять» и прочее. Все это проистекает из национального темперамента русского человека. Остановимся на конкретных примерах из текста.
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река – сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
Сады похабно развалились в июне.
Факторов формирования русского темперамента было множество, один из которых, по мнению В. О.
...
2.6.1 Теория становления структурного анализа
Структурализм (от лат. - строение) получил свое распространение в XX веке в точных и гуманитарных науках. Считается, что структурализм в литературоведении зарождается в Германии и Австрии в 20 – е годы XX века (С. Можнягун. О модернизме. – М., 1970), затем распространяется в среде англоязычных культур и Франции. Предпосылкой становления этой науки явился переломный период, когда стали сменяться литературные методы и стили. Структурализм превратился в своеобразный противовес догматическому литературоведению. Этот метод заявил о себе в качестве объективного анализа внутренней структуры произведения.
Структурное исследование литературных текстов приводит в стройный и логический порядок изучаемые явления. Модель в математике связана с реально существующими объектами; модель в искусстве направлена на структуры человеческих мыслей, чувств, настроений, отношения человека к миру[16, c.121].
...
Заключение
Литературоведение – это наука о художественной литературе. Однако литературоведение, в отличие от других наук, имеет свою специфику принципиальную, т.к. предметом научного изучения становится художественное творчество, искусство и литературоведение как наука, стремясь к накоплению, систематизации, осмыслению научных фактов, сохраняет субъективность и вариативность. В этом смысле литературоведение является разновидностью искусства, а научная сторона оказывается вспомогательной. Литературоведческие факты воспринимаются не только интеллектуально (учебник), но и опытно (художественный текст), потому что кроме объективных фактов, информации, существует эмоционально-интуитивная сторона литературоведческого знания, связанная с непосредственным восприятием текста.
Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов.
...
1. Анненский, И. Ф. Избранные произведения [Текст] / И. Анненский. – Л.: Художественная литература, 1988. – 734 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература, 1975. - 504 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1997. – Т. 5. — С. 287.
5. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст] . – М, 1994. – 298 c.
6. Бовин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. — Саратов, 1997. — С. 13.
7. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Избранные работы по русскому языку. — М., 1959. — С. 229 — 256.
8. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704
9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. — СПб.: Азбука.- 2001.- 476;
10. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. — Москва: Высшая школа, 1993. – 272 с.
11. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «№ 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Высш. шк., 1981. – 111 с.
12. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. – 2-е изд. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 528 с.
13. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб, "Азбука-классика", 2001. 496 с
14. Изер В. Акты вымысла, или Что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. — СПб., 2001. — С. 186-216.
15. Кабанова И.В. (сост.) Современная литературная теория. Антология / М.: Флинта, Наука, 2004, — 343 с.
16. Коган Л. Сохнет ли сокол без змеи? Еще раз о знаке, образе и структурной поэтике // ВЛ. – 1967, №1. – С. 121
17. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб, 1996.-846c.
18. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 192 с
19. Мазилова А. Ю. Лингвистический анализ художественного текста / А. Ю. Мазилова. – Ярославль: 1988. – 84 с.
20. Маслова, В. А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста / В. А. Маслова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1997.- 180 с.
21. Маслова, В. А. Филологический анализ поэтического текста / В. А. Маслова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1997. – 220 с.
22. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
23. Русская поэзия [Электронный ресурс] [Текст]. – Режим доступа: http://rupoem.ru/mayakovskij/ulica-provalilas-kak.aspx. – Дата доступа: 02.05.2014
24. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Ученые записки / Саратовск. гос. ун-та. 1923. Т. 1. Вып. 3. С. 54-68
25. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. — М.: Художественная литература, 1972. 543 с
26. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). —М.: Лабиринт, Рггу, 2001, - 192 с.
27. Seidler H. Was ist vergleichende literaturwi – ssenschaft? – Wein, 1973. – 18 s.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
1 Художественный текст как объект филологического анализа 5
1.1 Общие сведения о филологическом анализе художественного текста 5
1.2 Признаки художественного текста 11
2 Методы филологического анализа художественного текста 14
2.1 Психоаналитический метод анализа 14
2.1.1 Теория становления психоаналитического анализа 14
2.1.2 Пример психоаналитического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 20
2.2 Биографический метод анализа 25
2.2.1 Теория становления биографического анализа 25
2.2.2 Пример биографического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 30
2.3 Сравнительно-исторический метод анализа 35
2.3.1 Теория становления сравнительно-исторического анализа 35
2.3.2 Пример сравнительно-исторического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки» 39
2.4 Мифокритический метод анализа 43
2.4.1 Теория становления мифокритического анализа 44
2.4.2 Пример мифокритического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 49
2.5 Культурно-исторический метод анализа 54
2.5.1 Теория становления культурно-исторического анализа 54
2.5.2 Пример культурно-исторического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 56
2.6 Структурный метод анализа 63
2.6.1 Теория становления структурного анализа 63
2.6.2 Пример структурного анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки» 67
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение 1 79
Введение
В последнее время анализ текста привлекает всё больше внимания в различных областях, таких как безопасность, коммерция, наука.
Дело в том, что если человек «не видит» текста, не владеет навыками анализа, не воспринимает информации, заложенной в тексте, и не умеет ее интерпретировать – он беспомощен.
В последние десятилетия в пространстве белорусской и российской филологической науки большую популярность приобрела гипотеза, согласно которой вершиной анализа художественного текста является так называемый «филологический анализ», совмещающий литературоведческий и лингвистический подходы к произведению.
Подобный подход представляется весьма неоднозначным по ряду причин: с точки зрения методологии научного исследования, выбор того или иного научного метода должен быть осознанным, т.е.
...
1.1 Общие сведения о филологическом анализе художественного текста
Филологический анализ художественного текста опирается на уже имеющиеся знания по теории литературы, теории текста, поэтике, стилистике и т.д. Занятия по филологическому анализу текста призваны синтезировать эти знания. Студент должен научиться рассматривать художественное произведение как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир»[11, c.70] и последовательно использовать при его интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы и методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений. «Литература не просто использование языка, а его художественное познание...
...
1.2 Признаки художественного текста
Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.
Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отмечаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.
Художественный текст, который является основным объектом филологического анализа, характеризуется этими свойствами, распространяемыми на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.
1. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е.
...
2.1.1 Теория становления психоаналитического анализа
Австрийский психиатр, философ, литературовед Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) открыл оригинальное направление в науке, во главу угла он поставил античный миф (отметим еще раз, что античная мифология, библейские и коранические истины явились основой основ всех философских систем). Иногда З. Фрейда называют не философом, а конкискадором от науки, который вторгается в науку и делает там разбой. По мнению З. Фрейда, духовная деятельность относится к разновидности психического труда. Ученый в своих работах («Психология бессознательного», «Я и Оно»…) обосновывает теорию, которая должна была дать ответ на вопрос, что же управляет творчеством, почему человек берется за ручку, какие силы воздействуют на созидательный акт.
В десятых годах XX века З. Фрейд специализировался в области психоневрозов.
...
2.1.2 Пример психоаналитического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Владимир Владимирович Маяковский – человек творческий, который, несомненно, писал, прибывая в состоянии вдохновения. На первый взгляд, ничего удивительного в этом нет, однако после выхода в свет работы Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (и ряда других монографий этого же автора) угол зрения на подобного рода «вещи» кардинальным образом изменился.
Понятие бессознательного – центральное для психоаналитической теории. Психика человека, по Фрейду, неоднородна. В ней выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознательное. Именно в бессознательном сосредоточены базовые биологические импульсы и желания человека. Основными среди них являются противоположные жизнесозидательные и разрушительные влечения: влечение сексуального характера и влечение к смерти. Бессознательное выступает как сила, направленая к принципу удовольствия.
...
2.2.1 Теория становления биографического анализа
Открыл эту школу французский писатель и филолог Шарль Огюстен Сент-Бёв (1804-1869). Решающим источником вдохновения писателя биографическое литературоведение считает личную жизнь автора. В связи с этой установкой исследовательский акцент ученый должен поставить на детальное изучение жизненного пути автора. Ш. Сент-Бёв призывал проникнуть как можно глубже не только во внутренний мир литератора, но и в домашнюю обстановку. Познав привычки автора, от которых он зависит, можно посмотреть на него как на обычного человека. Процесс приземления художника к реальности дает ключ к открытию тайны психологии творчества.
Биографическая (или позитивистская, как она себя называет) школа, стремилась заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых (подтвержденных) фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Этот метод утвердился, в частности, во французской науке и критике (Ш.-О. Сент-Бёв, Г.
...
2.2.2 Пример биографического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Поэта, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, художника, редактора журнала «ЛЕФ» Владимира Владимировича Маяковского часто называют самым противоречивым из русских писателей XX века. Однако свет его поэзии не подвластен времени, силой и яркостью своего таланта Маяковский поражал любителей словесности прошлого столетия и продолжает поражать читателей XXI века.
Понять творчество художника невозможно без познания его души. Так, Владимир Владимирович часто воспринимается как рваный, дерзкий, «железный поэт», который любил смотреть на то, «как умирают дети»… Однако штамповое восприятие поэта является ошибочным.
По воспоминаниям матери поэта, Александры Алексеевны, «Володя с 4-х лет полюбил книги». Также в рассказе о детстве поэта отмечается, что мальчик сначала слушал басни Крылова, а позже приобщался к стихотворениям Пушкина, Некрасова, Лермонтова и других поэтов.
...
2.3.1 Теория становления сравнительно-исторического анализа
Термин «компаративистика» от лат. означает «сравнивать». Создателями сравнительно – исторического литературоведения признают германских филологов, в частности, Иогана Готфрида Гердера (1744 - 1803). Он рассматривал литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. Методы исторического исследования литературы Гердер изложил в научных работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766 - 1768) и «Критические леса» (1769). Предпосылки компаративистики находятся в международных историко-экономических связях.
Манифестом эстетического компаративизма стала вступительная статья Теодора Бенфея (1809 - 1881) к немецкому переводу «Панчатантры» («Пятикнижие», 1859). Теодор Бенфей является автором «Греческого этимологического словаря» и «Санскритско – английского словаря». Он написал фундаментальные учебники «Санскритская грамматика» и «История языкознания в Германии».
...
2.3.2 Пример сравнительно-исторического анализа стихотворения В. Маяковского «А все-таки»
Стихотворения с вызовов, с эпатажем, стихи, шокирующие публику, принадлежали перу Владимира Владимировича Маяковского. Представитель русского футуризма входил в поэтический круг кубофутуристов. Несмотря на то, что местом рождения футуризма традиционно считается Италия, Маяковский подчеркивал отличительность и особость собственно русского футуризма.
Примерно в такое же время в Италии творил Альдо Палаццески. Когда Томазо Маринетти («отец футуризма») прочитал стихотворения Палаццески, то сразу же провозгласил поэта своим последователем и причислил к представителям футуризма в Италии. С этого момента Альдо Палаццески сотрудничает с Маринетти и печатается в журнале «Поэзия».
Проследим сходства и отличия творческих манер этих поэтов: В. В. Маяковского (стихотворение «А все-таки») и А. Палаццески (стихотворение «Фонтан»).
В. В. Маяковский
«А все-таки»
А. Палаццески
« Больной фонтан»
2.4.1 Теория становления мифокритического анализа
Объем понятия «мифокритика» пока не определился в полной мере и с последней точностью. Тем не менее, оно широко употребляется и описывает реальные события научного поиска.
Мифокритика ориентирована двояко.
Первое направление - изучение мифов, как древних, так и - с тех пор, как феномену мифа стали придавать метаисторическое значение - новых, современных. В этом аспекте мифокритика является рефлексией о мифах как явлениях сакрально-религиозного, культурного и идеологического характера. В результате понятие приобретает весьма широкий смысл, становясь едва ли не синонимом к понятию "мифология" (как наука).
Попытка конкретизировать смысл понятия приводит к двоякому результату. Иногда критика мифов проводится с рационалистической точки зрения, причем фиксируется их несовместимость с рассудочной логикой и здравым смыслом.
...
2.4.2 Пример мифокритического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки»
Интерес к творчеству Владимира Маяковского не теряет ведущих позиций и в XXI веке. Поэт, гражданин, член объединения ЛЕФ, Маяковский создавал тексты на злобу дня, которые помогали рабочим выплавлять сталь, а крестьянам – собирать урожай.
Как известно, понятия «религия» и «советская власть» полюсные, которые стремятся перекрыть и взаимоисключить друг друга. Творчество Владимира Владимировича приходится на годы жесточайшего противостояния Церкви новой богоборческой идеологии: марксизма-ленинизма.
Несмотря на это Маяковскому, как и любому представителю социума, присущ особый тип мировоззрения, сформировавшийся на начальной стадии развития человечества – мифологическое мышление. Любой человек независимо от национальности, места проживания и рождения, эпохи, в которой он живет и прочих факторов является «генетическим» носителем мифа вообще.
...
2.5.1 Теория становления культурно-исторического анализа
Культурно – историческую школу литературоведения в середине XIX века создал французский теоретик искусства и литературы, писатель Ипполит Тэн (1828 - 1893). В своем четырехтомном труде «История английской литературы» ученый изложил основные положения своей методологии. Во «Введении» (т. I, 1963) обосновываются закономерности возникновения и становления научных школ, литературных жанров и стилей.
И. Тэн выделяет такие образцовые качества ученого – филолога, как нейтральность, объективность, беспартийность, отсутствие тенденциозности. В своей работе «Философия искусства» И. Тэн решительно отвергал значимую роль нравственной и идеологической позиции исследователя. Программным можно считать следующее его высказывание: «Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов».
Изучение литературного вопроса И.
...
2.5.2 Пример культурно-исторического анализа стихотворения Вл. Маяковского «А все-таки»
Русскую культуру во всех известных типологиях принято рассматривать отдельно. Невозможно свести ее к западному типу культур, равно как и нельзя приравнять к восточному типу – отсюда вывод об особом пути развития России и особой миссии в истории и культуре человечества.
Исходя из триады Тена, посмотрим отображение русской истории в конкретном литературном произведении, в частности, в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского «А все-таки».
Существует представление о «загадке русской души», о том, что «умом Россию не понять» и прочее. Все это проистекает из национального темперамента русского человека. Остановимся на конкретных примерах из текста.
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река – сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
Сады похабно развалились в июне.
Факторов формирования русского темперамента было множество, один из которых, по мнению В. О.
...
2.6.1 Теория становления структурного анализа
Структурализм (от лат. - строение) получил свое распространение в XX веке в точных и гуманитарных науках. Считается, что структурализм в литературоведении зарождается в Германии и Австрии в 20 – е годы XX века (С. Можнягун. О модернизме. – М., 1970), затем распространяется в среде англоязычных культур и Франции. Предпосылкой становления этой науки явился переломный период, когда стали сменяться литературные методы и стили. Структурализм превратился в своеобразный противовес догматическому литературоведению. Этот метод заявил о себе в качестве объективного анализа внутренней структуры произведения.
Структурное исследование литературных текстов приводит в стройный и логический порядок изучаемые явления. Модель в математике связана с реально существующими объектами; модель в искусстве направлена на структуры человеческих мыслей, чувств, настроений, отношения человека к миру[16, c.121].
...
Заключение
Литературоведение – это наука о художественной литературе. Однако литературоведение, в отличие от других наук, имеет свою специфику принципиальную, т.к. предметом научного изучения становится художественное творчество, искусство и литературоведение как наука, стремясь к накоплению, систематизации, осмыслению научных фактов, сохраняет субъективность и вариативность. В этом смысле литературоведение является разновидностью искусства, а научная сторона оказывается вспомогательной. Литературоведческие факты воспринимаются не только интеллектуально (учебник), но и опытно (художественный текст), потому что кроме объективных фактов, информации, существует эмоционально-интуитивная сторона литературоведческого знания, связанная с непосредственным восприятием текста.
Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов.
...
1. Анненский, И. Ф. Избранные произведения [Текст] / И. Анненский. – Л.: Художественная литература, 1988. – 734 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература, 1975. - 504 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1997. – Т. 5. — С. 287.
5. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст] . – М, 1994. – 298 c.
6. Бовин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. — Саратов, 1997. — С. 13.
7. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Избранные работы по русскому языку. — М., 1959. — С. 229 — 256.
8. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704
9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. — СПб.: Азбука.- 2001.- 476;
10. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. — Москва: Высшая школа, 1993. – 272 с.
11. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «№ 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Высш. шк., 1981. – 111 с.
12. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. – 2-е изд. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 528 с.
13. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб, "Азбука-классика", 2001. 496 с
14. Изер В. Акты вымысла, или Что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. — СПб., 2001. — С. 186-216.
15. Кабанова И.В. (сост.) Современная литературная теория. Антология / М.: Флинта, Наука, 2004, — 343 с.
16. Коган Л. Сохнет ли сокол без змеи? Еще раз о знаке, образе и структурной поэтике // ВЛ. – 1967, №1. – С. 121
17. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб, 1996.-846c.
18. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 192 с
19. Мазилова А. Ю. Лингвистический анализ художественного текста / А. Ю. Мазилова. – Ярославль: 1988. – 84 с.
20. Маслова, В. А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста / В. А. Маслова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1997.- 180 с.
21. Маслова, В. А. Филологический анализ поэтического текста / В. А. Маслова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1997. – 220 с.
22. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
23. Русская поэзия [Электронный ресурс] [Текст]. – Режим доступа: http://rupoem.ru/mayakovskij/ulica-provalilas-kak.aspx. – Дата доступа: 02.05.2014
24. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Ученые записки / Саратовск. гос. ун-та. 1923. Т. 1. Вып. 3. С. 54-68
25. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. — М.: Художественная литература, 1972. 543 с
26. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). —М.: Лабиринт, Рггу, 2001, - 192 с.
27. Seidler H. Was ist vergleichende literaturwi – ssenschaft? – Wein, 1973. – 18 s.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую