Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данной работе предпринята попытка проанализировать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» в её связи с реалиями XVIII века, с точки зрения существовавших во времена жизни драматурга общественных проблем.
Д. И. Фонвизин вошёл в историю тем, что явился создателем русской национальной бытовой комедии, создав, тем самым, условия для рождения русского театра, отличающего своей оригинальностью и идейностью.
Прогрессивные писатели очень ценили Д. И. Фонвизина. Так, переоценка его творчества произошла в XIX веке. Так, А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, П. А. Вяземский, К. И. Рылеев, Н. В. Гоголя дали высокую оценку его деятельности.
А. С. Пушкин считал Фонвизина «русским, из прерусских русским»[9, 50]. Н. А. Пауков полагает, что Пушкину удалось проникнуть в сущность творчества Фонвизина «значительно глубже», отмечая прежде всего его «народность (в пушкинском понимании этого слова) и социальную остроту» [9, 49].
Известно, что Пушкин находился в идейной полемике с П. А. Вяземским по поводу трактовки творчества Д. И. Фонвизина, который написал книгу о великом драматурге. Поэт писал Вяземскому: «Рад, что ты принялся за Фонвизина. Что ты ни скажешь о нём или кстати о нём, всё будет хорошо, потому что будет сказано»[10, 122]. Но именно Пушкину удалось увидеть и особо подчеркнуть русский национальный характер творчества Фонвизина.
Актуальность исследования состоит в отсутствии свежих исследований на данную тему. Творчество Фонвизина широко освещалось в советском литературоведении, но с позиции устоявшейся в это период идеологии. Нет сомнения в том, что литературное наследие Д. И. Фонвизина требует пересмотра, свежего взгляда на проблематику и идеи комедии «Недоросль». Возможно, данная работа будет первым шагом в этом направлении.
Следуя совету великого поэта, автор остановил свой выбор на данной теме.
Первым крупным трудом, посвящённым Д. И. Фонвизину, следует считать книгу П. А. Вяземского «Жизнь Фон-визина», вышедшею в Санкт-Петербурге в 1848 году.
В ХХ веке к наиболее полным исследованиям относится труд Ст. Б. Рассадина [12], Н. С. Тихонравовах[15], А. Л. Штейна[17].
Среди статей заслуживают внимания статью следующих авторов: В. А. Гуковского «Фонвизин», К. Куликовой «Д. И. Фонвизин и его комедия “Недоросль”», С. В. Стахорского «”Недоросль” Д. И. Фонвизина» и др.
Объектом исследования является комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Предмет исследования – проблемы екатерининской эпохи, нашедшие отражения в комедии «Недоросль».
Цель исследования: выявить связь комедии «Недоросль» с современным ему обществом.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1)проследить общественно-историческую ситуацию екатерининского времени;
2)выявить отношение Д. И. Фонвизина к злободневным проблемам российского общества;
3)определить, в чём заключается новаторство комедии «Недоросль»;
4)выявить степень освещения в комедии проблемы крепостного права;
5)проанализировать взгляды автора на дворянство и его воспитание, отразившиеся в комедии «Недоросль».
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) описательный;
2) семантико-стилистический;
3) компонентный и сопоставительный методы;
4) все типы анализа художественного слова использовались в комплексе.
Структура работы подчинена логике поставленных задач и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении характеризуется степень разработанности вопроса, обосновывается актуальность, определяются цель исследования и связанные с ней задачи и методы исследования.
В первой главе автор рассматривает наиболее острые проблемы, присущие екатерининской эпохи, и отношение к ним Д. И. Фонвизина. Во второй главе проводится анализ комедии с точки зрения общественных проблем, волновавших драматурга.
В заключении подводятся выводы, формулируются основные результаты работы.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Друг свободы» 6
1.1. Политика Екатерины II в отношении дворянства и крепостных 6
1.2.Отношение Д. И. Фонвизина к политике Екатерины 8
Глава II “Недоросль» как протест против социальной несправедливости 12
2.1.Новизна комедии Фонвизина, её идейно-тематический комплекс 12
2.2. Проблема крепостничества в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» 15
2.3. Дворянство и его нравы в комедии «Недоросль» 17
Заключение 22
Литература 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Д. И. Фонвизина по праву называют «отцом русской комедии». Пьесы «Бригадир» и «Недоросль» стали событием в литературной и театральной жизни, заставив говорить об их авторе как об основоположнике русской комедии.
Наибольшую известность Д. И. Фонвизину принесла комедия «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века, яркий образец литературы классицизма.
В образах Скотининых, Простакова, главного героя комедии Митрофанушки писатель показал помещиков как жестоких и бесчувственных рабовладельцев, а крестьян – как рабов, лишённых человеческого достоинства.
Так, например, на долю няньки Еремеевны выпадают лишь оскорбления и тумаки. Она даже не помнит своего имени – её называют как «старая хрычовка», «собачья дочь», «бестия» и «каналья». Такое отношение к крепостным можно назвать обычным в XVIII веке, это было обычным явлением, о котором драматург заговорил во весь голос.
В комедии «Недоросль» нашли отражение просветительские идеи автора. При этом положительные герои – Стародум, Правдин, Софья, Милон, несмотря на их просвещённость и гуманизм, грешили однообразием. В них не было ни одной отрицательной черты.
В начале исследования был поставлен ряд задач. Проведённый анализ позволил получить следующие выводы:
1) правление Екатерины трудно назвать справедливым с точки зрения народа. Основные проблемы, существовавшие в этот период, не нашли своего разрешения во время её царствования. Проблема крепостного права, а также невежество и произвол дворянского класса по-прежнему оставались наиболее болевыми проблемами своего времени.
2) Творческая и гражданская позиция Д. И. Фонвизина находились в оппозиции к официальному правлению. Не только в своём драматургическом творчестве, но и в публицистике писатель выражал протест против несправедливости строя и обличал его всеми доступными художественными средствами.
3) Новизна комедии «Недоросль» заключается в освобождении от французских традиций в русском театре; построении сюжета на русском материале; в углублении психологии характеров персонажей, в дополнительных мотивах, расширяющих идейно-тематический комплекс. «Недоросль» – первая русская национальная комедия.
4) Комедия «Недоросль» как нельзя более ярко отразила проблему крепостничества, в полной мере показав бесправие подневольного люда, их рабское положение. Фонвизин одним из первых поднимает проблему человеческого достоинства и права крепостного человека, что также явилось неоценимым новшеством в русской драматургии.
5) Комедия «Недоросль» явилась для её автора той самой платформой, с которой он получил возможность высказать своё гражданскую позицию относительно дворянского класса. Он решительно осуждает их духовную и нравственную темноту, невежество, хамство, жестокость, отсутствие патриотизма и гражданственности. Устами Стародума он высказывает, каким должно быть дворянство: гуманным, просвещённым и живущим на благо Отечества.
Можно предположить, что в пьесе «Недоросль» явлена мини-модель екатерининской эпохи, в которой так явно и узнаваемо представлены её нравы и понятия, а образ жестокой помещицы Простаковой есть пародия на саму императрицу.
В заключение хотелось бы привести слова Г. Гуковского, который писал: «С начала XVIII в. русские писатели обрабатывали материалы, взятые с Запада, по-своему, в манере, обоснованной специфически национальными особенностями истории русской культуры. Но именно Фонвизину удалось на основе этой предварительной работы установить первые твердые очертания русской прозы и драмы, тяготеющих к реализму. Никак невозможно свести его комедию к «влиянию» или другому иному типу воздействия какого бы то ни было западного драматурга. Напротив, творческие открытия Фонвизина оказали большое влияние на русскую литературу XIX столетия, и его произведения вошли в золотой фонд русской культуры» [4; 232].
Эти справедливые слова лишний раз подтверждают литературную, эстетическую и историческую ценность наследия Д. И. Фонвизина и служат стимулом для дальнейших исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Н. Всеволодский-Генгросс Фонвизин-драматург/В. Н. Всеволодский-Генгросс. – М., 1960. – 160 с.
2. А. И. Герцен Избранные статьи/А. И. Герцен. – М.: Художественная литература, 1989. – 354 с.
3. Н. В. Гоголь Избранные статьи/Н. В. Гоголь. – М.: Слово, 2007. – 346 с.
4. Г. А. Гуковский Фонвизин/Г. А. Гуковский//Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с.
5. К. А Куликова Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»/К. А. Куликова//Фонвизин Д. И. Недоросль. – Л.: Детская литература, 1989. – 175 с.
6. Г. П. Макогоненко Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина/Г. П. Макошоненко. – М.,1950. – 377 с.
7. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская Пьеса «Недоросль»/ 7. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская //Литература: Справочник. – М.: Эксмо, 2009. – 379 с.
8. Н. И. Павленко Екатерина Великая/ Н. И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 369 с.
9. Н. А. Пауков Пушкин и сатирическая традиция Фонвизина/ Н. А. Пауков. – М., 1976. – 257 с.
10. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений. Т. XIV/А. С. Пушкин. – М.: Наука. 1999.
11. А. Н. Радищев Полное собрание сочинений в 3 т. /А. Н. Радищев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1. – 364 с.
12. С. Б. Рассадин Фонвизин/С. Б. Рассадин. – М.: Искусство, 1980. – 288 с.
13. В. М. Соловьёв История России/В. М. Соловьёв. – М.: Белый город, 2003. – 415 с.
14. С. В. Стахорский «Недоросль» Д. И. Фонвизина/С. В. Стахорский// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 655 с.
15. Н. С. Тихонравов Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова/Н. С. Тихонравов. – СПб., 1894.
16. Д. И. Фонвизин Недоросль/Д. И. Фонвизин. – Л.: Детская литература, 1989. – 175 с.
17. А. Л. Штейн Д. И. Фонвизин: 1745—1792: Очерк жизни и творчества/А. Л. Штейн. – М., 1945.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данной работе предпринята попытка проанализировать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» в её связи с реалиями XVIII века, с точки зрения существовавших во времена жизни драматурга общественных проблем.
Д. И. Фонвизин вошёл в историю тем, что явился создателем русской национальной бытовой комедии, создав, тем самым, условия для рождения русского театра, отличающего своей оригинальностью и идейностью.
Прогрессивные писатели очень ценили Д. И. Фонвизина. Так, переоценка его творчества произошла в XIX веке. Так, А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, П. А. Вяземский, К. И. Рылеев, Н. В. Гоголя дали высокую оценку его деятельности.
А. С. Пушкин считал Фонвизина «русским, из прерусских русским»[9, 50]. Н. А. Пауков полагает, что Пушкину удалось проникнуть в сущность творчества Фонвизина «значительно глубже», отмечая прежде всего его «народность (в пушкинском понимании этого слова) и социальную остроту» [9, 49].
Известно, что Пушкин находился в идейной полемике с П. А. Вяземским по поводу трактовки творчества Д. И. Фонвизина, который написал книгу о великом драматурге. Поэт писал Вяземскому: «Рад, что ты принялся за Фонвизина. Что ты ни скажешь о нём или кстати о нём, всё будет хорошо, потому что будет сказано»[10, 122]. Но именно Пушкину удалось увидеть и особо подчеркнуть русский национальный характер творчества Фонвизина.
Актуальность исследования состоит в отсутствии свежих исследований на данную тему. Творчество Фонвизина широко освещалось в советском литературоведении, но с позиции устоявшейся в это период идеологии. Нет сомнения в том, что литературное наследие Д. И. Фонвизина требует пересмотра, свежего взгляда на проблематику и идеи комедии «Недоросль». Возможно, данная работа будет первым шагом в этом направлении.
Следуя совету великого поэта, автор остановил свой выбор на данной теме.
Первым крупным трудом, посвящённым Д. И. Фонвизину, следует считать книгу П. А. Вяземского «Жизнь Фон-визина», вышедшею в Санкт-Петербурге в 1848 году.
В ХХ веке к наиболее полным исследованиям относится труд Ст. Б. Рассадина [12], Н. С. Тихонравовах[15], А. Л. Штейна[17].
Среди статей заслуживают внимания статью следующих авторов: В. А. Гуковского «Фонвизин», К. Куликовой «Д. И. Фонвизин и его комедия “Недоросль”», С. В. Стахорского «”Недоросль” Д. И. Фонвизина» и др.
Объектом исследования является комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Предмет исследования – проблемы екатерининской эпохи, нашедшие отражения в комедии «Недоросль».
Цель исследования: выявить связь комедии «Недоросль» с современным ему обществом.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1)проследить общественно-историческую ситуацию екатерининского времени;
2)выявить отношение Д. И. Фонвизина к злободневным проблемам российского общества;
3)определить, в чём заключается новаторство комедии «Недоросль»;
4)выявить степень освещения в комедии проблемы крепостного права;
5)проанализировать взгляды автора на дворянство и его воспитание, отразившиеся в комедии «Недоросль».
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) описательный;
2) семантико-стилистический;
3) компонентный и сопоставительный методы;
4) все типы анализа художественного слова использовались в комплексе.
Структура работы подчинена логике поставленных задач и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении характеризуется степень разработанности вопроса, обосновывается актуальность, определяются цель исследования и связанные с ней задачи и методы исследования.
В первой главе автор рассматривает наиболее острые проблемы, присущие екатерининской эпохи, и отношение к ним Д. И. Фонвизина. Во второй главе проводится анализ комедии с точки зрения общественных проблем, волновавших драматурга.
В заключении подводятся выводы, формулируются основные результаты работы.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Друг свободы» 6
1.1. Политика Екатерины II в отношении дворянства и крепостных 6
1.2.Отношение Д. И. Фонвизина к политике Екатерины 8
Глава II “Недоросль» как протест против социальной несправедливости 12
2.1.Новизна комедии Фонвизина, её идейно-тематический комплекс 12
2.2. Проблема крепостничества в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» 15
2.3. Дворянство и его нравы в комедии «Недоросль» 17
Заключение 22
Литература 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Д. И. Фонвизина по праву называют «отцом русской комедии». Пьесы «Бригадир» и «Недоросль» стали событием в литературной и театральной жизни, заставив говорить об их авторе как об основоположнике русской комедии.
Наибольшую известность Д. И. Фонвизину принесла комедия «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века, яркий образец литературы классицизма.
В образах Скотининых, Простакова, главного героя комедии Митрофанушки писатель показал помещиков как жестоких и бесчувственных рабовладельцев, а крестьян – как рабов, лишённых человеческого достоинства.
Так, например, на долю няньки Еремеевны выпадают лишь оскорбления и тумаки. Она даже не помнит своего имени – её называют как «старая хрычовка», «собачья дочь», «бестия» и «каналья». Такое отношение к крепостным можно назвать обычным в XVIII веке, это было обычным явлением, о котором драматург заговорил во весь голос.
В комедии «Недоросль» нашли отражение просветительские идеи автора. При этом положительные герои – Стародум, Правдин, Софья, Милон, несмотря на их просвещённость и гуманизм, грешили однообразием. В них не было ни одной отрицательной черты.
В начале исследования был поставлен ряд задач. Проведённый анализ позволил получить следующие выводы:
1) правление Екатерины трудно назвать справедливым с точки зрения народа. Основные проблемы, существовавшие в этот период, не нашли своего разрешения во время её царствования. Проблема крепостного права, а также невежество и произвол дворянского класса по-прежнему оставались наиболее болевыми проблемами своего времени.
2) Творческая и гражданская позиция Д. И. Фонвизина находились в оппозиции к официальному правлению. Не только в своём драматургическом творчестве, но и в публицистике писатель выражал протест против несправедливости строя и обличал его всеми доступными художественными средствами.
3) Новизна комедии «Недоросль» заключается в освобождении от французских традиций в русском театре; построении сюжета на русском материале; в углублении психологии характеров персонажей, в дополнительных мотивах, расширяющих идейно-тематический комплекс. «Недоросль» – первая русская национальная комедия.
4) Комедия «Недоросль» как нельзя более ярко отразила проблему крепостничества, в полной мере показав бесправие подневольного люда, их рабское положение. Фонвизин одним из первых поднимает проблему человеческого достоинства и права крепостного человека, что также явилось неоценимым новшеством в русской драматургии.
5) Комедия «Недоросль» явилась для её автора той самой платформой, с которой он получил возможность высказать своё гражданскую позицию относительно дворянского класса. Он решительно осуждает их духовную и нравственную темноту, невежество, хамство, жестокость, отсутствие патриотизма и гражданственности. Устами Стародума он высказывает, каким должно быть дворянство: гуманным, просвещённым и живущим на благо Отечества.
Можно предположить, что в пьесе «Недоросль» явлена мини-модель екатерининской эпохи, в которой так явно и узнаваемо представлены её нравы и понятия, а образ жестокой помещицы Простаковой есть пародия на саму императрицу.
В заключение хотелось бы привести слова Г. Гуковского, который писал: «С начала XVIII в. русские писатели обрабатывали материалы, взятые с Запада, по-своему, в манере, обоснованной специфически национальными особенностями истории русской культуры. Но именно Фонвизину удалось на основе этой предварительной работы установить первые твердые очертания русской прозы и драмы, тяготеющих к реализму. Никак невозможно свести его комедию к «влиянию» или другому иному типу воздействия какого бы то ни было западного драматурга. Напротив, творческие открытия Фонвизина оказали большое влияние на русскую литературу XIX столетия, и его произведения вошли в золотой фонд русской культуры» [4; 232].
Эти справедливые слова лишний раз подтверждают литературную, эстетическую и историческую ценность наследия Д. И. Фонвизина и служат стимулом для дальнейших исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Н. Всеволодский-Генгросс Фонвизин-драматург/В. Н. Всеволодский-Генгросс. – М., 1960. – 160 с.
2. А. И. Герцен Избранные статьи/А. И. Герцен. – М.: Художественная литература, 1989. – 354 с.
3. Н. В. Гоголь Избранные статьи/Н. В. Гоголь. – М.: Слово, 2007. – 346 с.
4. Г. А. Гуковский Фонвизин/Г. А. Гуковский//Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с.
5. К. А Куликова Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»/К. А. Куликова//Фонвизин Д. И. Недоросль. – Л.: Детская литература, 1989. – 175 с.
6. Г. П. Макогоненко Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина/Г. П. Макошоненко. – М.,1950. – 377 с.
7. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская Пьеса «Недоросль»/ 7. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская //Литература: Справочник. – М.: Эксмо, 2009. – 379 с.
8. Н. И. Павленко Екатерина Великая/ Н. И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 369 с.
9. Н. А. Пауков Пушкин и сатирическая традиция Фонвизина/ Н. А. Пауков. – М., 1976. – 257 с.
10. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений. Т. XIV/А. С. Пушкин. – М.: Наука. 1999.
11. А. Н. Радищев Полное собрание сочинений в 3 т. /А. Н. Радищев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1. – 364 с.
12. С. Б. Рассадин Фонвизин/С. Б. Рассадин. – М.: Искусство, 1980. – 288 с.
13. В. М. Соловьёв История России/В. М. Соловьёв. – М.: Белый город, 2003. – 415 с.
14. С. В. Стахорский «Недоросль» Д. И. Фонвизина/С. В. Стахорский// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 655 с.
15. Н. С. Тихонравов Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова/Н. С. Тихонравов. – СПб., 1894.
16. Д. И. Фонвизин Недоросль/Д. И. Фонвизин. – Л.: Детская литература, 1989. – 175 с.
17. А. Л. Штейн Д. И. Фонвизин: 1745—1792: Очерк жизни и творчества/А. Л. Штейн. – М., 1945.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую