Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Леды, славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая, Елена была похищена троянским царевичем Парисом, что и послужило якобы поводом к Троянской войне.
Миф о Елене нашёл широкое отражение в художественной литературе. Образ Елены выведен в гомеровском эпосе, трагедиях Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедиях Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены». В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятил ей грустный рассказ «Она и её мужчины».
Поразительно глубокое психологическое истолкование миф о Елене получил в трагедиях Еврипида. Наибольшее количество работ в отечественном литературоведении посвящено анализу трагедии «Елена» [8, 9, 16, 17], практически неисследованными являются «Троянки» и «Орест» и, как выяснилось, почти не затрагивается сопоставительный аспект анализа образа Елены во всех трех трагедиях – этим объясняется актуальность данной курсовой работы.
Итак, основная цель исследования – сопоставительный анализ образа Елены в трагедиях Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить своеобразие представления о Елене в древнегреческой мифологии и литературе;
- проанализировать трагедии Еврипида, в которых упоминается Елена Прекрасная, выявить отношение к ней персонажей;
- дать сопоставительную характеристику образа Елены в трагедиях «Троянки», «Елена» и «Орест»;
- выявить особенности проявления авторской позиции в оценке Елены.
В качестве теоретической основы курсовой работы использовались труды по классической филологии Б.В. Варнеке, М.Л. Гаспарова, Д.П. Каллистова, С.И. Радцига, А.А. Тахо-Годи, В.Н. Ярхо.
Материал исследования – древнегреческие мифы и трагедии Еврипида.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Содержание
Введение 3
1. Образ Елены Прекрасной в древнегреческой мифологии и литературе 5
2. Место и функции образа Елены в творчестве Еврипида 11
2.1. Еврипид – «трагичнейший» поэт Эллады 11
2.2. Образ Елены в трагедии «Троянки» 15
2.3. Образ Елены в трагедии «Елена» 18
2.4. Образ Елены в трагедии «Орест» 27
Заключение 32
Список использованной литературы 32
Заключение
Проанализировав образ Елены в трагедиях Еврипида, мы пришли к следующим выводам:
Еврипид устами Андромахи проклинал Спарту и спартанцев. Среди них на первом месте Елена – виновница троянской войны, царица Спарты, с которой идет у афинян война. Правда, воюют не с женщинами, но Еврипиду надо опорочить и женщин враждебного лагеря: как могут спартанские девушки сохранить скромность, когда они вместе с юношами участвуют в гимнастических состязаниях, говорит у него Пелей. И не стоило из-за презренной Елены затевать войну. Пелей укоряет Менелая в том, что по взятии Трои он не убил Елену, но чуть только увидел ее грудь, выронил меч, позволил себя целовать и стал ласкать эту изменницу – псицу.
В «Троянках» Елена изображена резко отрицательно. Спустя три года Еврипид в «Елене» рисует ее положительными чертами, следуя палинодии Стесихора и геродотовскому рассказу, будто Елена и не бывала в Трое – туда был похищен лишь ее призрак, а сама она пробыла всю войну в Египте и, стало быть, ни в чем не виновна. Она оставалась верной, ожидая возвращения мужа. Иными словами, Елена, по этой версии, – это вторая Пенелопа. Но проходит еще четыре года, и в «Оресте» Еврипид снова клеймит и казнит ее.
Как мы убедились, все три пьесы следует изучать в сопоставлении и на фоне тогдашних политических событий.
Анализ показал, что только при поверхностном рассмотрении «Елены» можно говорить о положительной трактовке заглавного персонажа. Трагедия
является и комической, и гротескной, и пародийной, следовательно, Еврипид не мог хвалить то, что еще вчера порицал. Представить обеленной спартанскую царицу, обычно символизировавшую собой раздор, в тот самый момент, когда Афины были потрясены катастрофой Сицилийской экспедиции и, по словам Фукидида, могли ожидать нападения спартанского флота на Пирей он, как нам кажется, не мог. Мы считаем, что такой образ действий со стороны поэта был бы вызывающим и означал бы его моральную капитуляцию перед Спартой. Однако, это всего лишь точка зрения.
Список использованной литературы
1. Анненский, И. Ф. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990. – 640 с.
2. Боннар, А. Греческая цивилизация: В 2 т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.
3. Варнеке, Б. В. История античного театра. – М.; Л.: Искусство, 1940. – 312 с.
4. Гаспаров, M. JI. Еврипид Иннокентия Анненского // Еврипид. Трагедии: В 2 т. / В пер. И.Анненского. – М., 1999. Т. 1. – С. 591-600.
5. Еврипид. Трагедии. Т. 1-2. – М.: Худож. лит, 1969.
6. Зелинский, Ф. Ф. Мифы трагической Эллады. – Минск: Высшая школа, 1992. – 366 с.
7. История греческой литературы / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. – М.: Изд. Академии наук ССР. Ин-т мир. лит-ры им. Горького, 1955. Т. 2. – 310 с.
8. История западноевропейского театра в 8 томах / Под ред. С.С. Мокульского. т. 1. – М.: Искусство, 1963. – 688 с.
9. Каллистов, Д. П. Античный театр. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1970. – 178 с.
10. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1981. – 464 с.
11. Платон. Сочинения: В 3 т. – М.Мысль, 1970.
12. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / Учебник для филологических факультетов университетов. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1977. – 551 с.
13. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989. – 301 с.
14. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). – М.: Художественная литература, 1983. – 384 с.
15. Ярхо В. Н. Елена // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., т. 1. – М.: Российская энциклопедия, 1997. – С. 431-432.
16. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. – М.: Лабиринт, 2000. – 352 с.
17. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. – М.: Лабиринт, 2004. – 360 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Леды, славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая, Елена была похищена троянским царевичем Парисом, что и послужило якобы поводом к Троянской войне.
Миф о Елене нашёл широкое отражение в художественной литературе. Образ Елены выведен в гомеровском эпосе, трагедиях Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедиях Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены». В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятил ей грустный рассказ «Она и её мужчины».
Поразительно глубокое психологическое истолкование миф о Елене получил в трагедиях Еврипида. Наибольшее количество работ в отечественном литературоведении посвящено анализу трагедии «Елена» [8, 9, 16, 17], практически неисследованными являются «Троянки» и «Орест» и, как выяснилось, почти не затрагивается сопоставительный аспект анализа образа Елены во всех трех трагедиях – этим объясняется актуальность данной курсовой работы.
Итак, основная цель исследования – сопоставительный анализ образа Елены в трагедиях Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить своеобразие представления о Елене в древнегреческой мифологии и литературе;
- проанализировать трагедии Еврипида, в которых упоминается Елена Прекрасная, выявить отношение к ней персонажей;
- дать сопоставительную характеристику образа Елены в трагедиях «Троянки», «Елена» и «Орест»;
- выявить особенности проявления авторской позиции в оценке Елены.
В качестве теоретической основы курсовой работы использовались труды по классической филологии Б.В. Варнеке, М.Л. Гаспарова, Д.П. Каллистова, С.И. Радцига, А.А. Тахо-Годи, В.Н. Ярхо.
Материал исследования – древнегреческие мифы и трагедии Еврипида.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Содержание
Введение 3
1. Образ Елены Прекрасной в древнегреческой мифологии и литературе 5
2. Место и функции образа Елены в творчестве Еврипида 11
2.1. Еврипид – «трагичнейший» поэт Эллады 11
2.2. Образ Елены в трагедии «Троянки» 15
2.3. Образ Елены в трагедии «Елена» 18
2.4. Образ Елены в трагедии «Орест» 27
Заключение 32
Список использованной литературы 32
Заключение
Проанализировав образ Елены в трагедиях Еврипида, мы пришли к следующим выводам:
Еврипид устами Андромахи проклинал Спарту и спартанцев. Среди них на первом месте Елена – виновница троянской войны, царица Спарты, с которой идет у афинян война. Правда, воюют не с женщинами, но Еврипиду надо опорочить и женщин враждебного лагеря: как могут спартанские девушки сохранить скромность, когда они вместе с юношами участвуют в гимнастических состязаниях, говорит у него Пелей. И не стоило из-за презренной Елены затевать войну. Пелей укоряет Менелая в том, что по взятии Трои он не убил Елену, но чуть только увидел ее грудь, выронил меч, позволил себя целовать и стал ласкать эту изменницу – псицу.
В «Троянках» Елена изображена резко отрицательно. Спустя три года Еврипид в «Елене» рисует ее положительными чертами, следуя палинодии Стесихора и геродотовскому рассказу, будто Елена и не бывала в Трое – туда был похищен лишь ее призрак, а сама она пробыла всю войну в Египте и, стало быть, ни в чем не виновна. Она оставалась верной, ожидая возвращения мужа. Иными словами, Елена, по этой версии, – это вторая Пенелопа. Но проходит еще четыре года, и в «Оресте» Еврипид снова клеймит и казнит ее.
Как мы убедились, все три пьесы следует изучать в сопоставлении и на фоне тогдашних политических событий.
Анализ показал, что только при поверхностном рассмотрении «Елены» можно говорить о положительной трактовке заглавного персонажа. Трагедия
является и комической, и гротескной, и пародийной, следовательно, Еврипид не мог хвалить то, что еще вчера порицал. Представить обеленной спартанскую царицу, обычно символизировавшую собой раздор, в тот самый момент, когда Афины были потрясены катастрофой Сицилийской экспедиции и, по словам Фукидида, могли ожидать нападения спартанского флота на Пирей он, как нам кажется, не мог. Мы считаем, что такой образ действий со стороны поэта был бы вызывающим и означал бы его моральную капитуляцию перед Спартой. Однако, это всего лишь точка зрения.
Список использованной литературы
1. Анненский, И. Ф. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990. – 640 с.
2. Боннар, А. Греческая цивилизация: В 2 т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.
3. Варнеке, Б. В. История античного театра. – М.; Л.: Искусство, 1940. – 312 с.
4. Гаспаров, M. JI. Еврипид Иннокентия Анненского // Еврипид. Трагедии: В 2 т. / В пер. И.Анненского. – М., 1999. Т. 1. – С. 591-600.
5. Еврипид. Трагедии. Т. 1-2. – М.: Худож. лит, 1969.
6. Зелинский, Ф. Ф. Мифы трагической Эллады. – Минск: Высшая школа, 1992. – 366 с.
7. История греческой литературы / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. – М.: Изд. Академии наук ССР. Ин-т мир. лит-ры им. Горького, 1955. Т. 2. – 310 с.
8. История западноевропейского театра в 8 томах / Под ред. С.С. Мокульского. т. 1. – М.: Искусство, 1963. – 688 с.
9. Каллистов, Д. П. Античный театр. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1970. – 178 с.
10. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1981. – 464 с.
11. Платон. Сочинения: В 3 т. – М.Мысль, 1970.
12. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / Учебник для филологических факультетов университетов. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1977. – 551 с.
13. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989. – 301 с.
14. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). – М.: Художественная литература, 1983. – 384 с.
15. Ярхо В. Н. Елена // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., т. 1. – М.: Российская энциклопедия, 1997. – С. 431-432.
16. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. – М.: Лабиринт, 2000. – 352 с.
17. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. – М.: Лабиринт, 2004. – 360 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую