Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Начальная школа – это время формирования навыков ребенка. Особенно важным в это время становится период обучения грамоте, так как именно от того, как ребенок научится читать и писать зависит его дальнейшее обучение. Вместе с тем, приходится признать, что фонетические умения, которые развиваются на начальных этапах обучения, не всегда по силам детям.
Это связано с тем, что материал, который преподается в этот период, представляет большую спорность и большую сложность даже для высшей школы. В соответствии с этим приходится говорить о том, что в начальной школе нужно выработать подход обучения, не перегружая ребенка, но сделав обучение максимально для него понятным.
Цель данной работы – рассмотреть возможности развития фонетических умений в период обучения грамоте. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть лингвистические основы данной темы
2. Проанализировать, какие минимальные фонетические знания формируются в начальной школе
3. Рассмотреть основные направления по формированию фонетических умений
4. Представить упражнения, направленные на формирование фонетических умений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.1. Лингвистические основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.2. Необходимый фонетический минимум при обучении грамоте 9
Глава 2. Развитие фонетических умений в начальной школе при обучении грамоте 17
2.1. Анализ существующих направлений обучения 17
2.2. Упражнения для развития фонетических умений 22
Заключение 30
Список литературы 31
Заключение
Обучение фонетике в начальной школе всегда сопряжено с большими трудностями, так как фонетика, наравне с синтаксисом, по праву может называться одним из самых сложных направлений в лингвистике. Вместе с тем, несмотря на то, на какую школу будет опираться исследование, приходится говорить о том, что младшая школа должна формировать следующие умения:
а) список сочетаний согласных, возможных в начале, в конце слога и на стыке слогов;
б) максимально возможное количество согласных, входящих в сочетание;
в) орфоэпические нормы - артикуляция (и восприятие на слух) сочетаний начальных и конечных групп согласных;
г) орфоэпические умения - восприятие на слух и порождение консонантных сочетаний определенных типов в связи с усвоением русской лексики.
Анализ материала позволил судить о том, что в настоящее время не было выработано однозначного подхода к формированию фонетических умений у младших школьников. Почти все буквари пытаются опираться на графический и фонетический принцип, однако, в большинстве случаев происходит смешение подходов, что е облегчает, но затрудняет обучение.
Обратим внимание на то, что, хотя дети с нормальным речевым развитием и не испытывают больших трудностей в звукоразличении, обучение следует проводить при опоре на упражнения, которые позволят усвоить различия между звуками, особенно в том месте, где приходится обращать внимание на оппозиции по глухости-звункости, мягкости-твердости.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70 - М., 1955 С. 104-148
2. Анастасиев А.И. Криж В.О. Русская азбука для сельских школ (библиографический обзор, заметка, аннотация) // Русская школа - 1893- №3 - С.213-217
3. Андрианова 2004 - Андрианова Т.М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М.Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы и методические рекомендации, поурочные разработки / Т.М.Андрианова, В.А. Илюхина.- М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 211 с.
4. Асмолов А.Г., Цветкова A.B. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии - 2005 - № 2 - С.217-222
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию в 2 тт. Т. 2 - М.: Изд-во АН СССР, 1963 – 417 с.
6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 231 с.
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд.б-е, перераб и доп. - М.: Логос. – 2001 – 502 с.
8. Виноградов Н. О звуковом методе // Народное образование - 1910 - №2 - С.159-168
9. Грушников В.А., Горецкий В.Г. Как не следует изменять методику обучения грамоте //«Советская педагогика» - 1964 - №7 - С.75-82
10. Джежелей О.В. Азбука для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2000 – 101 с.
11. Ильясов И.И. Описание учения как деятельности // Начальная школа: плюс - минус - 2001 - №1 - С.7-12
12. Ипполитова H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс до и после.- 1999.- №5-С. 16-23
13. Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте //Начальная школа.- 2000.- № 7 - С.47-57
14. Корнев А.Н. Психология усвоения чтения / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - С.79- 87
15. Кудрявцев А. Заметки о процессе обучения грамоте // Русская школа - 1905 - № 10-11 - С.259-270
16. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус - 2001- №1- С.3-6.
17. Леонтьев A.A. Психология обучения чтению //Начальная школа: плюс — минус - 1999 - № 10 - С.9-13
18. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, H.H. Светловская - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987 – 345 с.
19. Мельников М.А. Вопросы начального обучения //Советская педагогика - 1964 - № 6 - С.25-34
20. Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога//Начальная школа-1985 -№6-С.16-20
21. Сильченкова Л.С.. Фонетические и графические закономерности методики обучения грамоте / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей - М.: ГНО Издательство «Прометей». МПГУ, 2005 -С.385 – 390
22. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха //Начальная школа - 2005 - № 1 - С. 110-119
23. Сильченкова Л.С. Обучение детей чтению в логике освоения действительности и методика обучения родному языку / Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разработывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке. -М.:МГПУ, 2006 - С. 141-157
24. Сильченкова Л.С. Свойства русской графики и фонологии как основа формирования действия чтения /Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. - М.: «Прометей», МПГУ, 2006 - С.286-293
25. Эльконин Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению // Советская педагогика. — 1973.-№ 1.- С. 14-23
26. Эльконин Д.Б. Об экспериментальном букваре, составленном В.Г.Горецким, В.А.Кирюшкиным, А.Ф.Шанько // Начальная школа. -1973. - С.71-73
27. Эльконин Д.Б.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе // Советская педагогика. — 1961. - № 9. - С.22-32
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Начальная школа – это время формирования навыков ребенка. Особенно важным в это время становится период обучения грамоте, так как именно от того, как ребенок научится читать и писать зависит его дальнейшее обучение. Вместе с тем, приходится признать, что фонетические умения, которые развиваются на начальных этапах обучения, не всегда по силам детям.
Это связано с тем, что материал, который преподается в этот период, представляет большую спорность и большую сложность даже для высшей школы. В соответствии с этим приходится говорить о том, что в начальной школе нужно выработать подход обучения, не перегружая ребенка, но сделав обучение максимально для него понятным.
Цель данной работы – рассмотреть возможности развития фонетических умений в период обучения грамоте. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть лингвистические основы данной темы
2. Проанализировать, какие минимальные фонетические знания формируются в начальной школе
3. Рассмотреть основные направления по формированию фонетических умений
4. Представить упражнения, направленные на формирование фонетических умений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.1. Лингвистические основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.2. Необходимый фонетический минимум при обучении грамоте 9
Глава 2. Развитие фонетических умений в начальной школе при обучении грамоте 17
2.1. Анализ существующих направлений обучения 17
2.2. Упражнения для развития фонетических умений 22
Заключение 30
Список литературы 31
Заключение
Обучение фонетике в начальной школе всегда сопряжено с большими трудностями, так как фонетика, наравне с синтаксисом, по праву может называться одним из самых сложных направлений в лингвистике. Вместе с тем, несмотря на то, на какую школу будет опираться исследование, приходится говорить о том, что младшая школа должна формировать следующие умения:
а) список сочетаний согласных, возможных в начале, в конце слога и на стыке слогов;
б) максимально возможное количество согласных, входящих в сочетание;
в) орфоэпические нормы - артикуляция (и восприятие на слух) сочетаний начальных и конечных групп согласных;
г) орфоэпические умения - восприятие на слух и порождение консонантных сочетаний определенных типов в связи с усвоением русской лексики.
Анализ материала позволил судить о том, что в настоящее время не было выработано однозначного подхода к формированию фонетических умений у младших школьников. Почти все буквари пытаются опираться на графический и фонетический принцип, однако, в большинстве случаев происходит смешение подходов, что е облегчает, но затрудняет обучение.
Обратим внимание на то, что, хотя дети с нормальным речевым развитием и не испытывают больших трудностей в звукоразличении, обучение следует проводить при опоре на упражнения, которые позволят усвоить различия между звуками, особенно в том месте, где приходится обращать внимание на оппозиции по глухости-звункости, мягкости-твердости.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70 - М., 1955 С. 104-148
2. Анастасиев А.И. Криж В.О. Русская азбука для сельских школ (библиографический обзор, заметка, аннотация) // Русская школа - 1893- №3 - С.213-217
3. Андрианова 2004 - Андрианова Т.М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М.Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы и методические рекомендации, поурочные разработки / Т.М.Андрианова, В.А. Илюхина.- М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 211 с.
4. Асмолов А.Г., Цветкова A.B. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии - 2005 - № 2 - С.217-222
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию в 2 тт. Т. 2 - М.: Изд-во АН СССР, 1963 – 417 с.
6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 231 с.
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд.б-е, перераб и доп. - М.: Логос. – 2001 – 502 с.
8. Виноградов Н. О звуковом методе // Народное образование - 1910 - №2 - С.159-168
9. Грушников В.А., Горецкий В.Г. Как не следует изменять методику обучения грамоте //«Советская педагогика» - 1964 - №7 - С.75-82
10. Джежелей О.В. Азбука для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2000 – 101 с.
11. Ильясов И.И. Описание учения как деятельности // Начальная школа: плюс - минус - 2001 - №1 - С.7-12
12. Ипполитова H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс до и после.- 1999.- №5-С. 16-23
13. Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте //Начальная школа.- 2000.- № 7 - С.47-57
14. Корнев А.Н. Психология усвоения чтения / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - С.79- 87
15. Кудрявцев А. Заметки о процессе обучения грамоте // Русская школа - 1905 - № 10-11 - С.259-270
16. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус - 2001- №1- С.3-6.
17. Леонтьев A.A. Психология обучения чтению //Начальная школа: плюс — минус - 1999 - № 10 - С.9-13
18. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, H.H. Светловская - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987 – 345 с.
19. Мельников М.А. Вопросы начального обучения //Советская педагогика - 1964 - № 6 - С.25-34
20. Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога//Начальная школа-1985 -№6-С.16-20
21. Сильченкова Л.С.. Фонетические и графические закономерности методики обучения грамоте / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей - М.: ГНО Издательство «Прометей». МПГУ, 2005 -С.385 – 390
22. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха //Начальная школа - 2005 - № 1 - С. 110-119
23. Сильченкова Л.С. Обучение детей чтению в логике освоения действительности и методика обучения родному языку / Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разработывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке. -М.:МГПУ, 2006 - С. 141-157
24. Сильченкова Л.С. Свойства русской графики и фонологии как основа формирования действия чтения /Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. - М.: «Прометей», МПГУ, 2006 - С.286-293
25. Эльконин Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению // Советская педагогика. — 1973.-№ 1.- С. 14-23
26. Эльконин Д.Б. Об экспериментальном букваре, составленном В.Г.Горецким, В.А.Кирюшкиным, А.Ф.Шанько // Начальная школа. -1973. - С.71-73
27. Эльконин Д.Б.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе // Советская педагогика. — 1961. - № 9. - С.22-32
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую