Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
В жизни человека постоянно сопровождали, сопровождают и будут сопровождать различные цвета и цветовые оттенки. Все они неосознанно влияют на восприятие окружающего мира, повышая настроение, вызывая эмоции радости и грусти, провоцируя агрессию и так далее. Чтобы доказать воздействие цвета понадобилось не одно десятилетие и не один психологический эксперимент и эта информация стала общедоступной для масс, теперь управлять цветовыми сочетаниями могут все желающие в корыстных целях: маркетологи, чтобы привлечь покупателей; начальники, чтобы стимулировать работников; студенты, чтобы лучше запомнить материал и так далее.
Наряду с психологическими, природными механизмами влияния на организм и душу человека существуют способы, придуманные, отточенные и используемые осознанно: мимика, жестикуляция и, конечно же, слово. И не одно слово, не просто слово в первичном его понимании, а то, которым «можно убить, можно спасти, словом можно полки за собой повести» [Шефнер 2009: 43]. Это литература, читаемая миллионами: публицистическая, художественная, научно-популярная…Язык каждого функционального стиля значительно отличается, имеет свои обязательные признаки. Художественная литература в широком делении может быть представлена прозой и поэзией. Поэтический текст имеет строгие ограничения метрико-ритмическими нормами, а потому каждое слово в произведении наделено особой смысловой нагрузкой, способной передать точный, нужный смысл слова. Грубо говоря, у поэта нет возможности пояснять, что он имел в виду, в отличие от прозаика. Чтобы донести до читателя желаемые чувства и ощущения, поэт прибегает к различным средствам художественной выразительности: литоте, гиперболе, синекдохе и наиболее популярному в своем употреблении - эпитету. В роли эпитетов нередко выступают прилагательные, обозначающие конкретный цвет или его оттенок. Они помогают автору воссоздать нужное окружение и атмосферу, активизировать фантазию читателя. Наиболее интересными являются цветовые прилагательные, входящие в лексико-грамматический разряд относительных прилагательных. Они, чаще всего, выражают более тонкие оттенки цвета (малиновый, гранатовый, свекольный, вишневый – и это все не просто «красный»). Это все делает поэтическое мастерство автора более тонким и чувственным.
Проанализировав примеры употребления цветовых прилагательных из разряда относительных в русской лирике XX-XXI веков, мы получим возможность более чутко прочувствовать настроение автора, его цель и мысли, которые он хотел донести. Быть чутким читателем необходимо во все времена. Этим объясняется актуальность проделанной работы.
Цель курсовой работы – изучить понятие цветообозначения и проанализировать его употребление в русской поэзии XX-XXI веков.
Достижение цели возможно через решение ряда конкретных задач настоящего исследования:
1. Изучить прилагательное как часть речи, выявив его основные функции; определить специфику относительных прилагательных;
2. Изучить теоретическую составляющую понятия «цвета»;
3. Изучить явление цветообозначения: историю изучения, функции, классификацию и особенности употребления;
4. Методом сплошной выборки найти и проанализировать яркие примеры употребления цветовых прилагательных в русской поэзии XX-XXI веков;
5. Сделать соответствующие выводы.
Предметом нашего изучения является цветообозначение, объектом – цветовые прилагательные из разряда относительных.
В теоретической базе данной курсовой работы используются работы Г. Браэма, Ю.В. Ивановой, Белошапковой, Бахилиной и др.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 6
ПОНЯТИЕ ЦВЕТА 10
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ 13
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ 16
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX-XXI ВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен такой лексико-грамматический разряд прилагательных, как относительные: изучена теоретическая сторона вопроса в сопоставлении нескольких точек зрения русских лингвиcтов XX и XXI века. Были изучены рассмотрено понятие цвета с психологической точки зрения (подсознательное воздействие на психику человека, провоцирующее различные состояния от радости до бурной агрессии) и с точки зрения инструмента литературы (художественного средства выразительности в поэтических текстах).
Были приведены примеры творчества знаменитых поэтов серебряного века: Н.Гумилева, М. Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, В.Высоцкого, С. Есенина. Были рассмотрены следующие цветовые прилагательные, из разряда относительных: жемчужный, изумрудный, ржавый, малиновый, золотой, изумрудный, седой, лимонный, маковый, вороной. При помощи цветовой лексики авторы демонстрируют свое видение настоящего мира, выражая цвет через окружающие нас предметы и явления. Это умение видеть красоту. Это умение передать чувства и эмоции через цвет, опираясь на подсознательные мотивы и накопленный многолетний культурный опыт наших предков. «Прочтение» и истолкование цвета может быть сугубо индивидуальным, зависящим от накопленного человеком опыта, а может быть коллективным, одинаковым для больших значимых групп общества. Поэтому чтобы верно донести необходимую информацию через литературу, нужно выбирать не только лирических героев, но и цветообозначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005, 112 с.
2. Бальмонт К. Сборник стихотворений. М.: Книга, 1989, 560 с.
3. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: учебник для филологических специализированных университетов. М.: Высшая школа, 1989, 800 с.
4. Браэм Г. Психология цвета. М.: Астрель, 2009, 158 с.
5. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и название цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005, 216 с.
6. Высоцкий В. Малое собрание сочинение. М.: Аст- Пресс, 2011, 379 с.
7. Гете И. Концепция цвета: информационный ресурс. http://www.colorsystem.com/projekte/engl/14goee.htm
8. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: учебник, пособие для институтов. М.: Высшая школа, 1981, 359 с.
9. Гумилев Н. Сборник стихотворений. М.: Дельфин, 2003, 246 с.
10. Дюпина Ю. В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. 2013, №1 — с. 220-221.
11. Есенин С. Сборник стихотворений. М.: Аст- Пресс, 2010, 312 с.
12. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: 5ое издание, Назрань: Пилигрим, 2010, 486 с.
13. Иванова Ю.В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию. // Общественные и гуманитарные науки. М.: МГПУ, 2011, с. 112-118.
14. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1999, 240 с.
15. Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке // Вестник БГПУ. Барнаул: 2002, 43 с.
16. Лихачев Д.С. Искусство и наука //Русская литература. М. : 1992, № 3– с. 5–6.
17. Немыкин В.В. Символика цвета. // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, № 1-2, 2010, с. 47-49.
18. Рыбачева Л.В. Современный русский литературный язык. Морфология: учебное пособие для вузов. Воронеж: ВГУ, 2008, 82 с.
19. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001, 320 с.
20. Цветаева М. Малое собрание сочинений. М.: Азбука, 2012, 864 с.
21. Шефнер В. Сестра печали: сборник стихотворений. М.: Терра, 2009, 464 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
В жизни человека постоянно сопровождали, сопровождают и будут сопровождать различные цвета и цветовые оттенки. Все они неосознанно влияют на восприятие окружающего мира, повышая настроение, вызывая эмоции радости и грусти, провоцируя агрессию и так далее. Чтобы доказать воздействие цвета понадобилось не одно десятилетие и не один психологический эксперимент и эта информация стала общедоступной для масс, теперь управлять цветовыми сочетаниями могут все желающие в корыстных целях: маркетологи, чтобы привлечь покупателей; начальники, чтобы стимулировать работников; студенты, чтобы лучше запомнить материал и так далее.
Наряду с психологическими, природными механизмами влияния на организм и душу человека существуют способы, придуманные, отточенные и используемые осознанно: мимика, жестикуляция и, конечно же, слово. И не одно слово, не просто слово в первичном его понимании, а то, которым «можно убить, можно спасти, словом можно полки за собой повести» [Шефнер 2009: 43]. Это литература, читаемая миллионами: публицистическая, художественная, научно-популярная…Язык каждого функционального стиля значительно отличается, имеет свои обязательные признаки. Художественная литература в широком делении может быть представлена прозой и поэзией. Поэтический текст имеет строгие ограничения метрико-ритмическими нормами, а потому каждое слово в произведении наделено особой смысловой нагрузкой, способной передать точный, нужный смысл слова. Грубо говоря, у поэта нет возможности пояснять, что он имел в виду, в отличие от прозаика. Чтобы донести до читателя желаемые чувства и ощущения, поэт прибегает к различным средствам художественной выразительности: литоте, гиперболе, синекдохе и наиболее популярному в своем употреблении - эпитету. В роли эпитетов нередко выступают прилагательные, обозначающие конкретный цвет или его оттенок. Они помогают автору воссоздать нужное окружение и атмосферу, активизировать фантазию читателя. Наиболее интересными являются цветовые прилагательные, входящие в лексико-грамматический разряд относительных прилагательных. Они, чаще всего, выражают более тонкие оттенки цвета (малиновый, гранатовый, свекольный, вишневый – и это все не просто «красный»). Это все делает поэтическое мастерство автора более тонким и чувственным.
Проанализировав примеры употребления цветовых прилагательных из разряда относительных в русской лирике XX-XXI веков, мы получим возможность более чутко прочувствовать настроение автора, его цель и мысли, которые он хотел донести. Быть чутким читателем необходимо во все времена. Этим объясняется актуальность проделанной работы.
Цель курсовой работы – изучить понятие цветообозначения и проанализировать его употребление в русской поэзии XX-XXI веков.
Достижение цели возможно через решение ряда конкретных задач настоящего исследования:
1. Изучить прилагательное как часть речи, выявив его основные функции; определить специфику относительных прилагательных;
2. Изучить теоретическую составляющую понятия «цвета»;
3. Изучить явление цветообозначения: историю изучения, функции, классификацию и особенности употребления;
4. Методом сплошной выборки найти и проанализировать яркие примеры употребления цветовых прилагательных в русской поэзии XX-XXI веков;
5. Сделать соответствующие выводы.
Предметом нашего изучения является цветообозначение, объектом – цветовые прилагательные из разряда относительных.
В теоретической базе данной курсовой работы используются работы Г. Браэма, Ю.В. Ивановой, Белошапковой, Бахилиной и др.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 6
ПОНЯТИЕ ЦВЕТА 10
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ 13
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ 16
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX-XXI ВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен такой лексико-грамматический разряд прилагательных, как относительные: изучена теоретическая сторона вопроса в сопоставлении нескольких точек зрения русских лингвиcтов XX и XXI века. Были изучены рассмотрено понятие цвета с психологической точки зрения (подсознательное воздействие на психику человека, провоцирующее различные состояния от радости до бурной агрессии) и с точки зрения инструмента литературы (художественного средства выразительности в поэтических текстах).
Были приведены примеры творчества знаменитых поэтов серебряного века: Н.Гумилева, М. Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, В.Высоцкого, С. Есенина. Были рассмотрены следующие цветовые прилагательные, из разряда относительных: жемчужный, изумрудный, ржавый, малиновый, золотой, изумрудный, седой, лимонный, маковый, вороной. При помощи цветовой лексики авторы демонстрируют свое видение настоящего мира, выражая цвет через окружающие нас предметы и явления. Это умение видеть красоту. Это умение передать чувства и эмоции через цвет, опираясь на подсознательные мотивы и накопленный многолетний культурный опыт наших предков. «Прочтение» и истолкование цвета может быть сугубо индивидуальным, зависящим от накопленного человеком опыта, а может быть коллективным, одинаковым для больших значимых групп общества. Поэтому чтобы верно донести необходимую информацию через литературу, нужно выбирать не только лирических героев, но и цветообозначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005, 112 с.
2. Бальмонт К. Сборник стихотворений. М.: Книга, 1989, 560 с.
3. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: учебник для филологических специализированных университетов. М.: Высшая школа, 1989, 800 с.
4. Браэм Г. Психология цвета. М.: Астрель, 2009, 158 с.
5. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и название цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005, 216 с.
6. Высоцкий В. Малое собрание сочинение. М.: Аст- Пресс, 2011, 379 с.
7. Гете И. Концепция цвета: информационный ресурс. http://www.colorsystem.com/projekte/engl/14goee.htm
8. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: учебник, пособие для институтов. М.: Высшая школа, 1981, 359 с.
9. Гумилев Н. Сборник стихотворений. М.: Дельфин, 2003, 246 с.
10. Дюпина Ю. В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. 2013, №1 — с. 220-221.
11. Есенин С. Сборник стихотворений. М.: Аст- Пресс, 2010, 312 с.
12. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: 5ое издание, Назрань: Пилигрим, 2010, 486 с.
13. Иванова Ю.В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию. // Общественные и гуманитарные науки. М.: МГПУ, 2011, с. 112-118.
14. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1999, 240 с.
15. Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке // Вестник БГПУ. Барнаул: 2002, 43 с.
16. Лихачев Д.С. Искусство и наука //Русская литература. М. : 1992, № 3– с. 5–6.
17. Немыкин В.В. Символика цвета. // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, № 1-2, 2010, с. 47-49.
18. Рыбачева Л.В. Современный русский литературный язык. Морфология: учебное пособие для вузов. Воронеж: ВГУ, 2008, 82 с.
19. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001, 320 с.
20. Цветаева М. Малое собрание сочинений. М.: Азбука, 2012, 864 с.
21. Шефнер В. Сестра печали: сборник стихотворений. М.: Терра, 2009, 464 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую