Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное литературоведение проявляет интерес к творчеству одного из самых оригинальных представителей эмигрантской прозы Г. Газданова (1903 – 1971). Обладая ярко выраженными художественными достоинствами, отмеченные несомненным мастерством и печатью самобытного таланта, прозаические произведения Г. Газдановавызывают непосредственный отклик:как читательский, так и исследовательский. Роман «Вечер у Клэр» (1929) являет собой образец неповторимого стиля писателя, великолепное владение языком, наличие разнообразных художественных приёмов. Несмотря на очевидность этих фактов, поэтика творчества писателя (в том числе и романа «Вечер у Клэр») ещё не изучена ещё в полной мере. Хотя существует ряд работ, направленных на восполнение этой лакуны в области русскоязычной литературы ХХ века. Среди них следует выделить исследования следующих авторов: Ю. В. Бабичева , В. С. Березин , В. А. Боярский , В. Вейдле ,Л. Н. Дарьялова , Л. Диенеш , Н. В. Доброскокиной , Т. Н. Красавченко , Л. В. Матанцева , М. Слоним , Ю. ф. Симонян , И. Сухих .
В упомянутых работах были рассмотрены биографические вехи Г. Газданова, его творческая эволюция; с разных сторон проанализированы романы и рассказы писателя, определены основные черты поэтики, типология героев.
Следует отметить, что не все критики оказались однозначны в своём мнении в отношении Г. Газданова. Некоторые из них полагают, что бессюжетность его произведений указывает на его писательскую беспомощность, а перекличка с мировой литературой – на вторичность и оригинальность. По этой причине необходим новый, свежий взгляд на наследие ГайтоГазданова.
Актуальность исследования заключается в неполной изученности темы, а так же во всестороннем освещении романа Г. Газданова «Вечер у Клэр».
Объект исследования: роман «Вечер у Клэр».
Предмет исследования: художественная составляющая романа «Вечер у Клэр».
Цель исследования: охарактеризовать роман Г. Газданова «Вечер у Клэр» как выдающееся произведение русского зарубежья и точку отсчёта в литературной деятельности писателя.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)проследить этапы творческой эволюции Г. Газданова;
2)выявить характерные черты писательской манеры;
3)проанализировать критические оценки романа «Вечер у Клэр»;
4)проанализировать роман с точки зрения авторской концепции;
5)проанализировать роман с точки зрения художественного воплощения.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) описательный;
2) семантико-стилистический;
3) компонентный и сопоставительный методы;
4) все типы анализа художественного слова использовались в комплексе.
Теоретической базой исследования послужили работы в области исследования сюжета Б. О. Кормана , Б. Л. Тимофеева , Б. В. Томашевского , Э. Я. Фесенко ; в области анализа текста Л. Г. Бабенко .
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответственного профиля. Материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Г. ГАЗДАНОВ – ПИСАТЕЛЬ «НОВОГО ВРЕМЕНИ» 6
1.1.Сведения об авторе. Творческая манера Г. Газданова 6
1.2. Становление писателя и первая литературная победа («Вечер у Клэр») 10
ГЛАВА II «ВЕЧЕР у КЛЭР»: «БЕССЮЖЕТНОЕ ЧУДО» 12
2.1.Роман в оценке критики 12
2.2. Сюжет и идейно-тематический комплекс 15
2.3. Художественные особенности романа «Вечер у Клэр» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена разностороннему обзору романа одного из выдающихся писателей русского зарубежья ГайтоГазданова «Вечер у Клэр». В начале работы был поставлен ряд задач. Проведённое исследование позволяет сделать определённые выводы по намеченным вопросам:
1)Творческая эволюция писателя подразделяется на несколько этапов: рассказы – первый «сильный» выход на литературную арену с романом «Вечер у Клэр» – раннее творчество (романы «История одного путешествия», «Полёт») – расцвет творчества (30 – 40-е гг., романы ««Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Ночные дороги»); позднее творчество («Пилигримы», «Пробуждение», «Эвелина и её друзья», «Переворот»).
Газданов оказался писателем «нового времени», представителем «нового романа», в котором под пристальным вниманием находятся малейшие движения души человека, его внутренний мир.
2)Характерными чертами творческой манеры Газданова следует назвать, прежде всего, опору на автобиографические факта; интертекстуальность, психологичность манеры, усиленную детализацию, философско-лирическое мировоззрение; виртуозность языка, красочность описаний, метафоричность, умение создать утончённую атмосферу с элементами загадочности, умение сочетать традиции классического романа и собственный стиль.
3)Роман «Вечер у Клэр» вызвал широкий отклик среди критиков, которые нельзя назвать однородными: упрекая автора за «бессюжетность», за «красивое писание ни о чём», авторы рецензий не могли не признать таланта и индивидуальности Газданова. Не избежал Газданов и сравнений – с Набоковым, Буниным, Прустом. Эти факты говорят о том, что дарование писателя не было оценено в полной мере. Только лишь М. Слониму удалось лучше всех вникнуть в суть творческого метода Газданова.
4) «Бессюжетность» романа не означает отсутствия в нём мысли. Идейно-тематическая ценность произведения заключена в его проблематике. Автор своеобразным способом, в собственной манере ищет смысл человеческого существования. Оно, по его мнению, заключается в поиске человека самого себя, в своей любви, в его неразрывности с собственным прошлым.
5)Художественные достоинства романа заключаются, прежде всего, в его языке, в подаче автором материала, в умении находить необычные сравнения, создавать особенные описания, детализировать эти описания. Ценность романа – в героях, их тщательной выписанности, необычных характерах, мировосприятии, в котором опорными точками служат творчество, красота мира, его гармония и человеческие чувства.
Важными аспектами романа являются оригинально развивающаяся французская тема (где романтично поданная Франция предстаёт как символ мечты), сложный мотивный комплекс, где каждый из мотивов реализуется оригинально и убедительно; хронотоп произведения, отличающийся особой гибкостью и необъятностью; умение автора иронизировать над происходящими явлениями.
Таким образом, роман-воспоминание «Вечер у Клэр» является оригинальным произведением, требующим самого внимательного изучения.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамович Г. В. О книгах и авторах. – Париж, 1967. – 35 с.
2. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М, 2009. – 496 с.
3. Бабичева Ю. В. ГайтоГазданов и творческие искания Серебряного века. – Вологда: ВГПУ, 2002. – 86 с.
4. Березин В. С. Газданов и массовая литература // Вестник Института цивилизации. Владикавказ, 1999. - Вып. 2. – 125 с.
5. Боярский В. А. Поэтика прозы ГайтоГазданова 1940-х гг.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Томск: ТомГУ, 2003. – 32 с.
6. Вейдле В. «Новая проза» Г. Газданова // Звезда. 1995. – № 2. – 272 с. Газданов Г. И. Собрание сочинений: В 3т. Т1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полёт. Ночные дороги. – М.: Согласие, 1999г. – 720 с.
7. Гёблер Ф. Время и воспоминание в романе ГайтоГазданова «Вечер у Клэр» / Пер. снем. Е. Шуклиной // Литература, 2001. – № 45. – 345 с.
8. Горький М. А. Собрание сочинений в 25т. Т. 20. – М.: Наука, 1968. – 534 с.
9. Дарьялова Л. Н. Романы Газданова: феноменологические и экзистенциальные аспекты. – Светлогорск, 2003 г. – 260 с.
10. Диенеш Л. ГайтоГазданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, 1995. – 304 с.
11. Доброскокина Н. В. Франция как концептуальный образ в ранних романах Г. Газданова («Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полёт»)// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1). – 467 с.
12. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. – М.: Художественная литература, 1973. – 534 с.
13. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
14. Красавченко Т. Н. ГайтоГазданов: Философия жизни: (Литературный портрет) // Российский литературоведческий журнал: Теория и история литературы. 1993. – № 2. – 532 с.
15. Матанцева Л. В. Поэтика ранней прозы Г. Газданова: Роман "Вечер у Клэр", рассказы 20-30-х годов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Самара, 2005. – 237 с.
16. Оцуп Н. А. Рецензия: «Вечер у Клэр»// Современники. Статьи. - Париж, 1961. – 133 с.
17. Примечания Ст. Никоненко// Газданов Г. И. Собрание сочинений: В 3т. Т1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полёт. Ночные дороги. – М.: Согласие, 1999г. – 720 с.
18. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2000. – 576 с.
19. Слоним М. Литературный дневник. Два Маяковских. Роман Газданова // Воля России. 1930. – № 5/6. – 578 с.
20. Симонян Ю. Ф. Становление нравственно-эстетической концепции Г. Газданова в романах 1920 – 30-х гг. («Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полёт», «Ночные дороги»). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М.. 2007. – 27 с.
21. Сонькин В. В. Бессюжетное чудо// Возвращение ГайтоГазданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения / Сост. М. А. Васильева. — М.: Русский путь, 2000. – 308 с.
22. Сухих И. Н. Клэр, Машенька, ностальгия//Звезда, 2003. – №4. – 272 с.
23. Сыроватко Л. В. Роман Г. Газданова «Вечер у Клэр»// // Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 655 с.
24. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
25. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
26. Федякин С. Р. Федякин С.Р. Лица Парижа в творчестве Газданова // Возвращение ГайтоГазданова: Науч.конф., посвящённая 95-летию со дня рождения. 4–5 декабря 1998 г. – М.: Русский путь, 2000. – 478 с.
27. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
28. «Я видел мир таким…» /К 110-летию со дня рождения ГайтоГазданова/ : биобиблиографический указатель /МКУК ЦБС При-окского р-на ; сост. Л.В. Губина. – Н. Новгород, 2013. – 24 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное литературоведение проявляет интерес к творчеству одного из самых оригинальных представителей эмигрантской прозы Г. Газданова (1903 – 1971). Обладая ярко выраженными художественными достоинствами, отмеченные несомненным мастерством и печатью самобытного таланта, прозаические произведения Г. Газдановавызывают непосредственный отклик:как читательский, так и исследовательский. Роман «Вечер у Клэр» (1929) являет собой образец неповторимого стиля писателя, великолепное владение языком, наличие разнообразных художественных приёмов. Несмотря на очевидность этих фактов, поэтика творчества писателя (в том числе и романа «Вечер у Клэр») ещё не изучена ещё в полной мере. Хотя существует ряд работ, направленных на восполнение этой лакуны в области русскоязычной литературы ХХ века. Среди них следует выделить исследования следующих авторов: Ю. В. Бабичева , В. С. Березин , В. А. Боярский , В. Вейдле ,Л. Н. Дарьялова , Л. Диенеш , Н. В. Доброскокиной , Т. Н. Красавченко , Л. В. Матанцева , М. Слоним , Ю. ф. Симонян , И. Сухих .
В упомянутых работах были рассмотрены биографические вехи Г. Газданова, его творческая эволюция; с разных сторон проанализированы романы и рассказы писателя, определены основные черты поэтики, типология героев.
Следует отметить, что не все критики оказались однозначны в своём мнении в отношении Г. Газданова. Некоторые из них полагают, что бессюжетность его произведений указывает на его писательскую беспомощность, а перекличка с мировой литературой – на вторичность и оригинальность. По этой причине необходим новый, свежий взгляд на наследие ГайтоГазданова.
Актуальность исследования заключается в неполной изученности темы, а так же во всестороннем освещении романа Г. Газданова «Вечер у Клэр».
Объект исследования: роман «Вечер у Клэр».
Предмет исследования: художественная составляющая романа «Вечер у Клэр».
Цель исследования: охарактеризовать роман Г. Газданова «Вечер у Клэр» как выдающееся произведение русского зарубежья и точку отсчёта в литературной деятельности писателя.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)проследить этапы творческой эволюции Г. Газданова;
2)выявить характерные черты писательской манеры;
3)проанализировать критические оценки романа «Вечер у Клэр»;
4)проанализировать роман с точки зрения авторской концепции;
5)проанализировать роман с точки зрения художественного воплощения.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) описательный;
2) семантико-стилистический;
3) компонентный и сопоставительный методы;
4) все типы анализа художественного слова использовались в комплексе.
Теоретической базой исследования послужили работы в области исследования сюжета Б. О. Кормана , Б. Л. Тимофеева , Б. В. Томашевского , Э. Я. Фесенко ; в области анализа текста Л. Г. Бабенко .
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответственного профиля. Материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Г. ГАЗДАНОВ – ПИСАТЕЛЬ «НОВОГО ВРЕМЕНИ» 6
1.1.Сведения об авторе. Творческая манера Г. Газданова 6
1.2. Становление писателя и первая литературная победа («Вечер у Клэр») 10
ГЛАВА II «ВЕЧЕР у КЛЭР»: «БЕССЮЖЕТНОЕ ЧУДО» 12
2.1.Роман в оценке критики 12
2.2. Сюжет и идейно-тематический комплекс 15
2.3. Художественные особенности романа «Вечер у Клэр» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена разностороннему обзору романа одного из выдающихся писателей русского зарубежья ГайтоГазданова «Вечер у Клэр». В начале работы был поставлен ряд задач. Проведённое исследование позволяет сделать определённые выводы по намеченным вопросам:
1)Творческая эволюция писателя подразделяется на несколько этапов: рассказы – первый «сильный» выход на литературную арену с романом «Вечер у Клэр» – раннее творчество (романы «История одного путешествия», «Полёт») – расцвет творчества (30 – 40-е гг., романы ««Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Ночные дороги»); позднее творчество («Пилигримы», «Пробуждение», «Эвелина и её друзья», «Переворот»).
Газданов оказался писателем «нового времени», представителем «нового романа», в котором под пристальным вниманием находятся малейшие движения души человека, его внутренний мир.
2)Характерными чертами творческой манеры Газданова следует назвать, прежде всего, опору на автобиографические факта; интертекстуальность, психологичность манеры, усиленную детализацию, философско-лирическое мировоззрение; виртуозность языка, красочность описаний, метафоричность, умение создать утончённую атмосферу с элементами загадочности, умение сочетать традиции классического романа и собственный стиль.
3)Роман «Вечер у Клэр» вызвал широкий отклик среди критиков, которые нельзя назвать однородными: упрекая автора за «бессюжетность», за «красивое писание ни о чём», авторы рецензий не могли не признать таланта и индивидуальности Газданова. Не избежал Газданов и сравнений – с Набоковым, Буниным, Прустом. Эти факты говорят о том, что дарование писателя не было оценено в полной мере. Только лишь М. Слониму удалось лучше всех вникнуть в суть творческого метода Газданова.
4) «Бессюжетность» романа не означает отсутствия в нём мысли. Идейно-тематическая ценность произведения заключена в его проблематике. Автор своеобразным способом, в собственной манере ищет смысл человеческого существования. Оно, по его мнению, заключается в поиске человека самого себя, в своей любви, в его неразрывности с собственным прошлым.
5)Художественные достоинства романа заключаются, прежде всего, в его языке, в подаче автором материала, в умении находить необычные сравнения, создавать особенные описания, детализировать эти описания. Ценность романа – в героях, их тщательной выписанности, необычных характерах, мировосприятии, в котором опорными точками служат творчество, красота мира, его гармония и человеческие чувства.
Важными аспектами романа являются оригинально развивающаяся французская тема (где романтично поданная Франция предстаёт как символ мечты), сложный мотивный комплекс, где каждый из мотивов реализуется оригинально и убедительно; хронотоп произведения, отличающийся особой гибкостью и необъятностью; умение автора иронизировать над происходящими явлениями.
Таким образом, роман-воспоминание «Вечер у Клэр» является оригинальным произведением, требующим самого внимательного изучения.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамович Г. В. О книгах и авторах. – Париж, 1967. – 35 с.
2. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М, 2009. – 496 с.
3. Бабичева Ю. В. ГайтоГазданов и творческие искания Серебряного века. – Вологда: ВГПУ, 2002. – 86 с.
4. Березин В. С. Газданов и массовая литература // Вестник Института цивилизации. Владикавказ, 1999. - Вып. 2. – 125 с.
5. Боярский В. А. Поэтика прозы ГайтоГазданова 1940-х гг.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Томск: ТомГУ, 2003. – 32 с.
6. Вейдле В. «Новая проза» Г. Газданова // Звезда. 1995. – № 2. – 272 с. Газданов Г. И. Собрание сочинений: В 3т. Т1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полёт. Ночные дороги. – М.: Согласие, 1999г. – 720 с.
7. Гёблер Ф. Время и воспоминание в романе ГайтоГазданова «Вечер у Клэр» / Пер. снем. Е. Шуклиной // Литература, 2001. – № 45. – 345 с.
8. Горький М. А. Собрание сочинений в 25т. Т. 20. – М.: Наука, 1968. – 534 с.
9. Дарьялова Л. Н. Романы Газданова: феноменологические и экзистенциальные аспекты. – Светлогорск, 2003 г. – 260 с.
10. Диенеш Л. ГайтоГазданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, 1995. – 304 с.
11. Доброскокина Н. В. Франция как концептуальный образ в ранних романах Г. Газданова («Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полёт»)// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1). – 467 с.
12. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. – М.: Художественная литература, 1973. – 534 с.
13. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
14. Красавченко Т. Н. ГайтоГазданов: Философия жизни: (Литературный портрет) // Российский литературоведческий журнал: Теория и история литературы. 1993. – № 2. – 532 с.
15. Матанцева Л. В. Поэтика ранней прозы Г. Газданова: Роман "Вечер у Клэр", рассказы 20-30-х годов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Самара, 2005. – 237 с.
16. Оцуп Н. А. Рецензия: «Вечер у Клэр»// Современники. Статьи. - Париж, 1961. – 133 с.
17. Примечания Ст. Никоненко// Газданов Г. И. Собрание сочинений: В 3т. Т1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полёт. Ночные дороги. – М.: Согласие, 1999г. – 720 с.
18. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2000. – 576 с.
19. Слоним М. Литературный дневник. Два Маяковских. Роман Газданова // Воля России. 1930. – № 5/6. – 578 с.
20. Симонян Ю. Ф. Становление нравственно-эстетической концепции Г. Газданова в романах 1920 – 30-х гг. («Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полёт», «Ночные дороги»). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М.. 2007. – 27 с.
21. Сонькин В. В. Бессюжетное чудо// Возвращение ГайтоГазданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения / Сост. М. А. Васильева. — М.: Русский путь, 2000. – 308 с.
22. Сухих И. Н. Клэр, Машенька, ностальгия//Звезда, 2003. – №4. – 272 с.
23. Сыроватко Л. В. Роман Г. Газданова «Вечер у Клэр»// // Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 655 с.
24. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
25. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
26. Федякин С. Р. Федякин С.Р. Лица Парижа в творчестве Газданова // Возвращение ГайтоГазданова: Науч.конф., посвящённая 95-летию со дня рождения. 4–5 декабря 1998 г. – М.: Русский путь, 2000. – 478 с.
27. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
28. «Я видел мир таким…» /К 110-летию со дня рождения ГайтоГазданова/ : биобиблиографический указатель /МКУК ЦБС При-окского р-на ; сост. Л.В. Губина. – Н. Новгород, 2013. – 24 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую