Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Реформа общеобразовательной школы ставит своей целью повысить уровень морального и гражданского воспитания младших школьников, улучшить их подготовку к активному обучению в средних-старших классах. Необходимым условием формирования всесторонне развитой личности является овладение языком как средством общения. В связи с этим в лингводидактике особенно остро стоит проблема, как обеспечить органическую взаимосвязь между языковым образованием и речевым развитием учащихся начального звена образования.
В истории методической мысли находим разное понимание сути работы над изучением родного языка: переоценка теоретического материала (главное - усвоения знаний о языке, определений и правил), формальный подход (важны не столько усвоенные знания, сколько умственные операции, выполняемые в процессе обучения), утилитарное направление учебного процесса (учить только тому, что будет нужным в практике деятельности) [13, с .89].
Каждый из этих подходов односторонний, а потому неправильный. В современной дидактике начальной школы последовательно отстаивается мысль о тесном сочетании теории с практикой и при усвоении знаний о языке, и при формировании практических умений и навыков. Именно такой подход считается единственно правильным путем к глубоким знаниям и устойчивым умениям, средством обеспечения умственного развития учащихся, единства учебной и воспитательной работы.
С первых дней школьной жизни у ребенка возникает потребность в общении - умение общаться правильно, красиво, логично. Именно поэтому уроки развития связной речи помогают создать языковую среду.
Развитие связной речи - ведущий принцип обучения родному языку в начальных классах. Он охватывает все стороны речевой деятельности учащихся. Речевая содержательная линия, которая является основной, предусматривает развитие устной и письменной речи учащихся, их умение пользоваться языком как средством общения, узнавания, влияния.
Программой предусматривается приобретение учащимися элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая; об особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами, ситуацией общения, однако значительно более важной задачей, по нашему мнению, является развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, что отмечается в программе. Причем, на уроки развития связной речи в чистом виде отводится достаточно мало часов, зато связную речь интегрируется в преподавание всех предметов, предусмотренных программой, и во внеклассную работу с младшими школьниками.
В свое время проблеме развития связной речи уделял большое внимание К. Д. Ушинский, который справедливо утверждал, что «... бедность словаря школьника порождает однообразие речи и делает его непонятным для слушателей ...».
Цель работы: исследовать особенности обучения монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования: процесс организации работы учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: обучение монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Методы исследования: метод работы с письменными источниками, метод наблюдения, метод сравнения.
Новизна в том, что данная тема рассматривается в контексте развивающего обучения.
Теоретическая значимость заключается в изучении и систематизации взглядов ученых - языковедов и психологов на процесс обучения монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Практическая значимость в возможности убедиться на практике в действенности предложенных методов и приемов. Данная работа поможет учителям начальных классов; студентам в проведении уроков на прочной психологической основе, что поможет им эффективно внедрять достижения отечественных педагогов - новаторов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Развитие речи как методическое понятие 6
1.2. Основные требования к речи младших школьников. Речевые ошибки и принципы их классификации 12
1.3. Общие вопросы методики развития речи младших школьников 17
Заключение 25
Список литературы 26
Заключение
Важным в работе по развитию речи являются межпредметные связи. На уроках других предметов ученики наблюдают за научным речью и учатся высказываться по различным отраслям знаний. Особенно ценны в этом контексте уроки чтения (литературы), на которых дети проводят наблюдения над образцовым в стилистическом отношении языком художественных произведений, анализируют его и конструируют собственные тексты, различные по цели высказывания.
В системе работы над развитием речи, кроме характера текстов и видов учебно-тренировочных упражнений, существенное значение имеет и создание языковой среды, использования языковой практики самих учащихся, речь учителя. Все эти факторы, тесно соединяясь, способствуют созданию общей благоприятной языковой атмосферы на уроке.
Таким образом, ведущим лингвометодическим принципом является такой, что предполагает изучение языковых явлений во взаимосвязи и обеспечивает на этой основе развитие мышления и речи младших школьников.
Усвоение языковых знаний и применение их в монологической речи - два неразрывных процессы. Учащиеся подводятся к пониманию, что в зависимости от цели высказывания (хотим что-то рассказать, живописно изобразить предмет точно назвать его существенные признаки, доказать свое утверждение) говорим по-разному. Таким образом, обеспечивается коммуникативная направленность обучения на начальном звене образования.
1. Бадер В.И. Ознакомление учащихся с стилистическими разновидностями текстов / В.И.Бадер // Нач.школа. - 1990. - №2. - С.33-34.
2. Бадер В.И. Классификация ошибок в речи младших школьников / В.И.Бадер // Нач.школа. - 2000. - №8. - С.53 - 55.
3. Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-На-Дону: РГУ, 1983. -176с.
4. Бойченко С. Развитие активного словаря учащихся класса-комплекса / С. Бойченко, Л. Варавва // Нач.школа. - 2001. -№3. -С.41-43.
5. Вашуленко М.С. Обучение грамоте в подготовительных классах / М.С. Вашуленко, Н.Ф. Скрипченко. - М.: Школа, 1982. - 176с.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи /Б.М. Головин. -М .: Просвещение, 1980.-З12с.
7. Жинкин Н.И. Избранные труды. Язык-речь-творчество /Н.Н. Жинкин. - М. Лабиринт, 1988.-368с.
8. Канищенко А.П. Уроки развития связной речи в начальных классах / А.П. Канищенко. М .: Знание 2000. - 128с.
9. Кравцова И.А. Методика развития связной речи: словарная работа в начальных классах: учебно-методическое пособие /И.А. Кравцова, Л.Р. Шпачук. - Кривой Рог: Издательский дом, 2009. - 223с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М .: Наука, 1977, - 175с.
11. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М .: Просвещение, 1978. - 276 с.
12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М .: Просвещение, 1985. - 176 с.
13. Максимов В.И. Точность и выразительность слова / В.И. Максимов. - Л .: Просвещение, 1968.- 183с.
14. Мельничайко В.Я. Связь работы над развитием связной речи с изучением грамматики // УМЛШ. - 1995. - №2. - С. 15-18.
15. Методические рекомендации по устной и письменной речи младших школьников. Нормы оценки знаний, умений и навыков / А.М. Заика К Магистр-8, 2000. - 88с.
16. Одинцова Г. Интересное на уроках родного языка: Пособие для учителей начальных классов / Г. Одинцова. - Тернополь: Учебники и пособия, 2000.- 128с.
17. Паскал Н.В. Словарная работа /Н.В. Паскал // Нач. школа. -2002. №5.С.1-8.
18. Пашковская Н.А. Развитие речи учащихся / Н.А. Пашковская, М. Иваницкая, Л. Симоненкова. - М .: Нач. школа, 1983. - 216с.
19. Полнтова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. -М .: Просвещение, 1984.- 193 с.
20. Пономарева К. Цель и задачи уроков развития связной речи / К. Пономарева // Нач. школа. -2006. -№8. -С.20-23.
21. Рамзаева Т.Г. Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его обучения // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Т.Г. Рамзаева. - М .: Просвещение, 1979. - С.5 8.
22. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы /О.Я. Савченко. - М .: Сов. школа, 1997.-625с.
23. Синица И. А. Психология письменной речи учащихся /И.О. Синица. М .: Сов. школа, 1975. -353с.
24. Синица И.А. Психология устной речи учащихся 4 классов / И.А.. Синица .. М .: Сов. школа, 1984. -205с.
25. Соняк Н. Формирование у младших школьников навыков работы с текстовой информацией / Н. Соняк // Нач. школа. - 2007. - №7. - С.10-13.
26. Стельмахович М. О развитии связной речи учащихся / М. Стельмахович // УМЛШ. - 1985. - №7.-С.46.
27. Степаненко М. Реформирование образования / // Двоеслов. - 1999. - №9. - С.44-46.
28. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. -М .: Просвещение, 1965. - 185с.
29. Хорошковская О.Н. Развитие речи младших школьников / А.Н. Хорошковская. - М .: Сов.школа, 1985. - 96с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Реформа общеобразовательной школы ставит своей целью повысить уровень морального и гражданского воспитания младших школьников, улучшить их подготовку к активному обучению в средних-старших классах. Необходимым условием формирования всесторонне развитой личности является овладение языком как средством общения. В связи с этим в лингводидактике особенно остро стоит проблема, как обеспечить органическую взаимосвязь между языковым образованием и речевым развитием учащихся начального звена образования.
В истории методической мысли находим разное понимание сути работы над изучением родного языка: переоценка теоретического материала (главное - усвоения знаний о языке, определений и правил), формальный подход (важны не столько усвоенные знания, сколько умственные операции, выполняемые в процессе обучения), утилитарное направление учебного процесса (учить только тому, что будет нужным в практике деятельности) [13, с .89].
Каждый из этих подходов односторонний, а потому неправильный. В современной дидактике начальной школы последовательно отстаивается мысль о тесном сочетании теории с практикой и при усвоении знаний о языке, и при формировании практических умений и навыков. Именно такой подход считается единственно правильным путем к глубоким знаниям и устойчивым умениям, средством обеспечения умственного развития учащихся, единства учебной и воспитательной работы.
С первых дней школьной жизни у ребенка возникает потребность в общении - умение общаться правильно, красиво, логично. Именно поэтому уроки развития связной речи помогают создать языковую среду.
Развитие связной речи - ведущий принцип обучения родному языку в начальных классах. Он охватывает все стороны речевой деятельности учащихся. Речевая содержательная линия, которая является основной, предусматривает развитие устной и письменной речи учащихся, их умение пользоваться языком как средством общения, узнавания, влияния.
Программой предусматривается приобретение учащимися элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая; об особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами, ситуацией общения, однако значительно более важной задачей, по нашему мнению, является развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, что отмечается в программе. Причем, на уроки развития связной речи в чистом виде отводится достаточно мало часов, зато связную речь интегрируется в преподавание всех предметов, предусмотренных программой, и во внеклассную работу с младшими школьниками.
В свое время проблеме развития связной речи уделял большое внимание К. Д. Ушинский, который справедливо утверждал, что «... бедность словаря школьника порождает однообразие речи и делает его непонятным для слушателей ...».
Цель работы: исследовать особенности обучения монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования: процесс организации работы учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: обучение монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Методы исследования: метод работы с письменными источниками, метод наблюдения, метод сравнения.
Новизна в том, что данная тема рассматривается в контексте развивающего обучения.
Теоретическая значимость заключается в изучении и систематизации взглядов ученых - языковедов и психологов на процесс обучения монологической и диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах.
Практическая значимость в возможности убедиться на практике в действенности предложенных методов и приемов. Данная работа поможет учителям начальных классов; студентам в проведении уроков на прочной психологической основе, что поможет им эффективно внедрять достижения отечественных педагогов - новаторов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Развитие речи как методическое понятие 6
1.2. Основные требования к речи младших школьников. Речевые ошибки и принципы их классификации 12
1.3. Общие вопросы методики развития речи младших школьников 17
Заключение 25
Список литературы 26
Заключение
Важным в работе по развитию речи являются межпредметные связи. На уроках других предметов ученики наблюдают за научным речью и учатся высказываться по различным отраслям знаний. Особенно ценны в этом контексте уроки чтения (литературы), на которых дети проводят наблюдения над образцовым в стилистическом отношении языком художественных произведений, анализируют его и конструируют собственные тексты, различные по цели высказывания.
В системе работы над развитием речи, кроме характера текстов и видов учебно-тренировочных упражнений, существенное значение имеет и создание языковой среды, использования языковой практики самих учащихся, речь учителя. Все эти факторы, тесно соединяясь, способствуют созданию общей благоприятной языковой атмосферы на уроке.
Таким образом, ведущим лингвометодическим принципом является такой, что предполагает изучение языковых явлений во взаимосвязи и обеспечивает на этой основе развитие мышления и речи младших школьников.
Усвоение языковых знаний и применение их в монологической речи - два неразрывных процессы. Учащиеся подводятся к пониманию, что в зависимости от цели высказывания (хотим что-то рассказать, живописно изобразить предмет точно назвать его существенные признаки, доказать свое утверждение) говорим по-разному. Таким образом, обеспечивается коммуникативная направленность обучения на начальном звене образования.
1. Бадер В.И. Ознакомление учащихся с стилистическими разновидностями текстов / В.И.Бадер // Нач.школа. - 1990. - №2. - С.33-34.
2. Бадер В.И. Классификация ошибок в речи младших школьников / В.И.Бадер // Нач.школа. - 2000. - №8. - С.53 - 55.
3. Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-На-Дону: РГУ, 1983. -176с.
4. Бойченко С. Развитие активного словаря учащихся класса-комплекса / С. Бойченко, Л. Варавва // Нач.школа. - 2001. -№3. -С.41-43.
5. Вашуленко М.С. Обучение грамоте в подготовительных классах / М.С. Вашуленко, Н.Ф. Скрипченко. - М.: Школа, 1982. - 176с.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи /Б.М. Головин. -М .: Просвещение, 1980.-З12с.
7. Жинкин Н.И. Избранные труды. Язык-речь-творчество /Н.Н. Жинкин. - М. Лабиринт, 1988.-368с.
8. Канищенко А.П. Уроки развития связной речи в начальных классах / А.П. Канищенко. М .: Знание 2000. - 128с.
9. Кравцова И.А. Методика развития связной речи: словарная работа в начальных классах: учебно-методическое пособие /И.А. Кравцова, Л.Р. Шпачук. - Кривой Рог: Издательский дом, 2009. - 223с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М .: Наука, 1977, - 175с.
11. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М .: Просвещение, 1978. - 276 с.
12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М .: Просвещение, 1985. - 176 с.
13. Максимов В.И. Точность и выразительность слова / В.И. Максимов. - Л .: Просвещение, 1968.- 183с.
14. Мельничайко В.Я. Связь работы над развитием связной речи с изучением грамматики // УМЛШ. - 1995. - №2. - С. 15-18.
15. Методические рекомендации по устной и письменной речи младших школьников. Нормы оценки знаний, умений и навыков / А.М. Заика К Магистр-8, 2000. - 88с.
16. Одинцова Г. Интересное на уроках родного языка: Пособие для учителей начальных классов / Г. Одинцова. - Тернополь: Учебники и пособия, 2000.- 128с.
17. Паскал Н.В. Словарная работа /Н.В. Паскал // Нач. школа. -2002. №5.С.1-8.
18. Пашковская Н.А. Развитие речи учащихся / Н.А. Пашковская, М. Иваницкая, Л. Симоненкова. - М .: Нач. школа, 1983. - 216с.
19. Полнтова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. -М .: Просвещение, 1984.- 193 с.
20. Пономарева К. Цель и задачи уроков развития связной речи / К. Пономарева // Нач. школа. -2006. -№8. -С.20-23.
21. Рамзаева Т.Г. Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его обучения // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Т.Г. Рамзаева. - М .: Просвещение, 1979. - С.5 8.
22. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы /О.Я. Савченко. - М .: Сов. школа, 1997.-625с.
23. Синица И. А. Психология письменной речи учащихся /И.О. Синица. М .: Сов. школа, 1975. -353с.
24. Синица И.А. Психология устной речи учащихся 4 классов / И.А.. Синица .. М .: Сов. школа, 1984. -205с.
25. Соняк Н. Формирование у младших школьников навыков работы с текстовой информацией / Н. Соняк // Нач. школа. - 2007. - №7. - С.10-13.
26. Стельмахович М. О развитии связной речи учащихся / М. Стельмахович // УМЛШ. - 1985. - №7.-С.46.
27. Степаненко М. Реформирование образования / // Двоеслов. - 1999. - №9. - С.44-46.
28. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. -М .: Просвещение, 1965. - 185с.
29. Хорошковская О.Н. Развитие речи младших школьников / А.Н. Хорошковская. - М .: Сов.школа, 1985. - 96с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую