Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. В наше время как никогда остро стоит вопрос о положительном герое в детской литературе. Этим обстоятельством обусловлен выбор темы и актуальность данной работы.
Современным российским писателям, несмотря на снятие практически всех запретов, не удаётся создать такого героя, который сделался бы примером для подражания у юных читателей; вошёл в их сердца и умы, так, как это было с героями Гайдара, Кассиля, Чуковского и, конечноМихалкова. Особенно это касается детской поэзии.
Талант детского поэта даётся не каждому. Это особый дар, свидетельствующий не только об умении складывать слова в рифму, но и вести своеобразный разговор с ребёнком на его языке.
Отечественная литература выпустиланемалое количество детских поэтов, обладающих этих даров. В первую очередь (если говорить о советском периоде), это С. Я. Маршак и К. И. Чуковский. Далее следуют имена В. Маяковского, С. Чёрного, Д. Хармса, С. Михалкова, А. Барто, Б. Заходера, В. Берестова и многих других. Своим творчеством они доказали, что детская поэзия – это не только полноценный жанр, но целое явление, способное подарить читателям незабываемые образы, темы и идеи.
Детская поэзия может развлекать, а может учить и воспитывать, делая это незаметно и тонко. Воспитательный процесс происходит во многом благодаря удачно созданному образу. Это мы видим на примере поэм о дяде Стёпе. Вызвав широкий резонанс в своё время, это произведение до сих пор с увлечением читается детьми младшего возраста, несмотря на смену идеологии, на утрату образа милиционера своей положительной окраски.
Чем можно объяснить подобный феномен? Разумеется, здесь немалое значение имеет язык Михалкова, его неповторимые интонации, увлекательность сюжета, в котором добро обязательно торжествует над злом. Но самое запоминающееся в поэме – это образ самого героя.Добрый, справедливый, немного смешной, но сильный и непобедимый, он вселял в читателей веру в собственные силы.
В наше время детская поэзия поблекла, свелась в основном к дидактической функции, обучая детей таблице умножения или правилам хорошего тона. Исключение составляет, пожалуй, лишь творчество Ю. Мориц, А. Усачёва и некоторых других. Но говорить о том, что сейчас существует целая плеяда ярких и оригинальных детских поэтов, которые не только учат, но и незаметно воспитывают читателей, не представляется возможным.
Таким образом, сегодня, на фоне тотального дефицита положительных образов и качественной детской поэзии, выбранная тема кажется нам особенно актуальной.
Степень изученности. Наиболее полновесный труд, охватывающий всей стороны литературной деятельности С. Михалкову, принадлежит одному из ведущих исследователей в области детской литературы И. Мотяшову. Равнозначным работе Мотяшова является исследование В. А. Александрова, в котором он подробно рассматривает достижения Михалкова во всех жанрах.
Е. Языкова, опираясь на общение с самим писателем, создаёт своеобразное исследование, в котором подробно рассматривает становление Михалкова-литература.
Интересным изданием следует назвать книгу, вышедшую в издательстве «Детская литература» под названием «Дядя Стёпа – Михалков», в которую также включена литературная автобиография.
Большим подспорьем послужили книги самого С. Михалкова, в которых он рассказывает о своей профессии и секретах мастерства.
Именно на эти труды мы опирались в данной работе.
Цель исследования: исследовать средства, с помощью которого создаётся положительный образ в цикле С. Михалкова о дяде Стёпе.
Задачи исследования:
исследовать ситуацию, сложившуюся в детской литературе 20 – 30-х гг.;
определить место С. В. Михалкова в литературном процессе;
проследить историю создания поэмы;
выявить черты, при помощи которых складывается положительный образ героя;
подвести итоги работы.
Объект исследования: поэтикастихотворных произведений С. В. Михалкова.
Предмет исследования: поэмы о дяде Степе на предмет выявления специфических черт поэтики.
Методы исследования:
метод изучения;
метод анализа;
метод синтеза.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Дядя Стёпа» как «социальный заказ» юных читателей 6
1.1.Тенденции развития детской литературы 20 – 30-х гг. 6
1.2.Творчество С. Михалкова в контексте детской литературы 30-х гг. 11
Глава II Поэтика творчества С. В. Михалкова 19
2.1. История создания поэтического цикла «Дядя Стёпа» 19
2.2. Сказочность образа дяди Стёпы 24
2.3. Реальность образа дяди Стёпы и его сына 32
Заключение 39
Литература 41
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию образа положительного героя в поэтическом цикле «Дядя Стёпа».
В ходе исследования нами были выявлены следующие факты:
В период 20 – 30-х гг. ХХ века молодая детская литература находилась в процессе становления и активно искала новые пути. Она развивалась по законам «взрослой» литературы двигалась на пути развития реалистического направления.
Очевидным является тот факт, что детская литература свои истоки брала из устного народного творчества, детской и зарубежной классики, а её наиболее востребованными жанрами были: повесть, поэзия, пьеса, биография, автобиография, кинодраматургия.
Темы, к которым прибегали представители детской литературы, соответствовали задачам, поставленным правительством перед творческой интеллигенцией – это научно-просветительская тема, героическая тематика (тема революции и Красной Армии), тема коллектива, тема дружбы, тема природы.
Мы увидели, что активное вмешательство в литературный процесс партийных идеологов способствовали появлению как положительных, так и отрицательных черт. Большие требования к детской литературе со стороны партии оказались толчком для создания качественных произведений.
В изучаемый период в отечественной литературе появилась целая плеяда имён, чьи произведения стали классикой. В их числе имя С. В. Михалкова.
Творчество Михалкова органично вписалось в литературный процесс 30-х гг. Оно активно отвечало на запросы времени о новом положительном герое и рассказе о героической истории страны.
Михалкову удалось занять свою нишу в детской литературе, благодаря собственному стилю, который сложился из элементов сатиры, юмора, лирики, иронии и публицистики.
Поэма «Дядя Стёпа» явилась ответом на потребность детской литературы, а также своеобразным «социальным заказом»;
Данный поэтический имела большой общественный резонанс и была одобрена С. Я. Маршаком;
В цикле о дяде Стёпе наилучшим образом проявились черты стиля Михалкова: мягкий юмор, ирония, лиризм, умение сочетать героические проявленияс обычной жизнью.
Основными чертами поэтики цикла следует назвать сказочность образа героя, и которые очень тесно переплетены и имеют одну цель – передать необыкновенно добрый и отзывчивый характер человека, в котором, при ближайшем рассмотрении нет ничего волшебного. Черты волшебного героя просматриваются в нём только с позиции детской психологии. С точки же зрения взрослого дядя Стёпа – самый обыкновенный человек, соответствующий господствующей в государстве идеологии.
Литература
1. Александров В. Сергей Михалков. Биография творчества. – М.: Современник, 1988. – 271 с.
2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»; «Высшая школа», 2002. – 472 с
3. Маршак С. Я. Статьи, выступления, заметки, воспоминания// Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. – М., "Художественная литература", 1971.
4. Михалков С. Приметы времени. Статьи по проблемам современной литературной жизни. – М.: Художественная литература, 1976. – 182 с.
5. Михалков С. В. Моя профессия. – М.: Советская Россия, 1974. – 256 с.
6. Михалков С. В. Сам о себе// Михалков С. В. Дядя Стёпа – Михалков. – М.: Художественная литература, 1974. – 112 с
7. Михалков С. В. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970. – 355 с.
8. Михалков С. В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3). – М.: Издательство Детская литература, 1981. – 635 с.
9. Михалков С. В. Избранное. – М.: Художественная литература, 1979. – 665 с.
10. Мотяшов И. Сергей Михалков. – М.: Советская Россия, 1975. – 107 с.
11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003. – 234 с.
12. Разумневич В. О Сергее Михалкове. Очерк творчества//Дядя Стёпа – Михалков. Сборник статей. – М.: Детская литература, 1974. – 112 с.
13. Тихонов Н. Поэты и время. Статьи. – М.: Художественная литература, 1957. – 252 с.
14. Чуковский К. И. Избранное. – М.: Наука, 1978. – 755 с
15. Языкова Е. В. О творчестве Сергея Михалкова. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. В наше время как никогда остро стоит вопрос о положительном герое в детской литературе. Этим обстоятельством обусловлен выбор темы и актуальность данной работы.
Современным российским писателям, несмотря на снятие практически всех запретов, не удаётся создать такого героя, который сделался бы примером для подражания у юных читателей; вошёл в их сердца и умы, так, как это было с героями Гайдара, Кассиля, Чуковского и, конечноМихалкова. Особенно это касается детской поэзии.
Талант детского поэта даётся не каждому. Это особый дар, свидетельствующий не только об умении складывать слова в рифму, но и вести своеобразный разговор с ребёнком на его языке.
Отечественная литература выпустиланемалое количество детских поэтов, обладающих этих даров. В первую очередь (если говорить о советском периоде), это С. Я. Маршак и К. И. Чуковский. Далее следуют имена В. Маяковского, С. Чёрного, Д. Хармса, С. Михалкова, А. Барто, Б. Заходера, В. Берестова и многих других. Своим творчеством они доказали, что детская поэзия – это не только полноценный жанр, но целое явление, способное подарить читателям незабываемые образы, темы и идеи.
Детская поэзия может развлекать, а может учить и воспитывать, делая это незаметно и тонко. Воспитательный процесс происходит во многом благодаря удачно созданному образу. Это мы видим на примере поэм о дяде Стёпе. Вызвав широкий резонанс в своё время, это произведение до сих пор с увлечением читается детьми младшего возраста, несмотря на смену идеологии, на утрату образа милиционера своей положительной окраски.
Чем можно объяснить подобный феномен? Разумеется, здесь немалое значение имеет язык Михалкова, его неповторимые интонации, увлекательность сюжета, в котором добро обязательно торжествует над злом. Но самое запоминающееся в поэме – это образ самого героя.Добрый, справедливый, немного смешной, но сильный и непобедимый, он вселял в читателей веру в собственные силы.
В наше время детская поэзия поблекла, свелась в основном к дидактической функции, обучая детей таблице умножения или правилам хорошего тона. Исключение составляет, пожалуй, лишь творчество Ю. Мориц, А. Усачёва и некоторых других. Но говорить о том, что сейчас существует целая плеяда ярких и оригинальных детских поэтов, которые не только учат, но и незаметно воспитывают читателей, не представляется возможным.
Таким образом, сегодня, на фоне тотального дефицита положительных образов и качественной детской поэзии, выбранная тема кажется нам особенно актуальной.
Степень изученности. Наиболее полновесный труд, охватывающий всей стороны литературной деятельности С. Михалкову, принадлежит одному из ведущих исследователей в области детской литературы И. Мотяшову. Равнозначным работе Мотяшова является исследование В. А. Александрова, в котором он подробно рассматривает достижения Михалкова во всех жанрах.
Е. Языкова, опираясь на общение с самим писателем, создаёт своеобразное исследование, в котором подробно рассматривает становление Михалкова-литература.
Интересным изданием следует назвать книгу, вышедшую в издательстве «Детская литература» под названием «Дядя Стёпа – Михалков», в которую также включена литературная автобиография.
Большим подспорьем послужили книги самого С. Михалкова, в которых он рассказывает о своей профессии и секретах мастерства.
Именно на эти труды мы опирались в данной работе.
Цель исследования: исследовать средства, с помощью которого создаётся положительный образ в цикле С. Михалкова о дяде Стёпе.
Задачи исследования:
исследовать ситуацию, сложившуюся в детской литературе 20 – 30-х гг.;
определить место С. В. Михалкова в литературном процессе;
проследить историю создания поэмы;
выявить черты, при помощи которых складывается положительный образ героя;
подвести итоги работы.
Объект исследования: поэтикастихотворных произведений С. В. Михалкова.
Предмет исследования: поэмы о дяде Степе на предмет выявления специфических черт поэтики.
Методы исследования:
метод изучения;
метод анализа;
метод синтеза.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Дядя Стёпа» как «социальный заказ» юных читателей 6
1.1.Тенденции развития детской литературы 20 – 30-х гг. 6
1.2.Творчество С. Михалкова в контексте детской литературы 30-х гг. 11
Глава II Поэтика творчества С. В. Михалкова 19
2.1. История создания поэтического цикла «Дядя Стёпа» 19
2.2. Сказочность образа дяди Стёпы 24
2.3. Реальность образа дяди Стёпы и его сына 32
Заключение 39
Литература 41
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию образа положительного героя в поэтическом цикле «Дядя Стёпа».
В ходе исследования нами были выявлены следующие факты:
В период 20 – 30-х гг. ХХ века молодая детская литература находилась в процессе становления и активно искала новые пути. Она развивалась по законам «взрослой» литературы двигалась на пути развития реалистического направления.
Очевидным является тот факт, что детская литература свои истоки брала из устного народного творчества, детской и зарубежной классики, а её наиболее востребованными жанрами были: повесть, поэзия, пьеса, биография, автобиография, кинодраматургия.
Темы, к которым прибегали представители детской литературы, соответствовали задачам, поставленным правительством перед творческой интеллигенцией – это научно-просветительская тема, героическая тематика (тема революции и Красной Армии), тема коллектива, тема дружбы, тема природы.
Мы увидели, что активное вмешательство в литературный процесс партийных идеологов способствовали появлению как положительных, так и отрицательных черт. Большие требования к детской литературе со стороны партии оказались толчком для создания качественных произведений.
В изучаемый период в отечественной литературе появилась целая плеяда имён, чьи произведения стали классикой. В их числе имя С. В. Михалкова.
Творчество Михалкова органично вписалось в литературный процесс 30-х гг. Оно активно отвечало на запросы времени о новом положительном герое и рассказе о героической истории страны.
Михалкову удалось занять свою нишу в детской литературе, благодаря собственному стилю, который сложился из элементов сатиры, юмора, лирики, иронии и публицистики.
Поэма «Дядя Стёпа» явилась ответом на потребность детской литературы, а также своеобразным «социальным заказом»;
Данный поэтический имела большой общественный резонанс и была одобрена С. Я. Маршаком;
В цикле о дяде Стёпе наилучшим образом проявились черты стиля Михалкова: мягкий юмор, ирония, лиризм, умение сочетать героические проявленияс обычной жизнью.
Основными чертами поэтики цикла следует назвать сказочность образа героя, и которые очень тесно переплетены и имеют одну цель – передать необыкновенно добрый и отзывчивый характер человека, в котором, при ближайшем рассмотрении нет ничего волшебного. Черты волшебного героя просматриваются в нём только с позиции детской психологии. С точки же зрения взрослого дядя Стёпа – самый обыкновенный человек, соответствующий господствующей в государстве идеологии.
Литература
1. Александров В. Сергей Михалков. Биография творчества. – М.: Современник, 1988. – 271 с.
2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»; «Высшая школа», 2002. – 472 с
3. Маршак С. Я. Статьи, выступления, заметки, воспоминания// Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. – М., "Художественная литература", 1971.
4. Михалков С. Приметы времени. Статьи по проблемам современной литературной жизни. – М.: Художественная литература, 1976. – 182 с.
5. Михалков С. В. Моя профессия. – М.: Советская Россия, 1974. – 256 с.
6. Михалков С. В. Сам о себе// Михалков С. В. Дядя Стёпа – Михалков. – М.: Художественная литература, 1974. – 112 с
7. Михалков С. В. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970. – 355 с.
8. Михалков С. В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3). – М.: Издательство Детская литература, 1981. – 635 с.
9. Михалков С. В. Избранное. – М.: Художественная литература, 1979. – 665 с.
10. Мотяшов И. Сергей Михалков. – М.: Советская Россия, 1975. – 107 с.
11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003. – 234 с.
12. Разумневич В. О Сергее Михалкове. Очерк творчества//Дядя Стёпа – Михалков. Сборник статей. – М.: Детская литература, 1974. – 112 с.
13. Тихонов Н. Поэты и время. Статьи. – М.: Художественная литература, 1957. – 252 с.
14. Чуковский К. И. Избранное. – М.: Наука, 1978. – 755 с
15. Языкова Е. В. О творчестве Сергея Михалкова. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую