Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Обучить детей верному, осознанному, беглому, выразительному чтению – основная цель начального образования. Ее решение крайне актуально, в связи с тем, что чтение играет значительную роль в образовании, развитии и воспитании человека. «Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают» [28, с.1].
Обучение чтению носит не просто обучающий характер, как у остальных школьных предметов. Умение и навыки чтения формируются как вид речевой деятельности и умственной. Поэтому необходимо провести объемную работу с обучающимися: правильно организовать систему обучения и развития навыков беглого осознанного чтения. Без умения читать, трудно обучить детей другим предметам. На сегодняшний день чтение является основным источником получения информации и способа общения.
Одним из наиболее важных показателей уровня развития познавательной деятельности ребенка является успешное овладение навыком чтения. Если у ребенка проблемы с этим навыком, то это говорит о проблемах в отдельных областях развития некоторых психических процессов, таких как мышление, память, внимание или речь.
Навык чтения оценивается по четырем качествам: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Цель обучения такому навыку это, собственно, отработка этих качеств, поэтому для начала ребенку необходимо освоить технику чтения – алгоритм. И тогда придет понимание. В нашей работе мы бы хотели акцентировать на этом внимание: очень важно сформировать эту самую технику чтения у ребенка, в противном случае процесс понимания уходит, его заменяет механическое чтение.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в педагогической и психологической литературе является проблема обучения чтению. Это объясняется ее практической значимостью для каждого из нас.
Цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные методы и приемы развития навыков чтения.
Объектом исследования мы выбрали методики повышения выразительности, осознанности, скорости, правильности чтения как основных характеристик навыка чтения.
В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы способствующие развитию навыка чтения.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме нашего исследования.
2. Выявить наиболее эффективные методы для совершенствования навыка чтения.
3. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения по имеющимся в науке методикам.
Введение 2
1. Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников 4
1.1 Возрастные особенности формирования навыка чтения у младших школьников 8
1.2 Современные подходы к формированию навыка чтения у младших школьников 12
1.3 Методы и приемы формирования навыка чтения в начальной школе 16
Заключение 20
Заключение
Навык чтения является основополагающим для всего процесса обучения школьника. Быстрое чтение способствует быстрому мышлению. Поэтому необходимо закладывать его в младшей школе.
Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Есть еще, однако, малограмотные пожилые люди, которые могут читать только по слогам, и наоборот, есть люди, которые умеют читать с огромной скоростью. Выпускники школ, как правило, читают достаточно быстро, но часто малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. В то же время в процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий эффективности. Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. Для этого следует вначале ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.
Считается, что самый подходящий возраст – 6 лет, что соответствует первому году обучения. Именно в этом возрасте ребенок испытывает кризис, который способствует улучшению и развитию познавательных качеств, так необходимых для чтения: осознание, впечатление и представление. В этом возрасте у ребенка устанавливается связь между тем, что он видит и что говорит, что он видит и что слышит. Ближе к третьему году обучения (7-8 лет) наступает момент, когда у ребенка формируется собственное отношение к прочесу обучения в целом. И если у ребенка страдает техника чтения, то может появиться нежелание и нелюбовь к чтению. Это сложный и взаимосвязанный процесс. Очень многое в этом возрасте детей зависит от педагога. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок не потерял интереса к навыку чтения.
Методика сегодня понимает под чтением умение автоматически озвучивать графические знаки, при этом осознавая идею произведения и выработку собственного отношения к нему. При оценивании успешности навыка учитывается четыре его качества: беглость, правильность, сознательность и выразительность. При обучении навыку чтения учитель обязательно должен иметь комплексный подход к этим составляющим.
В нашем исследовании мы выявили основные подходы к выбору методики обучения чтению:
1) Фонетический подход
2) Лингвистический метод
3) Метод целых слов
4) Метод целого текста
5) Метод Зайцева.
Все эти методы можно использовать в зависимости от этапа обучения навыку чтения и формировать программу обучения. Учитель всегда должен помнить, что техника чтения – это не всё обучение чтению и полагаться исключительно на технику - это непрофессионально. В результатах обучения навыку чтения также необходимо учитывать и особенности устной речи каждого ученика.
В следующем нашем исследовании мы постараемся разработать свой собственный комплекс мероприятий по совершенствованию навыков чтения у младших школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
1. Аксёнова А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аксёнова А.К. Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1989.
3. Аксёнова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. – М.: 1987.
4. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1991.
5. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения. – М.: Ученые записки МГУ, 1947. Т.2. С.139.
6. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л.: 1980.
7. Барская Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1992.
8. Бородич А.М. Методика развития речи. – М.: 1981.
9. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского. – 1994. - №3. - с. 12-19.
10. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997.
11. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
12. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Саранск: 2008.- 186 с.
13. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. – 2003. - №4.
14. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.
15. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1962.
16. Городилова В.И. Чтение и письмо. – СПб.: 1997.
17. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1992.
18. Ерёменко И.Г. О дифференцированном обучении во вспомогательной школе . – 1976. - № 4.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Правда, 1959.
20. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – 1995. –№5 – с. 44-54.
21. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Педагогика, 1995.
22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. – М.: Просвещение, 1987.
24. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость. – СПб.: 2000.
25. Интернет-ресурс: http://www.creativeeducation.ru/credil-669.html
26. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.– М.: Педагогика, 2000.
27. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношении. – М.: Правда, 1965.
28. Козлова Г.Р. Формирование навыка чтения в начальной школе. – Ульяновск: 2014. С1.
29. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1997.
30. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
31. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.
32. Пусько Н.В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий. – Калининград: 2011.
33. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического. – М.: Педагогика, 1994.
34. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
35. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. – М.: Правда, 1962.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Обучить детей верному, осознанному, беглому, выразительному чтению – основная цель начального образования. Ее решение крайне актуально, в связи с тем, что чтение играет значительную роль в образовании, развитии и воспитании человека. «Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают» [28, с.1].
Обучение чтению носит не просто обучающий характер, как у остальных школьных предметов. Умение и навыки чтения формируются как вид речевой деятельности и умственной. Поэтому необходимо провести объемную работу с обучающимися: правильно организовать систему обучения и развития навыков беглого осознанного чтения. Без умения читать, трудно обучить детей другим предметам. На сегодняшний день чтение является основным источником получения информации и способа общения.
Одним из наиболее важных показателей уровня развития познавательной деятельности ребенка является успешное овладение навыком чтения. Если у ребенка проблемы с этим навыком, то это говорит о проблемах в отдельных областях развития некоторых психических процессов, таких как мышление, память, внимание или речь.
Навык чтения оценивается по четырем качествам: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Цель обучения такому навыку это, собственно, отработка этих качеств, поэтому для начала ребенку необходимо освоить технику чтения – алгоритм. И тогда придет понимание. В нашей работе мы бы хотели акцентировать на этом внимание: очень важно сформировать эту самую технику чтения у ребенка, в противном случае процесс понимания уходит, его заменяет механическое чтение.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в педагогической и психологической литературе является проблема обучения чтению. Это объясняется ее практической значимостью для каждого из нас.
Цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные методы и приемы развития навыков чтения.
Объектом исследования мы выбрали методики повышения выразительности, осознанности, скорости, правильности чтения как основных характеристик навыка чтения.
В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы способствующие развитию навыка чтения.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме нашего исследования.
2. Выявить наиболее эффективные методы для совершенствования навыка чтения.
3. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения по имеющимся в науке методикам.
Введение 2
1. Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников 4
1.1 Возрастные особенности формирования навыка чтения у младших школьников 8
1.2 Современные подходы к формированию навыка чтения у младших школьников 12
1.3 Методы и приемы формирования навыка чтения в начальной школе 16
Заключение 20
Заключение
Навык чтения является основополагающим для всего процесса обучения школьника. Быстрое чтение способствует быстрому мышлению. Поэтому необходимо закладывать его в младшей школе.
Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Есть еще, однако, малограмотные пожилые люди, которые могут читать только по слогам, и наоборот, есть люди, которые умеют читать с огромной скоростью. Выпускники школ, как правило, читают достаточно быстро, но часто малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. В то же время в процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий эффективности. Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. Для этого следует вначале ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.
Считается, что самый подходящий возраст – 6 лет, что соответствует первому году обучения. Именно в этом возрасте ребенок испытывает кризис, который способствует улучшению и развитию познавательных качеств, так необходимых для чтения: осознание, впечатление и представление. В этом возрасте у ребенка устанавливается связь между тем, что он видит и что говорит, что он видит и что слышит. Ближе к третьему году обучения (7-8 лет) наступает момент, когда у ребенка формируется собственное отношение к прочесу обучения в целом. И если у ребенка страдает техника чтения, то может появиться нежелание и нелюбовь к чтению. Это сложный и взаимосвязанный процесс. Очень многое в этом возрасте детей зависит от педагога. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок не потерял интереса к навыку чтения.
Методика сегодня понимает под чтением умение автоматически озвучивать графические знаки, при этом осознавая идею произведения и выработку собственного отношения к нему. При оценивании успешности навыка учитывается четыре его качества: беглость, правильность, сознательность и выразительность. При обучении навыку чтения учитель обязательно должен иметь комплексный подход к этим составляющим.
В нашем исследовании мы выявили основные подходы к выбору методики обучения чтению:
1) Фонетический подход
2) Лингвистический метод
3) Метод целых слов
4) Метод целого текста
5) Метод Зайцева.
Все эти методы можно использовать в зависимости от этапа обучения навыку чтения и формировать программу обучения. Учитель всегда должен помнить, что техника чтения – это не всё обучение чтению и полагаться исключительно на технику - это непрофессионально. В результатах обучения навыку чтения также необходимо учитывать и особенности устной речи каждого ученика.
В следующем нашем исследовании мы постараемся разработать свой собственный комплекс мероприятий по совершенствованию навыков чтения у младших школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
1. Аксёнова А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аксёнова А.К. Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1989.
3. Аксёнова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. – М.: 1987.
4. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1991.
5. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения. – М.: Ученые записки МГУ, 1947. Т.2. С.139.
6. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л.: 1980.
7. Барская Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1992.
8. Бородич А.М. Методика развития речи. – М.: 1981.
9. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского. – 1994. - №3. - с. 12-19.
10. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997.
11. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
12. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Саранск: 2008.- 186 с.
13. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. – 2003. - №4.
14. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.
15. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1962.
16. Городилова В.И. Чтение и письмо. – СПб.: 1997.
17. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1992.
18. Ерёменко И.Г. О дифференцированном обучении во вспомогательной школе . – 1976. - № 4.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Правда, 1959.
20. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – 1995. –№5 – с. 44-54.
21. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Педагогика, 1995.
22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. – М.: Просвещение, 1987.
24. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость. – СПб.: 2000.
25. Интернет-ресурс: http://www.creativeeducation.ru/credil-669.html
26. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.– М.: Педагогика, 2000.
27. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношении. – М.: Правда, 1965.
28. Козлова Г.Р. Формирование навыка чтения в начальной школе. – Ульяновск: 2014. С1.
29. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1997.
30. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
31. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.
32. Пусько Н.В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий. – Калининград: 2011.
33. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического. – М.: Педагогика, 1994.
34. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
35. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. – М.: Правда, 1962.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую