Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Цель курсовой работы – охарактеризовать коллективизацию на примере произведения М.А.Шолохова «Поднятая целина». Достижению цели способствует выполнение нескольких задач:
1. Дать теоретическое представление о коллективизации.
2. Проанализировать произведение «Поднятая целина» М.А.Шолохова с точки зрения отражения темы коллективизации.
3. Выяснить историю исследований по данной теме.
Художественное произведение обладает возможностями различных воздействий на читателя. Главный предмет познания в литературе – человек, его отношение к другим людям, к обществу, природе, действительности.
Таким образом, тема коллективизации вызывает особый интерес. И не только у историков и филологов, но и тех, кто интересуется нашим русским национальным прошлым и философией.
Гипотеза курсовой работы тесно связана с вопросами: что такое коллективизация? Что есть в содержании «Поднятой целины», что позволяет нам говорить об этой теме? Эти и другие вопросы найдут свое отражение в данной работе.
Актуальность исследования связана со сложностью происходящих жизненных процессов в обществе и государстве. Важно отметить роль героев, через которых Шолохов показывает становление колхоза в Гремячем Логу.
В проанализированных нами источниках прослеживаются вопросы развития коллективизации в стране, анализ романа «Поднятая целина» (Ю.А.Дворяшин, Д.В.Поль, Н.М. Муравьева, Н.Д. Котовчихина).
Таким образом, актуальность исследования, посвященного выяснению роли коллективизации в стране, обусловлена наличием противоречий между властью и народом. Выявлена проблема исследования: поиск теоретического обоснования коллективизации, отражение ее в романе Шолохова.
Предмет исследования – связь процесса коллективизации с ее отражением в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Объект – текст романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».
Методы исследования – методы теоретического и практического исследования, анализ библиографических источников по теме, изучение статей из словарей:
Советской исторической энциклопедии;
Российской исторической энциклопедии;
энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона;
философского словаря;
словаря иностранных слов.
Структура курсовой работы представлена следующим образом: во «Введении» обозначены задачи и цель исследования. В первой теоретической главе «Определение «коллективизации»» перечислены основные сведения из словарей, даны определения коллективизации. Во второй главе «Реальная история и отражение коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина» исследован вопрос коллективизации с точки зрения истории и отражения ее в романе «Поднятая целина». В заключении сделаны выводы. Общий объем составляет 29 страниц. Список литературы составляет 18 источников, из них 6 – официальные образовательные порталы Интернет-ресурсов.
В работе проведено изучение предыдущих исследовательских работ в истории и литературе по данному вопросу. Особая новизна в данный момент связана со сложностями в отношениях народа и государства, человека и общества в России. Определена обоснованность коллективизации как средства развития сельского хозяйства в деревне. Определено содержание романа «Поднятая целина» Шолохова с точки зрения отражения темы коллективизации.
Оглавление
Введение 3
Понятие «коллективизации» в русской истории 5
Реальная история и отражение коллективизации в романе «Поднятая целина» М.А.Шолохова 17
Заключение 25
Источники и литература 29
Заключение
Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство обвинялись в правом уклоне.
Но, по мнению Сталина, процесс шел не достаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.
В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только неимущие слои.
О роли сплошной коллективизации и ошибках упоминается в первой главе выше. Итоги коллективизации известны. Приведем некоторые:
- Устранение зажиточного кулачества с разделом его имущества.
- Избавление села от социальных контрастов, межевания и т.д. Окончательное обобществление огромной доли обрабатываемых земель.
- Начало оснащения сельской экономики средствами современной экономики и связи, ускорение электрификации села (завершена в государственном масштабе к 70-м годам.)
- Уничтожение сельской промышленности-сектора первичной переработки сырья и продовольствия.
- Восстановление в форме колхозов сельской общины. Укрепление политико-административного контроля над самым многочисленным классом- крестьянством.
- Разорение многих районов Юга и Востока - большей части Украины, Дона, Западной Сибири в ходе борьбы вокруг коллективизации.
- Застой в производительности труда. Длительный упадок животноводства и обострение мясной проблемы.
Разрушительные последствия первых шагов коллективизации были осуждены и самим Сталиным в его статье «Головокружение от успехов», появившейся еще в марте 1930г. В ней он декларативно осуждал нарушение принципа добровольности при записи в колхозы. Тем не менее, даже после выхода его статьи запись в колхозы осталась фактически принудительной.
Последствия слома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми.
Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными: за 1929-1932гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на треть, свиней и овец,- больше, чем вдвое. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1933г., унес жизни больше пяти миллионов человек. От холода, голода, непосильного труда погибли и миллионы раскулаченных.
И в то же время, многие цели, которые ставили большевики, были достигнуты. При том, что численность крестьян сократилась на треть, а валовое производства зерна на 10%, его государственные заготовки в 1934г. по сравнению с 1928г. выросли в два раза. Была обретена независимость от импорта хлопка и других важных сельскохозяйственных сырьевых культур.
В короткий срок аграрный сектор оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа.
Действенность коллективизации прошла проверку во время второй мировой войны, события которой вскрыли как мощь экономики, так и ее уязвимые стороны. Отсутствие в годы войны больших продовольственных запасов явилось последствием коллективизации:
-истребления единоличниками коллективизируемого скота;
- отсутствия прогресса в производительности труда в большинстве колхозов.
В годы войны государство вынуждено было принять помощь из-за рубежа по ленд-лизу.
В рамках первой меры в страну поступило значительное количество муки, консервов и жиров, главным образом из США и Канады; продовольствие как и прочие товары, поставлялось союзниками по настоянию СССР в порядке ленд-лиза, т.е. фактически в кредит с расчетом после войны, в связи с чем страна оказалась на долгие годы втянутая в долги.
М.А. Шолохов, принимаясь за создание романа о коллективизации, говорил: «Надо бы хорошенько разобраться в этом месиве добра и зла». Эта же задача стоит сегодня и перед исследователями романа. В статье В.О. Осипова «Поднятая целина» - за сталинщину или против» есть строки: «Убеждён в том, что и жизнь писателя, связанная с «Целиною», и сама «Целина» до сих пор пребывают в состоянии значительной неоткрытости. Пришло время перечитывать и биографию, и роман, освободившись от политиканствующего гипноза, в котором их содержали несколько десятилетий. Да и сам Шолохов счёл нужным многое зашифровать».
Шолохов с большой симпатией нарисовал образы сельских коммунистов. Но вместе с тем он предостерегал читателей от бездумного любования ими. Они погибают. В реальной жизни сельское хозяйство будут поднимать не давыдовы, а кровно связанные с деревней майданниковы. Шолохов говорил своему сыну Михаилу: «Макар и Разметнов и семьи-то собственной сложить не могут, в собственных куренях порядка не наведут. И в хозяйстве они не черта не смыслят, потому как и не имели его никогда».
В романе – обращение ко времени социальны перемен, затрагивающих коренные интересы народа. Сегодня роман прочитывается по-новому, так, как писал его Шолохов: с ошибками и противоречиями в политике государства, сложностями во взаимоотношениях героев, с глубокими социальными коллизиями, проявлявшимися в высказываниях , недовольных выступлениях открытых врагов, в подпольной деятельности врагов маскирующихся.
Через потрясения проходят герои «Поднятой целины». Время наложило отпечаток на роман. Реальная жизнь встает со страниц его произведения во всей высоте и трагичности. Писатель создал неповторимые характеры с их обретениями и потерями, поисками истины. Конфликтные ситуации поданы так правдиво и явственно, что иногда стирается грань между вымыслом и реальностью.
Особое место принадлежит теме коллективизации в романе. Часто через нее можно постичь авторскую мысль, она через сюжетную нагрузку дает особый настрой. Само слово «коллективизация» употребляется Шолоховым редко. Она обозначается как цепь происходящих событий в Гремячем Логу. У процесса становления колхоза в романе отведена определенная роль. Это, можно сказать, особенный образ, имеющее отношение ко всему творчеству донского писателя. Вызванные тяготы и невзгоды коллективизацией Шолохов разделил вместе с народом Дона.
Источники и литература
Источники:
1.Ставский В.П. Письмо И. Сталину. // АП РФ. Ф.45. Оп. 1. Д.827 (заверенная копия).
2.Шолохов М. Собрание сочинений: в 8 т. – М., «Художественная литература», 1985-1986
3.Шолохов М.А. Письмо И.В.Сталину // АП РФ. Ф. 45. Оп. 1. Д.827. Л. 107.
Литература:
1.Астапенко М.И. История Донского казачества.- Ростов-на-Дону, 1999.
2.Бирюков Ф.Г. Шолохов сегодня / Ф.Г. Бирюков // Литература в школе. 1990. №2.
3.Вешенский вестник. №9. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А.Шолохова на современном этапе: подходы, концепции, проблемы» (Шолоховские чтения - 2009) и научных статей. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2009.
4.Дворяшин Ю.А. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина»: диалог с современностью/ Ю.А.Дворяшин. - Иркутск, 1996.
5.Осипов В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова: Документальная хроника без легенд.- М., Либерия, Раритет, 1995, - 413 с.
6.Тархова Н.С. Красная армия и коллективизация советской деревни в 1928-1933гг. Автореферат на [Текст] / Нонна Тархова ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН : Фонд "Президентский центр Б. Н. Ельцина", 2010. - 374, [1] с., [8] л. ил., факс. : ил., табл.; 22 см.
7.Творчество М.А.Шолохова в школьном изучении. Книга для учителя. Под ред. Ю.А.Дворяшина.– Сургут, РИО СурГПИ, 2003 – 142с.
Словари и энциклопедии:
1. Брокгаз Ф.А., Ефрона И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И.Е.Андреевского – Санкт-Петербург: Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1890-1907. Т.15 Коала – Конкордия. – 1895, стр.256
2.Словарь иностранных слов. Под ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С.Карпинской – 13 –е изд, стереотип. – М.: «Рус.яз.», 1986. – 608 с.
3. http://grindi.ru/slovo/tolkovjyij-slovar-ozhegova/kollektivizatzija/342028
4. http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/52.htm
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Цель курсовой работы – охарактеризовать коллективизацию на примере произведения М.А.Шолохова «Поднятая целина». Достижению цели способствует выполнение нескольких задач:
1. Дать теоретическое представление о коллективизации.
2. Проанализировать произведение «Поднятая целина» М.А.Шолохова с точки зрения отражения темы коллективизации.
3. Выяснить историю исследований по данной теме.
Художественное произведение обладает возможностями различных воздействий на читателя. Главный предмет познания в литературе – человек, его отношение к другим людям, к обществу, природе, действительности.
Таким образом, тема коллективизации вызывает особый интерес. И не только у историков и филологов, но и тех, кто интересуется нашим русским национальным прошлым и философией.
Гипотеза курсовой работы тесно связана с вопросами: что такое коллективизация? Что есть в содержании «Поднятой целины», что позволяет нам говорить об этой теме? Эти и другие вопросы найдут свое отражение в данной работе.
Актуальность исследования связана со сложностью происходящих жизненных процессов в обществе и государстве. Важно отметить роль героев, через которых Шолохов показывает становление колхоза в Гремячем Логу.
В проанализированных нами источниках прослеживаются вопросы развития коллективизации в стране, анализ романа «Поднятая целина» (Ю.А.Дворяшин, Д.В.Поль, Н.М. Муравьева, Н.Д. Котовчихина).
Таким образом, актуальность исследования, посвященного выяснению роли коллективизации в стране, обусловлена наличием противоречий между властью и народом. Выявлена проблема исследования: поиск теоретического обоснования коллективизации, отражение ее в романе Шолохова.
Предмет исследования – связь процесса коллективизации с ее отражением в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Объект – текст романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».
Методы исследования – методы теоретического и практического исследования, анализ библиографических источников по теме, изучение статей из словарей:
Советской исторической энциклопедии;
Российской исторической энциклопедии;
энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона;
философского словаря;
словаря иностранных слов.
Структура курсовой работы представлена следующим образом: во «Введении» обозначены задачи и цель исследования. В первой теоретической главе «Определение «коллективизации»» перечислены основные сведения из словарей, даны определения коллективизации. Во второй главе «Реальная история и отражение коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина» исследован вопрос коллективизации с точки зрения истории и отражения ее в романе «Поднятая целина». В заключении сделаны выводы. Общий объем составляет 29 страниц. Список литературы составляет 18 источников, из них 6 – официальные образовательные порталы Интернет-ресурсов.
В работе проведено изучение предыдущих исследовательских работ в истории и литературе по данному вопросу. Особая новизна в данный момент связана со сложностями в отношениях народа и государства, человека и общества в России. Определена обоснованность коллективизации как средства развития сельского хозяйства в деревне. Определено содержание романа «Поднятая целина» Шолохова с точки зрения отражения темы коллективизации.
Оглавление
Введение 3
Понятие «коллективизации» в русской истории 5
Реальная история и отражение коллективизации в романе «Поднятая целина» М.А.Шолохова 17
Заключение 25
Источники и литература 29
Заключение
Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство обвинялись в правом уклоне.
Но, по мнению Сталина, процесс шел не достаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.
В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только неимущие слои.
О роли сплошной коллективизации и ошибках упоминается в первой главе выше. Итоги коллективизации известны. Приведем некоторые:
- Устранение зажиточного кулачества с разделом его имущества.
- Избавление села от социальных контрастов, межевания и т.д. Окончательное обобществление огромной доли обрабатываемых земель.
- Начало оснащения сельской экономики средствами современной экономики и связи, ускорение электрификации села (завершена в государственном масштабе к 70-м годам.)
- Уничтожение сельской промышленности-сектора первичной переработки сырья и продовольствия.
- Восстановление в форме колхозов сельской общины. Укрепление политико-административного контроля над самым многочисленным классом- крестьянством.
- Разорение многих районов Юга и Востока - большей части Украины, Дона, Западной Сибири в ходе борьбы вокруг коллективизации.
- Застой в производительности труда. Длительный упадок животноводства и обострение мясной проблемы.
Разрушительные последствия первых шагов коллективизации были осуждены и самим Сталиным в его статье «Головокружение от успехов», появившейся еще в марте 1930г. В ней он декларативно осуждал нарушение принципа добровольности при записи в колхозы. Тем не менее, даже после выхода его статьи запись в колхозы осталась фактически принудительной.
Последствия слома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми.
Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными: за 1929-1932гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на треть, свиней и овец,- больше, чем вдвое. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1933г., унес жизни больше пяти миллионов человек. От холода, голода, непосильного труда погибли и миллионы раскулаченных.
И в то же время, многие цели, которые ставили большевики, были достигнуты. При том, что численность крестьян сократилась на треть, а валовое производства зерна на 10%, его государственные заготовки в 1934г. по сравнению с 1928г. выросли в два раза. Была обретена независимость от импорта хлопка и других важных сельскохозяйственных сырьевых культур.
В короткий срок аграрный сектор оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа.
Действенность коллективизации прошла проверку во время второй мировой войны, события которой вскрыли как мощь экономики, так и ее уязвимые стороны. Отсутствие в годы войны больших продовольственных запасов явилось последствием коллективизации:
-истребления единоличниками коллективизируемого скота;
- отсутствия прогресса в производительности труда в большинстве колхозов.
В годы войны государство вынуждено было принять помощь из-за рубежа по ленд-лизу.
В рамках первой меры в страну поступило значительное количество муки, консервов и жиров, главным образом из США и Канады; продовольствие как и прочие товары, поставлялось союзниками по настоянию СССР в порядке ленд-лиза, т.е. фактически в кредит с расчетом после войны, в связи с чем страна оказалась на долгие годы втянутая в долги.
М.А. Шолохов, принимаясь за создание романа о коллективизации, говорил: «Надо бы хорошенько разобраться в этом месиве добра и зла». Эта же задача стоит сегодня и перед исследователями романа. В статье В.О. Осипова «Поднятая целина» - за сталинщину или против» есть строки: «Убеждён в том, что и жизнь писателя, связанная с «Целиною», и сама «Целина» до сих пор пребывают в состоянии значительной неоткрытости. Пришло время перечитывать и биографию, и роман, освободившись от политиканствующего гипноза, в котором их содержали несколько десятилетий. Да и сам Шолохов счёл нужным многое зашифровать».
Шолохов с большой симпатией нарисовал образы сельских коммунистов. Но вместе с тем он предостерегал читателей от бездумного любования ими. Они погибают. В реальной жизни сельское хозяйство будут поднимать не давыдовы, а кровно связанные с деревней майданниковы. Шолохов говорил своему сыну Михаилу: «Макар и Разметнов и семьи-то собственной сложить не могут, в собственных куренях порядка не наведут. И в хозяйстве они не черта не смыслят, потому как и не имели его никогда».
В романе – обращение ко времени социальны перемен, затрагивающих коренные интересы народа. Сегодня роман прочитывается по-новому, так, как писал его Шолохов: с ошибками и противоречиями в политике государства, сложностями во взаимоотношениях героев, с глубокими социальными коллизиями, проявлявшимися в высказываниях , недовольных выступлениях открытых врагов, в подпольной деятельности врагов маскирующихся.
Через потрясения проходят герои «Поднятой целины». Время наложило отпечаток на роман. Реальная жизнь встает со страниц его произведения во всей высоте и трагичности. Писатель создал неповторимые характеры с их обретениями и потерями, поисками истины. Конфликтные ситуации поданы так правдиво и явственно, что иногда стирается грань между вымыслом и реальностью.
Особое место принадлежит теме коллективизации в романе. Часто через нее можно постичь авторскую мысль, она через сюжетную нагрузку дает особый настрой. Само слово «коллективизация» употребляется Шолоховым редко. Она обозначается как цепь происходящих событий в Гремячем Логу. У процесса становления колхоза в романе отведена определенная роль. Это, можно сказать, особенный образ, имеющее отношение ко всему творчеству донского писателя. Вызванные тяготы и невзгоды коллективизацией Шолохов разделил вместе с народом Дона.
Источники и литература
Источники:
1.Ставский В.П. Письмо И. Сталину. // АП РФ. Ф.45. Оп. 1. Д.827 (заверенная копия).
2.Шолохов М. Собрание сочинений: в 8 т. – М., «Художественная литература», 1985-1986
3.Шолохов М.А. Письмо И.В.Сталину // АП РФ. Ф. 45. Оп. 1. Д.827. Л. 107.
Литература:
1.Астапенко М.И. История Донского казачества.- Ростов-на-Дону, 1999.
2.Бирюков Ф.Г. Шолохов сегодня / Ф.Г. Бирюков // Литература в школе. 1990. №2.
3.Вешенский вестник. №9. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А.Шолохова на современном этапе: подходы, концепции, проблемы» (Шолоховские чтения - 2009) и научных статей. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2009.
4.Дворяшин Ю.А. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина»: диалог с современностью/ Ю.А.Дворяшин. - Иркутск, 1996.
5.Осипов В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова: Документальная хроника без легенд.- М., Либерия, Раритет, 1995, - 413 с.
6.Тархова Н.С. Красная армия и коллективизация советской деревни в 1928-1933гг. Автореферат на [Текст] / Нонна Тархова ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН : Фонд "Президентский центр Б. Н. Ельцина", 2010. - 374, [1] с., [8] л. ил., факс. : ил., табл.; 22 см.
7.Творчество М.А.Шолохова в школьном изучении. Книга для учителя. Под ред. Ю.А.Дворяшина.– Сургут, РИО СурГПИ, 2003 – 142с.
Словари и энциклопедии:
1. Брокгаз Ф.А., Ефрона И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И.Е.Андреевского – Санкт-Петербург: Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1890-1907. Т.15 Коала – Конкордия. – 1895, стр.256
2.Словарь иностранных слов. Под ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С.Карпинской – 13 –е изд, стереотип. – М.: «Рус.яз.», 1986. – 608 с.
3. http://grindi.ru/slovo/tolkovjyij-slovar-ozhegova/kollektivizatzija/342028
4. http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/52.htm
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую