Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Внимание исследователей к творческому наследию известного писателя, Николая Семёновича Лескова, являющегося истинно русским гением, помогает понять духовную основу, на которой создавалось и развивается, несмотря ни на какие преграды, русское сознание. Произведения Н.С. Лескова влияют на осознание и переосознание предназначения человека, помогают размышлять над ошибками, которые во времена жизни писателя многих людей привели к состоянию духовной самоограниченности.
Сегодня аналогичные тенденции много, в чем повторяются, хотя и можно увидеть проявления, направленные на совершенствование отечественного социума. Они предусматривают формирование новых культурных процессов, в которых ценности выступают в качестве самостоятельных действий, предприимчивости, объединенных с ценностью совместных обязательств за сохранение общественного благосостояния и стабильного социального взаимодействия.
В наши дни, указывающие на то, что отечественное литературоведение освободилось от атеистических штампов, угнетения со стороны всякого рода идеологической догматики, необходимость оценки отечественных классических произведений в контексте плотного взаимодействия литературы и христианства, представляет собой не только исследовательский интерес, а все более становится особо актуальной научной проблемой. Другими словами, восприятие христианской (православной) основы русской художественной литературы, являющейся специфическим предметом анализа, сегодня рассматривается как одна из злободневных задач отечественного литературоведения.
Актуальность темы курсовой работы усиливается под воздействием того фактора, что своими произведениями Н.С. Лесков одновременно с другими известными русскими писателями, призывает каждого человека искать Истину, которая сделает человека в широком смысле свободным. Особенно важно в этом контексте помнить, что Н.С. Лесков долгое время принадлежал к так называемой «малой классике», к «второстепенным писателям».
Вопросы возвращения к религии и к духовно-нравственной основе жизни русского народа являются, по нашему мнению, одними из доминирующих качеств в современном миросозерцании отечественных и зарубежных исследователей. Остро этот вопрос стал в процессе изучения учеными – литературоведами, историками, культурологами, религиоведами, социологами, политологами реалий в духовной ситуации России первых десятилетий третьего тысячелетия. Принято считать, что наше государство находится на пути к самовосстановлению и самосовершенствованию.
Степень разработанности проблемы. Учитывая справедливый вывод И.А. Есаулова, литературоведу, занимающемуся исследованием русской литературы, «вряд ли уже возможно без ущерба для своих занятий совершенно игнорировать действительный масштаб воздействия на отечественную словесность доминантного для русской духовности православного фактора» [17].
Действительно, в литературоведении уже давно назрела тема русской литературы и христианства. В настоящее время она как никогда ранее является благодатной почвой для многочисленных исследований. Свидетельством острой заинтересованности литературоведения религиозно-этическим наполнением и христианским пафосом отечественной словесности выступают работы А.П. Дмитриева [14], Н.В. Захарова [20], О.С. Колесовой [23], В.И. Кулешова [26], В.А. Котельникова [24]. В трудах Н.Н. Старыгиной [37, 38] проанализирована система образов-персонажей Н.С. Лескова в измерении христианского учения о душевном устроении человека. В них исследовательница показывает, как у Н.С. Лескова воплощается тип человека, устремленного к Богу и, согласно, убедительным выводам этой исследовательницы, образы праведников в творческой системе писателя можно рассматривать как художественные воплощения христианской концепции человека.
Особенности религиозности Н.С. Лескова явились предметом внимания И.Е. Мелентьевой [30], И.С. Снегиревой [36] и других, которой удалось сделать несколько важных наблюдений и выводов, в частности о «духовном зрении» как особом даре писателя.
Что касается исследований писательской деятельности Н.С. Лескова, то в целом интерес к его творчеству непрерывно растет. Прозаику посвящено довольно большое количество фундаментальных работ, в которых с научной объективностью и вниманием исследуются самые разнообразные проблемы творчества писателя. И.П. Видуэцкая считает, что «Лесков был деятельным участником русского литературного процесса более трех десятилетий (с 1861 по 1894 годы). Круг писателей, с которыми его сводила судьба, чрезвычайно широк. Взаимодействие его творчества с творчеством других художников слова, его современников, было интенсивным и многосторонним» [8, 9].
Кроме того, назовем фамилии некоторых ученых и исследователей, занимавшихся творческой деятельностью Лескова: П. Струве [41], С. Завадский [18], Б.К. Зайцев [19], П.Н. Ковалевский [22], Б. Другов [15, 16], Л.П. Гроссман [12, 13], Л.А. Аннинский [3], Т.Г. Андреева [2], Д.С. Лихачев [28], 3.Ю. Троицкий [43], А.Л. Волынский [9, 10], И.В. Столярова [39, 40]. Среди ведущих современных лескововедов также можно назвать А.А. Горелова [11], И.П. Видуэцкую [7, 8], О.Н. Осмоловскую [32], В.С. Семенова [33, 34, 35], Н.Н. Старыгину [37, 38], Е.В. Тюхову [44, 45].
Здесь представлен далеко не весь перечень монографий, работ и исследований этих ученых.
Анализ фундаментальной литературы позволяет нам констатировать, что из всего числа имеющихся работ мы не смогли выделить те, которые бы наиболее полно раскрывали тему курсовой работы, акцентируя внимание на проблемах духовных исканий в творчестве Н.С. Лескова. Такая ситуация в историографическом пространстве литературоведения дополнительно подчеркивает актуальность представленного исследования и помогает определить соответствующие цели и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы - определить роль духовных исканий человека и дать характеристику их проявлений в произведениях Н.С. Лескова.
Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать своеобразие творчества Н.С. Лескова, мировоззрение писателя и проблематику произведений;
2. дать изображение старообрядческой общины в повести «Запечатленный ангел»;
3. рассмотреть традиции жития в произведениях Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник»;
4. проанализировать образ праведника в избранных повестях;
5. раскрыть образ скитальца и тему странствия как духовного поиска в повести «Очарованный странник»;
6. охарактеризовать символику художественного мира писателя.
Методология и методы исследования предопределены целью и задачами курсовой работы, а также самобытностью исследуемого материала. Ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий их логику и содержание. Специфика постигаемого материала требует своеобразного подхода, связанного с необходимостью привлечения методов истории и текстологии для определения взаимосвязи философских идей.
В работе использованы системный подход, принципы историчности и конкретности, а также структурно-функциональный метод. Проблемно-логический метод нами ориентирован на выявление логики, сущностных характеристик и соотношения вещей и вещного мира с православной онтологией.
Объектом исследования являются прозаические произведения Н.С. Лескова. Предметом исследования являются проблемы духовных исканий в повестях Н.С. Лескова «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии научных представлений о различных аспектах творчества Н. С. Лескова в русском и зарубежном литературоведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание диссертации может быть использовано при изучении творчества Н.С. Лескова в аспекте целостного анализа отдельного художественного произведения, а также в процессе преподавания предмета «История русской литературы XIX века» в школах и высших учебных заведениях.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии. Общий объем – 39 страниц, библиография включает 45 наименований.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ЛЕСКОВА 8
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ В ПОВЕСТИ «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ» 10
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ ЖИТИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н.С. ЛЕСКОВА, «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» 13
ГЛАВА 4. ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В ПОВЕСТИ «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ» 17
ГЛАВА 5. ОБРАЗ СКИТАЛЬЦА И ТЕМА СТРАНСТВИЯ КАК ДУХОВНОГО ПОИСКА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» 23
ГЛАВА 6. СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н.С. ЛЕСКОВА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контексте представленной курсовой работы характеристика общих особенностей мировоззрения в творчестве Н.С. Лескова помогла определить ее преимущественно на уровне личной онтологии философского восприятия мира и людей, а также духовной культуры Н.С. Лескова.
Исследование базы источников также позволяет акцентировать внимание на том, что из всего числа имеющихся работ не представилась возможность выделить те труды, которые бы наиболее полно раскрывали тему диссертации, характеризуя специфику, сущность вещного мира в творчестве Н.С. Лескова. В связи с этим фактом еще остаются неисследованными вопросы, касающиеся философии восприятия жизни, культуры, человека посредством мира вещей, до конца не определены их место и роль в отечественной литературе, в том числе и в художественной литературе. В конечном результате такая ситуация в историографическом пространстве темы работы дополнительно подчеркивает актуальность представленного диссертационного исследования.
Дав оценку вещному миру святочного хронотопа и дифференцировав социокультурные символы и художественное пространство, мы смогли также сделать вывод, согласно которому в литературных произведениях Н.С. Лескова художественное пространство неразрывно с понятием «время». Мы рассматриваем время и пространство в рассказах Н.С. Лескова как отражение философских, этических и других представлений писателя. Такие принципы изображения действительности у Н.С. Лескова позволили ему оригинально и логично проанализировать специфику художественного времени и пространства в разные эпохи, изучить и изобразить грамматическое время в художественном произведении, рассмотрев при этом время и пространство в их неразрывной связи.
Благодаря данным понятиям Н.С. Лесковым отражено соотнесенность событий, фактов, ассоциативных, причинно-следственных и психологических связей между ними. В произведениях Н.С. Лескова они создают сложный ряд событий, выстраиваемых в ходе развития сюжета. Художественный текст этого писателя отличается от текстов других писателей-современников тем, что Н.С. Лескову удалось создать воображаемый мир посредством использования метода описания разных вещей с тем, чтобы произвести задуманный, а не произвольный, эффект на своего читателя, заставить его задуматься над происходящим и сделать правильные выводы.
Хронотоп в произведениях Н.С. Лескова обладает определенной спецификой, связанной с особенностями самого художественного текста и авторскими замыслами. Времени в текстах Н.С. Лескова свойственно иметь четко определенные границы, согласующиеся с историческим временем или временем, установленным автором условно.
Творчество Н.С. Лескова, несмотря на большое количество посвященных ему работ в литературоведении, языкознании, культурологии и других гуманитарных отраслях, представляет собой до конца не познанный художественный мир. Ряд аспектов творчества писателя неоднократно избирался для рассмотрения исследователями. Несмотря на стремление всесторонне изучить литературное наследие Н.С. Лескова, наиболее полно осветить художественное своеобразие его творчества, в современной науке существует целый ряд нерешенных проблем.
1. Аверинцев С. Христианская мифология [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php (дата обращения 15 мая 2016 года)
2. Андреева Т. Творчество Н. С. Лескова / Т.Г. Андреева. – Иркутск, 1992. – 127 с.
3. Аннинский Л. Несломленный. Повесть о Лескове. Три еретика. Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове. - М.: Книга, 1988. - 352 с.
4. Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 960 с.
5. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред.и предисл. Свенцицкой И. С. - М.: Республика, 1996. - 355с.
6. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М.: Российское библейское общество, 2001 - 1312 с. – С. 97.
7. Видуэцкая И. Николай Семенович Лесков / И.П. Видуэцкая. - М., 1979. - 247 с.
8. Видуэцкая И. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века / И.П. Видуэцкая // Вопросы литературы, М., 1981. - №2. – С. 148-189.
9. Волынский А. С. Лесков: классик в неклассическом освещении / А.Н. Волынский. – СПб., 2011. – 588 с.
10. Волынский А. Н.С. Лесков. Критический очерк / А.Л. Волынский. - СПб., 1898. – 154 с.
11. Горелов А. Н.С. Лесков и народная культура / А.А. Горелов. - Л., 1988. – 234 с.
12. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Жизнь - Творчество - Поэтика / Л.П. Гроссман. - М.: Художественная литература, 1945. – 568 с.
13. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Серия VI № 5 / Л.П. Гроссман. - М.: Знамя, 1956. – 32 с.
14. Дмитриев А. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет / А.П. Дмитриев // Русская литература. - М. -1995. - № 1. - С. 255 – 269.
15. Другов Б. Н.С. Лесков / Б.М. Другов. - М., 1957. – 286 с.
16. Другов Б. Н.С. Лесков. Очерк творчества / Б.М. Другов. - М., 1961. – 221 с.
17. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1995. - С. 5.
18. Завадский С. О Н.С. Лескове / С. Завадский. – Берлин, 1931.
19. Зайцев Б. Н.С. Лесков: к 100-летию со дня рождения / Б.К. Зайцев // Заметки. - Париж, 1931. – С. 239-240.
20. Захаров В. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы / В.Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XY111 – XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. – С. 256.
21. Ильяшенко Т. Библейские параллели в изображении смерти у Н.С. Лескова («Соборяне» и «На краю света») / Т.А. Ильяшенко // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: Материалы. Вып. 1: Н.С. Лесков. Орёл: ОГУ, 2001. - С. 20 – 22.
22. Ковалевский П. Н.С. Лесков. Возрождение П. Ковалевский. – Париж: 1931. – 87 с.
23. Колесова О. «Сейте разумное, доброе, вечное»: О русской классике в свете Евангелия / О.С. Колесова. - СПб: Библия для всех, 1996. - 136 с.
24. Котельников В. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной) / В.А. Котельников. - СПб., 1994. - 297 с.
25. Кретова А. Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников / А.А. Кретова. - М., 1999. – 301 с.
26. Кулешов В. Предисловие / В.И. Кулешов // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. - С. 4.
27. Лесков Н. Собрание сочинений в 5 т. Т.1. Запечатленный ангел / Н.С. Лесков. - М.: Правда, 1981. - 495 с. - С. 356.
28. Лихачев Д. Слово о Н.С. Лескове / Д.С. Лихачев. - М., 1997. – 116 с.
29. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М., 1976. - С.51.
30. Мелентьева И. Мотив «духовного зрения» в творчестве Н.С. Лескова / И.Е. Мелентьева // Макариевские чтения. Соборы Русской Церкви. М.; Можайск: ТЕРРА, 2002. - С 360-365.
31. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
32. Осмоловская О. Психологическая манера Н.С. Лескова / О.Н. Осмоловская // РЛ 1870-90-х гг.: проблемы характера. – Свердловск: 1983. – С. 134-136.
33. Семенов В. Николай Лесков. Время и книги / В.С. Семенов. – М.: Современник, 1981. – 297 с.
34. Семенов В.С. Жанровые искания в творчестве Н.С. Лескова 1860-1870-х гг. / В.С. Семенов. - М., 1994.
35. Семенов А. Теория литературы / А.Н. Семенов, В.В. Семенова. – М.: Классик стиль, 2003. – 432 с.
36. Снегирева И. Религиозно-философские взгляды Лескова / И.С. Снегирева // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: Материалы. Вып. 1 / Н.С. Лесков. - Орёл: ОГУ, 2001. - С. 22-30.
37. Старыгина Н. Образ человека в русском полемическом романе 1860-х годов. Ч. 1 / Н.Н. Старыгина. - М; Йошкар-Ола, 1996.
38. Старыгина Н. Образ праведника как художественное воплощение христианской концепции человека / Н.Н. Старыгина // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998. - С. 112-121.
39. Столярова И. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова) / И.В. Столярова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. – 269 с.
40. Столярова И. Н.С. Лесков о литературе и искусстве / И.В. Столярова // Н.С. Лесков о литературе и искусстве. - Л. - 1984. - С. 4-30.
41. Струве П. Н. С. Лесков (несколько черт из воспоминаний) из "Статей о русских писателях" / П.Б. Струве // Русская литература. – М. – 1984. - № 3. - С. 34
42. Сухачев Н. Развитие легенды у Лескова / Н.Л. Сухачев, В.А. Туниманов // Миф – фольклор – литература. - Л., 1978.
43. Троицкий В. Лесков-художник / В.Ю Троицкий. - М.: Наука, 1974. – 465 с.
44. Тюхова Е. Принципы психологического анализа в раннем творчестве Н.С. Лескова / Е.В. Тюхова // Творчество Лескова: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1986.
45. Тюхова Е. О психологизме Н.С. Лескова / Е.В. Тюхова. - Саратов, 1993. - 312 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Внимание исследователей к творческому наследию известного писателя, Николая Семёновича Лескова, являющегося истинно русским гением, помогает понять духовную основу, на которой создавалось и развивается, несмотря ни на какие преграды, русское сознание. Произведения Н.С. Лескова влияют на осознание и переосознание предназначения человека, помогают размышлять над ошибками, которые во времена жизни писателя многих людей привели к состоянию духовной самоограниченности.
Сегодня аналогичные тенденции много, в чем повторяются, хотя и можно увидеть проявления, направленные на совершенствование отечественного социума. Они предусматривают формирование новых культурных процессов, в которых ценности выступают в качестве самостоятельных действий, предприимчивости, объединенных с ценностью совместных обязательств за сохранение общественного благосостояния и стабильного социального взаимодействия.
В наши дни, указывающие на то, что отечественное литературоведение освободилось от атеистических штампов, угнетения со стороны всякого рода идеологической догматики, необходимость оценки отечественных классических произведений в контексте плотного взаимодействия литературы и христианства, представляет собой не только исследовательский интерес, а все более становится особо актуальной научной проблемой. Другими словами, восприятие христианской (православной) основы русской художественной литературы, являющейся специфическим предметом анализа, сегодня рассматривается как одна из злободневных задач отечественного литературоведения.
Актуальность темы курсовой работы усиливается под воздействием того фактора, что своими произведениями Н.С. Лесков одновременно с другими известными русскими писателями, призывает каждого человека искать Истину, которая сделает человека в широком смысле свободным. Особенно важно в этом контексте помнить, что Н.С. Лесков долгое время принадлежал к так называемой «малой классике», к «второстепенным писателям».
Вопросы возвращения к религии и к духовно-нравственной основе жизни русского народа являются, по нашему мнению, одними из доминирующих качеств в современном миросозерцании отечественных и зарубежных исследователей. Остро этот вопрос стал в процессе изучения учеными – литературоведами, историками, культурологами, религиоведами, социологами, политологами реалий в духовной ситуации России первых десятилетий третьего тысячелетия. Принято считать, что наше государство находится на пути к самовосстановлению и самосовершенствованию.
Степень разработанности проблемы. Учитывая справедливый вывод И.А. Есаулова, литературоведу, занимающемуся исследованием русской литературы, «вряд ли уже возможно без ущерба для своих занятий совершенно игнорировать действительный масштаб воздействия на отечественную словесность доминантного для русской духовности православного фактора» [17].
Действительно, в литературоведении уже давно назрела тема русской литературы и христианства. В настоящее время она как никогда ранее является благодатной почвой для многочисленных исследований. Свидетельством острой заинтересованности литературоведения религиозно-этическим наполнением и христианским пафосом отечественной словесности выступают работы А.П. Дмитриева [14], Н.В. Захарова [20], О.С. Колесовой [23], В.И. Кулешова [26], В.А. Котельникова [24]. В трудах Н.Н. Старыгиной [37, 38] проанализирована система образов-персонажей Н.С. Лескова в измерении христианского учения о душевном устроении человека. В них исследовательница показывает, как у Н.С. Лескова воплощается тип человека, устремленного к Богу и, согласно, убедительным выводам этой исследовательницы, образы праведников в творческой системе писателя можно рассматривать как художественные воплощения христианской концепции человека.
Особенности религиозности Н.С. Лескова явились предметом внимания И.Е. Мелентьевой [30], И.С. Снегиревой [36] и других, которой удалось сделать несколько важных наблюдений и выводов, в частности о «духовном зрении» как особом даре писателя.
Что касается исследований писательской деятельности Н.С. Лескова, то в целом интерес к его творчеству непрерывно растет. Прозаику посвящено довольно большое количество фундаментальных работ, в которых с научной объективностью и вниманием исследуются самые разнообразные проблемы творчества писателя. И.П. Видуэцкая считает, что «Лесков был деятельным участником русского литературного процесса более трех десятилетий (с 1861 по 1894 годы). Круг писателей, с которыми его сводила судьба, чрезвычайно широк. Взаимодействие его творчества с творчеством других художников слова, его современников, было интенсивным и многосторонним» [8, 9].
Кроме того, назовем фамилии некоторых ученых и исследователей, занимавшихся творческой деятельностью Лескова: П. Струве [41], С. Завадский [18], Б.К. Зайцев [19], П.Н. Ковалевский [22], Б. Другов [15, 16], Л.П. Гроссман [12, 13], Л.А. Аннинский [3], Т.Г. Андреева [2], Д.С. Лихачев [28], 3.Ю. Троицкий [43], А.Л. Волынский [9, 10], И.В. Столярова [39, 40]. Среди ведущих современных лескововедов также можно назвать А.А. Горелова [11], И.П. Видуэцкую [7, 8], О.Н. Осмоловскую [32], В.С. Семенова [33, 34, 35], Н.Н. Старыгину [37, 38], Е.В. Тюхову [44, 45].
Здесь представлен далеко не весь перечень монографий, работ и исследований этих ученых.
Анализ фундаментальной литературы позволяет нам констатировать, что из всего числа имеющихся работ мы не смогли выделить те, которые бы наиболее полно раскрывали тему курсовой работы, акцентируя внимание на проблемах духовных исканий в творчестве Н.С. Лескова. Такая ситуация в историографическом пространстве литературоведения дополнительно подчеркивает актуальность представленного исследования и помогает определить соответствующие цели и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы - определить роль духовных исканий человека и дать характеристику их проявлений в произведениях Н.С. Лескова.
Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать своеобразие творчества Н.С. Лескова, мировоззрение писателя и проблематику произведений;
2. дать изображение старообрядческой общины в повести «Запечатленный ангел»;
3. рассмотреть традиции жития в произведениях Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник»;
4. проанализировать образ праведника в избранных повестях;
5. раскрыть образ скитальца и тему странствия как духовного поиска в повести «Очарованный странник»;
6. охарактеризовать символику художественного мира писателя.
Методология и методы исследования предопределены целью и задачами курсовой работы, а также самобытностью исследуемого материала. Ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий их логику и содержание. Специфика постигаемого материала требует своеобразного подхода, связанного с необходимостью привлечения методов истории и текстологии для определения взаимосвязи философских идей.
В работе использованы системный подход, принципы историчности и конкретности, а также структурно-функциональный метод. Проблемно-логический метод нами ориентирован на выявление логики, сущностных характеристик и соотношения вещей и вещного мира с православной онтологией.
Объектом исследования являются прозаические произведения Н.С. Лескова. Предметом исследования являются проблемы духовных исканий в повестях Н.С. Лескова «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии научных представлений о различных аспектах творчества Н. С. Лескова в русском и зарубежном литературоведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание диссертации может быть использовано при изучении творчества Н.С. Лескова в аспекте целостного анализа отдельного художественного произведения, а также в процессе преподавания предмета «История русской литературы XIX века» в школах и высших учебных заведениях.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии. Общий объем – 39 страниц, библиография включает 45 наименований.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ЛЕСКОВА 8
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ В ПОВЕСТИ «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ» 10
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ ЖИТИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н.С. ЛЕСКОВА, «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» 13
ГЛАВА 4. ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В ПОВЕСТИ «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ» 17
ГЛАВА 5. ОБРАЗ СКИТАЛЬЦА И ТЕМА СТРАНСТВИЯ КАК ДУХОВНОГО ПОИСКА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» 23
ГЛАВА 6. СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н.С. ЛЕСКОВА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контексте представленной курсовой работы характеристика общих особенностей мировоззрения в творчестве Н.С. Лескова помогла определить ее преимущественно на уровне личной онтологии философского восприятия мира и людей, а также духовной культуры Н.С. Лескова.
Исследование базы источников также позволяет акцентировать внимание на том, что из всего числа имеющихся работ не представилась возможность выделить те труды, которые бы наиболее полно раскрывали тему диссертации, характеризуя специфику, сущность вещного мира в творчестве Н.С. Лескова. В связи с этим фактом еще остаются неисследованными вопросы, касающиеся философии восприятия жизни, культуры, человека посредством мира вещей, до конца не определены их место и роль в отечественной литературе, в том числе и в художественной литературе. В конечном результате такая ситуация в историографическом пространстве темы работы дополнительно подчеркивает актуальность представленного диссертационного исследования.
Дав оценку вещному миру святочного хронотопа и дифференцировав социокультурные символы и художественное пространство, мы смогли также сделать вывод, согласно которому в литературных произведениях Н.С. Лескова художественное пространство неразрывно с понятием «время». Мы рассматриваем время и пространство в рассказах Н.С. Лескова как отражение философских, этических и других представлений писателя. Такие принципы изображения действительности у Н.С. Лескова позволили ему оригинально и логично проанализировать специфику художественного времени и пространства в разные эпохи, изучить и изобразить грамматическое время в художественном произведении, рассмотрев при этом время и пространство в их неразрывной связи.
Благодаря данным понятиям Н.С. Лесковым отражено соотнесенность событий, фактов, ассоциативных, причинно-следственных и психологических связей между ними. В произведениях Н.С. Лескова они создают сложный ряд событий, выстраиваемых в ходе развития сюжета. Художественный текст этого писателя отличается от текстов других писателей-современников тем, что Н.С. Лескову удалось создать воображаемый мир посредством использования метода описания разных вещей с тем, чтобы произвести задуманный, а не произвольный, эффект на своего читателя, заставить его задуматься над происходящим и сделать правильные выводы.
Хронотоп в произведениях Н.С. Лескова обладает определенной спецификой, связанной с особенностями самого художественного текста и авторскими замыслами. Времени в текстах Н.С. Лескова свойственно иметь четко определенные границы, согласующиеся с историческим временем или временем, установленным автором условно.
Творчество Н.С. Лескова, несмотря на большое количество посвященных ему работ в литературоведении, языкознании, культурологии и других гуманитарных отраслях, представляет собой до конца не познанный художественный мир. Ряд аспектов творчества писателя неоднократно избирался для рассмотрения исследователями. Несмотря на стремление всесторонне изучить литературное наследие Н.С. Лескова, наиболее полно осветить художественное своеобразие его творчества, в современной науке существует целый ряд нерешенных проблем.
1. Аверинцев С. Христианская мифология [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php (дата обращения 15 мая 2016 года)
2. Андреева Т. Творчество Н. С. Лескова / Т.Г. Андреева. – Иркутск, 1992. – 127 с.
3. Аннинский Л. Несломленный. Повесть о Лескове. Три еретика. Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове. - М.: Книга, 1988. - 352 с.
4. Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 960 с.
5. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред.и предисл. Свенцицкой И. С. - М.: Республика, 1996. - 355с.
6. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М.: Российское библейское общество, 2001 - 1312 с. – С. 97.
7. Видуэцкая И. Николай Семенович Лесков / И.П. Видуэцкая. - М., 1979. - 247 с.
8. Видуэцкая И. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века / И.П. Видуэцкая // Вопросы литературы, М., 1981. - №2. – С. 148-189.
9. Волынский А. С. Лесков: классик в неклассическом освещении / А.Н. Волынский. – СПб., 2011. – 588 с.
10. Волынский А. Н.С. Лесков. Критический очерк / А.Л. Волынский. - СПб., 1898. – 154 с.
11. Горелов А. Н.С. Лесков и народная культура / А.А. Горелов. - Л., 1988. – 234 с.
12. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Жизнь - Творчество - Поэтика / Л.П. Гроссман. - М.: Художественная литература, 1945. – 568 с.
13. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Серия VI № 5 / Л.П. Гроссман. - М.: Знамя, 1956. – 32 с.
14. Дмитриев А. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет / А.П. Дмитриев // Русская литература. - М. -1995. - № 1. - С. 255 – 269.
15. Другов Б. Н.С. Лесков / Б.М. Другов. - М., 1957. – 286 с.
16. Другов Б. Н.С. Лесков. Очерк творчества / Б.М. Другов. - М., 1961. – 221 с.
17. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1995. - С. 5.
18. Завадский С. О Н.С. Лескове / С. Завадский. – Берлин, 1931.
19. Зайцев Б. Н.С. Лесков: к 100-летию со дня рождения / Б.К. Зайцев // Заметки. - Париж, 1931. – С. 239-240.
20. Захаров В. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы / В.Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XY111 – XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. – С. 256.
21. Ильяшенко Т. Библейские параллели в изображении смерти у Н.С. Лескова («Соборяне» и «На краю света») / Т.А. Ильяшенко // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: Материалы. Вып. 1: Н.С. Лесков. Орёл: ОГУ, 2001. - С. 20 – 22.
22. Ковалевский П. Н.С. Лесков. Возрождение П. Ковалевский. – Париж: 1931. – 87 с.
23. Колесова О. «Сейте разумное, доброе, вечное»: О русской классике в свете Евангелия / О.С. Колесова. - СПб: Библия для всех, 1996. - 136 с.
24. Котельников В. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной) / В.А. Котельников. - СПб., 1994. - 297 с.
25. Кретова А. Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников / А.А. Кретова. - М., 1999. – 301 с.
26. Кулешов В. Предисловие / В.И. Кулешов // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. - С. 4.
27. Лесков Н. Собрание сочинений в 5 т. Т.1. Запечатленный ангел / Н.С. Лесков. - М.: Правда, 1981. - 495 с. - С. 356.
28. Лихачев Д. Слово о Н.С. Лескове / Д.С. Лихачев. - М., 1997. – 116 с.
29. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М., 1976. - С.51.
30. Мелентьева И. Мотив «духовного зрения» в творчестве Н.С. Лескова / И.Е. Мелентьева // Макариевские чтения. Соборы Русской Церкви. М.; Можайск: ТЕРРА, 2002. - С 360-365.
31. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
32. Осмоловская О. Психологическая манера Н.С. Лескова / О.Н. Осмоловская // РЛ 1870-90-х гг.: проблемы характера. – Свердловск: 1983. – С. 134-136.
33. Семенов В. Николай Лесков. Время и книги / В.С. Семенов. – М.: Современник, 1981. – 297 с.
34. Семенов В.С. Жанровые искания в творчестве Н.С. Лескова 1860-1870-х гг. / В.С. Семенов. - М., 1994.
35. Семенов А. Теория литературы / А.Н. Семенов, В.В. Семенова. – М.: Классик стиль, 2003. – 432 с.
36. Снегирева И. Религиозно-философские взгляды Лескова / И.С. Снегирева // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: Материалы. Вып. 1 / Н.С. Лесков. - Орёл: ОГУ, 2001. - С. 22-30.
37. Старыгина Н. Образ человека в русском полемическом романе 1860-х годов. Ч. 1 / Н.Н. Старыгина. - М; Йошкар-Ола, 1996.
38. Старыгина Н. Образ праведника как художественное воплощение христианской концепции человека / Н.Н. Старыгина // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998. - С. 112-121.
39. Столярова И. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова) / И.В. Столярова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. – 269 с.
40. Столярова И. Н.С. Лесков о литературе и искусстве / И.В. Столярова // Н.С. Лесков о литературе и искусстве. - Л. - 1984. - С. 4-30.
41. Струве П. Н. С. Лесков (несколько черт из воспоминаний) из "Статей о русских писателях" / П.Б. Струве // Русская литература. – М. – 1984. - № 3. - С. 34
42. Сухачев Н. Развитие легенды у Лескова / Н.Л. Сухачев, В.А. Туниманов // Миф – фольклор – литература. - Л., 1978.
43. Троицкий В. Лесков-художник / В.Ю Троицкий. - М.: Наука, 1974. – 465 с.
44. Тюхова Е. Принципы психологического анализа в раннем творчестве Н.С. Лескова / Е.В. Тюхова // Творчество Лескова: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1986.
45. Тюхова Е. О психологизме Н.С. Лескова / Е.В. Тюхова. - Саратов, 1993. - 312 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую