Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования определяется историко-культурным и литературоведческим значением избранной темы. Преломление мифа в современной литературе всегда привлекало внимание исследователей. Выбор обусловлен тем особым местом, которое повесть занимает в творчестве Л. Улицкой.
Произведения Людмилы Улицкой можно назвать «прозой нюансов» — и тончайшие проявления человеческой природы, и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Её повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим.
Улицкой не свойственен ярко выраженный автобиографизм, хотя в некоторых произведениях и можно обнаружить отдельные факты из жизни писательницы. Чаще всего автор передает своим героям не факты собственной жизни, а свои мысли, настроения, философские наблюдения. В произведениях Улицкой очень часто повествование ведет рассказчик или повествователь.
Писательница рассказывает читателю нам определённую историю. При этом особое внимание уделяется взаимоотношениям героев, их личным судьбам. Всё это приводит к усложнению сюжета разными вставными новеллами и историями. Сознание героев определяют проблемы бытия, а не быта. Центральными для Улицкой становятся проблемы жизни и смерти, предназначения человека. Они лейтмотивом проходят через все ее творчество. Иногда критики даже называют его слишком мрачным и печальным. Но при этом нельзя назвать её творчество пессимистичным, в перспективе автор всегда даёт надежду на лучшее.
Все указанные характеристики относятся к роману Л. Улицкой «Медея и её дети». Это – многоаспектное произведение, в котором отчётливо прослеживается синтез культур. В основе повествования лежит своеобразно преломленный миф о Медее – женщине, убившей своих детей ради мести бросившему её мужу. Миф этот неоднократно переосмысливался в мировой литературе (Еврипид, Сенека, Корнель, Ануй и мн. другие), но в произведении Улицкой миф не является литературной переработкой, а, как точно подметила Т. В. Федосеева, «полемической интерпретацией», в которой она «создаёт новую художественную модель современного мира в его взаимосвязанности с прошлым человечества на основе традиционного античного образа» .
Таким образом, выбранная тема является свежей и актуальной, способная выявить новые подробности в прозе писательницы.
Степень изученности. Взаимодействие мифа и литературы изучалосьтакими учёными какС. А. Аверинцев, М. М. Бахтин, Е. М. Мелетинский, Ю. М. Лотман, А. А. Потебня, В. Н. Топоров и др.
Творчество Л. Улицкой рассматривалось следующими исследователями: Берёзкина О. В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и её дети"//Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №4; Лариева Э. Концепция семейственности и средства её художественного воплощения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Петрозаводск, 2009; Федосеева Т. В. Образ Медеи в античной литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети»// Научные труды кафедры русской литературы. – М., 2006. - № 4; Чистякова О. Н. Концепт «семья» в романе Улицкой «Медея и её дети»// О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы/ Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004; Иванова О. В. Пространство и время в повести Л. Улицкой «Медея и её дети».
Именно на эти исследования мы опирались в данной работе.
Цель исследования: выявить способ отражения мифа о Медее в романе Л. Улицкой «Медея и её дети».
Задачи исследования:
рассмотреть традицию соприкосновения мифа и литературы;
выявить причины интереса к мифу в русской литературе;
рассмотреть поэтику романа «Медея и её дети»
выявить мотив мифа о Медее как основную черту поэтики.
Объект исследования: мифопоэтическая традиция в русской литературе.
Предмет исследования: роман Улицкой как своеобразное отражение мифопоэтической традиции.
Методы исследования:
историко-литературный;
типологический;
структурный;
семантический;
интертекстуальный.
Практическая значимость: материал данного дипломного проекта может быть с успехом использован на уроках литературы в средней школе.
Оглавление
Введение 3
Глава I Роль мифа в развитии литературы 6
1.1.Интерес к античности в русской литературе 6
1.2. Сюжет о Медее как один из самых популярных в мировой литературе 7
Глава II «Медея и её дети»: миф наизнанку 10
2.1. Многоаспектность романа «Медея и её дети» 10
2.2. Образ Медеи 12
2.3.Греческие атрибуты в романе «Медея и её дети» 20
Заключение 23
Список литературы 24
Заключение
Данное исследование было посвящено рецепции мифа о Медее в романе Л. Улицкой «Медея и её дети». В ходе исследования нами было выявлено, что, вопреки традициям мировой литературы, в произведении Улицкой миф не является литературной переработкой, своеобразной «полемической интерпретацией», в которой автором создана«новая художественная модель современного мира в его взаимосвязанности с прошлым человечества на основе традиционного античного образа».
Говоря о соприкосновении романа Улицкой с мифом о Медее, следует отметить, что образ её Медеи дан как антитеза к образу античной Медеи. Все сближающие их аспекты: характер, внешность, материнская функция, роль в судьбе мужа, умение «колдовать», мужское начало, течение женской судьбы – даны как будто с разных полюсов. Сходящиеся на внешнем уровне, они разные по сути. И если характер древнегреческой героини раскрывается изнутри, с психологической точки зрения, то характер Медеи из романа Улицкого – через бытовые подробности, обобщая её образ, приближая его к целому поколению, которое так хорошо знакомо самой писательнице.
Список литературы
1. Анненский И. Ф. Предисловие// Еврипид Медея. Перевод Иннокентия Анненского. – Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. "Литературные памятники". – М., Наука, Ладомир, 1999. – 288 с.
2. Берёзкина О. В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и её дети"//Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №4.
3. Бондаренко Ю. А. Интерпретация античного мифа в творчестве русских символистов//Вестник Томского Государственного университета, №329, 2009.
4. Греческо-русский словарь//Учебник греческого языка. – М.: АСТ-Астрель, 2004. – 239 с.
5. Еврипид Медея. Перевод Иннокентия Анненского. – Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. "Литературные памятники". – М., Наука, Ладомир, 1999. – 288 с.
6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1954. – 467 с.
7. Лариева Э. Концепция семейственности и средства её художественного воплощения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Петрозаводск, 2009.
8. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф – имя – культура//Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х томах. – Таллин, 1992. Т.1. – 560 с.
9. Любжин А. И. «Медея» в мировой литературе//// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с. С. 288.
10. Медея в Коринфе//Грейвс, Р.Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. – 620 с. С. 396.
11. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – 406 с.
12. Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Наука,1991. – 450 с.
13. Петрова Э. Б., Катюшин Е. А., Евсеев А. А. Феодосия. Очерк-путеводитель. – Симферополь: Сонат, 2006. – 183 с.
14. Потебня А. А. Философия языка и мифа//Потебня А. А. Мысль и язык. – М.: Наука, 1965. – 580 с.
15. Ровенская Т. «Маленькая Грозная» Л. Петрушевской и «Медея и ее дети» Л. Улицкой: женское бытие внутри маскулинного дискурса // Ж. О. Д.: Материалы 3-ей международной междисциплинарной научно-практической конференции, 8 — 9 дек. 2000 г. – Мн., 2001.
16. СенекаЛуций. Трагедия «Медея» (пер. С. Соловьёва). – М.: Просвещение, 1965. – 250 с.
17. Толковый словарь имён. – М.: Наука, 2012.
18. Федосеева Т. В. Образ Медеи в античной литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети»// Научные труды кафедры русской литературы. – М., 2006. - № 4.
19. Чистякова О. Н. Концепт «семья» в романе Улицкой «Медея и её дети»// О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы/ Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004.
Интернет-ресурсы
20. Улицкая Л. Медея и её дети// http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3370&p=25.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования определяется историко-культурным и литературоведческим значением избранной темы. Преломление мифа в современной литературе всегда привлекало внимание исследователей. Выбор обусловлен тем особым местом, которое повесть занимает в творчестве Л. Улицкой.
Произведения Людмилы Улицкой можно назвать «прозой нюансов» — и тончайшие проявления человеческой природы, и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Её повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим.
Улицкой не свойственен ярко выраженный автобиографизм, хотя в некоторых произведениях и можно обнаружить отдельные факты из жизни писательницы. Чаще всего автор передает своим героям не факты собственной жизни, а свои мысли, настроения, философские наблюдения. В произведениях Улицкой очень часто повествование ведет рассказчик или повествователь.
Писательница рассказывает читателю нам определённую историю. При этом особое внимание уделяется взаимоотношениям героев, их личным судьбам. Всё это приводит к усложнению сюжета разными вставными новеллами и историями. Сознание героев определяют проблемы бытия, а не быта. Центральными для Улицкой становятся проблемы жизни и смерти, предназначения человека. Они лейтмотивом проходят через все ее творчество. Иногда критики даже называют его слишком мрачным и печальным. Но при этом нельзя назвать её творчество пессимистичным, в перспективе автор всегда даёт надежду на лучшее.
Все указанные характеристики относятся к роману Л. Улицкой «Медея и её дети». Это – многоаспектное произведение, в котором отчётливо прослеживается синтез культур. В основе повествования лежит своеобразно преломленный миф о Медее – женщине, убившей своих детей ради мести бросившему её мужу. Миф этот неоднократно переосмысливался в мировой литературе (Еврипид, Сенека, Корнель, Ануй и мн. другие), но в произведении Улицкой миф не является литературной переработкой, а, как точно подметила Т. В. Федосеева, «полемической интерпретацией», в которой она «создаёт новую художественную модель современного мира в его взаимосвязанности с прошлым человечества на основе традиционного античного образа» .
Таким образом, выбранная тема является свежей и актуальной, способная выявить новые подробности в прозе писательницы.
Степень изученности. Взаимодействие мифа и литературы изучалосьтакими учёными какС. А. Аверинцев, М. М. Бахтин, Е. М. Мелетинский, Ю. М. Лотман, А. А. Потебня, В. Н. Топоров и др.
Творчество Л. Улицкой рассматривалось следующими исследователями: Берёзкина О. В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и её дети"//Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №4; Лариева Э. Концепция семейственности и средства её художественного воплощения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Петрозаводск, 2009; Федосеева Т. В. Образ Медеи в античной литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети»// Научные труды кафедры русской литературы. – М., 2006. - № 4; Чистякова О. Н. Концепт «семья» в романе Улицкой «Медея и её дети»// О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы/ Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004; Иванова О. В. Пространство и время в повести Л. Улицкой «Медея и её дети».
Именно на эти исследования мы опирались в данной работе.
Цель исследования: выявить способ отражения мифа о Медее в романе Л. Улицкой «Медея и её дети».
Задачи исследования:
рассмотреть традицию соприкосновения мифа и литературы;
выявить причины интереса к мифу в русской литературе;
рассмотреть поэтику романа «Медея и её дети»
выявить мотив мифа о Медее как основную черту поэтики.
Объект исследования: мифопоэтическая традиция в русской литературе.
Предмет исследования: роман Улицкой как своеобразное отражение мифопоэтической традиции.
Методы исследования:
историко-литературный;
типологический;
структурный;
семантический;
интертекстуальный.
Практическая значимость: материал данного дипломного проекта может быть с успехом использован на уроках литературы в средней школе.
Оглавление
Введение 3
Глава I Роль мифа в развитии литературы 6
1.1.Интерес к античности в русской литературе 6
1.2. Сюжет о Медее как один из самых популярных в мировой литературе 7
Глава II «Медея и её дети»: миф наизнанку 10
2.1. Многоаспектность романа «Медея и её дети» 10
2.2. Образ Медеи 12
2.3.Греческие атрибуты в романе «Медея и её дети» 20
Заключение 23
Список литературы 24
Заключение
Данное исследование было посвящено рецепции мифа о Медее в романе Л. Улицкой «Медея и её дети». В ходе исследования нами было выявлено, что, вопреки традициям мировой литературы, в произведении Улицкой миф не является литературной переработкой, своеобразной «полемической интерпретацией», в которой автором создана«новая художественная модель современного мира в его взаимосвязанности с прошлым человечества на основе традиционного античного образа».
Говоря о соприкосновении романа Улицкой с мифом о Медее, следует отметить, что образ её Медеи дан как антитеза к образу античной Медеи. Все сближающие их аспекты: характер, внешность, материнская функция, роль в судьбе мужа, умение «колдовать», мужское начало, течение женской судьбы – даны как будто с разных полюсов. Сходящиеся на внешнем уровне, они разные по сути. И если характер древнегреческой героини раскрывается изнутри, с психологической точки зрения, то характер Медеи из романа Улицкого – через бытовые подробности, обобщая её образ, приближая его к целому поколению, которое так хорошо знакомо самой писательнице.
Список литературы
1. Анненский И. Ф. Предисловие// Еврипид Медея. Перевод Иннокентия Анненского. – Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. "Литературные памятники". – М., Наука, Ладомир, 1999. – 288 с.
2. Берёзкина О. В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и её дети"//Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №4.
3. Бондаренко Ю. А. Интерпретация античного мифа в творчестве русских символистов//Вестник Томского Государственного университета, №329, 2009.
4. Греческо-русский словарь//Учебник греческого языка. – М.: АСТ-Астрель, 2004. – 239 с.
5. Еврипид Медея. Перевод Иннокентия Анненского. – Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. "Литературные памятники". – М., Наука, Ладомир, 1999. – 288 с.
6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1954. – 467 с.
7. Лариева Э. Концепция семейственности и средства её художественного воплощения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Петрозаводск, 2009.
8. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф – имя – культура//Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х томах. – Таллин, 1992. Т.1. – 560 с.
9. Любжин А. И. «Медея» в мировой литературе//// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с. С. 288.
10. Медея в Коринфе//Грейвс, Р.Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. – 620 с. С. 396.
11. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – 406 с.
12. Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Наука,1991. – 450 с.
13. Петрова Э. Б., Катюшин Е. А., Евсеев А. А. Феодосия. Очерк-путеводитель. – Симферополь: Сонат, 2006. – 183 с.
14. Потебня А. А. Философия языка и мифа//Потебня А. А. Мысль и язык. – М.: Наука, 1965. – 580 с.
15. Ровенская Т. «Маленькая Грозная» Л. Петрушевской и «Медея и ее дети» Л. Улицкой: женское бытие внутри маскулинного дискурса // Ж. О. Д.: Материалы 3-ей международной междисциплинарной научно-практической конференции, 8 — 9 дек. 2000 г. – Мн., 2001.
16. СенекаЛуций. Трагедия «Медея» (пер. С. Соловьёва). – М.: Просвещение, 1965. – 250 с.
17. Толковый словарь имён. – М.: Наука, 2012.
18. Федосеева Т. В. Образ Медеи в античной литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети»// Научные труды кафедры русской литературы. – М., 2006. - № 4.
19. Чистякова О. Н. Концепт «семья» в романе Улицкой «Медея и её дети»// О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы/ Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004.
Интернет-ресурсы
20. Улицкая Л. Медея и её дети// http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3370&p=25.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую