Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Художественные произведения одного из ведущих авторов XX века – Александра Блока являют собой образец текста, умело сочетающего в себе все веяния времени. Одним из самых распространенныхприемов серебряного века становитсяприеминтертекстуальности, причеминтертекстуальности не завуалированной, как это происходило, к примеру, в XIX – XХ веке, а доходящей до прямой цитации произведений, при помощи которой читатель вовлекается в игру с текстом.
И, если ранее, интертекстуальность была лишь второстепенным, дополнительным способом влияния на читательское восприятие, который помогал более полно осознать специфику текста и скрытые интенции автора, то в случае с Блоком можно говорить о том, что А. В. Злочевскаяназывает «реминисцентной организацией текста как новом способе художественного освоения реальности».
Если мы будем обращаться к творчеству Блока с позиции литературоведения, то мы никак не можем оставить в стороне, что автор сознательно подходит к интертекстуальности в своих произведениях, встраивая ее в парадигму своих стихотворений. Но, приходится признать тот факт, что богатство блоковской поэзии с позиции интертекста до сих пор не раскрыто.
Если говорить об интертексте у А. Блока, то приходится признать, что это явление в текстах практически неограниченно – в интертексте обнаруживается М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.
Это обусловлено тем, что сам Блокслишком включенеще в контекст русской классической литературы. Но, в то же время тексты его становятся не базой для построения произведений, не связью эпох от истоков к современности, а базой для литературной игры, когда произведение переосмысляется с позиции его переворачивания в текстах, разбивании на части.
Творчество А. Блока изучается достаточно широко, однако, несмотря на это, нельзя говорить, что талант его раскрыт максимально полно. В настоящее время творчество его не как самостоятельное явление, а в контексте русской литературе,представлено большим количеством разрозненных статей, которые представляют собой больше критические обзоры, нежели полноценный литературоведческий труд. В то же время, проблема интертекста в творчестве А. Блока становилась лишь «проходной» темой, о которой говорят все, так как она слишком очевидна, но которая не рассматривалась серьезно.
Данная работа выросла из предположения о том, что сюжеты блоковскихпроизведений очень тесно соприкасаются с произведениями классики, в частности, особенно глубокой является связь с психологическими романами, родоначальником которых был М. Ю. Лермонтов.
Цель данной работы - рассмотреть особенность лермонтовскогоинтертекста в произведениях Набокова
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение поэзии Лермонтова. Основным мотивам творчества;
- Рассмотреть особенности взаимодействия творчества Лермонтова в контексте русской литературы;
- Представить основныеинтертекстуальные черты в творчестве Блока
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Интепртекстуальность лермонтовских мотивов в поэзии серебряного века 5
1.1. Основные мотивы лирики Лермонтова 5
1.2. Лермонтовские мотивы в поэзии серебряного века 8
1.3. Лермонтовское наследие и поэзия Блока 17
Глава 2. Лермонтовские мотивы в цикле «Ямбы» и поэме «Возмездие» 21
2.1. Специфика цикла «Ямбы» 21
2.2. Мотивы лермонтовской поэзии в «Возмездии» 28
Заключение 33
Список литературы 35
Заключение
Русский символизм вобрал многие идейные и эстетические установки предыдущих художников слова, при этом преломив их через национальное и культурно-социальное своеобразие своей страны. Чувство тревоги, экзистенциального познания действительности, затронуло умы думающих людей в России.
Особенно остро эти настроения царили в среде разночинной интеллигенции, социального класса, возникшего в первой половине XIX в. Кто-то обращался к вере, кто-то, наоборот, к материализму или позитивизму. Часть творческой элиты после тяжёлых метаний и исканий начала проповедовать идею чистого искусства.
Можно говорить о том, что в творчестве Блока мотивы Лермонтова обусловлены общностью мировоззрения обоих авторов. Речь идет о том, что Блок в поисках Мировой души постепенно приходит к поиску Отечества и постижению мирового разума, что выразилось в мотивах стихотворения.
Русский символизм вобрал многие идейные и эстетические установки предыдущих художников слова, при этом преломив их через национальное и культурно-социальное своеобразие своей страны. Чувство тревоги, экзистенциального познания действительности, затронуло умы думающих людей в России.
Особенно остро эти настроения царили в среде разночинной интеллигенции, социального класса, возникшего в первой половине XIX в. Кто-то обращался к вере, кто-то, наоборот, к материализму или позитивизму. Часть творческой элиты после тяжёлых метаний и исканий начала проповедовать идею чистого искусства.
Можно говорить о том, что в творчестве Блока мотивы Лермонтова обусловлены общностью мировоззрения обоих авторов. Речь идет о том, что Блок в поисках Мировой души постепенно приходит к поиску Отечества и постижению мирового разума, что выразилось в мотивах стихотворения.
Список литературы
1) . Авраменко А. П. А. Блок и русские поэты XIX века. 1990г.
2) Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев; – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 320 с.
3) Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136
4) Пумпянский Л. В.. Стиховая речь Лермонтова. M. Ю. Лермонтов: proetcontra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, коммент. Г. Е. Потаповой и Н. Ю. Заварзиной. -- СПб.: РХГИ, 2002. -- (Русский путь).
5) Анненский И.. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф. Анненский, М., "Наука", 1979.
6) Лермонтовская энциклопедия. АН СССР. Ин-т рус. Лит. (Пушкин. Дом). 1981 г.
7) ДякинаА. А.. Наследие М. Ю. Лермонтова в поэзии Серебрянного Века. Диссертация.
8) Максимов. Д. Е. Поэзия Лермонтова. Издательство Наука. 1964 г.
9) МережковскийД. С. . М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества.
10) Турков А.. Александр Блок. М., Молодая гвардия, 1969 г.
11) Юрина Н. Г.. Осмысление творчества М. Ю. Лермонтова религиозно-философской критикой рубежа веков: концепции, полемики, формирование традиций.
12) Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов; – М., 1977. – 118-123 с.
13) Словесное искусство Серебряного века и развитие литературы. Межвуз. сборник научных трудов. - М.: МПУ, 2001. — 176 с.
14) Смирнова Н. В. Чехов и русские символисты: Дис. ... канд. фи¬лол. наук/ Н. В. Смирнова. - Л., 1979. - 203 с.
15) Смирнова Л. А. На трудных дорогах истории/ Л. А. Смирнова// Русская литература XIX - начала XX века. - М.: Просвещение, 1993. - С.5.
16) Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX ве¬ка/ Л. А. Смирнова. - М.: Лаком-книга, 2001. - 400 с.
17) Соколова Н. К. Слово в русской лирике XX века: Из опыта кон-текстологического анализа/ Н. К. Соколова. - Воронеж: ВГУ, 1980. - 160 с.
18) Сугай Л. А. Гоголь и русский символизм: Дис. ... д-ра филол. наук/ Л. А. Сугай. - М., 2000. - 402 с.
19) Традиции в русской литературе. Межвуз. сборник научных тру¬дов. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. - 245 с.
20) Традиции и творческая индивидуальность писателя. Сборник научных трудов. - Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2001. - 144 с.
21) Трубецкой С. Н. Вера в бессмертие/ С. Н. Трубецкой// Собр. соч.
22) Т.2. - Философские статьи. - М., 1908. - С.415.
23) Флоренский П. А. Иконостас/ П. А. Флоренский// Богословские труды. Вып. IX. -М., 1972. - С.83.
24) Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т./ П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. — Т.1. —С.35.
25) Флоровский Г. В. Пути русского богословия/ Г. В. Флоровский.
26) Париж, 1935. - С.455-456.
27) Ханзен-Лёве Are. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм/ А. Ханзен-Лёве. - СПб.: Академический проект, 1999.-506 с.
Художественная литература:
28) М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. ПСС, том 1, изд. Художественная литература, 1957.
29) Блок, А. А. Лучшие стихотворения; избранная проза / А. А. Блок; – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.: ил. – (Золотые страницы поэзии). – обязательно сборник «Ямбы».
30) Блок, А. А. «Поэма Возмездие».
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Художественные произведения одного из ведущих авторов XX века – Александра Блока являют собой образец текста, умело сочетающего в себе все веяния времени. Одним из самых распространенныхприемов серебряного века становитсяприеминтертекстуальности, причеминтертекстуальности не завуалированной, как это происходило, к примеру, в XIX – XХ веке, а доходящей до прямой цитации произведений, при помощи которой читатель вовлекается в игру с текстом.
И, если ранее, интертекстуальность была лишь второстепенным, дополнительным способом влияния на читательское восприятие, который помогал более полно осознать специфику текста и скрытые интенции автора, то в случае с Блоком можно говорить о том, что А. В. Злочевскаяназывает «реминисцентной организацией текста как новом способе художественного освоения реальности».
Если мы будем обращаться к творчеству Блока с позиции литературоведения, то мы никак не можем оставить в стороне, что автор сознательно подходит к интертекстуальности в своих произведениях, встраивая ее в парадигму своих стихотворений. Но, приходится признать тот факт, что богатство блоковской поэзии с позиции интертекста до сих пор не раскрыто.
Если говорить об интертексте у А. Блока, то приходится признать, что это явление в текстах практически неограниченно – в интертексте обнаруживается М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.
Это обусловлено тем, что сам Блокслишком включенеще в контекст русской классической литературы. Но, в то же время тексты его становятся не базой для построения произведений, не связью эпох от истоков к современности, а базой для литературной игры, когда произведение переосмысляется с позиции его переворачивания в текстах, разбивании на части.
Творчество А. Блока изучается достаточно широко, однако, несмотря на это, нельзя говорить, что талант его раскрыт максимально полно. В настоящее время творчество его не как самостоятельное явление, а в контексте русской литературе,представлено большим количеством разрозненных статей, которые представляют собой больше критические обзоры, нежели полноценный литературоведческий труд. В то же время, проблема интертекста в творчестве А. Блока становилась лишь «проходной» темой, о которой говорят все, так как она слишком очевидна, но которая не рассматривалась серьезно.
Данная работа выросла из предположения о том, что сюжеты блоковскихпроизведений очень тесно соприкасаются с произведениями классики, в частности, особенно глубокой является связь с психологическими романами, родоначальником которых был М. Ю. Лермонтов.
Цель данной работы - рассмотреть особенность лермонтовскогоинтертекста в произведениях Набокова
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение поэзии Лермонтова. Основным мотивам творчества;
- Рассмотреть особенности взаимодействия творчества Лермонтова в контексте русской литературы;
- Представить основныеинтертекстуальные черты в творчестве Блока
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Интепртекстуальность лермонтовских мотивов в поэзии серебряного века 5
1.1. Основные мотивы лирики Лермонтова 5
1.2. Лермонтовские мотивы в поэзии серебряного века 8
1.3. Лермонтовское наследие и поэзия Блока 17
Глава 2. Лермонтовские мотивы в цикле «Ямбы» и поэме «Возмездие» 21
2.1. Специфика цикла «Ямбы» 21
2.2. Мотивы лермонтовской поэзии в «Возмездии» 28
Заключение 33
Список литературы 35
Заключение
Русский символизм вобрал многие идейные и эстетические установки предыдущих художников слова, при этом преломив их через национальное и культурно-социальное своеобразие своей страны. Чувство тревоги, экзистенциального познания действительности, затронуло умы думающих людей в России.
Особенно остро эти настроения царили в среде разночинной интеллигенции, социального класса, возникшего в первой половине XIX в. Кто-то обращался к вере, кто-то, наоборот, к материализму или позитивизму. Часть творческой элиты после тяжёлых метаний и исканий начала проповедовать идею чистого искусства.
Можно говорить о том, что в творчестве Блока мотивы Лермонтова обусловлены общностью мировоззрения обоих авторов. Речь идет о том, что Блок в поисках Мировой души постепенно приходит к поиску Отечества и постижению мирового разума, что выразилось в мотивах стихотворения.
Русский символизм вобрал многие идейные и эстетические установки предыдущих художников слова, при этом преломив их через национальное и культурно-социальное своеобразие своей страны. Чувство тревоги, экзистенциального познания действительности, затронуло умы думающих людей в России.
Особенно остро эти настроения царили в среде разночинной интеллигенции, социального класса, возникшего в первой половине XIX в. Кто-то обращался к вере, кто-то, наоборот, к материализму или позитивизму. Часть творческой элиты после тяжёлых метаний и исканий начала проповедовать идею чистого искусства.
Можно говорить о том, что в творчестве Блока мотивы Лермонтова обусловлены общностью мировоззрения обоих авторов. Речь идет о том, что Блок в поисках Мировой души постепенно приходит к поиску Отечества и постижению мирового разума, что выразилось в мотивах стихотворения.
Список литературы
1) . Авраменко А. П. А. Блок и русские поэты XIX века. 1990г.
2) Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев; – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 320 с.
3) Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136
4) Пумпянский Л. В.. Стиховая речь Лермонтова. M. Ю. Лермонтов: proetcontra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, коммент. Г. Е. Потаповой и Н. Ю. Заварзиной. -- СПб.: РХГИ, 2002. -- (Русский путь).
5) Анненский И.. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф. Анненский, М., "Наука", 1979.
6) Лермонтовская энциклопедия. АН СССР. Ин-т рус. Лит. (Пушкин. Дом). 1981 г.
7) ДякинаА. А.. Наследие М. Ю. Лермонтова в поэзии Серебрянного Века. Диссертация.
8) Максимов. Д. Е. Поэзия Лермонтова. Издательство Наука. 1964 г.
9) МережковскийД. С. . М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества.
10) Турков А.. Александр Блок. М., Молодая гвардия, 1969 г.
11) Юрина Н. Г.. Осмысление творчества М. Ю. Лермонтова религиозно-философской критикой рубежа веков: концепции, полемики, формирование традиций.
12) Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов; – М., 1977. – 118-123 с.
13) Словесное искусство Серебряного века и развитие литературы. Межвуз. сборник научных трудов. - М.: МПУ, 2001. — 176 с.
14) Смирнова Н. В. Чехов и русские символисты: Дис. ... канд. фи¬лол. наук/ Н. В. Смирнова. - Л., 1979. - 203 с.
15) Смирнова Л. А. На трудных дорогах истории/ Л. А. Смирнова// Русская литература XIX - начала XX века. - М.: Просвещение, 1993. - С.5.
16) Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX ве¬ка/ Л. А. Смирнова. - М.: Лаком-книга, 2001. - 400 с.
17) Соколова Н. К. Слово в русской лирике XX века: Из опыта кон-текстологического анализа/ Н. К. Соколова. - Воронеж: ВГУ, 1980. - 160 с.
18) Сугай Л. А. Гоголь и русский символизм: Дис. ... д-ра филол. наук/ Л. А. Сугай. - М., 2000. - 402 с.
19) Традиции в русской литературе. Межвуз. сборник научных тру¬дов. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. - 245 с.
20) Традиции и творческая индивидуальность писателя. Сборник научных трудов. - Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2001. - 144 с.
21) Трубецкой С. Н. Вера в бессмертие/ С. Н. Трубецкой// Собр. соч.
22) Т.2. - Философские статьи. - М., 1908. - С.415.
23) Флоренский П. А. Иконостас/ П. А. Флоренский// Богословские труды. Вып. IX. -М., 1972. - С.83.
24) Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т./ П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. — Т.1. —С.35.
25) Флоровский Г. В. Пути русского богословия/ Г. В. Флоровский.
26) Париж, 1935. - С.455-456.
27) Ханзен-Лёве Are. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм/ А. Ханзен-Лёве. - СПб.: Академический проект, 1999.-506 с.
Художественная литература:
28) М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. ПСС, том 1, изд. Художественная литература, 1957.
29) Блок, А. А. Лучшие стихотворения; избранная проза / А. А. Блок; – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.: ил. – (Золотые страницы поэзии). – обязательно сборник «Ямбы».
30) Блок, А. А. «Поэма Возмездие».
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую