Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В последние десятилетия интерес к творчеству поэтов Серебряного века русской литературы остаётся традиционно высоким — читателей и критиков привлекают самые различные аспекты творчества поэтов той эпохи.
Творчество А. А. Ахматовой традиционно представляет большой интерес для читателей и критиков всех поколений. Как литературных критиков, так и читателей различных возрастов в её стихах привлекают особая ахматовская манера выражения, её совершенно индивидуальный поэтический язык, стиль. Поэтесса обращается к самым традиционным для лирической поэзии образам, темам и мотивам, но всегда находит для них индивидуальную, свойственную только ей форму выражения.
В последние годы появилось довольно много исследований о творчестве Ахматовой, кроме того, были опубликованы исследования и воспоминания об Ахматовой её современников.
Но, тем не менее, в творчестве Ахматовой существуют ещё некоторые недостаточно изученные тексты. Вершиной творчества Ахматовой традиционно считается (и по праву является) её лирика, и образный и смысловой потенциал лирики неисчерпаемы.
Поэтому нам представляется актуальным обратиться к анализу одного из центральных образов ахматовской лирики – образу дома. Этот образ в ранней лирике поэтессы отражает те исходные настроения и взгляды, которые потом сложатся в целую пространственно-временную систему, отражающую мировоззрение Ахматовой. Актуальность и новизна данной работы заключаются в том, что мы рассматриваем, как преломляется мировоззрение поэтессы на примере одного очень важного образа в её лирике — нам представляется интересным рассмотреть, как же формировались взгляды поэтессы в ранний период.
Итак, цель данной работы — проанализировать, как реализуется в ранней лирике А. Ахматовой один их центральных в её мировосприятии образов — образ «дома».
В качестве объекта исследования нами выбраны стихи, входящие в ранние циклы Ахматовой «Вечер», «Чётки» и «Белая стая». Предметом исследования является образ «дома» в ранней лирике Ахматовой. и те общие мировоззренческие понятия, которые он прямо или косвенно отражает.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные особенности русской литературы «серебряного века» в целом и направления «акмеизм», к которому относится творчество А. Ахматовой;
- остановиться на основных особенностях поэтической манеры и стиля Ахматовой, которые так или иначе влияют на воплощение в текстах её стихотворений различных мотивов и тем;
- дать определение понятия «образ», «художественный образ»;
- очертить основной тематический диапазон ранней лирике Ахматовой;
- на конкретных примерах проследить, как образ «дома» воплощается в ранней лирике Анны Ахматовой.
В нашей работе мы используем аналитический метод, сравнительно-сопоставительный метод и типологический метод, при помощи которых мы стремимся выявить типологию образа «дом» в ранней лирике Ахматовой и сопоставить различные значения этого образа между собой.
Теоретической базой нашей работы служат исследования таких ученых, как К. Мочульский, Б. М. Эйхенбаум, В. М. Жирмунский, в работах которых мы находим подробный анализ творческой манеры Ахматовой и особенностей её поэтического языка.
Кроме того, в нашей работе мы используем работы ряда исследователей по теории образа (например, работы И. Б. Роднянской, В. В. Кожинова) и теоретического исследования акмеизма, в частности, работы Н. Ю. Грякаловой. Большой интерес представляют также и исследования об образе дома в поэзии Ахматовой М. В. Галаевой и О. Рубинчик.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 6
1. 1 А. АХМАТОВА И ЛИТЕРАТУРА «АКМЕИЗМА». ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ АХМАТОВОЙ 6
1. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ», «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» 8
1. 3 ОБРАЗ ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ (ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ) 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА «ДОМА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ 11
2. 1 ДОМ КАК «СВОЁ», ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЕРОИНИ 11
2. 2 ДОМ КАК СИМВОЛ ЛЮБОВНОГО СОЮЗА (СЧАСТЛИВОГО ИЛИ УТРАЧЕННОГО) 15
2. 2. 1 Образ дома как символ счастливого союза 15
2. 2. 2 Образ дома как символ утраченной любви 17
2. 3 ДОМ КАК СИМВОЛ ЛЮБОВНОЙ НЕСВОБОДЫ ГЕРОИНИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА «ДОМА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ 27
Заключение
Итак, подводя итог нашим наблюдениям, мы можем сделать следующие выводы.
Образ «дома» в ранней лирике Ахматовой играет важнейшую роль. Во многом это связано в её акмеистическим взглядом на мир, оживляющим и одухотворяющим вещи и предметы и придающим им новые глубинные значения.
Дом в лирике Ахматовой может выполнять различные функции, Что касается вариантов лексической реализации этого образа, то они очень разнообразны. Поэтесса использует и ключевые слова, прямые лексические номинации (дом, комната, храмина), однако делает это не часто. Кроме того, смысловая наполненность ключевых слов создаётся помимо всего прочего и их смысловым окружением, контекстом. Создавать образ «дома» могут и такие лексемы, которые являются лишь метонимическим обозначением дома (предметы, составляющие обстановку дома — коврик, двери, перила, лестница). Подчёркнём также, что к «локусу» дома у Ахматовой относится не просто само замкнутое пространство, но сад, парк, лес, окружающие этот дом.
В ранней лирике Ахматовой прежде всего формируется образ дома как некоего замкнутого пространства, микро-мира, куда не проникают никакие воздействия из мира внешнего. Героиня ведёт в этом замкнутом пространстве почти монашеско-аскетический образ жизни (отсюда и приметы этого дома — иконы, лампадки, коврик для молитв). Но героиня уже предчувствует уже, что за пределами этого дома / мира жизнь совершенно иная, и эта иная жизнь, любовь в коре проникает в замкнутый мир / дом.
Отметим важность цветового и светового решения большинства ахматовских стихотворений, в которых появляется образ дома.
Для влюблённой героини дома становится тем самым местом, где она может обрести счастье с возлюбленным — и дом воспринимается ею как «светлый», «белый», тёплый. И даже если речь идёт о вечере, то этот вечер будет «синим» или «светлым». Именно любовь освещает этот дом — но любовь недолговечна, и в момент расставания с возлюбленным героиня ощущает, что дом её становится пустым и тёмным.
Так возникает оппозиция «светлый / белый дом», где живёт любовь и «тёмный дом», дом, откуда возлюбленный уходит. Дом лирической героини оживляется лишь любовью, без неё он пуст. То есть именно трагическая, неразделённая любовь оказывается доминирующей в системе лирики Ахматовой. Поэтесса находит огромное количество языковых средств для выражения самых разных смысловых оттенков, предающих грусть и страдания любящей, но нелюбимой и покидаемой женщины. И даже если в доме горят свечи, всё равно в момент ухода возлюбленного, как это ни парадоксально, дом этот воспринимается ею как «тёмный».
И большинство текстов поэтессы, в которых мы находим образ дома — это стихи о неразделённой или ушедшей любви, о её утрате о том, как герой покидает дом героини.
Мотивы дома-тюрьмы, где героиня живёт с нелюбимым, также возникает в ранней лирике поэтессы. Возникают здесь также мотивы утраты дома как некоей важнейшей ценности, мотивы предчувствия грядущих социальных катастроф. Однако более отчётливо они проявятся в поздней лирике Ахматовой.
Образ «Дома» в ранней лирике Ахматовой, с одной стороны, противоречив (тюрьма – и почти монашеская келья, светлый — тёмный дом, дом как укрытие от любви и любовных волнений — и дом как место обретения любви), но в то же время достаточно органичен. Этот образ меняет свою семантику в зависимости от того, каково эмоциональное и душевное состояние героини и служит своеобразным отражением этого состояния.
Литература
1. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. — Л.: Сов писатель, 1976
2. Бурдина С. В. Поэмы Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь,2002
3. Виноградов В. О поэзии Анны Ахматовой // Об Анне Ахматовой. Л., 1990
4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995
5. Галаева М. В. Образ «Дома» в поэзии А. Ахматовой. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2004.
6. Гаспаров М. Л. Избранные труды. О стихах. М., 1997. Т.2
7. Грякалова Н. Ю. А. А. Ахматова // Русские поэты серебряного века. Т. 2. Акмеисты. Л., 1991
8. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968
9. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973
10. Кихней Л. Г., Галаева М. В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Материалы Международной Научной конференции. Волгоград, 2005
11. Коровин В. И. Ахматова. // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. с. 52 – 55
12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера — история. М., 1996
13. Мочульский К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. // Анна Ахматова. Pro et contra: В 2-х т. 1. СПб, 2001
14. Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой. Л., 1990
15. Озеров Л. Анна Ахматова. Вехи творчества // Ахматова А. Узнают голос мой. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. М., 1989
16. Павловский А. И. А. Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991
17. Роднянская И. Б., Кожинов В.В. Образ художественный // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. 1968. Стлб. 363-369.
18. Романовский С. И. Анна Ахматова // Романовский С. И. От каждого ― по таланту, каждому ― по судьбе. СПб., 2003
19. Рубинчик О. «Но где мой дом…» Тема дома у Ахматовой // // Toronto Slavic Quarterly - 2007. - № 20. http://www.akhmatova.org/articles2/rubinchik14.htm
20. Файнштейн Э. Ахматова. М., 2006
21. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. // Анна Ахматова. Pro et contra: В 2-х
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В последние десятилетия интерес к творчеству поэтов Серебряного века русской литературы остаётся традиционно высоким — читателей и критиков привлекают самые различные аспекты творчества поэтов той эпохи.
Творчество А. А. Ахматовой традиционно представляет большой интерес для читателей и критиков всех поколений. Как литературных критиков, так и читателей различных возрастов в её стихах привлекают особая ахматовская манера выражения, её совершенно индивидуальный поэтический язык, стиль. Поэтесса обращается к самым традиционным для лирической поэзии образам, темам и мотивам, но всегда находит для них индивидуальную, свойственную только ей форму выражения.
В последние годы появилось довольно много исследований о творчестве Ахматовой, кроме того, были опубликованы исследования и воспоминания об Ахматовой её современников.
Но, тем не менее, в творчестве Ахматовой существуют ещё некоторые недостаточно изученные тексты. Вершиной творчества Ахматовой традиционно считается (и по праву является) её лирика, и образный и смысловой потенциал лирики неисчерпаемы.
Поэтому нам представляется актуальным обратиться к анализу одного из центральных образов ахматовской лирики – образу дома. Этот образ в ранней лирике поэтессы отражает те исходные настроения и взгляды, которые потом сложатся в целую пространственно-временную систему, отражающую мировоззрение Ахматовой. Актуальность и новизна данной работы заключаются в том, что мы рассматриваем, как преломляется мировоззрение поэтессы на примере одного очень важного образа в её лирике — нам представляется интересным рассмотреть, как же формировались взгляды поэтессы в ранний период.
Итак, цель данной работы — проанализировать, как реализуется в ранней лирике А. Ахматовой один их центральных в её мировосприятии образов — образ «дома».
В качестве объекта исследования нами выбраны стихи, входящие в ранние циклы Ахматовой «Вечер», «Чётки» и «Белая стая». Предметом исследования является образ «дома» в ранней лирике Ахматовой. и те общие мировоззренческие понятия, которые он прямо или косвенно отражает.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные особенности русской литературы «серебряного века» в целом и направления «акмеизм», к которому относится творчество А. Ахматовой;
- остановиться на основных особенностях поэтической манеры и стиля Ахматовой, которые так или иначе влияют на воплощение в текстах её стихотворений различных мотивов и тем;
- дать определение понятия «образ», «художественный образ»;
- очертить основной тематический диапазон ранней лирике Ахматовой;
- на конкретных примерах проследить, как образ «дома» воплощается в ранней лирике Анны Ахматовой.
В нашей работе мы используем аналитический метод, сравнительно-сопоставительный метод и типологический метод, при помощи которых мы стремимся выявить типологию образа «дом» в ранней лирике Ахматовой и сопоставить различные значения этого образа между собой.
Теоретической базой нашей работы служат исследования таких ученых, как К. Мочульский, Б. М. Эйхенбаум, В. М. Жирмунский, в работах которых мы находим подробный анализ творческой манеры Ахматовой и особенностей её поэтического языка.
Кроме того, в нашей работе мы используем работы ряда исследователей по теории образа (например, работы И. Б. Роднянской, В. В. Кожинова) и теоретического исследования акмеизма, в частности, работы Н. Ю. Грякаловой. Большой интерес представляют также и исследования об образе дома в поэзии Ахматовой М. В. Галаевой и О. Рубинчик.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 6
1. 1 А. АХМАТОВА И ЛИТЕРАТУРА «АКМЕИЗМА». ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ АХМАТОВОЙ 6
1. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ», «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» 8
1. 3 ОБРАЗ ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ (ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ) 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА «ДОМА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ 11
2. 1 ДОМ КАК «СВОЁ», ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЕРОИНИ 11
2. 2 ДОМ КАК СИМВОЛ ЛЮБОВНОГО СОЮЗА (СЧАСТЛИВОГО ИЛИ УТРАЧЕННОГО) 15
2. 2. 1 Образ дома как символ счастливого союза 15
2. 2. 2 Образ дома как символ утраченной любви 17
2. 3 ДОМ КАК СИМВОЛ ЛЮБОВНОЙ НЕСВОБОДЫ ГЕРОИНИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА «ДОМА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ 27
Заключение
Итак, подводя итог нашим наблюдениям, мы можем сделать следующие выводы.
Образ «дома» в ранней лирике Ахматовой играет важнейшую роль. Во многом это связано в её акмеистическим взглядом на мир, оживляющим и одухотворяющим вещи и предметы и придающим им новые глубинные значения.
Дом в лирике Ахматовой может выполнять различные функции, Что касается вариантов лексической реализации этого образа, то они очень разнообразны. Поэтесса использует и ключевые слова, прямые лексические номинации (дом, комната, храмина), однако делает это не часто. Кроме того, смысловая наполненность ключевых слов создаётся помимо всего прочего и их смысловым окружением, контекстом. Создавать образ «дома» могут и такие лексемы, которые являются лишь метонимическим обозначением дома (предметы, составляющие обстановку дома — коврик, двери, перила, лестница). Подчёркнём также, что к «локусу» дома у Ахматовой относится не просто само замкнутое пространство, но сад, парк, лес, окружающие этот дом.
В ранней лирике Ахматовой прежде всего формируется образ дома как некоего замкнутого пространства, микро-мира, куда не проникают никакие воздействия из мира внешнего. Героиня ведёт в этом замкнутом пространстве почти монашеско-аскетический образ жизни (отсюда и приметы этого дома — иконы, лампадки, коврик для молитв). Но героиня уже предчувствует уже, что за пределами этого дома / мира жизнь совершенно иная, и эта иная жизнь, любовь в коре проникает в замкнутый мир / дом.
Отметим важность цветового и светового решения большинства ахматовских стихотворений, в которых появляется образ дома.
Для влюблённой героини дома становится тем самым местом, где она может обрести счастье с возлюбленным — и дом воспринимается ею как «светлый», «белый», тёплый. И даже если речь идёт о вечере, то этот вечер будет «синим» или «светлым». Именно любовь освещает этот дом — но любовь недолговечна, и в момент расставания с возлюбленным героиня ощущает, что дом её становится пустым и тёмным.
Так возникает оппозиция «светлый / белый дом», где живёт любовь и «тёмный дом», дом, откуда возлюбленный уходит. Дом лирической героини оживляется лишь любовью, без неё он пуст. То есть именно трагическая, неразделённая любовь оказывается доминирующей в системе лирики Ахматовой. Поэтесса находит огромное количество языковых средств для выражения самых разных смысловых оттенков, предающих грусть и страдания любящей, но нелюбимой и покидаемой женщины. И даже если в доме горят свечи, всё равно в момент ухода возлюбленного, как это ни парадоксально, дом этот воспринимается ею как «тёмный».
И большинство текстов поэтессы, в которых мы находим образ дома — это стихи о неразделённой или ушедшей любви, о её утрате о том, как герой покидает дом героини.
Мотивы дома-тюрьмы, где героиня живёт с нелюбимым, также возникает в ранней лирике поэтессы. Возникают здесь также мотивы утраты дома как некоей важнейшей ценности, мотивы предчувствия грядущих социальных катастроф. Однако более отчётливо они проявятся в поздней лирике Ахматовой.
Образ «Дома» в ранней лирике Ахматовой, с одной стороны, противоречив (тюрьма – и почти монашеская келья, светлый — тёмный дом, дом как укрытие от любви и любовных волнений — и дом как место обретения любви), но в то же время достаточно органичен. Этот образ меняет свою семантику в зависимости от того, каково эмоциональное и душевное состояние героини и служит своеобразным отражением этого состояния.
Литература
1. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. — Л.: Сов писатель, 1976
2. Бурдина С. В. Поэмы Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь,2002
3. Виноградов В. О поэзии Анны Ахматовой // Об Анне Ахматовой. Л., 1990
4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995
5. Галаева М. В. Образ «Дома» в поэзии А. Ахматовой. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2004.
6. Гаспаров М. Л. Избранные труды. О стихах. М., 1997. Т.2
7. Грякалова Н. Ю. А. А. Ахматова // Русские поэты серебряного века. Т. 2. Акмеисты. Л., 1991
8. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968
9. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973
10. Кихней Л. Г., Галаева М. В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Материалы Международной Научной конференции. Волгоград, 2005
11. Коровин В. И. Ахматова. // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. с. 52 – 55
12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера — история. М., 1996
13. Мочульский К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. // Анна Ахматова. Pro et contra: В 2-х т. 1. СПб, 2001
14. Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой. Л., 1990
15. Озеров Л. Анна Ахматова. Вехи творчества // Ахматова А. Узнают голос мой. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. М., 1989
16. Павловский А. И. А. Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991
17. Роднянская И. Б., Кожинов В.В. Образ художественный // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. 1968. Стлб. 363-369.
18. Романовский С. И. Анна Ахматова // Романовский С. И. От каждого ― по таланту, каждому ― по судьбе. СПб., 2003
19. Рубинчик О. «Но где мой дом…» Тема дома у Ахматовой // // Toronto Slavic Quarterly - 2007. - № 20. http://www.akhmatova.org/articles2/rubinchik14.htm
20. Файнштейн Э. Ахматова. М., 2006
21. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. // Анна Ахматова. Pro et contra: В 2-х
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую