Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Развитие навыков связной речи, формирование индивидуального стиля, выражение взглядов на мировые проблемы привлекают ученых-исследователей разных наук: психологии, лингвистики, эстетики, философии. Развитие навыков связной речи на уроках русского языка в старших классах служит ключевым разделом, способствующим решению педагогических, социально-психологических проблем школьного гуманитарного образования. Для решения этих проблем в образовательном процессе внедряются разные варианты программ по русскому языку.
Все наблюдения за процессом обучения связной речи в старших классах показывают, что овладение этими навыками остается не на высоком уровне. Уровень интеллектуального и речевого развития старшеклассников одного возраста существенно отличается. Навыки устной монологической речи осваиваются гораздо быстрее, письменная речь вызывает затруднения. Это можно объяснить: во-первых, мало уделяется внимания анализу текстов разных стилей и созданию текста по художественному образцу, во-вторых, научить связно выражать свои мысли можно только путем опоры на сознательное усвоение речевых единиц, через систему заданий и упражнений аналитических, аналитико-речевых и речевых навыков и умений; в-третьих, сами дети должны быть заинтересованы в овладении навыков связной речи и способности самостоятельно и адекватно оценить свои действии.
Объект исследования: процесс развития связной речи учащихся пятого класса.
Предмет исследования: развитие связной речи в 5 классе в словесно-творческой деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей развития связной речи на уроках русского языка в пятых классах.
Для реализации основной цели были разработаны следующие задачи:
1. Изучить и теоретически осветить предпосылки развития связной речи старших классах;
2. Рассмотреть психолого-педагогический подход к формированию универсальных учебных действий по русскому языку в 5 классе.
3. Проанализировать программы и УМК по развитию речи в 5 классе.
4. Провести эмпирическое исследование развития речи в пятом классе.
В разработку теоретических положений по развитию речи большой вклад внесли исследования ученые-философы, психологи, педагоги: Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Е.В.Архипова, М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик. В научных трудах Т.А. Калгановой обобщены различные жанры письменных работ, предложена для учителей словесности система занятий по развитию речевых способностей и речевой культуры. Много методических разработок в решении проблем обучению связной речи представлены Т.О. Скиргайло: ее монографии содержат методику обучения сочинениям нетрадиционных жанров, рекомендации по работе над анализом текстов разного типа с последующим созданием собственных.
Информационная база исследования: Программы по русскому языку для 5 классов разных авторов, учебники и методические пособия, статьи, лекционный материал.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- эмпирическое исследование;
- количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы развития речи на уроках русского языка в старших классах при реализации ФГОС 5
1.1 Развитие диалогической и монологической речи на уроках русского языка 5
1.2 Психолого-педагогический подход к формированию универсальных учебных действий по русскому языку в пятом классе 11
1.3 Развитие речи учащихся как структурный элемент современных программ и УМК по русскому языку в пятом классе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития речи пятиклассников на уроках русского языка 25
2.1 Организация и методики для исследования навыков развития речи 25
2.2 Результаты исследования 26
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
Заключение
Развитие речи учащихся старших классов в свете требований ФГОС основной школы в системе, овладение богатствами русского языкасоставляет один из основных элементов формирования личности, освоениявыработанных ценностей национальной культуры. Навыки связной речи тесно связаны с умственным,нравственным, эстетическим развитием и являются приоритетными в языковомвоспитании и обучении младших подростков.
Для развития устной и письменной речи важную роль играют сформированные навыки и умения по использованию изобразительно-выразительных средств: синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов, слов с переносным значением. Неисчерпаемые возможности русского языка легче всего постигаются через работу с текстами великих писателей и поэтов. Овладение образной речью способствует пополнению активного словарного запаса школьников.
В курсовой работе подчеркнуто, что работа по развитию речи старшеклассников, особенно на первом этапе (пятый класс), является ведущей во всех образовательных программах русского языка, и требует постоянного, пристального внимания преподавателя. Только системный подход и выполнение всех требований ФГОС может обеспечить эффективное речевое развитие учащихся.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме.
2. Рассмотрены особенности развития диалогической и монологической речи на уроках русского языка в старших классах.
3. Проведен анализ методического обеспеченияпо развитию речи учащихся в разных программах по русскому языку в пятом и выяснено, какие умения по развитию речи должны быть сформированы у детей этого возраста.
4. Выявлен уровень сформированных речевых навыков и умений учащихся пятого класса.
Нами было определено, что развитие речи в пятом классе имеет свои проблемы: они связаны с преемственностью требований УМК начальных классов, в частности четвертых классов, и УМК пятых классов. Практический опыт педагогов-словесников позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности отражает не наличие вариативных учебников, не попытка стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку.
Проследить преемственность возможно на двух видах работ по развитию монологической речи: сочинениях и изложениях. Разные виды сочинений и изложений в начальной школе и в пятом классе имеют много общего: ведущая роль отводится подготовительному этапу создания творческой работы. Особое значение для развития речи имеют вопросы, направленные на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков: точно, логически последовательно выразить свои мысли и свое отношение к фактам, событиям.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1993. – 240с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 2009. – 68с.
3. Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: Компетентностный подход. – Новосибирск: НГПУ, 2012. - 200с.
4. Исследование речи: Фонд содействия развитию психической культуры. – М., 2009. – 270с.
5. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей словесности. – М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2009. – 112с.
6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2012. – 191с.
7.Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.
8. Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2001. – 240с.
9. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: Творческий центр Сфера, 2011. – 240с.
11 Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
12. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1998. – 192с.
13.Обернихина Г.А. Обучение написанию сочинений разных жанров / Г.А. Обернихина, Н.Л. Карнаух, Е.В. Мацыяк, О.Е. Поремузова. - М.: Academia, 2010. – 120с.
14 Программа по русскому языку/ под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова. – М.: Просвещение, 2011.
15. Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014.
16.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. – 651с.
17. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990. – 296с.
18. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобраз. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М., 2009.
19. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобраз. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011. – 384с.
20. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубл. Изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2010. – 320с.
21. Серебренников Б. Общее языкознание. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 420с.
22СкиргайлоТ.О. Творения сочинения / Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. - Казань: ИПКРО РТ, 2011. – 98с.
23Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО ТИД Русское слово, 2009. – 352с.
24. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Мастер-класс: Опыт лингвистического анализа текста. – М.: Дрофа, 2013. – 352.
25.Шанский Н.М. Лексикология современного языка. – М., 2008. – 80с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Развитие навыков связной речи, формирование индивидуального стиля, выражение взглядов на мировые проблемы привлекают ученых-исследователей разных наук: психологии, лингвистики, эстетики, философии. Развитие навыков связной речи на уроках русского языка в старших классах служит ключевым разделом, способствующим решению педагогических, социально-психологических проблем школьного гуманитарного образования. Для решения этих проблем в образовательном процессе внедряются разные варианты программ по русскому языку.
Все наблюдения за процессом обучения связной речи в старших классах показывают, что овладение этими навыками остается не на высоком уровне. Уровень интеллектуального и речевого развития старшеклассников одного возраста существенно отличается. Навыки устной монологической речи осваиваются гораздо быстрее, письменная речь вызывает затруднения. Это можно объяснить: во-первых, мало уделяется внимания анализу текстов разных стилей и созданию текста по художественному образцу, во-вторых, научить связно выражать свои мысли можно только путем опоры на сознательное усвоение речевых единиц, через систему заданий и упражнений аналитических, аналитико-речевых и речевых навыков и умений; в-третьих, сами дети должны быть заинтересованы в овладении навыков связной речи и способности самостоятельно и адекватно оценить свои действии.
Объект исследования: процесс развития связной речи учащихся пятого класса.
Предмет исследования: развитие связной речи в 5 классе в словесно-творческой деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей развития связной речи на уроках русского языка в пятых классах.
Для реализации основной цели были разработаны следующие задачи:
1. Изучить и теоретически осветить предпосылки развития связной речи старших классах;
2. Рассмотреть психолого-педагогический подход к формированию универсальных учебных действий по русскому языку в 5 классе.
3. Проанализировать программы и УМК по развитию речи в 5 классе.
4. Провести эмпирическое исследование развития речи в пятом классе.
В разработку теоретических положений по развитию речи большой вклад внесли исследования ученые-философы, психологи, педагоги: Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Е.В.Архипова, М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик. В научных трудах Т.А. Калгановой обобщены различные жанры письменных работ, предложена для учителей словесности система занятий по развитию речевых способностей и речевой культуры. Много методических разработок в решении проблем обучению связной речи представлены Т.О. Скиргайло: ее монографии содержат методику обучения сочинениям нетрадиционных жанров, рекомендации по работе над анализом текстов разного типа с последующим созданием собственных.
Информационная база исследования: Программы по русскому языку для 5 классов разных авторов, учебники и методические пособия, статьи, лекционный материал.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- эмпирическое исследование;
- количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы развития речи на уроках русского языка в старших классах при реализации ФГОС 5
1.1 Развитие диалогической и монологической речи на уроках русского языка 5
1.2 Психолого-педагогический подход к формированию универсальных учебных действий по русскому языку в пятом классе 11
1.3 Развитие речи учащихся как структурный элемент современных программ и УМК по русскому языку в пятом классе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития речи пятиклассников на уроках русского языка 25
2.1 Организация и методики для исследования навыков развития речи 25
2.2 Результаты исследования 26
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
Заключение
Развитие речи учащихся старших классов в свете требований ФГОС основной школы в системе, овладение богатствами русского языкасоставляет один из основных элементов формирования личности, освоениявыработанных ценностей национальной культуры. Навыки связной речи тесно связаны с умственным,нравственным, эстетическим развитием и являются приоритетными в языковомвоспитании и обучении младших подростков.
Для развития устной и письменной речи важную роль играют сформированные навыки и умения по использованию изобразительно-выразительных средств: синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов, слов с переносным значением. Неисчерпаемые возможности русского языка легче всего постигаются через работу с текстами великих писателей и поэтов. Овладение образной речью способствует пополнению активного словарного запаса школьников.
В курсовой работе подчеркнуто, что работа по развитию речи старшеклассников, особенно на первом этапе (пятый класс), является ведущей во всех образовательных программах русского языка, и требует постоянного, пристального внимания преподавателя. Только системный подход и выполнение всех требований ФГОС может обеспечить эффективное речевое развитие учащихся.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме.
2. Рассмотрены особенности развития диалогической и монологической речи на уроках русского языка в старших классах.
3. Проведен анализ методического обеспеченияпо развитию речи учащихся в разных программах по русскому языку в пятом и выяснено, какие умения по развитию речи должны быть сформированы у детей этого возраста.
4. Выявлен уровень сформированных речевых навыков и умений учащихся пятого класса.
Нами было определено, что развитие речи в пятом классе имеет свои проблемы: они связаны с преемственностью требований УМК начальных классов, в частности четвертых классов, и УМК пятых классов. Практический опыт педагогов-словесников позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности отражает не наличие вариативных учебников, не попытка стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку.
Проследить преемственность возможно на двух видах работ по развитию монологической речи: сочинениях и изложениях. Разные виды сочинений и изложений в начальной школе и в пятом классе имеют много общего: ведущая роль отводится подготовительному этапу создания творческой работы. Особое значение для развития речи имеют вопросы, направленные на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков: точно, логически последовательно выразить свои мысли и свое отношение к фактам, событиям.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1993. – 240с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 2009. – 68с.
3. Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: Компетентностный подход. – Новосибирск: НГПУ, 2012. - 200с.
4. Исследование речи: Фонд содействия развитию психической культуры. – М., 2009. – 270с.
5. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей словесности. – М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2009. – 112с.
6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2012. – 191с.
7.Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.
8. Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2001. – 240с.
9. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: Творческий центр Сфера, 2011. – 240с.
11 Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
12. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1998. – 192с.
13.Обернихина Г.А. Обучение написанию сочинений разных жанров / Г.А. Обернихина, Н.Л. Карнаух, Е.В. Мацыяк, О.Е. Поремузова. - М.: Academia, 2010. – 120с.
14 Программа по русскому языку/ под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова. – М.: Просвещение, 2011.
15. Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014.
16.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. – 651с.
17. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990. – 296с.
18. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобраз. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М., 2009.
19. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобраз. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011. – 384с.
20. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубл. Изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2010. – 320с.
21. Серебренников Б. Общее языкознание. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 420с.
22СкиргайлоТ.О. Творения сочинения / Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. - Казань: ИПКРО РТ, 2011. – 98с.
23Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО ТИД Русское слово, 2009. – 352с.
24. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Мастер-класс: Опыт лингвистического анализа текста. – М.: Дрофа, 2013. – 352.
25.Шанский Н.М. Лексикология современного языка. – М., 2008. – 80с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую