Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Настоящее исследование посвящено рассмотрению сочинения как средства развития речи младших школьников на уроках русского языка.
В последнее время много внимания обращается на модернизацию содержания языкового образования в направлении развития речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, выделяются следующие цели обучения русскому языку:
• познавательная цель, которая подразумевает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Соответственно, содержание нового стандарта начального общего образования по русскому языку предполагает не только обучение орфографии и пунктуации, но и формирование языковой и духовной культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Основными задачами реализации ФГОС НОО являются:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Росси, о языке как основе национального самосознания;
• развитие и диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Таким образом, развитию речи отводится центральное место в обучении школьников русскому языку, поскольку посредством развития речи активно развивается мышление, чувства, формируются навыки полноценного общения. Именно в начальной школе данная работа является наиболее актуальной. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Систематическая работа над обучением младших школьников написанию сочинений предоставляет большие возможности для решения вышеуказанных задач в комплексе.
Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического диагностики развития речи у младших школьников с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объект нашего исследования – средства развития речи младших школьников.
Предмет исследования – сочинение как средство развития речи младших школьников.
Целью данной работы является рассмотрение роли сочинения в развитие речи младших школьников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть развитие речи и ее виды;
определить понятие «сочинение» и рассмотреть его виды;
определить особенности сочинения как средства развития речи младших школьников;
рассмотреть основные диагностики развития речи;
провести диагностику развития речи на базе 2 класса и описать результаты исследования.
Методы исследования – теоретический анализ литературы по данной теме, описательный метод, элементы статистического анализа.
Практическая значимость курсовой работы – использование материалов, представленных в работе, в качестве примеров на практических занятиях по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Данное исследование состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка литературы, списка источников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Понятие речи, ее развитие и виды 6
1.2. Понятие сочинения и его виды 11
1.3. Роль сочинения в развитии речи младших школьников 16
1.4. Методика работы над сочинением в младшей школе 18
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинению 24
2.1. Существующие диагностики по развитию речи 24
2.2. Проведение диагностики на классе 27
2.3. Статистическая обработка результатов развития речи младших школьников 30
Вывод по главе 2 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Целью данной работы было рассмотрение роли сочинения в развитие речи младших школьников.
Анализ теоретического материала позволил определить основные понятия исследования:
под речью понимаем вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.
под развитием речи подразумеваем выработку умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.
сочинение является творческой работой, требующей наивысшей самостоятельности учеников, увлеченности, активности, внесения чего-то личного в текст.
Для определения уровня развития связной речи учащихся второго класса было выбрано сочинение-описание. Среди различных методик диагностики, включающих разнообразные задания, в рамках нашего исследования частично была использована диагностика А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко. Тема сочинения: «Моя любимая игрушка».
Урок проводился для выявления уровня развития таких речевых умений, как: последовательное и связное построение описания; раскрытие темы и основной мысли сочинения; отбор материала в соответствии с темой сочинения.
Проверка сочинений учеников позволила определить, что уровень развития речи в младших классах средний. В сочинениях учеников можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако в некоторых из них наблюдается отсутствие содержательности, логичности или последовательности. 22 % умеют строить описание (последовательно и связно описывать), раскрывать тему и основную мысль в сочинении 21% и отбирать материал в соответствии с темой сочинения – 24%.
Таким образом, развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли, что помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учеников представляет собой управляемый процесс. Необходимо одновременно приучать учеников использовать новые слова, давать им возможность чаще высказываться. Лишь в таком случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение является уникальным дидактическим средством развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Несомненным является тот факт, что обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления. Также отметим необходимость учитывать возраст младших школьников, и, как результат, привлекать к работе различные средства наглядности и рационально их применять.
1. Ботева Е. Г. Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/614799/ (дата обращения 07.09.2015)
2. Вавренчук Н.А. Междисциплинарные связи в определении языка и речи и их значение для методики преподавания. URL: http://brestschool7.iatp.by/vavrenchuk_6.doc (дата обращения 07.09.2015)
3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
4. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977.
5. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. – №1(8). – 2012. – С. 164-166.
6. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 1991. - №12. – С.16 – 21.
7. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М., 1991.
8. Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37950.php (дата обращения 07.09.2015)
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Высш. шк. – 2010.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984.
13. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008.
14. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50-53.
15. Русский язык энциклопедия. – М. 1979.
16. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
17. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
18. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе. – М.: Педагогика, 1977.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2014.
20. URL: http://westud.ru/work/213682/Razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix&sa=U&ved=0CBMQFjAAahUKEwig5vym8pTIAhXBBiwKHV2 (дата обращения 07.09.2015)
21. URL: http://www.psinside.ru/ndos-314-1.html (дата обращения 07.09.2015)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Настоящее исследование посвящено рассмотрению сочинения как средства развития речи младших школьников на уроках русского языка.
В последнее время много внимания обращается на модернизацию содержания языкового образования в направлении развития речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, выделяются следующие цели обучения русскому языку:
• познавательная цель, которая подразумевает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Соответственно, содержание нового стандарта начального общего образования по русскому языку предполагает не только обучение орфографии и пунктуации, но и формирование языковой и духовной культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Основными задачами реализации ФГОС НОО являются:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Росси, о языке как основе национального самосознания;
• развитие и диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Таким образом, развитию речи отводится центральное место в обучении школьников русскому языку, поскольку посредством развития речи активно развивается мышление, чувства, формируются навыки полноценного общения. Именно в начальной школе данная работа является наиболее актуальной. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Систематическая работа над обучением младших школьников написанию сочинений предоставляет большие возможности для решения вышеуказанных задач в комплексе.
Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического диагностики развития речи у младших школьников с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объект нашего исследования – средства развития речи младших школьников.
Предмет исследования – сочинение как средство развития речи младших школьников.
Целью данной работы является рассмотрение роли сочинения в развитие речи младших школьников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть развитие речи и ее виды;
определить понятие «сочинение» и рассмотреть его виды;
определить особенности сочинения как средства развития речи младших школьников;
рассмотреть основные диагностики развития речи;
провести диагностику развития речи на базе 2 класса и описать результаты исследования.
Методы исследования – теоретический анализ литературы по данной теме, описательный метод, элементы статистического анализа.
Практическая значимость курсовой работы – использование материалов, представленных в работе, в качестве примеров на практических занятиях по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Данное исследование состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка литературы, списка источников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Понятие речи, ее развитие и виды 6
1.2. Понятие сочинения и его виды 11
1.3. Роль сочинения в развитии речи младших школьников 16
1.4. Методика работы над сочинением в младшей школе 18
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинению 24
2.1. Существующие диагностики по развитию речи 24
2.2. Проведение диагностики на классе 27
2.3. Статистическая обработка результатов развития речи младших школьников 30
Вывод по главе 2 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Целью данной работы было рассмотрение роли сочинения в развитие речи младших школьников.
Анализ теоретического материала позволил определить основные понятия исследования:
под речью понимаем вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.
под развитием речи подразумеваем выработку умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.
сочинение является творческой работой, требующей наивысшей самостоятельности учеников, увлеченности, активности, внесения чего-то личного в текст.
Для определения уровня развития связной речи учащихся второго класса было выбрано сочинение-описание. Среди различных методик диагностики, включающих разнообразные задания, в рамках нашего исследования частично была использована диагностика А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко. Тема сочинения: «Моя любимая игрушка».
Урок проводился для выявления уровня развития таких речевых умений, как: последовательное и связное построение описания; раскрытие темы и основной мысли сочинения; отбор материала в соответствии с темой сочинения.
Проверка сочинений учеников позволила определить, что уровень развития речи в младших классах средний. В сочинениях учеников можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако в некоторых из них наблюдается отсутствие содержательности, логичности или последовательности. 22 % умеют строить описание (последовательно и связно описывать), раскрывать тему и основную мысль в сочинении 21% и отбирать материал в соответствии с темой сочинения – 24%.
Таким образом, развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли, что помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учеников представляет собой управляемый процесс. Необходимо одновременно приучать учеников использовать новые слова, давать им возможность чаще высказываться. Лишь в таком случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение является уникальным дидактическим средством развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Несомненным является тот факт, что обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления. Также отметим необходимость учитывать возраст младших школьников, и, как результат, привлекать к работе различные средства наглядности и рационально их применять.
1. Ботева Е. Г. Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/614799/ (дата обращения 07.09.2015)
2. Вавренчук Н.А. Междисциплинарные связи в определении языка и речи и их значение для методики преподавания. URL: http://brestschool7.iatp.by/vavrenchuk_6.doc (дата обращения 07.09.2015)
3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
4. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977.
5. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. – №1(8). – 2012. – С. 164-166.
6. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 1991. - №12. – С.16 – 21.
7. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М., 1991.
8. Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37950.php (дата обращения 07.09.2015)
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Высш. шк. – 2010.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984.
13. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008.
14. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50-53.
15. Русский язык энциклопедия. – М. 1979.
16. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
17. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
18. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе. – М.: Педагогика, 1977.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2014.
20. URL: http://westud.ru/work/213682/Razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix&sa=U&ved=0CBMQFjAAahUKEwig5vym8pTIAhXBBiwKHV2 (дата обращения 07.09.2015)
21. URL: http://www.psinside.ru/ndos-314-1.html (дата обращения 07.09.2015)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую