Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Понятие о мотиве и его проявлении в лирике М.Ю.Лермонтова 5
1.1 Мотив и лейтмотив как литературоведческая категория. 5
1.2. Истоки и воплощение мотива тайны в поэзии М.Ю.Лермонтова ………10
Краткие выводы по первой главе…………………………………………..…20
ГЛАВА 2 Способы выражения мотивов тайны в лирике М.Ю.Лермонтова 21
2.1 Тайна пророчества в лирике М.Ю. Лермонтова. 21
2.2. Мотив тайны смерти и мифа в поэзии Лермонтова 34
Краткие выводы по второй главе……………………………….……………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованной литературы 45
1.1. Мотив и лейтмотив как литературоведческая категория
Термин «мотив» (от фр. motif, нем. motiv, от лат. глагола moveo – двигаю) пришел в литературоведческую науку из музыковедения и впервые зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. Де Броссара (1703). В музыке данный термин является ключевым при анализе композиции произведения. И.В. Гете в статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделил следующие мотивы, характеризующие составные части сюжета: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие», «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели», «замедляющие, которые задерживают ход действия», «обращенные к прошлому», «обращенные к будущему, предвосхищающие о, что произойдет в последующие эпохи».13
В отечественном литературоведении термин «мотив» в его теоретическом изучении представляет собой широкую сеть различных подходов и концепций. Рассмотрим лишь некоторые из них и выделим главные положения.
...
1.2. Истоки и воплощение мотива тайны в поэзии М.Ю.Лермонтова
Итак, литературный художественный мотив может являться составляющей отдельного поэтического произведения, цикла стихотворений или всего творчества поэта, которое обуславливается наличием сквозного смыслового подтекста или вербального текстового выражения. Мотив внедряется и регулируется автором лирических произведений и проявляется в читательском восприятии через художественные образы, художественные детали или подтекст.
Что касается понятия «тайна» как мотив в произведении художественной литературы, то следует отметить, что в философии позитивизма, принимающей мир реально и плоско, отрицается само понятие тайного, выходящего за предмеры реальной действительности, а российское литературоведение, и лермонтоведение, в частности, долгое время рассматривало классические произведения именно с позиции позитивистского мировоззрения, где «тайна» не рассматривается ни как философская, ни как литературоведческая категория.
...
Краткие выводы по первой главе
Понятие «мотив» в истории литературоведения имеет сложную историю и разветвленную концепцию. Основные показатели мотива, присутствующего в литературном произведении это повторяемость, это следование традициям предшественников, при котором мотив становится частью устойчивого элемента повествования, это смысловое наполнение различными вариантами или инвариантами устойчивых художественных образов. Мотив, устойчиво пронизывающий всё произведение или всё творчество автора, созданную им авторскую картину мира называют лейтмотивом.
Мотивы тайны, несомненно, присутствующие в поэзии Лермонтова, формировались в процессе поисках смысла устройства бытия Высшим разумом, под влиянием русской и западной литературы начала лермонтовского столетия, как воплощение метода познания окружающей действительности в юности.
...
2.1. Тайна пророчества в лирике М.Ю. Лермонтова
Не только писатели-фантасты, но и многие поэты, прозаики, да и просто гениальные люди обладают даром предвидения. Чем это объяснить? Эфемерностью натуры восприятия? Сакральным даром? Или просто способностью мыслить глубоко и философски? Неизвестно. Поэтому этот факт воспринимается как данность.
Известно, что бабушка дала маленькому Мишелю, будущему великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову, прекрасное образование; но, став зрелым писателем, Михаил Юрьевич сожалел, что в детстве ему не читали русские народные сказки, поэтому мифопоэтика родного эпоса не проникла в его поэзию. Но мотив народных поэтических традиций, свойственный кумиру Лермонтова – Пушкину, – творчеству которого он подражал примерно до середины своей жизни, активно изучая пушкинские методы и приемы, заменился почти мистическим даром предвидения, предчувствия и даже пророчества.
...
2.2. Мотив тайны смерти и мифа в поэзии Лермонтова
Одним из наиболее распространённых тайных мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова является смерть, который выражается через определенные образы, мелькающие во многих творениях поэта. Такими сквозными художественными образами у Лермонтова являются «гробовая плита» и «колокольный звон». Рассмотрим основные поэтические мотивы, связанные с этими образами. «Гробовая плита» – «материальное» художественно-образное выражение мотива смерти. «Звон колокола» имеет множество различных смысловых воплощений, в лирике Лермонтова он является предтечей похорон: это звуковая метафора. Другой мотив, сопровождающий тему смерти, – холод, который проявляется, например, через изображение зимы, которая в стихах Лермонтова представляет собой некую убивающую всё живое на своём пути стихию, а потому этому образу всегда сопутствует мотив смерти.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование мотивов тайны в лирике русского поэта первой половины XIX века М.Ю.Лермонтова ставило своей целью выявление данного мотива в лермонтовских пророчествах. В теме сна и смерте, в произведениях, где присутствую мифологические фольклорные персонажи. Для достижения этих целей были решены решить следующие задачи: дано определение мотива и понятие о мотиве и его проявлении в лирике М.Ю.Лермонтова , найдены способы выражения мотива тайны через различные образы и сюжеты в лирике Лермонтова.
Исследование пришло к следующим результатам:
1. Понятие «мотив» в истории литературоведения имеет сложную историю и разветвленную концепцию. Основные показатели мотива, присутствующего в литературном произведении это повторяемость, это следование традициям предшественников, при котором мотив становится частью устойчивого элемента повествования, это смысловое наполнение различными вариантами или инвариантами устойчивых художественных образов.
2.
...
Список использованной литературы
1. Архипов В.А. М.Ю Лермонтов. Поэзия познания и действия. М., 1965. - С. 35.
2. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. - 1941. - Т.43-44. - С. 83-128. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l43/l43-083- .htm.
3. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова //Очерки. Санкт-Петербург. В тип. Ильи Глазунова и К0. 1840. В 12-ю д. л. 108 стр. http://lermontov.velchel.ru/?cnt=2 Дата обращения:29.04.17.
4. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М., 1990. — С. 18,10,17,21,34.
5. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры // Литература русского зарубежья: Т.3. - М., 1997. - C. 341-348
////////////////////////////
Всего 32 позиции в библиографии
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Понятие о мотиве и его проявлении в лирике М.Ю.Лермонтова 5
1.1 Мотив и лейтмотив как литературоведческая категория. 5
1.2. Истоки и воплощение мотива тайны в поэзии М.Ю.Лермонтова ………10
Краткие выводы по первой главе…………………………………………..…20
ГЛАВА 2 Способы выражения мотивов тайны в лирике М.Ю.Лермонтова 21
2.1 Тайна пророчества в лирике М.Ю. Лермонтова. 21
2.2. Мотив тайны смерти и мифа в поэзии Лермонтова 34
Краткие выводы по второй главе……………………………….……………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованной литературы 45
1.1. Мотив и лейтмотив как литературоведческая категория
Термин «мотив» (от фр. motif, нем. motiv, от лат. глагола moveo – двигаю) пришел в литературоведческую науку из музыковедения и впервые зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. Де Броссара (1703). В музыке данный термин является ключевым при анализе композиции произведения. И.В. Гете в статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделил следующие мотивы, характеризующие составные части сюжета: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие», «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели», «замедляющие, которые задерживают ход действия», «обращенные к прошлому», «обращенные к будущему, предвосхищающие о, что произойдет в последующие эпохи».13
В отечественном литературоведении термин «мотив» в его теоретическом изучении представляет собой широкую сеть различных подходов и концепций. Рассмотрим лишь некоторые из них и выделим главные положения.
...
1.2. Истоки и воплощение мотива тайны в поэзии М.Ю.Лермонтова
Итак, литературный художественный мотив может являться составляющей отдельного поэтического произведения, цикла стихотворений или всего творчества поэта, которое обуславливается наличием сквозного смыслового подтекста или вербального текстового выражения. Мотив внедряется и регулируется автором лирических произведений и проявляется в читательском восприятии через художественные образы, художественные детали или подтекст.
Что касается понятия «тайна» как мотив в произведении художественной литературы, то следует отметить, что в философии позитивизма, принимающей мир реально и плоско, отрицается само понятие тайного, выходящего за предмеры реальной действительности, а российское литературоведение, и лермонтоведение, в частности, долгое время рассматривало классические произведения именно с позиции позитивистского мировоззрения, где «тайна» не рассматривается ни как философская, ни как литературоведческая категория.
...
Краткие выводы по первой главе
Понятие «мотив» в истории литературоведения имеет сложную историю и разветвленную концепцию. Основные показатели мотива, присутствующего в литературном произведении это повторяемость, это следование традициям предшественников, при котором мотив становится частью устойчивого элемента повествования, это смысловое наполнение различными вариантами или инвариантами устойчивых художественных образов. Мотив, устойчиво пронизывающий всё произведение или всё творчество автора, созданную им авторскую картину мира называют лейтмотивом.
Мотивы тайны, несомненно, присутствующие в поэзии Лермонтова, формировались в процессе поисках смысла устройства бытия Высшим разумом, под влиянием русской и западной литературы начала лермонтовского столетия, как воплощение метода познания окружающей действительности в юности.
...
2.1. Тайна пророчества в лирике М.Ю. Лермонтова
Не только писатели-фантасты, но и многие поэты, прозаики, да и просто гениальные люди обладают даром предвидения. Чем это объяснить? Эфемерностью натуры восприятия? Сакральным даром? Или просто способностью мыслить глубоко и философски? Неизвестно. Поэтому этот факт воспринимается как данность.
Известно, что бабушка дала маленькому Мишелю, будущему великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову, прекрасное образование; но, став зрелым писателем, Михаил Юрьевич сожалел, что в детстве ему не читали русские народные сказки, поэтому мифопоэтика родного эпоса не проникла в его поэзию. Но мотив народных поэтических традиций, свойственный кумиру Лермонтова – Пушкину, – творчеству которого он подражал примерно до середины своей жизни, активно изучая пушкинские методы и приемы, заменился почти мистическим даром предвидения, предчувствия и даже пророчества.
...
2.2. Мотив тайны смерти и мифа в поэзии Лермонтова
Одним из наиболее распространённых тайных мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова является смерть, который выражается через определенные образы, мелькающие во многих творениях поэта. Такими сквозными художественными образами у Лермонтова являются «гробовая плита» и «колокольный звон». Рассмотрим основные поэтические мотивы, связанные с этими образами. «Гробовая плита» – «материальное» художественно-образное выражение мотива смерти. «Звон колокола» имеет множество различных смысловых воплощений, в лирике Лермонтова он является предтечей похорон: это звуковая метафора. Другой мотив, сопровождающий тему смерти, – холод, который проявляется, например, через изображение зимы, которая в стихах Лермонтова представляет собой некую убивающую всё живое на своём пути стихию, а потому этому образу всегда сопутствует мотив смерти.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование мотивов тайны в лирике русского поэта первой половины XIX века М.Ю.Лермонтова ставило своей целью выявление данного мотива в лермонтовских пророчествах. В теме сна и смерте, в произведениях, где присутствую мифологические фольклорные персонажи. Для достижения этих целей были решены решить следующие задачи: дано определение мотива и понятие о мотиве и его проявлении в лирике М.Ю.Лермонтова , найдены способы выражения мотива тайны через различные образы и сюжеты в лирике Лермонтова.
Исследование пришло к следующим результатам:
1. Понятие «мотив» в истории литературоведения имеет сложную историю и разветвленную концепцию. Основные показатели мотива, присутствующего в литературном произведении это повторяемость, это следование традициям предшественников, при котором мотив становится частью устойчивого элемента повествования, это смысловое наполнение различными вариантами или инвариантами устойчивых художественных образов.
2.
...
Список использованной литературы
1. Архипов В.А. М.Ю Лермонтов. Поэзия познания и действия. М., 1965. - С. 35.
2. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. - 1941. - Т.43-44. - С. 83-128. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l43/l43-083- .htm.
3. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова //Очерки. Санкт-Петербург. В тип. Ильи Глазунова и К0. 1840. В 12-ю д. л. 108 стр. http://lermontov.velchel.ru/?cnt=2 Дата обращения:29.04.17.
4. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М., 1990. — С. 18,10,17,21,34.
5. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры // Литература русского зарубежья: Т.3. - М., 1997. - C. 341-348
////////////////////////////
Всего 32 позиции в библиографии
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
800 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую