Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Идиостиль писателя понимается в современной филологии и как проявление авторского сознания в языке художественного произведения, являющимся совокупностью глубинных проявлений «доминант» художественной личности автора. Понятие идиостиля рассматривается в современной науке как языковая форма «личностного восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира» , которая неизбежно носит характер индивидуального знакового закрепления денотативных сущностей. В этом смысле особого внимания заслуживает использование похвалы и порицания как оценки действий героев в тексте литературного произведения. Похвала и порицание должны четко отличаться друг от друга уже интонационно, то есть по характеру звучания произносимых слов.
Порицание и похвала отличаются не только по составу семантических компонентов, которые входят непосредственно в структуру высказывания, кроме того по содержанию данные компоненты основательно различаются, что непосредственно связано с коммуникативной полярностью данных высказываний. Следовательно, в условиях конкретной ситуации общения семантическая модель порицания и похвалы реализуется через отношение говорящего и оценку им происходящего события или явления. Определяет эту направленность характер той ситуации, которая отражена в высказывании.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение идиостиля писателя позволяет понять особенности авторской позиции, изучить особенности языка художественного произведения, отметить особенности авторского подхода к созданию художественных образов персонажей.
Объектом исследования является проявление коммуникационных стратегий в идиостиле писателя.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить функциональные особенности стратегий похвалы и порицания в произведениях А.И. Солженицына.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие идиостиля писателя.
2. Определить коммуникативные стратегии и их роль в тексте художественного произведения.
3. Выявить стереотипы речевой коммуникации в русской культуре и особенности выражения похвалы и порицания .
4. Выявить коммуникативные стратегии порицания в произведениях А.И. Солженицына.
5. Коммуникативные стратегии похвалы в произведениях А.И. Солженицына.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается определение идиостиля в писательской деятельности и речевые стратегии похвалы и порицания в литературном произведении. Во второй главе анализируется коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Введение
Глава 1. Определение идиостиля в писательской деятельности и речевые стратегии похвалы и порицания в литературном произведении
1.1 Понятие идиостиля писателя
1.2 Коммуникативные стратегии и их роль в тексте художественного произведения
1.3 Стереотипы речевой коммуникации в русской культуре и особенности выражения похвалы и порицания
Глава 2. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына
2.1 Коммуникативные стратегии порицания
2.2 Коммуникативные стратегии похвалы
Заключение
Список литературы
Русский язык, как правило, перерабатывает все это, что-то сохранив, что-то отбросив, вырабатывает, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность.
Высказывания-порицания и отчасти похвалы помогают понять некоторые когнитивные процессы, в частности, они свидетельствуют о существовании устойчивых сценариев в сознании носителей языка, соот ветствующих интенциональным смыслам «похвала» и «порицание».
Большинство денотативных ситуаций порицания соотносится с отрицательной морально-этической оценкой и только небольшая часть ситуаций с оценкой не соотносится, а получает интерпретацию по воле автора.
За ситуациями похвалы положительная оценка не закреплена в коллективном сознании. С одной стороны, эти ситуации находятся на по ложительно-оценочном фланге ценностной шкалы, но одновременно они совпадают с нормой, а значит никакого определенного знака- ни плюса, ни минуса- не имеют Говорящий интерпретирует такие ситуации по своему усмотрению, причем часто в основе похвалы лежит поступок или качество, не превышающее норму. Разница в характере денотативных ситуаций похвалы и порицания в произведениях А.И. Солженицына проявляется в разных способах выражения интенционального смысла.
Высказывания-порицания, основаны зачастую не на отрицательно-оценочных ситуациях, а содержат в своем составе оценочный компонент. Подобный прием сравнительно редко используется в жанре похвалы, где оценочный компонент, несущий одобрительный смысл, всегда должен быть словесно выражен.
В жанрах «похвала» и «порицание» воплощаются, как правило, различные типы оценок: морально-этический тип по преимуществу в порицании и самые разнообразные типы оценок в похвале. Однако в произведеиях А.И. Солженицына их функциональное назначение несколько иное. В порицании видится унижение, а в похвале - благодарность за помощь. Несмотря на то, что похвала распространяется на больший круг явлений, чем порицание, в речи персонажей она встречается значительно реже последнего. Эта особенность прозы автора демонстрирует преобладание единиц с отрицательно-оценочной семантикой над единицами с положительно-оценочной семантикой.
1. Азнаурова Э.С. Прагматика текстов различных функциональных стилей // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам М.: Наука, 1987. – 280 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
3. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с.
4. Бондарко А.В. Функционально-семантическое поле // Большой энциклопедический словарь: Языкознание. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – С. 566-567.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2., с. 46 – 48
6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. – М.: Наука, 1977. – С. 140-161.
7. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим».. 2011. – 280 с.
8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. - Нижний Новгород, 2003.- 180 с.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987,- 180 с.
10. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972, с. 98-99.
11. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа , 1982. – 152 с.
12. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М.: Наука, 1982. – 212 с.
13. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
14. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 607 с.
15. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности /П. Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин [и др.]. – М.: Издат. Дом Гребенникова, 2000. – 420 с.
16. Прокопович, Н.Н.; Дерибас, Л.А.; Прокопович, Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М. 1981. – 187 с.
17. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Юнити - Дана, 2004. – 180 с.
18. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд-во Ленинградского университета,1989.-181с.
19. Семантико-функциональный сопоставительный синтаксис: Субъектно-объектные отношения / В.Ю. Копров, Т.Н. Козюра, А.Л. Лебедева, О.М. Дедова, И.М. Сушкова; под ред. В.Ю. Копрова. – Воронеж: Издательство «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – 263 с.
20. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Наука, 1977. – 292 с.
21. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича Издательство: Русский путь.1997. – 175 с.
22. Солженицын А.И. Рассказы// Матренин двор. М.1995. –180 с.
23. Стернин, И.А. Улыбка в русском общении. М.,1992. - 290 с.
24. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. – М.: Знание, 1986. – 240 с.
25. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. – М.: Издательство АН СССР, 1966. – 287 с.
26. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
27. Шарков Ф. И. «Основы теории коммуникации», М.: 2002.- 280 с.
28. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973. – 287 с.
29. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. – Л.: Лениздат, 1958. – 180 с.
30. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
31. Щур Г.С. О соотношении системы и поля в языке // Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1967. – С. 66-70.
32. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. – М.: Наука, 1974. – 255 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Идиостиль писателя понимается в современной филологии и как проявление авторского сознания в языке художественного произведения, являющимся совокупностью глубинных проявлений «доминант» художественной личности автора. Понятие идиостиля рассматривается в современной науке как языковая форма «личностного восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира» , которая неизбежно носит характер индивидуального знакового закрепления денотативных сущностей. В этом смысле особого внимания заслуживает использование похвалы и порицания как оценки действий героев в тексте литературного произведения. Похвала и порицание должны четко отличаться друг от друга уже интонационно, то есть по характеру звучания произносимых слов.
Порицание и похвала отличаются не только по составу семантических компонентов, которые входят непосредственно в структуру высказывания, кроме того по содержанию данные компоненты основательно различаются, что непосредственно связано с коммуникативной полярностью данных высказываний. Следовательно, в условиях конкретной ситуации общения семантическая модель порицания и похвалы реализуется через отношение говорящего и оценку им происходящего события или явления. Определяет эту направленность характер той ситуации, которая отражена в высказывании.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение идиостиля писателя позволяет понять особенности авторской позиции, изучить особенности языка художественного произведения, отметить особенности авторского подхода к созданию художественных образов персонажей.
Объектом исследования является проявление коммуникационных стратегий в идиостиле писателя.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить функциональные особенности стратегий похвалы и порицания в произведениях А.И. Солженицына.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие идиостиля писателя.
2. Определить коммуникативные стратегии и их роль в тексте художественного произведения.
3. Выявить стереотипы речевой коммуникации в русской культуре и особенности выражения похвалы и порицания .
4. Выявить коммуникативные стратегии порицания в произведениях А.И. Солженицына.
5. Коммуникативные стратегии похвалы в произведениях А.И. Солженицына.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается определение идиостиля в писательской деятельности и речевые стратегии похвалы и порицания в литературном произведении. Во второй главе анализируется коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Введение
Глава 1. Определение идиостиля в писательской деятельности и речевые стратегии похвалы и порицания в литературном произведении
1.1 Понятие идиостиля писателя
1.2 Коммуникативные стратегии и их роль в тексте художественного произведения
1.3 Стереотипы речевой коммуникации в русской культуре и особенности выражения похвалы и порицания
Глава 2. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына
2.1 Коммуникативные стратегии порицания
2.2 Коммуникативные стратегии похвалы
Заключение
Список литературы
Русский язык, как правило, перерабатывает все это, что-то сохранив, что-то отбросив, вырабатывает, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность.
Высказывания-порицания и отчасти похвалы помогают понять некоторые когнитивные процессы, в частности, они свидетельствуют о существовании устойчивых сценариев в сознании носителей языка, соот ветствующих интенциональным смыслам «похвала» и «порицание».
Большинство денотативных ситуаций порицания соотносится с отрицательной морально-этической оценкой и только небольшая часть ситуаций с оценкой не соотносится, а получает интерпретацию по воле автора.
За ситуациями похвалы положительная оценка не закреплена в коллективном сознании. С одной стороны, эти ситуации находятся на по ложительно-оценочном фланге ценностной шкалы, но одновременно они совпадают с нормой, а значит никакого определенного знака- ни плюса, ни минуса- не имеют Говорящий интерпретирует такие ситуации по своему усмотрению, причем часто в основе похвалы лежит поступок или качество, не превышающее норму. Разница в характере денотативных ситуаций похвалы и порицания в произведениях А.И. Солженицына проявляется в разных способах выражения интенционального смысла.
Высказывания-порицания, основаны зачастую не на отрицательно-оценочных ситуациях, а содержат в своем составе оценочный компонент. Подобный прием сравнительно редко используется в жанре похвалы, где оценочный компонент, несущий одобрительный смысл, всегда должен быть словесно выражен.
В жанрах «похвала» и «порицание» воплощаются, как правило, различные типы оценок: морально-этический тип по преимуществу в порицании и самые разнообразные типы оценок в похвале. Однако в произведеиях А.И. Солженицына их функциональное назначение несколько иное. В порицании видится унижение, а в похвале - благодарность за помощь. Несмотря на то, что похвала распространяется на больший круг явлений, чем порицание, в речи персонажей она встречается значительно реже последнего. Эта особенность прозы автора демонстрирует преобладание единиц с отрицательно-оценочной семантикой над единицами с положительно-оценочной семантикой.
1. Азнаурова Э.С. Прагматика текстов различных функциональных стилей // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам М.: Наука, 1987. – 280 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
3. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с.
4. Бондарко А.В. Функционально-семантическое поле // Большой энциклопедический словарь: Языкознание. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – С. 566-567.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2., с. 46 – 48
6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. – М.: Наука, 1977. – С. 140-161.
7. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим».. 2011. – 280 с.
8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. - Нижний Новгород, 2003.- 180 с.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987,- 180 с.
10. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972, с. 98-99.
11. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа , 1982. – 152 с.
12. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М.: Наука, 1982. – 212 с.
13. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
14. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 607 с.
15. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности /П. Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин [и др.]. – М.: Издат. Дом Гребенникова, 2000. – 420 с.
16. Прокопович, Н.Н.; Дерибас, Л.А.; Прокопович, Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М. 1981. – 187 с.
17. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Юнити - Дана, 2004. – 180 с.
18. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд-во Ленинградского университета,1989.-181с.
19. Семантико-функциональный сопоставительный синтаксис: Субъектно-объектные отношения / В.Ю. Копров, Т.Н. Козюра, А.Л. Лебедева, О.М. Дедова, И.М. Сушкова; под ред. В.Ю. Копрова. – Воронеж: Издательство «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – 263 с.
20. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Наука, 1977. – 292 с.
21. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича Издательство: Русский путь.1997. – 175 с.
22. Солженицын А.И. Рассказы// Матренин двор. М.1995. –180 с.
23. Стернин, И.А. Улыбка в русском общении. М.,1992. - 290 с.
24. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. – М.: Знание, 1986. – 240 с.
25. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. – М.: Издательство АН СССР, 1966. – 287 с.
26. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
27. Шарков Ф. И. «Основы теории коммуникации», М.: 2002.- 280 с.
28. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973. – 287 с.
29. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. – Л.: Лениздат, 1958. – 180 с.
30. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
31. Щур Г.С. О соотношении системы и поля в языке // Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1967. – С. 66-70.
32. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. – М.: Наука, 1974. – 255 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую