Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Этапным произведением в творчестве Василия Белова, своеобразным итогом его художественных поисков стала повесть «Привычное дело», которая была опубликована в 1966 году в провинциальном (петрозаводском) журнале «Север». Повесть имеет подзаголовок «Из прошлого одной семьи». Данная повесть положила начало очередной волне «деревенской» прозы, определив ее основные черты, к которым необходимо было отнести интерес к духовному и душевному миру крестьянина, особенности его частной жизни, судьбе женщины – матери в российской деревне, к тем традициям, и обычаям, и, что очень важно, перспективам развития деревни. Пространство повести «Привычное дело» не перегружено бытовыми предметами, однако они вводятся постепенно, по мере необходимости. С одной стороны писатель не стремится детально и подробно изображать все предметы, попадающие в его поле зрения или в видение героев, а с другой стороны он очень четко структурирует пространство вокруг главного образующего звена, который надолго закрепиться как один из ключевых образов деревенской прозы – образа деревенского дома.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение особой формы метафорического переноса в художественном дискурсе открывает перед автором художественного произведения целый ряд возможностей. Так, при помощи неодушевленных, на первый взгляд предметов, автору удается глубоко проникать во внутренний мир персонажей и делать его открытым и ярким в восприятии читателя, который погружается непосредственно в мир художественного произведения.
Объектом исследования является проблема создания метафорического образа на базе неодушевленных предметов в прозе Василия Белова.
Предмет исследования – образ деревенского дома как сюжето- образующее и организующее начало в повести Василия Белова «Привычное дело».
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить этапы создания целостного образа деревенского дома как одного из главных в повести Василия Белова «Привычное дело».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему образа в художественном произведении.
2. Выявить особенности метафорического переноса как эффективного приема создания художественного образа.
3. Определить особенности образа дома как сюжето-образующего начала повести.
4. Отметить особенности в создании образа дома как пространства семейной жизни.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается особенности создания художественного образа в литературном произведении и роль в этом процессе метафорического переноса. Во второй главе анализируются идейные и систематические особенности описания образа дома в повести В. Белова «Привычное дело». В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Введение 3
Глава 1. Особенности создания художественного образа в литературном произведении и роль в этом процессе метафорического переноса 5
1.1 Проблема образа в художественном произведении 5
1.2 Метафорический перенос как эффективный прием создания художественного образа 12
Глава 2. Идейные и систематические особенности описания образа дома в повести В. Белова «Привычное дело» 19
2.1 Образ дома как сюжето-образующее начало до повести 19
2.2 Образ дома как пространство семейной жизни 23
Заключение 25
Список литературы 27
В системе ценностных ориентаций Василий Белов обращает свое внимание на низкую значимость материального и устремленность национального характера в идеальную, сакральную, духовную сферу своего бытия. Автора повести «Привычное дело» отличает своеобразная «человекоцентричность», которая выражена парадоксально в образе деревенского дома, а также сосредоточенность на парадоксе в жизни человека, на изучении глубинной сути природы его характера и смысле явления его в этот мир.
Поэтому стержневая устремленность на человеческом характере классической литературы стала предметом внимания её наследников среди которых выделяется и Василий Белов.
Следует отметить, что в поисках тематики и основных образов Василий Белов был одинаково отзывчив как к стихии самой жизни, так и к опыту ее прочтения своими героями. Так в своих рассуждениях о трудовой сущности человека, Белов отмечает, что уже с незапамятных времен русский народ известен миру как неутомимый народ-труженик.
Тем самым Белов встает непосредственно на защиту стержневой черты народного характера. Труд рождает в нем особую духовность, поэтому духовность русского человека в любые времена зависит не столько от экономики или политики, сколько от глубины духовной памяти, или национального самосознания всех граждан России, то есть тех русских людей, кто совершенно не мыслит себя вне культуры страны.
Таким образом, согласно трактовке Василия Белова без прошлого не может быть самоопределения русскому человеку. В своих произведениях, Василий Белов рассуждает о национальной памяти, как о некоем ключевом понятии развития народного организма, об этом художник размышляет практически в каждом произведении. Для Василия Белова память представляет собой многогранное понятие, которое охватывает в своем значении целую систему духовных ценностей. Поэтому памятью определяется жизненное поведение героев Василия Белова в их отношении к окружающей природе, а также другим людям, к обществу в целом, и к самим себе.
Тревогу у писателя в его произведениях вызывает то обстоятельство, что в жизни людей происходит нарастающее разобщение, активное разъединение людей, и, тем самым, нарастает нивелировка их индивидуальных качеств. Именно поэтому особую боль у автора вызывает состояние женщины в современном обществе, по этой причине в своих произведениях Василий Белов как публицист подчеркивает охранительную сущность женского характера, его жертвенность и основу образности своих произведений.
Художественное отображение мира Василия Белова в его произведениях происходит через осмысление автором русского национального характера, в присущей ему глубине и многогранности, которая, как известно, стала одной из ключевых идей в отечественной литературе, начиная с девятнадцатого века.
Именно с данной проблемой связаны крупнейшие художественные открытия русских писателей.
Белов относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.
Белов сопереживает своему народу, восхищаясь его мужеством и неисчерпаемой силой воли.
В многоцветном мире народной жизни Василий Белов ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов. Ищет вполне целенаправленно.
Сила характеров любимых героев Белова — в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания и мироотношения.
1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. М., Прогресс, 1990. - с. 5 - 32.
2. Арутюнова Н. Д. Функциональные типы языковой метафоры // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз., 1978. Т. 37. №4. с. 333 343.
3. Базылев В.Н. Язык – ритуал – миф. - М., 1994. – 280 с.
4. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания №2, 2003. с. 73 - 94.
5. Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. М.: Современник, 1983–1984. Т. 2. М., 1983. – 280 с.
6. Бессереброва Н.Д. Метафора как языковое явление // Значение и смысл слова. М., 1987. - с. 156 - 173.
7. Бирдсли М. Метафорическое сплетение // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой.-М., Прогресс, 1990.- 320 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). -М., Высшая школа, 1986. - 640 с.
9. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., Советская Россия, 1963. - 325 с.
10. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. СПб., 2000. // Электронный ресурс Библиотека Гумер / Языкознание: URL -http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Linguist/Glaz/index.php
11. Дискурс-анализ. Теория и метод/ Пер. с англ. - 2-е изд., испр. Автор: Марианне В. Йоргенсен, Луиза Дж. Филлипс Издательство: X.: Изд-во "Гуманитарный Центр" Год: 2008. – 480 с.
12. Залыгин С. П. О творчестве Василия Белова // Залыгин С. П. Рассказы. 1981-1989. Литературно-критические статьи: в 6 т. М.: Художественная литература, 1991. C. 401-416.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001. – 480 с.
14. Менджерщкая Е.О. Термин «дискурс» в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1997 – 180 с.
15. Метафора в языке и тексте//под ред. В.Н.Телия. М., Наука, 1988. - 176 с.
16. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т.2. СПб., 2006. С. 82–91.
17. Меньшиков В. Предисловие. Поэт жизни действительной // Белов В. Повести и рассказы. М.: Художественная литратура, 1984. С. 3-9.
18. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности /П. Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин [и др.]. – М.: Издат. Дом Гребенникова, 2000.
19. Русская литература XX века / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Дрофа, 1998. Кн. 1. 688 с.
20. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2010. – 280 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Этапным произведением в творчестве Василия Белова, своеобразным итогом его художественных поисков стала повесть «Привычное дело», которая была опубликована в 1966 году в провинциальном (петрозаводском) журнале «Север». Повесть имеет подзаголовок «Из прошлого одной семьи». Данная повесть положила начало очередной волне «деревенской» прозы, определив ее основные черты, к которым необходимо было отнести интерес к духовному и душевному миру крестьянина, особенности его частной жизни, судьбе женщины – матери в российской деревне, к тем традициям, и обычаям, и, что очень важно, перспективам развития деревни. Пространство повести «Привычное дело» не перегружено бытовыми предметами, однако они вводятся постепенно, по мере необходимости. С одной стороны писатель не стремится детально и подробно изображать все предметы, попадающие в его поле зрения или в видение героев, а с другой стороны он очень четко структурирует пространство вокруг главного образующего звена, который надолго закрепиться как один из ключевых образов деревенской прозы – образа деревенского дома.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение особой формы метафорического переноса в художественном дискурсе открывает перед автором художественного произведения целый ряд возможностей. Так, при помощи неодушевленных, на первый взгляд предметов, автору удается глубоко проникать во внутренний мир персонажей и делать его открытым и ярким в восприятии читателя, который погружается непосредственно в мир художественного произведения.
Объектом исследования является проблема создания метафорического образа на базе неодушевленных предметов в прозе Василия Белова.
Предмет исследования – образ деревенского дома как сюжето- образующее и организующее начало в повести Василия Белова «Привычное дело».
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить этапы создания целостного образа деревенского дома как одного из главных в повести Василия Белова «Привычное дело».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему образа в художественном произведении.
2. Выявить особенности метафорического переноса как эффективного приема создания художественного образа.
3. Определить особенности образа дома как сюжето-образующего начала повести.
4. Отметить особенности в создании образа дома как пространства семейной жизни.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается особенности создания художественного образа в литературном произведении и роль в этом процессе метафорического переноса. Во второй главе анализируются идейные и систематические особенности описания образа дома в повести В. Белова «Привычное дело». В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Введение 3
Глава 1. Особенности создания художественного образа в литературном произведении и роль в этом процессе метафорического переноса 5
1.1 Проблема образа в художественном произведении 5
1.2 Метафорический перенос как эффективный прием создания художественного образа 12
Глава 2. Идейные и систематические особенности описания образа дома в повести В. Белова «Привычное дело» 19
2.1 Образ дома как сюжето-образующее начало до повести 19
2.2 Образ дома как пространство семейной жизни 23
Заключение 25
Список литературы 27
В системе ценностных ориентаций Василий Белов обращает свое внимание на низкую значимость материального и устремленность национального характера в идеальную, сакральную, духовную сферу своего бытия. Автора повести «Привычное дело» отличает своеобразная «человекоцентричность», которая выражена парадоксально в образе деревенского дома, а также сосредоточенность на парадоксе в жизни человека, на изучении глубинной сути природы его характера и смысле явления его в этот мир.
Поэтому стержневая устремленность на человеческом характере классической литературы стала предметом внимания её наследников среди которых выделяется и Василий Белов.
Следует отметить, что в поисках тематики и основных образов Василий Белов был одинаково отзывчив как к стихии самой жизни, так и к опыту ее прочтения своими героями. Так в своих рассуждениях о трудовой сущности человека, Белов отмечает, что уже с незапамятных времен русский народ известен миру как неутомимый народ-труженик.
Тем самым Белов встает непосредственно на защиту стержневой черты народного характера. Труд рождает в нем особую духовность, поэтому духовность русского человека в любые времена зависит не столько от экономики или политики, сколько от глубины духовной памяти, или национального самосознания всех граждан России, то есть тех русских людей, кто совершенно не мыслит себя вне культуры страны.
Таким образом, согласно трактовке Василия Белова без прошлого не может быть самоопределения русскому человеку. В своих произведениях, Василий Белов рассуждает о национальной памяти, как о некоем ключевом понятии развития народного организма, об этом художник размышляет практически в каждом произведении. Для Василия Белова память представляет собой многогранное понятие, которое охватывает в своем значении целую систему духовных ценностей. Поэтому памятью определяется жизненное поведение героев Василия Белова в их отношении к окружающей природе, а также другим людям, к обществу в целом, и к самим себе.
Тревогу у писателя в его произведениях вызывает то обстоятельство, что в жизни людей происходит нарастающее разобщение, активное разъединение людей, и, тем самым, нарастает нивелировка их индивидуальных качеств. Именно поэтому особую боль у автора вызывает состояние женщины в современном обществе, по этой причине в своих произведениях Василий Белов как публицист подчеркивает охранительную сущность женского характера, его жертвенность и основу образности своих произведений.
Художественное отображение мира Василия Белова в его произведениях происходит через осмысление автором русского национального характера, в присущей ему глубине и многогранности, которая, как известно, стала одной из ключевых идей в отечественной литературе, начиная с девятнадцатого века.
Именно с данной проблемой связаны крупнейшие художественные открытия русских писателей.
Белов относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.
Белов сопереживает своему народу, восхищаясь его мужеством и неисчерпаемой силой воли.
В многоцветном мире народной жизни Василий Белов ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов. Ищет вполне целенаправленно.
Сила характеров любимых героев Белова — в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания и мироотношения.
1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. М., Прогресс, 1990. - с. 5 - 32.
2. Арутюнова Н. Д. Функциональные типы языковой метафоры // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз., 1978. Т. 37. №4. с. 333 343.
3. Базылев В.Н. Язык – ритуал – миф. - М., 1994. – 280 с.
4. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания №2, 2003. с. 73 - 94.
5. Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. М.: Современник, 1983–1984. Т. 2. М., 1983. – 280 с.
6. Бессереброва Н.Д. Метафора как языковое явление // Значение и смысл слова. М., 1987. - с. 156 - 173.
7. Бирдсли М. Метафорическое сплетение // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой.-М., Прогресс, 1990.- 320 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). -М., Высшая школа, 1986. - 640 с.
9. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., Советская Россия, 1963. - 325 с.
10. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. СПб., 2000. // Электронный ресурс Библиотека Гумер / Языкознание: URL -http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Linguist/Glaz/index.php
11. Дискурс-анализ. Теория и метод/ Пер. с англ. - 2-е изд., испр. Автор: Марианне В. Йоргенсен, Луиза Дж. Филлипс Издательство: X.: Изд-во "Гуманитарный Центр" Год: 2008. – 480 с.
12. Залыгин С. П. О творчестве Василия Белова // Залыгин С. П. Рассказы. 1981-1989. Литературно-критические статьи: в 6 т. М.: Художественная литература, 1991. C. 401-416.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001. – 480 с.
14. Менджерщкая Е.О. Термин «дискурс» в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1997 – 180 с.
15. Метафора в языке и тексте//под ред. В.Н.Телия. М., Наука, 1988. - 176 с.
16. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т.2. СПб., 2006. С. 82–91.
17. Меньшиков В. Предисловие. Поэт жизни действительной // Белов В. Повести и рассказы. М.: Художественная литратура, 1984. С. 3-9.
18. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности /П. Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин [и др.]. – М.: Издат. Дом Гребенникова, 2000.
19. Русская литература XX века / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Дрофа, 1998. Кн. 1. 688 с.
20. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2010. – 280 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую