Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена вопросу присутствия т.н. «екатеринбургского текста» в романе А.И. Иванова «Ёбург». Прежде всего следует отметить, что поэтика этого произведения на сегодняшний аспект остаётся неизученной. Между тем разработка и изучение понятий, связанных с аспектом «городского текста» относятся к наиболее перспективным вопросам литературоведения. Это связано с тем, что «городской текст» заложен в достаточное количество значимых произведений как классических, так и современных и, следовательно, возникает необходимость их прочтения и подробного толкования ключевых слов и понятий, заложенных в него.
«Городской текст» в мировой литературе – это своеобразно сложившийся феномен, посредством которого можно проследить эволюцию урбанизации. Этапы становления феномена Екатеринбурга, тайны особой его ауры отражены и в книге современного уральского писателя А.В. Иванова. Его книга «Ёбург» вышла в 2014 году и вызвала множество разговоров о ней. При этом крупных исследований, посвящённых этому произведению, в современном литературоведении не существует. Среди работ, посвящённых «Ёбургу», можно выделить статьи следующих авторов: Р.Э. Арбитман , А. Колобродов , В.П. Кичигин , Ю.И. Подлубнова .
В перечисленных работах авторы уделяют внимание проблематике книги А.В. Иванова, его героям, языку, авторскому «я» и другим элементам поэтике. Вопрос «городского текста» в перечисленных рецензиях не затрагивается.
Актуальность данной работы состоит, в первую очередь, в необходимости исследования поэтики творчества А.В. Иванова; а также в том, что проблема «городского текста» в произведении писателя ещё не раскрыта.
Объект исследования: поэтика произведения А.В. Иванова «Ёбург».
Предмет исследования: «городской текст» как один из основных элементов поэтики.
Материалом данного исследования является произведение А.В. Иванова «Ёбург»
Цель исследования: выявить элементы, из которых складывается «городской текст» в произведении А.В. Иванова «Ёбург»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обосновать методологию исследования и определение основных понятий;
2)выявить трактовку понятия «городской текст» в научной литературе;
3) проанализировать текст произведения А.В. Иванова с точки зрения заявленной темы.
Методология исследования основывается на следующих методах:
1) сравнительно-исторический;
2) структурно-описательный.
Теоретическую базу исследования составили работы М.М. Бахтина , А.Н. Веселовского , Б.О. Кормана , Ю.М. Лотмана , Н.Е. Меднис , Л.Н. Тимофеева , Б.В. Томашевского , В.Н. Топорова , Э.Я. Фесенко .
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего двадцать пять источников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОГО ТЕКСТА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 6
1.1.»Городской текст» как проблема 6
1.2.Город как компонент «городского текста» 8
ГЛАВА II ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ А.В. ИВАНОВА «ЁБУРГ» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена вопросу «городского текста» в произведении современного писателя А.В. Иванова «Ёбург». В ходе исследования и в соответствии с поставленными задачами был выявлен ряд фактов.
Было установлено, что понятие «городской текст» является давним объектом изучения литературоведов, которые предложили для его изучения ряд ключевых понятий. «Городской текст» включает в себя различные реалии: исторические, культурные, биографические, топографические.
«Городскому тексту» присуще наличие топоса и локуса, являющиеся характеристикой пространства, указывающие на его размеры, а также такие его качества как открытость или закрытость.
Помимо этого, «городской текст» определяется противоположными качественными характеристиками, в соответствии с которыми образ города приближается либо к Граду Небесному (город-дева), либо к городу греха (город-блудница) по В.Н. Топорову.
Весьма важны в «городском тексте» персоналии, которые не только влияют на образ города, но и сами подвержены его влиянию. Важно учитывать и тот факт, что город может быть представлен реальный город или как город-миф.
В произведении А.В. Иванова «Ёбург» нам удалось выявить основные элементы «городского текста». В первую очередь, это сам образ города, который представлен более в реальном его воплощении, нежели в мифологическим.
Город Ёбург – промежуточная стадия между Свердловском и Екатеринбургом – является главным действующим лицом и одновременно живым организмом. Этот образ – ядро «екатеринбургского текста» произведения. Реалистический образ города однако не гарантирует постоянного и неизменного пространства. В зависимости от обстоятельств, пространство Ёбурга приобретает качества то открытого (топос), то закрытого пространства (локус). При этом пространство Ёбурга состоит из устойчивых объектов – локусов, определяющих лицо города.
«Екатеринбургский текст» произведения формируется из трёх пластов городской жизни – общественно-политического, культурного, криминального. В каждом из этих уровней действуют люди (политические деятели, представители интеллигенции, бандиты), которые одновременно являются и порождением особой атмосферы Ёбурга и факторами воздействия на неё.
Выделяются несколько уровней «екатеринбургского текста»: образный, лингвостилистический, локусный. На образном уровне реализовывается главный элемент этой структуры – образ города. Но втором – лингвостилистическом – существуют языковые приёмы, способствующие созданию этого образа – метафоры, сравнения, синекдоха. Эти приёмы отражают изменения пространства города, указывают на его трансформирующийся облик (например, ползущий топик, на который ранее указывалось в тексте).
На локусном уровне автор воплощает внешнюю оболочку Ёбурга – его архитектурный вид, достопримечательности, здания, являющиеся особым местом для жителей. Описываются отдельные районы, улицы, которые играют значимую роль в истории и жизни города.
В более крупном плане Ёбург – это минимодель всей страны в сложный период перемен и преобразований в 90-е гг. ХХ. При этом Ёбург выделяется из числа остальных географических объектов и наделяется способностью размышлять и самому определять свою судьбу. Таким образом, мы можем зафиксировать наличие элемента авторского мифа в структуре «екатеринбургского текста».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Текстовый материал
1. Иванов А.В. Ёбург. – М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 576 с.
Научно-исследовательские материалы
2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335 с. С.30.
3. Арбитман Р.Э. Двойной «ёбургер». Рецензия//Профиль, 2014. – №16 – 17. – С.55.
4. Барковская Н.В. Путешествие по Уралу с книгой: материалы для элективного курса//Филологический класс, 2016. – №1(43). – С. 31 – 36.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
6. Белова Н.А. Концепт «город» в современном литературоведении//Вестник Югорского университета, 2012. – 1(24). С. 87 – 91.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Гослитиздат, 1940. – 648 с.
8. Кичигин В.П. Градоообразующая книга//Российская газета, 2014. – №6423 (151). С.5.
9. Колобродов А.Ю. Матрица Алексея Иванова//Лиterraтура, №2014. – 93. – С.77 – 78.
10. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
11. Кузнецова Е.В. Парижский текст Гайто Газданова// Гуманитарные исследования, 2012. – № 2 (42). С.224 – 225.
12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Наука, 1970. – 210 с.
13. Лотман Ю.М. Символические пространства // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2000. – 704 с. С. 334.
14. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 242 с.
15. Океанский В.П. Локус Идиота: введение в культурофонию равнины//Роман Достоевского: раздумья, проблемы. – Иваново, 1999. – 277 с. С. 179.
16. Подлубнова Ю.И. Город иванов. Алексей Иванов. Ёбург//Урал, 2014. – 8. – С. 185 – 187.
17. Прокофьева В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топусы//Вестник ОГУ 11’2005. – 264 с. – С. 79 – 82.
18. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
20. Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы (Заметки из серии) // Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
21. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
22. Щербакова Э.В. Лондон как текст в романах У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», «Записки Барри Линдома», «Ньюкомы»: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Воронеж, 2016. – 187 с.
Справочная литература
23. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Слово, 2001. – 1567 с.
24. Словарь биологических терминов. – М.: Наука, 2001. – 574 с. С. 231.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена вопросу присутствия т.н. «екатеринбургского текста» в романе А.И. Иванова «Ёбург». Прежде всего следует отметить, что поэтика этого произведения на сегодняшний аспект остаётся неизученной. Между тем разработка и изучение понятий, связанных с аспектом «городского текста» относятся к наиболее перспективным вопросам литературоведения. Это связано с тем, что «городской текст» заложен в достаточное количество значимых произведений как классических, так и современных и, следовательно, возникает необходимость их прочтения и подробного толкования ключевых слов и понятий, заложенных в него.
«Городской текст» в мировой литературе – это своеобразно сложившийся феномен, посредством которого можно проследить эволюцию урбанизации. Этапы становления феномена Екатеринбурга, тайны особой его ауры отражены и в книге современного уральского писателя А.В. Иванова. Его книга «Ёбург» вышла в 2014 году и вызвала множество разговоров о ней. При этом крупных исследований, посвящённых этому произведению, в современном литературоведении не существует. Среди работ, посвящённых «Ёбургу», можно выделить статьи следующих авторов: Р.Э. Арбитман , А. Колобродов , В.П. Кичигин , Ю.И. Подлубнова .
В перечисленных работах авторы уделяют внимание проблематике книги А.В. Иванова, его героям, языку, авторскому «я» и другим элементам поэтике. Вопрос «городского текста» в перечисленных рецензиях не затрагивается.
Актуальность данной работы состоит, в первую очередь, в необходимости исследования поэтики творчества А.В. Иванова; а также в том, что проблема «городского текста» в произведении писателя ещё не раскрыта.
Объект исследования: поэтика произведения А.В. Иванова «Ёбург».
Предмет исследования: «городской текст» как один из основных элементов поэтики.
Материалом данного исследования является произведение А.В. Иванова «Ёбург»
Цель исследования: выявить элементы, из которых складывается «городской текст» в произведении А.В. Иванова «Ёбург»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обосновать методологию исследования и определение основных понятий;
2)выявить трактовку понятия «городской текст» в научной литературе;
3) проанализировать текст произведения А.В. Иванова с точки зрения заявленной темы.
Методология исследования основывается на следующих методах:
1) сравнительно-исторический;
2) структурно-описательный.
Теоретическую базу исследования составили работы М.М. Бахтина , А.Н. Веселовского , Б.О. Кормана , Ю.М. Лотмана , Н.Е. Меднис , Л.Н. Тимофеева , Б.В. Томашевского , В.Н. Топорова , Э.Я. Фесенко .
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего двадцать пять источников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОГО ТЕКСТА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 6
1.1.»Городской текст» как проблема 6
1.2.Город как компонент «городского текста» 8
ГЛАВА II ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ А.В. ИВАНОВА «ЁБУРГ» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена вопросу «городского текста» в произведении современного писателя А.В. Иванова «Ёбург». В ходе исследования и в соответствии с поставленными задачами был выявлен ряд фактов.
Было установлено, что понятие «городской текст» является давним объектом изучения литературоведов, которые предложили для его изучения ряд ключевых понятий. «Городской текст» включает в себя различные реалии: исторические, культурные, биографические, топографические.
«Городскому тексту» присуще наличие топоса и локуса, являющиеся характеристикой пространства, указывающие на его размеры, а также такие его качества как открытость или закрытость.
Помимо этого, «городской текст» определяется противоположными качественными характеристиками, в соответствии с которыми образ города приближается либо к Граду Небесному (город-дева), либо к городу греха (город-блудница) по В.Н. Топорову.
Весьма важны в «городском тексте» персоналии, которые не только влияют на образ города, но и сами подвержены его влиянию. Важно учитывать и тот факт, что город может быть представлен реальный город или как город-миф.
В произведении А.В. Иванова «Ёбург» нам удалось выявить основные элементы «городского текста». В первую очередь, это сам образ города, который представлен более в реальном его воплощении, нежели в мифологическим.
Город Ёбург – промежуточная стадия между Свердловском и Екатеринбургом – является главным действующим лицом и одновременно живым организмом. Этот образ – ядро «екатеринбургского текста» произведения. Реалистический образ города однако не гарантирует постоянного и неизменного пространства. В зависимости от обстоятельств, пространство Ёбурга приобретает качества то открытого (топос), то закрытого пространства (локус). При этом пространство Ёбурга состоит из устойчивых объектов – локусов, определяющих лицо города.
«Екатеринбургский текст» произведения формируется из трёх пластов городской жизни – общественно-политического, культурного, криминального. В каждом из этих уровней действуют люди (политические деятели, представители интеллигенции, бандиты), которые одновременно являются и порождением особой атмосферы Ёбурга и факторами воздействия на неё.
Выделяются несколько уровней «екатеринбургского текста»: образный, лингвостилистический, локусный. На образном уровне реализовывается главный элемент этой структуры – образ города. Но втором – лингвостилистическом – существуют языковые приёмы, способствующие созданию этого образа – метафоры, сравнения, синекдоха. Эти приёмы отражают изменения пространства города, указывают на его трансформирующийся облик (например, ползущий топик, на который ранее указывалось в тексте).
На локусном уровне автор воплощает внешнюю оболочку Ёбурга – его архитектурный вид, достопримечательности, здания, являющиеся особым местом для жителей. Описываются отдельные районы, улицы, которые играют значимую роль в истории и жизни города.
В более крупном плане Ёбург – это минимодель всей страны в сложный период перемен и преобразований в 90-е гг. ХХ. При этом Ёбург выделяется из числа остальных географических объектов и наделяется способностью размышлять и самому определять свою судьбу. Таким образом, мы можем зафиксировать наличие элемента авторского мифа в структуре «екатеринбургского текста».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Текстовый материал
1. Иванов А.В. Ёбург. – М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 576 с.
Научно-исследовательские материалы
2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335 с. С.30.
3. Арбитман Р.Э. Двойной «ёбургер». Рецензия//Профиль, 2014. – №16 – 17. – С.55.
4. Барковская Н.В. Путешествие по Уралу с книгой: материалы для элективного курса//Филологический класс, 2016. – №1(43). – С. 31 – 36.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
6. Белова Н.А. Концепт «город» в современном литературоведении//Вестник Югорского университета, 2012. – 1(24). С. 87 – 91.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Гослитиздат, 1940. – 648 с.
8. Кичигин В.П. Градоообразующая книга//Российская газета, 2014. – №6423 (151). С.5.
9. Колобродов А.Ю. Матрица Алексея Иванова//Лиterraтура, №2014. – 93. – С.77 – 78.
10. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
11. Кузнецова Е.В. Парижский текст Гайто Газданова// Гуманитарные исследования, 2012. – № 2 (42). С.224 – 225.
12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Наука, 1970. – 210 с.
13. Лотман Ю.М. Символические пространства // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2000. – 704 с. С. 334.
14. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 242 с.
15. Океанский В.П. Локус Идиота: введение в культурофонию равнины//Роман Достоевского: раздумья, проблемы. – Иваново, 1999. – 277 с. С. 179.
16. Подлубнова Ю.И. Город иванов. Алексей Иванов. Ёбург//Урал, 2014. – 8. – С. 185 – 187.
17. Прокофьева В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топусы//Вестник ОГУ 11’2005. – 264 с. – С. 79 – 82.
18. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
20. Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы (Заметки из серии) // Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
21. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
22. Щербакова Э.В. Лондон как текст в романах У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», «Записки Барри Линдома», «Ньюкомы»: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Воронеж, 2016. – 187 с.
Справочная литература
23. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Слово, 2001. – 1567 с.
24. Словарь биологических терминов. – М.: Наука, 2001. – 574 с. С. 231.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую