Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Внимание советских и российских лингвистов всегда привлекали вопросы, связанные с изучением специфики заголовка (заголовочного комплекса). Проанализировав научный материал по интересующей нас проблематике, мы можем говорить о неиссякаемой увлеченности научного мира, сопряженной с такой текстовой единицей, как заголовок (заголовочный комплекс). Постоянный интерес исследователей к изучению публицистического стиля, в частности газетно-публицистического, частью которого является рассмотрение функционирования, типологизации, назначения заголовочного комплекса, определяется огромной ролью средств массовой информации, которые оказывают большое влияние, на развитие и функционирование языка в современном мире. На правах широко распространенного и наиболее доступного материала для изучения, выделяется категория заголовочных комплексов газет.
Исследователи изучают феномен «заголовочный комплекс» с раз-личных точек зрения, рассматривая заголовочные комплексы, как в рамках частной проблематики, так и включая ее в широкий контекст философии языка.
Так, Э. А. Лазарева определяет «заголовочный комплекс» (заголовочный ансамбль) как подсистему внутри текстовой системы, состоящую из элементов, находящихся вне текста. Заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) включает в себя заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурноречевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста.
Б. Я. Мисонжников полагает, что заголовочный комплекс - это предваряющая публикуемый материал конструкция из слов, словосочетаний и предложений, образующаяся из специальных смысловых элементов. Привлечение внимания к материалу обеспечивают смысловые элементы, которые предназначены для обозначения авторской позиции, указания на основное содержание публикации и формирования у читателя определенного настроя на восприятие текста.
На фоне пристального внимания к проблеме заголовочного комплекса, как со стороны теории – лингвистов, так и со стороны практики – журналистов, остается ряд вопросов, по которым до настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению.
Еще в 1931 году С. Кржижановский отметил, что «заглавие, поскольку оно в отрыве от единого книжного тела и поскольку оно … облегает текст и смысл, вправе выдавать себя за главное книги … книга и есть – развернутое до конца заглавие, заглавие же – стянутая до объема двух-трех слов книга».
Речь идет о двойственной природе заголовочного комплекса: во-первых, это языковая структура, предшествующая тексту, находящаяся вне текста, обладающая определенной самостоятельностью, во-вторых, эти структуры являются полноправными элементами текста, входящими в него и связанными с другими компонентами целостного текста. Эти особенности обусловливают организующий, текстопорождающий, смыслопорождающий характер заголовочных комплексов.
По-прежнему дискуссионным и не до конца исследованным является вопрос о функциях (функциональном назначении) заголовочного комплекса, поскольку, отсутствуют четкие (объективные) критерии выделения соответствующих функций, то есть не исследованными остаются собственно языковые, прежде всего синтаксические средства, реализующие ту или иную функцию. . Также необходимо отметить, что не до конца ясны основания для выделения различными авторами типов заголовочного комплекса, которые часто имеют субъективный характер.
Учитывая текущее состояние научной проблематики в области изучения заголовочного комплекса, а также то, что в традиционной научной парадигме заголовок и заголовочный комплекс изучались в разнообразных аспектах, мы в нашем исследовании остановимся на тех, которые по-нашему мнению наиболее актуальны и представляют для нас научный интерес.
Степень изученности проблемы. Отправной точкой исследований в области языка газеты стали двадцатые годы XX века. Однако только в семидесятые годы XX века лингвисты обратились к проблеме заголовков, как наиболее характерному проявлению газетного языка в целом. Изучение проблемы заглавий в основном было связано с их синтаксическими и стилистическими особенностями. В связи с этим, необходимо назвать имена таких исследователей, как В. Г. Костомаров, Б. И. Фоминых, В. М. Ронгинский, A. C. Попов, С. П. Суворов, В. П. Вомперский, И. П. Лысакова, Э. А. Лазарева.
Проблематика изучения заголовочных комплексов затрагивалась в трудах, посвященных вопросам соотношения словосочетания и предложения. Здесь необходимо отметить работы А. С. Попова, А. И. Домашнева.
Функции заголовка изучались в работах В. Г. Костомарова, Н. П. Пешковой, А. В. Фатиной, М. Ф. Ненашева, А. С. Подчасова, С. И. Костыгиной, Э. А. Лазаревой, Л. А. Маньковой, И. А. Сырова, И. В. Головиной, О. В. Григоренко, Е. Н. Канаевой, Н. В. Гусляковой.
Специфика заголовка рассматривалась с позиции теории текста И. Р. Гальпериным, В. А. Кухаренко, Э. А. Лазаревой.
Особый интерес представляют труды А. С. Алисултанова, Л. Г. Нечаева, Т. А. Чекеневой, М. Шмюккер-Бреллера, В. А. Лукина, в которых заголовок анализировался в соотношении с текстом.
Жанровые особенности публицистического стиля исследовали Г. Я. Солганик, В. Н. Вакуров, H. H. Кохтев.
Вместе с тем монографические работы, посвященные анализу заголовков, немногочисленны и содержат анализ отдельных аспектов заглавия: диссертационные исследования Г. Г. Хазагерова, А. Э. Долгиревой, Т. Н. Ишмекеевой.
Актуальность дальнейшего изучения проблематики заголовочного комплекса обусловлена рядом причин. Здесь необходимо говорить о возрастающей роли газетно-публицистического стиля в современном обществе, и теми радикальными изменениями, которые он претерпел в последние десятилетия, о повышении прагматической значимости заголовка в условиях современной коммуникации, а также недостаточной изученности многих специфических черт данного феномена, в частности, вопроса о взаимодействии различных функций заглавий, о соотношении заголовка и подзаголовка.
Сказанное выше определяет актуальность нашей курсовой работы.
Материалом для нашего исследования послужили заголовочные комплексы из российской периодики, представленной следующими изданиями: городская газета «Вечерний Екатеринбург», региональная газета «Областная газета».
Объектом нашего исследования являются заголовочные комплексы газет Екатеринбурга.
Предметом изучения настоящей курсовой работы являются сравнительные характеристики заголовочных комплексов газет Екатеринбурга.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- выявить и описать стилистические особенности элементов заголовочных комплексов использованных источников;
- выявить и рассмотреть основные функции элементов заголовочных комплексов использованных источников;
- рассмотреть и предпринять попытку составления типологии заголовочные комплексы использованных источников;
- провести сравнение заголовочных комплексов газет Екатеринбурга.
Структура и объем исследования определена целью и задачами курсовой работы, а также внутренней логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем исследования составляет 28 страниц. Библиографический список включает 28 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНЕНИЯ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ 8
1.1. Структура заголовочного комплекса 8
1.2. Типы заголовочных комплексов 10
1.3. Стилистические особенности заголовочных комплексов газет 11
1.4. Функции заголовочных комплексов газет 13
ГЛАВА 2 СРАВНЕНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ ЕКАТЕРИНБУРГА 17
2.1. Анализ заголовочных комплексов газеты «Областная газета» 17
2.2. Анализ заголовочных комплексов газеты «Вечерний Екатеринбург» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ структурных и стилистических особенностей газет Екатеринбурга показал, что чаще всего встречаются четкие многоуровневые заголовочные комплексы, что обусловлено направленностью изданий на аудиторию с «клиповым» мышлением, вычленяющим самую важную информацию из текста.
Заголовочные комплексы газет представлены по-разному – «Вечерний Екатеринбург» представляет весь спектр типов – простой, сложный, составной. «Областная газета» только сложный и составной. Однако структура заголовочного комплекса более полно представлена в «Областной газете». Некоторые составляющие заголовочного комплекса, например лид или название тематической рубрики, могут отсутствовать.
Композиционно обе газеты используют рубрики, вставки, иллюстрации.
Большинство журналистов, желая привлечь максимально внимание читателей к материалу, снова и снова обращаются к неиссякаемому источнику образности речи – метким выражениям и афоризмам в качестве заголовков к своим статьям.
Однако, газеты позиционируя себя как серьезные, солидные издания не радуют исследователя разнообразием стилистических приемов и функций.
Мы не обнаружили интонационно насыщенных предложений с четкой ритмической организацией, единичные случаи использования сниженной лексики, приемов языковой игры, основанные на многозначности слов. Полное отсутствие аллюзий и реминисценций, заимствованных слов. Отметим наличие собственно иностранных слов в заголовочных комплексах вместе с русскими словами.
Язык изданий прост, сложной терминологии из политической, научной сфер, области искусства не встречаются. Все термины, используемые в текстах общеизвестны образованной аудитории. Из жанров наиболее полно представлены интервью, заметка, репортаж.
В качестве материала для нашего исследования, мы намеренно взяли издания близкие по многим параметрам: аудитории, тиражу, периодичности выхода, тематике. В нашу задачу входило сравнить не диаметрально противоположные издания, а близкие по своему духу и направленности. Идентичность подходов к подаче материала, организации архитектоники текстов, композиционному построению публикаций и стилистическому тону, снижает «градус накала», нивелирует индивидуальность изданий. Можно даже говорить о некой блеклости и монотонности, несмотря на обилие новостного материала.
На наш взгляд, исследования подобного плана могут помочь журналистам увидеть пути совершенствования и преображения своего издания. Представляется очевидным необходимость внесения изменений как в стиль и форму подачи материала, так и в структуру заголовочного комплекса газет. Несмотря на это стоит отметить добротность, грамотность, хороший вкус редакций газет и журналистов. Радует отсутствие «желтого налета», пошлости, введения в заблуждение читателей, «газетных уток» и общий позитивный взгляд на события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.
2. Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап. Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.
3. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.
5. Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.
6. Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.
7. Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.
8. Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.
9. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб. пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 96 с.
10. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб. пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.
11. Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.
12. Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.
13. Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.
14. Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.
16. Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британ¬ских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.
17. Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.
18. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
19. Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.
20. Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 82.
21. Фатина, А. В. Функционирование заголовоч¬ных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.
22. Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.
23. Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.
24. Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.
Использованные источники
25. Городская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).
26. Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа : http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/. – Загл. с экрана.
27. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).
28. Сайт региональной газеты «Областная газета» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. - Режим доступа : http://www.oblgazeta.ru
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Внимание советских и российских лингвистов всегда привлекали вопросы, связанные с изучением специфики заголовка (заголовочного комплекса). Проанализировав научный материал по интересующей нас проблематике, мы можем говорить о неиссякаемой увлеченности научного мира, сопряженной с такой текстовой единицей, как заголовок (заголовочный комплекс). Постоянный интерес исследователей к изучению публицистического стиля, в частности газетно-публицистического, частью которого является рассмотрение функционирования, типологизации, назначения заголовочного комплекса, определяется огромной ролью средств массовой информации, которые оказывают большое влияние, на развитие и функционирование языка в современном мире. На правах широко распространенного и наиболее доступного материала для изучения, выделяется категория заголовочных комплексов газет.
Исследователи изучают феномен «заголовочный комплекс» с раз-личных точек зрения, рассматривая заголовочные комплексы, как в рамках частной проблематики, так и включая ее в широкий контекст философии языка.
Так, Э. А. Лазарева определяет «заголовочный комплекс» (заголовочный ансамбль) как подсистему внутри текстовой системы, состоящую из элементов, находящихся вне текста. Заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) включает в себя заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурноречевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста.
Б. Я. Мисонжников полагает, что заголовочный комплекс - это предваряющая публикуемый материал конструкция из слов, словосочетаний и предложений, образующаяся из специальных смысловых элементов. Привлечение внимания к материалу обеспечивают смысловые элементы, которые предназначены для обозначения авторской позиции, указания на основное содержание публикации и формирования у читателя определенного настроя на восприятие текста.
На фоне пристального внимания к проблеме заголовочного комплекса, как со стороны теории – лингвистов, так и со стороны практики – журналистов, остается ряд вопросов, по которым до настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению.
Еще в 1931 году С. Кржижановский отметил, что «заглавие, поскольку оно в отрыве от единого книжного тела и поскольку оно … облегает текст и смысл, вправе выдавать себя за главное книги … книга и есть – развернутое до конца заглавие, заглавие же – стянутая до объема двух-трех слов книга».
Речь идет о двойственной природе заголовочного комплекса: во-первых, это языковая структура, предшествующая тексту, находящаяся вне текста, обладающая определенной самостоятельностью, во-вторых, эти структуры являются полноправными элементами текста, входящими в него и связанными с другими компонентами целостного текста. Эти особенности обусловливают организующий, текстопорождающий, смыслопорождающий характер заголовочных комплексов.
По-прежнему дискуссионным и не до конца исследованным является вопрос о функциях (функциональном назначении) заголовочного комплекса, поскольку, отсутствуют четкие (объективные) критерии выделения соответствующих функций, то есть не исследованными остаются собственно языковые, прежде всего синтаксические средства, реализующие ту или иную функцию. . Также необходимо отметить, что не до конца ясны основания для выделения различными авторами типов заголовочного комплекса, которые часто имеют субъективный характер.
Учитывая текущее состояние научной проблематики в области изучения заголовочного комплекса, а также то, что в традиционной научной парадигме заголовок и заголовочный комплекс изучались в разнообразных аспектах, мы в нашем исследовании остановимся на тех, которые по-нашему мнению наиболее актуальны и представляют для нас научный интерес.
Степень изученности проблемы. Отправной точкой исследований в области языка газеты стали двадцатые годы XX века. Однако только в семидесятые годы XX века лингвисты обратились к проблеме заголовков, как наиболее характерному проявлению газетного языка в целом. Изучение проблемы заглавий в основном было связано с их синтаксическими и стилистическими особенностями. В связи с этим, необходимо назвать имена таких исследователей, как В. Г. Костомаров, Б. И. Фоминых, В. М. Ронгинский, A. C. Попов, С. П. Суворов, В. П. Вомперский, И. П. Лысакова, Э. А. Лазарева.
Проблематика изучения заголовочных комплексов затрагивалась в трудах, посвященных вопросам соотношения словосочетания и предложения. Здесь необходимо отметить работы А. С. Попова, А. И. Домашнева.
Функции заголовка изучались в работах В. Г. Костомарова, Н. П. Пешковой, А. В. Фатиной, М. Ф. Ненашева, А. С. Подчасова, С. И. Костыгиной, Э. А. Лазаревой, Л. А. Маньковой, И. А. Сырова, И. В. Головиной, О. В. Григоренко, Е. Н. Канаевой, Н. В. Гусляковой.
Специфика заголовка рассматривалась с позиции теории текста И. Р. Гальпериным, В. А. Кухаренко, Э. А. Лазаревой.
Особый интерес представляют труды А. С. Алисултанова, Л. Г. Нечаева, Т. А. Чекеневой, М. Шмюккер-Бреллера, В. А. Лукина, в которых заголовок анализировался в соотношении с текстом.
Жанровые особенности публицистического стиля исследовали Г. Я. Солганик, В. Н. Вакуров, H. H. Кохтев.
Вместе с тем монографические работы, посвященные анализу заголовков, немногочисленны и содержат анализ отдельных аспектов заглавия: диссертационные исследования Г. Г. Хазагерова, А. Э. Долгиревой, Т. Н. Ишмекеевой.
Актуальность дальнейшего изучения проблематики заголовочного комплекса обусловлена рядом причин. Здесь необходимо говорить о возрастающей роли газетно-публицистического стиля в современном обществе, и теми радикальными изменениями, которые он претерпел в последние десятилетия, о повышении прагматической значимости заголовка в условиях современной коммуникации, а также недостаточной изученности многих специфических черт данного феномена, в частности, вопроса о взаимодействии различных функций заглавий, о соотношении заголовка и подзаголовка.
Сказанное выше определяет актуальность нашей курсовой работы.
Материалом для нашего исследования послужили заголовочные комплексы из российской периодики, представленной следующими изданиями: городская газета «Вечерний Екатеринбург», региональная газета «Областная газета».
Объектом нашего исследования являются заголовочные комплексы газет Екатеринбурга.
Предметом изучения настоящей курсовой работы являются сравнительные характеристики заголовочных комплексов газет Екатеринбурга.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- выявить и описать стилистические особенности элементов заголовочных комплексов использованных источников;
- выявить и рассмотреть основные функции элементов заголовочных комплексов использованных источников;
- рассмотреть и предпринять попытку составления типологии заголовочные комплексы использованных источников;
- провести сравнение заголовочных комплексов газет Екатеринбурга.
Структура и объем исследования определена целью и задачами курсовой работы, а также внутренней логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем исследования составляет 28 страниц. Библиографический список включает 28 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНЕНИЯ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ 8
1.1. Структура заголовочного комплекса 8
1.2. Типы заголовочных комплексов 10
1.3. Стилистические особенности заголовочных комплексов газет 11
1.4. Функции заголовочных комплексов газет 13
ГЛАВА 2 СРАВНЕНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ ЕКАТЕРИНБУРГА 17
2.1. Анализ заголовочных комплексов газеты «Областная газета» 17
2.2. Анализ заголовочных комплексов газеты «Вечерний Екатеринбург» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ структурных и стилистических особенностей газет Екатеринбурга показал, что чаще всего встречаются четкие многоуровневые заголовочные комплексы, что обусловлено направленностью изданий на аудиторию с «клиповым» мышлением, вычленяющим самую важную информацию из текста.
Заголовочные комплексы газет представлены по-разному – «Вечерний Екатеринбург» представляет весь спектр типов – простой, сложный, составной. «Областная газета» только сложный и составной. Однако структура заголовочного комплекса более полно представлена в «Областной газете». Некоторые составляющие заголовочного комплекса, например лид или название тематической рубрики, могут отсутствовать.
Композиционно обе газеты используют рубрики, вставки, иллюстрации.
Большинство журналистов, желая привлечь максимально внимание читателей к материалу, снова и снова обращаются к неиссякаемому источнику образности речи – метким выражениям и афоризмам в качестве заголовков к своим статьям.
Однако, газеты позиционируя себя как серьезные, солидные издания не радуют исследователя разнообразием стилистических приемов и функций.
Мы не обнаружили интонационно насыщенных предложений с четкой ритмической организацией, единичные случаи использования сниженной лексики, приемов языковой игры, основанные на многозначности слов. Полное отсутствие аллюзий и реминисценций, заимствованных слов. Отметим наличие собственно иностранных слов в заголовочных комплексах вместе с русскими словами.
Язык изданий прост, сложной терминологии из политической, научной сфер, области искусства не встречаются. Все термины, используемые в текстах общеизвестны образованной аудитории. Из жанров наиболее полно представлены интервью, заметка, репортаж.
В качестве материала для нашего исследования, мы намеренно взяли издания близкие по многим параметрам: аудитории, тиражу, периодичности выхода, тематике. В нашу задачу входило сравнить не диаметрально противоположные издания, а близкие по своему духу и направленности. Идентичность подходов к подаче материала, организации архитектоники текстов, композиционному построению публикаций и стилистическому тону, снижает «градус накала», нивелирует индивидуальность изданий. Можно даже говорить о некой блеклости и монотонности, несмотря на обилие новостного материала.
На наш взгляд, исследования подобного плана могут помочь журналистам увидеть пути совершенствования и преображения своего издания. Представляется очевидным необходимость внесения изменений как в стиль и форму подачи материала, так и в структуру заголовочного комплекса газет. Несмотря на это стоит отметить добротность, грамотность, хороший вкус редакций газет и журналистов. Радует отсутствие «желтого налета», пошлости, введения в заблуждение читателей, «газетных уток» и общий позитивный взгляд на события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.
2. Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап. Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.
3. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.
5. Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.
6. Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.
7. Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.
8. Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.
9. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб. пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 96 с.
10. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб. пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.
11. Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.
12. Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.
13. Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.
14. Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.
16. Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британ¬ских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.
17. Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.
18. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
19. Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.
20. Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 82.
21. Фатина, А. В. Функционирование заголовоч¬ных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.
22. Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.
23. Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.
24. Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.
Использованные источники
25. Городская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).
26. Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа : http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/. – Загл. с экрана.
27. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).
28. Сайт региональной газеты «Областная газета» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. - Режим доступа : http://www.oblgazeta.ru
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую