Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Всю красоту окружающего нас мира мы воспринимаем с помощью цвета. Еще в детстве благодаря цветовым ассоциациям мы запоминаем, что трава – зеленая, снег – белый, а солнце желтое.
В литературе же цвет служит одним из важных средств художественной выразительности. В произведении он является средством выражения настроений и чувств. По мнению М.Б. Храпченко, слово в литературно-художественном произведении не только передает мысль, чувства писателя, не только воплощает образные обобщения, но само становится неотъемлемой частицей созданного писателем художественного мира .
XX век – эпоха, когда разные виды искусства сближались между собой, когда литература стремилась к зрительным образам. С. Есенина очень хорошо прочувствовал эти культурные изменения.
Цель работы – выявить особенности изображения цвета и его специфические функции в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1). Осмыслить теоретические труды по определению цвета (психология, культурология, лингвистика);
2). Выявить в структуре цикла «Персидские мотивы» цвет в разных его формах;
3). Расписать функции цвета в цикле.
Объектом исследования послужил цикл С. Есенина позднего творчества «Персидские мотивы» (1925).
Предмет исследования – эстетика цветописи и их функции в стихотворениях С. Есенина.
Актуальность темы связана с тем, что в современной лингвистике и литературоведении нет работ, рассматривающих эстетику цветописи в цикле «Персидские мотивы» в полной мере. В работе практически впервые предложено полное описание цветовой и световой лексики в позднем цикле Есенина.
Научная новизна – изучение контекста цветоообраза является сравнительно новой и малоизученной областью лингвистических исследований художественного текста.
Методы исследования обусловлены целями и задачами работы. Для решения поставленных задач был применен комплекс методов, включающих наблюдение, описание, обобщение, сопоставление, лингвостилистическое толкование художественного текста, статистический метод. Использование перечисленных методов позволило сделать выводы о роли цветообозначений в авторской картине мира писателя.
Практическая значимость работы. Выводы и наблюдения работы, ее основные положения и конкретный материал анализа цветовых художественных концептов могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка и литературы в школе и вузе.
Содержание и структура работы. Работа состоит введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литература. Во введении выявляется актуальность исследования, определяется его объект и предмет, ставятся цели и задачи, рассматриваются методы исследования, определяется научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава «Теоретические основы изучения цветописи» посвящена общим теоретическим вопросам.
Вторая глава «Символика цветообозначений в цикле С. Есенина "Персидские мотивы"» посвящена изучению цветообозначений в стихотворениях поэта.
В заключении сделаны выводы обобщающего характера об изучении особенностей цветописи в цикле С. Есенина «Персидские мотивы».
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения цветописи 5
1.1. Изученность категории цветописи в искусстве, психологии, филологии 5
1.2. Изученность категории цветописи на материале художественной литературы 10
Глава 2. Символика цветообозначений в цикле С.А. Есенина «Персидские мотивы» 16
2.1. Частотность использования цвета в цикле С.А. Есенина «Персидские мотивы» 16
2.2. Цветовой материал как образный материал 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Курсовая работа посвящена особенностям изображения цвета и выявлению его специфических функций в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы».
В работе решены следующие задачи:
1). Осмыслены теоретические труды по определению цвета (психология, культурология, лингвистика);
2). Выявлен в структуре цикла «Персидские мотивы» цвет в разных его формах;
3). Расписаны функции цвета в цикле.
В работе выявлена частотность употребления цветов, проведен качественный и количественный анализ, выявлены функциональные значения цвета, проанализирована номинативная цветовая картина мира Есенина в контексте природы, цветовой материал проанализирован как образный материал.
Полученные результаты исследования позволяют придти к следующим выводам: наиболее частотны в цикле цвета:
Голубой и синий – 36 %
Золотой и желтый – 32 %
Красный – 23%
Черный – 9%.
Персия в цикле предстает блаженной чужбиной, красивой, экзотической страной, которая постоянно сравнивается с Россией. Восточная страна – сказочная страна, она включает яркое описание цветов, ковров, тканей, чайханов, персидских девушек и т.д.
Положительными коннотациями в цикле обладают голубой, синий (простор, ширь, родина, дорога), золотой, красный цвет (любовь, красота). Желтый цвет в отличие от раннего периода творчества С. Есенина также обладает положительной коннотацией (божественный свет). Негативным является черный цвет, который связан с образом черной чадры – несвободой и зависимостью восточных женщин. Черный цвет чадры противопоставлен яркой красоте восточных женщин, которую они скрывают.
Совсем не используется автором зеленый цвет, коричневый, серый и другие.
Функции цвета: предметно-изобразительная, психологическая, символическая, семантическая.
Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. – Л., 1976. Вып. 2. – С. 13–27.
2. Алимпиева Р.В., Сотниченко Ю.А. Цветообозначения как средство реализации концепта «жизнь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 8.
3. Бабулевич С.Н. Цветообозначения как средство реализации концепта «Родина» в художественной картине мира С.Есенина / С.Н. Бабулевич. Ав-тореф. на соиск. уч. ст. к. ф. н.: 10.02.01. Калининград, 2004. - 24 с.
4. Базима Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков, 2001. – 150 с.
5. Бахилина Н. Б. Румянец. Из истории цветообозначений // Рус. речь. – 1974. – № 6. – С. 83-86.
6. Бекова С.В. Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Прага, 1977.– №64. – С.25-95.
7. Беляева Н. Д. Цвет в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова / Н. Д. Беляева // Рус. речь. – 1983. – № 6. – С. 40-43.
8. Белякова, С.М. Цветовая картина мира И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Темные аллеи») // И.А. Бунин: Диалог с миром. – Воронеж: Полиграф, 1999. – С. 146–151.
9. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1997. – С.73-105.
10. Брагина Н. В. Краски-слова в рассказах Чехова // Рус. речь. – 1984. – № 1. – С. 28-32.
11. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1903.– С. 874.
12. Быков Л.Д. Б. Пастернак. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2016. 220 с.
13. Гете И.В. Учение о цвете. 1810 / И.В. Гете. Теория познания. – М.: Либроком, 2011. – 200 с.
14. Голубева Н.П. Какого цвета лазоревый цветок С.А. Есенина / Н.П. Голубева // Русская речь. 1970. - №5. - С. 105-108.
15. Гумилев Н. Избранное. – М.: Панорама, 1995. 120 с.
16. Гусарова Н.П. Белый цвет в произведениях И.Бунина // Вопросы теории и истории языка. – СПб., 1993. – С. 198-203.
17. Донец Н. А. Элементы цветописи у М. Горького // Вопросы грамматики и стилистики. – Рига: Изд-во Латвийского гос. ун-та, 1967. – С. 57-78.
18. Донецких Л. И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных в трилогии К. Федина: автореф. дисс. . канд. филол. наук / Л. И. Донецких Л., 1966. – 24 с.
19. Есенин С. Стихотворения. М.: ЭСКМО, 2014. – 525 с.
20. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 164 с.
21. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.
22. Кокорина Н.В. Цветообозначения в «Китайской истории» М. Булгакова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Тверь, 1988. – С.85-89.
23. Кочетова И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. № 2. С. 52-56.
24. Лилич Г.А. Развитие обобщенно-символического значения у слов "грязь", "грязный" в произведениях М. Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
25. Лонго А.П. Язык цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русский язык за рубежом. 1992. – № 1.
26. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное): автореферат канд. дисс. – Саратов, 1999. – 20 с.
27. Меньчева С. И. Цветообозначение в произведениях Е. Замятина : семантика, грамматика, функция : автореф. дис. ... канд. фил. наук / С. И. Меньчева. – Тамбов, 2004. – 12 с.
28. Миллер-Будницкая Р. 3. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока // Изв. Крым, пед. ин-та. Симферополь, 1930. – Т. 3. – С. 78-144.
29. Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. – М., 1986. – С. 76.
30. Перелыгин П В Лексика цвета в творчестве С Есенина / П В. Перелыгин // Гуманитарные науки- проблемы и решения Межвузовский сборник науч статей. – СПб Изд-во «Нестор», 2007. – Вып 5. – С 228-233.
31. Перелыгин П В Цветообразы в творчестве С Есенина как один из компонентов, характеризующих языковое сознание поэта / П В Перелыгин // Художественное слово в современном мире. Сборник науч. статей. – Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 2007. Вып 11. – С 100-115.
32. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н. Рубцова: опыт сравнительного анализа. – Тамбов, 2008. – 200 с.
33. Полищук Г.Г. Цветовые прилагательные в рассказах К. Паустовского // Очерки по рус. яз. и стилистике. – Саратов, 1967. – С.46-51.
34. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в Древнем мире. М., 2001.
35. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методические аспекты хроматизма. – СПб, 2001.
36.Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Елец, 2006. – 22 с.
37. Стефанов С.И. Энциклопедия полиграфия от А до Я. М., 2009. 200 с.
38. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Anno Domini", "Подорожник" :Психологический аспект: дис… канд. фил. наук по спец. 10.01.01. / Л.Ф. Соловьева. Ижевск, 1999. 208 с.
39. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. – М.: Наука, 1993. – С. 5-53.
40. Флоренский П.А. Иконостас. // Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С. 309-316.
41. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / Ред. В.Н. Телия; АН СССР. Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1984. – 174 с.
42. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.– С. 50.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Всю красоту окружающего нас мира мы воспринимаем с помощью цвета. Еще в детстве благодаря цветовым ассоциациям мы запоминаем, что трава – зеленая, снег – белый, а солнце желтое.
В литературе же цвет служит одним из важных средств художественной выразительности. В произведении он является средством выражения настроений и чувств. По мнению М.Б. Храпченко, слово в литературно-художественном произведении не только передает мысль, чувства писателя, не только воплощает образные обобщения, но само становится неотъемлемой частицей созданного писателем художественного мира .
XX век – эпоха, когда разные виды искусства сближались между собой, когда литература стремилась к зрительным образам. С. Есенина очень хорошо прочувствовал эти культурные изменения.
Цель работы – выявить особенности изображения цвета и его специфические функции в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1). Осмыслить теоретические труды по определению цвета (психология, культурология, лингвистика);
2). Выявить в структуре цикла «Персидские мотивы» цвет в разных его формах;
3). Расписать функции цвета в цикле.
Объектом исследования послужил цикл С. Есенина позднего творчества «Персидские мотивы» (1925).
Предмет исследования – эстетика цветописи и их функции в стихотворениях С. Есенина.
Актуальность темы связана с тем, что в современной лингвистике и литературоведении нет работ, рассматривающих эстетику цветописи в цикле «Персидские мотивы» в полной мере. В работе практически впервые предложено полное описание цветовой и световой лексики в позднем цикле Есенина.
Научная новизна – изучение контекста цветоообраза является сравнительно новой и малоизученной областью лингвистических исследований художественного текста.
Методы исследования обусловлены целями и задачами работы. Для решения поставленных задач был применен комплекс методов, включающих наблюдение, описание, обобщение, сопоставление, лингвостилистическое толкование художественного текста, статистический метод. Использование перечисленных методов позволило сделать выводы о роли цветообозначений в авторской картине мира писателя.
Практическая значимость работы. Выводы и наблюдения работы, ее основные положения и конкретный материал анализа цветовых художественных концептов могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка и литературы в школе и вузе.
Содержание и структура работы. Работа состоит введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литература. Во введении выявляется актуальность исследования, определяется его объект и предмет, ставятся цели и задачи, рассматриваются методы исследования, определяется научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава «Теоретические основы изучения цветописи» посвящена общим теоретическим вопросам.
Вторая глава «Символика цветообозначений в цикле С. Есенина "Персидские мотивы"» посвящена изучению цветообозначений в стихотворениях поэта.
В заключении сделаны выводы обобщающего характера об изучении особенностей цветописи в цикле С. Есенина «Персидские мотивы».
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения цветописи 5
1.1. Изученность категории цветописи в искусстве, психологии, филологии 5
1.2. Изученность категории цветописи на материале художественной литературы 10
Глава 2. Символика цветообозначений в цикле С.А. Есенина «Персидские мотивы» 16
2.1. Частотность использования цвета в цикле С.А. Есенина «Персидские мотивы» 16
2.2. Цветовой материал как образный материал 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Курсовая работа посвящена особенностям изображения цвета и выявлению его специфических функций в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы».
В работе решены следующие задачи:
1). Осмыслены теоретические труды по определению цвета (психология, культурология, лингвистика);
2). Выявлен в структуре цикла «Персидские мотивы» цвет в разных его формах;
3). Расписаны функции цвета в цикле.
В работе выявлена частотность употребления цветов, проведен качественный и количественный анализ, выявлены функциональные значения цвета, проанализирована номинативная цветовая картина мира Есенина в контексте природы, цветовой материал проанализирован как образный материал.
Полученные результаты исследования позволяют придти к следующим выводам: наиболее частотны в цикле цвета:
Голубой и синий – 36 %
Золотой и желтый – 32 %
Красный – 23%
Черный – 9%.
Персия в цикле предстает блаженной чужбиной, красивой, экзотической страной, которая постоянно сравнивается с Россией. Восточная страна – сказочная страна, она включает яркое описание цветов, ковров, тканей, чайханов, персидских девушек и т.д.
Положительными коннотациями в цикле обладают голубой, синий (простор, ширь, родина, дорога), золотой, красный цвет (любовь, красота). Желтый цвет в отличие от раннего периода творчества С. Есенина также обладает положительной коннотацией (божественный свет). Негативным является черный цвет, который связан с образом черной чадры – несвободой и зависимостью восточных женщин. Черный цвет чадры противопоставлен яркой красоте восточных женщин, которую они скрывают.
Совсем не используется автором зеленый цвет, коричневый, серый и другие.
Функции цвета: предметно-изобразительная, психологическая, символическая, семантическая.
Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. – Л., 1976. Вып. 2. – С. 13–27.
2. Алимпиева Р.В., Сотниченко Ю.А. Цветообозначения как средство реализации концепта «жизнь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 8.
3. Бабулевич С.Н. Цветообозначения как средство реализации концепта «Родина» в художественной картине мира С.Есенина / С.Н. Бабулевич. Ав-тореф. на соиск. уч. ст. к. ф. н.: 10.02.01. Калининград, 2004. - 24 с.
4. Базима Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков, 2001. – 150 с.
5. Бахилина Н. Б. Румянец. Из истории цветообозначений // Рус. речь. – 1974. – № 6. – С. 83-86.
6. Бекова С.В. Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Прага, 1977.– №64. – С.25-95.
7. Беляева Н. Д. Цвет в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова / Н. Д. Беляева // Рус. речь. – 1983. – № 6. – С. 40-43.
8. Белякова, С.М. Цветовая картина мира И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Темные аллеи») // И.А. Бунин: Диалог с миром. – Воронеж: Полиграф, 1999. – С. 146–151.
9. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1997. – С.73-105.
10. Брагина Н. В. Краски-слова в рассказах Чехова // Рус. речь. – 1984. – № 1. – С. 28-32.
11. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1903.– С. 874.
12. Быков Л.Д. Б. Пастернак. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2016. 220 с.
13. Гете И.В. Учение о цвете. 1810 / И.В. Гете. Теория познания. – М.: Либроком, 2011. – 200 с.
14. Голубева Н.П. Какого цвета лазоревый цветок С.А. Есенина / Н.П. Голубева // Русская речь. 1970. - №5. - С. 105-108.
15. Гумилев Н. Избранное. – М.: Панорама, 1995. 120 с.
16. Гусарова Н.П. Белый цвет в произведениях И.Бунина // Вопросы теории и истории языка. – СПб., 1993. – С. 198-203.
17. Донец Н. А. Элементы цветописи у М. Горького // Вопросы грамматики и стилистики. – Рига: Изд-во Латвийского гос. ун-та, 1967. – С. 57-78.
18. Донецких Л. И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных в трилогии К. Федина: автореф. дисс. . канд. филол. наук / Л. И. Донецких Л., 1966. – 24 с.
19. Есенин С. Стихотворения. М.: ЭСКМО, 2014. – 525 с.
20. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 164 с.
21. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.
22. Кокорина Н.В. Цветообозначения в «Китайской истории» М. Булгакова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Тверь, 1988. – С.85-89.
23. Кочетова И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. № 2. С. 52-56.
24. Лилич Г.А. Развитие обобщенно-символического значения у слов "грязь", "грязный" в произведениях М. Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
25. Лонго А.П. Язык цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русский язык за рубежом. 1992. – № 1.
26. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное): автореферат канд. дисс. – Саратов, 1999. – 20 с.
27. Меньчева С. И. Цветообозначение в произведениях Е. Замятина : семантика, грамматика, функция : автореф. дис. ... канд. фил. наук / С. И. Меньчева. – Тамбов, 2004. – 12 с.
28. Миллер-Будницкая Р. 3. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока // Изв. Крым, пед. ин-та. Симферополь, 1930. – Т. 3. – С. 78-144.
29. Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. – М., 1986. – С. 76.
30. Перелыгин П В Лексика цвета в творчестве С Есенина / П В. Перелыгин // Гуманитарные науки- проблемы и решения Межвузовский сборник науч статей. – СПб Изд-во «Нестор», 2007. – Вып 5. – С 228-233.
31. Перелыгин П В Цветообразы в творчестве С Есенина как один из компонентов, характеризующих языковое сознание поэта / П В Перелыгин // Художественное слово в современном мире. Сборник науч. статей. – Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 2007. Вып 11. – С 100-115.
32. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н. Рубцова: опыт сравнительного анализа. – Тамбов, 2008. – 200 с.
33. Полищук Г.Г. Цветовые прилагательные в рассказах К. Паустовского // Очерки по рус. яз. и стилистике. – Саратов, 1967. – С.46-51.
34. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в Древнем мире. М., 2001.
35. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методические аспекты хроматизма. – СПб, 2001.
36.Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Елец, 2006. – 22 с.
37. Стефанов С.И. Энциклопедия полиграфия от А до Я. М., 2009. 200 с.
38. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Anno Domini", "Подорожник" :Психологический аспект: дис… канд. фил. наук по спец. 10.01.01. / Л.Ф. Соловьева. Ижевск, 1999. 208 с.
39. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. – М.: Наука, 1993. – С. 5-53.
40. Флоренский П.А. Иконостас. // Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С. 309-316.
41. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / Ред. В.Н. Телия; АН СССР. Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1984. – 174 с.
42. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.– С. 50.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую