Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность выбранной темы определяется тем, что экфрасис как явление недостаточно изучен в области русской литературы. Литературоведы делают акцент не на самом экфрасис в произведении, а наблюдают за романом, например, через призму экфрасиса. Мало уделяется внимание средствам воплощения экфрасиса. В этом может помочь оптический образ или зрительная лексика. Все эти средства являются ключевым для экфрасиса. Таким образом, научная новизна исследования определяется анализом экфрасиса как способ повествования точки зрения писателя в произведении, а также мы обращаемся к средствам репрезентации произведений искусства в романах Ф.М. Достоевского.
Предметом курсовой работы является экфрасис в произведениях Ф.М. Достоевского.
Объект исследования – такие романы Ф.М. Достоевского, как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и примеры экфрасиса в этих произвдениях.
Мы определили цель нашей работы, как исследование экфрасиса в романах Ф.М. Достоевского. Эта цель определила следующие задачи исследования:
1) определить значение и функции экфрасиса в произведениях Ф.М. Достоевского;
2) выявить специфические черты экфрасиса;
Основными методами курсовой работы являются следующие: теоретически анализ, с помощью которого мы изучили работы литературоведов по такому явлению как экфрасис. Сравнительный метод, который позволил нам провести сопоставительный анализ явления экфрасиса в различных романах. В нашей работе методологической базой послужили исследования Ю. В. Манна, Г. Э. Лессинга, М. Кригера, Н. В. Брагинской, Х. Лунда, Ю. М. Лотмана, посвященные разным аспектам взаимодействия слова и изображения. Их значимость для работы определяется разработкой таких вопросов, как структура античного экфрасиса, сравнительная характеристика языков литературы и изобразительного искусства.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы провели исследование в двух областях: искусстве и литературе. Это позволило расширить сферу применения данных научных знаний в культурологии, искусствоведении и литературоведении.
Практическая значимость исследования позволяет использовать результаты работы для дальнейшего изучения экфрасиса и специальных курсов по истории русской литературы и культуре ХIХ века.
Введение 2
Глава 1. Экфрасис в русской литературе 1820-х – 1920-х. 4
1.1. Экфрасис: актуализация приема и понятия 4
1.2. ЭКФРАСИС В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 8
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Экфрасис в произведениях Ф.М. Достоевского 13
2.1. Экфрасис в романе «Идиот» 13
2.2. Экфрасис в романе «Бесы» 19
2.3. Экфрасис в романе «Братья Карамазовы» 22
Выводы по второй главе 24
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Заключение
Экфрасис привлекает наше внимание к образам искусства и изобразительным средствам.
Важной характеристикой данного явления является его возможность показать себя в виде картины или графики, то есть его визуальная сторона. Экфрасис воспроизводит реальность, но при этом может моделировать ее, создавать альтернативную реальность.
На фоне различных типов текста, содержащих рецепцию художественной деятельности, экфрасис имеет ряд важных преимуществ, предоставляемых его принадлежностью к двум различным областям искусства, а также трансформацией иконического текста в вербальный. Во-первых, это возможность расширения художественного мира произведения и увеличения его культурной плотности за счет вовлечения в круг ассоциаций зрительных впечатлений от реминисценций на произведения мировой живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Кроме того, «перевод» изобразительных принципов в словесную форму позволяет обновить язык литературного текста, обогатить последний за счет метафорического использования терминов и профессионализмов другого искусства. Во-вторых, экфрасис привлекает писателей своей выделенностью в иерархической структуре произведения, связанной с его двойственной природой как особого рода описания и «текста в тексте». В отличие от других видов описания, экфрасис обладает большей степенью условности за счет добавления, как минимум, еще одного уровня на пути от реальности к художественному образу. Способность экфрасиса «концентрировать» идею художественного текста посредством изменения степени условности или метафорического использования языка изобразительного искусства определяет его символическую функцию в произведении.
Стоит также отметить важность экфрасиса в произведениях Ф.М. Достоевского, с помощью которого можно проследить мнение писателя и характеристику персонажей. Зачастую портреты позволяют раскрыть настоящую сущность героя, как например, портрет Настасьи Филипповны в романе «Идиот», который характеризовал ее как добрую, но гордую женщину, которой приходится много страдать. В жизни же Настасья Филипповна не показывала себя с хорошей стороны, а как будто назло вела себя нагло и распущенно. Возможно, она таким образом скрывала свои страдания и душевные муки.
1. Александрова В. А. Литература и жизнь : Очерки советского общественного развития : сб. статей / В. А. Александрова. — Нью-Йорк, 1969.-384 с.
2. Андреев Ю. А. Революция и литература : Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма20.30-е гг.) / Ю. А. Андреев. М. : Худ. лит., 1969. - 445 с.
3. Брагинская Н. В. Генезис «Картин» Фил о страта Старшего / Н. В. Брагинская // Поэтика древнегреческой литературы. М. : Наука, 1981. — с. 224-289
4. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков.- М. : Ладомир, 1995. 366 с
5. Вартанов А. С. О соотношении литературы и изобразительного искусства / А. С. Вартанов // Литература и живопись : сб. статей / Ред. В. Г. Базанов и др. Л. : Наука, 1982.-С. 5-31.
6. Воронский А. К. Искусство видеть мир : Портреты, статьи / А. К. Воронский. — М. : Сов. писатель, 1987. 700 с.
7. Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. М. : Искусство, 1962.-314 с.
8. Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени : Картина и Икона / И. А. Есаулов // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. М. : Издательство «МИК», 2002. — С. 167-179
9. Жолковский А. К. Искусство приспособления // Блуждающие сны идругие работы / А. К. Жолковский. М. : Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1994.-С. 31-54
10. Каминский В. И. Романтическое течение в русской литературе «переходного времени» // Русский романтизм : сб. статей / Гл. ред. К. Н. Григорьян. JI. : Наука. Ленинградское отд., 1978. — С. 207-224.
11. Костров Т. Тип коммуниста в современной художественной литературе // Молодая гвардия. — 1929. № 1. — С. 82-96.
12. Криворучко А. Ю. Экфрасис как модель искусства в произведениях И. А. Бунина, Б. А. Лавренева, В. А. Каверина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. № 33. С. 254-257
13. Лебедев А. Экфрасис как элемент проповеди. На примере проповедей Филарета (Дроздова) / А. Лебедев // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. М. : Изд-во «МИК», 2002. - С. 42-52.
14. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А. Ф. Лосев // Литература и живопись : сб. статей / Ред. В. Г. Базанов и др. Л. : Наука, 1982. - С. 31-65.
15. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья : Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003.-271 с.
16. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма / 3. Г. Минц. СПб. : Искусство-СПб., 2004.-480 с.
17. Павловский А. И. О «романтическом изводе реализма» (К спорам о романтизме в советской литературе) / А. И. Павловский // Русский романтизм : сб. статей. / Гл. ред. К. Н. Григорьян. JI. : Наука. Ленинградское отделение, 1978. — С. 262-276.
18. Тамарченко Н.Д. Теория художественного дискурса, том 1, 2004. – 512 с.
19. Достоевский Ф.М. Бесы [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0080.shtml
20. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml
21. Достоевский Ф.М. Идиот [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0070.shtml
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность выбранной темы определяется тем, что экфрасис как явление недостаточно изучен в области русской литературы. Литературоведы делают акцент не на самом экфрасис в произведении, а наблюдают за романом, например, через призму экфрасиса. Мало уделяется внимание средствам воплощения экфрасиса. В этом может помочь оптический образ или зрительная лексика. Все эти средства являются ключевым для экфрасиса. Таким образом, научная новизна исследования определяется анализом экфрасиса как способ повествования точки зрения писателя в произведении, а также мы обращаемся к средствам репрезентации произведений искусства в романах Ф.М. Достоевского.
Предметом курсовой работы является экфрасис в произведениях Ф.М. Достоевского.
Объект исследования – такие романы Ф.М. Достоевского, как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и примеры экфрасиса в этих произвдениях.
Мы определили цель нашей работы, как исследование экфрасиса в романах Ф.М. Достоевского. Эта цель определила следующие задачи исследования:
1) определить значение и функции экфрасиса в произведениях Ф.М. Достоевского;
2) выявить специфические черты экфрасиса;
Основными методами курсовой работы являются следующие: теоретически анализ, с помощью которого мы изучили работы литературоведов по такому явлению как экфрасис. Сравнительный метод, который позволил нам провести сопоставительный анализ явления экфрасиса в различных романах. В нашей работе методологической базой послужили исследования Ю. В. Манна, Г. Э. Лессинга, М. Кригера, Н. В. Брагинской, Х. Лунда, Ю. М. Лотмана, посвященные разным аспектам взаимодействия слова и изображения. Их значимость для работы определяется разработкой таких вопросов, как структура античного экфрасиса, сравнительная характеристика языков литературы и изобразительного искусства.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы провели исследование в двух областях: искусстве и литературе. Это позволило расширить сферу применения данных научных знаний в культурологии, искусствоведении и литературоведении.
Практическая значимость исследования позволяет использовать результаты работы для дальнейшего изучения экфрасиса и специальных курсов по истории русской литературы и культуре ХIХ века.
Введение 2
Глава 1. Экфрасис в русской литературе 1820-х – 1920-х. 4
1.1. Экфрасис: актуализация приема и понятия 4
1.2. ЭКФРАСИС В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 8
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Экфрасис в произведениях Ф.М. Достоевского 13
2.1. Экфрасис в романе «Идиот» 13
2.2. Экфрасис в романе «Бесы» 19
2.3. Экфрасис в романе «Братья Карамазовы» 22
Выводы по второй главе 24
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Заключение
Экфрасис привлекает наше внимание к образам искусства и изобразительным средствам.
Важной характеристикой данного явления является его возможность показать себя в виде картины или графики, то есть его визуальная сторона. Экфрасис воспроизводит реальность, но при этом может моделировать ее, создавать альтернативную реальность.
На фоне различных типов текста, содержащих рецепцию художественной деятельности, экфрасис имеет ряд важных преимуществ, предоставляемых его принадлежностью к двум различным областям искусства, а также трансформацией иконического текста в вербальный. Во-первых, это возможность расширения художественного мира произведения и увеличения его культурной плотности за счет вовлечения в круг ассоциаций зрительных впечатлений от реминисценций на произведения мировой живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Кроме того, «перевод» изобразительных принципов в словесную форму позволяет обновить язык литературного текста, обогатить последний за счет метафорического использования терминов и профессионализмов другого искусства. Во-вторых, экфрасис привлекает писателей своей выделенностью в иерархической структуре произведения, связанной с его двойственной природой как особого рода описания и «текста в тексте». В отличие от других видов описания, экфрасис обладает большей степенью условности за счет добавления, как минимум, еще одного уровня на пути от реальности к художественному образу. Способность экфрасиса «концентрировать» идею художественного текста посредством изменения степени условности или метафорического использования языка изобразительного искусства определяет его символическую функцию в произведении.
Стоит также отметить важность экфрасиса в произведениях Ф.М. Достоевского, с помощью которого можно проследить мнение писателя и характеристику персонажей. Зачастую портреты позволяют раскрыть настоящую сущность героя, как например, портрет Настасьи Филипповны в романе «Идиот», который характеризовал ее как добрую, но гордую женщину, которой приходится много страдать. В жизни же Настасья Филипповна не показывала себя с хорошей стороны, а как будто назло вела себя нагло и распущенно. Возможно, она таким образом скрывала свои страдания и душевные муки.
1. Александрова В. А. Литература и жизнь : Очерки советского общественного развития : сб. статей / В. А. Александрова. — Нью-Йорк, 1969.-384 с.
2. Андреев Ю. А. Революция и литература : Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма20.30-е гг.) / Ю. А. Андреев. М. : Худ. лит., 1969. - 445 с.
3. Брагинская Н. В. Генезис «Картин» Фил о страта Старшего / Н. В. Брагинская // Поэтика древнегреческой литературы. М. : Наука, 1981. — с. 224-289
4. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков.- М. : Ладомир, 1995. 366 с
5. Вартанов А. С. О соотношении литературы и изобразительного искусства / А. С. Вартанов // Литература и живопись : сб. статей / Ред. В. Г. Базанов и др. Л. : Наука, 1982.-С. 5-31.
6. Воронский А. К. Искусство видеть мир : Портреты, статьи / А. К. Воронский. — М. : Сов. писатель, 1987. 700 с.
7. Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. М. : Искусство, 1962.-314 с.
8. Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени : Картина и Икона / И. А. Есаулов // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. М. : Издательство «МИК», 2002. — С. 167-179
9. Жолковский А. К. Искусство приспособления // Блуждающие сны идругие работы / А. К. Жолковский. М. : Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1994.-С. 31-54
10. Каминский В. И. Романтическое течение в русской литературе «переходного времени» // Русский романтизм : сб. статей / Гл. ред. К. Н. Григорьян. JI. : Наука. Ленинградское отд., 1978. — С. 207-224.
11. Костров Т. Тип коммуниста в современной художественной литературе // Молодая гвардия. — 1929. № 1. — С. 82-96.
12. Криворучко А. Ю. Экфрасис как модель искусства в произведениях И. А. Бунина, Б. А. Лавренева, В. А. Каверина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. № 33. С. 254-257
13. Лебедев А. Экфрасис как элемент проповеди. На примере проповедей Филарета (Дроздова) / А. Лебедев // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. М. : Изд-во «МИК», 2002. - С. 42-52.
14. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А. Ф. Лосев // Литература и живопись : сб. статей / Ред. В. Г. Базанов и др. Л. : Наука, 1982. - С. 31-65.
15. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья : Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003.-271 с.
16. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма / 3. Г. Минц. СПб. : Искусство-СПб., 2004.-480 с.
17. Павловский А. И. О «романтическом изводе реализма» (К спорам о романтизме в советской литературе) / А. И. Павловский // Русский романтизм : сб. статей. / Гл. ред. К. Н. Григорьян. JI. : Наука. Ленинградское отделение, 1978. — С. 262-276.
18. Тамарченко Н.Д. Теория художественного дискурса, том 1, 2004. – 512 с.
19. Достоевский Ф.М. Бесы [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0080.shtml
20. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml
21. Достоевский Ф.М. Идиот [Электронный ресурс ] – [Режим доступа]: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0070.shtml
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую