Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературы, давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов. Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. В изложении биографий и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Такой подход к изучению писательских биографий разрабатывали и претворяли в жизнь методисты 60-80-х годов XIX века В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин.
Помимо своей дидактической направленности, биография служит своеобразным ключом к творчеству писателя, с ее помощью можно провести более полный разбор изучаемого произведения. Поэтому еще одна из целей изучения писательских биографий - установление взаимосвязи между жизнью писателя и его произведениями. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста анализируемого произведения и является важнейшим элементом постижения его сути, что доказали труды ученых-методистов Г.И. Беленького, Г.К. Бочарова, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского.
Принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время. Идея о том, что при изучении писательских биографий решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач, разрабатывается и претворяется в жизнь методистами В.Н. Дроботом, Л.А. Шейманом, Н.В. Тимерманис, В.Г. Маранцманом, Т.В. Чирковской и др.
Возросший в условиях модернизации российского образования интерес к личности писателя ставит перед современными методистами ряд проблем. Основываясь на положениях отечественных методистов, считающих целью литературного образования приобщение учащихся к богатствам мировой классики и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, при изучении писательских биографий мы полагаем целесообразным перенести акцент на личность авторов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности ученика, его интеллектуальному, эмоциональному и нравственному обогащению.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повысить эффективность литературного образования путем разработки новых подходов к изучению писательских биографий в школе. Анализ вариативных программ, учебников и учебных пособий показал, что в современной методике нет сложившейся типологии подачи писательских биографий, не проведены четкие границы между биографическими жанрами, нет общепринятой классификации жанров, не сложились единые критерии их дифференциации. Рассмотрение этих вопросов и определило направление данного исследования.
Объектом исследования является процесс поэтапного изучения биографических сведений о писателях, включенных в программу по литературе старших классов школы.
Предмет исследования - новые подходы к изучению писательских биографий в 5 классе.
Цель работы: изучить методику рассказа о жизни писателя на уроках литературы. Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности рассказа о биографии писателя на уроке литературы;
2) разработать методически взаимосвязанное изучение биографических сведений о писателях с конкретными художественными произведениями;
3) опираясь на достижения отечественной методики, возрастные особенности и интересы учащихся, создать классификацию жанров писательских биографий в основной школе;
4) разработать фрагмент конспекта урока.
Методологической основой работы послужили исследования философов и литературоведов С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Г.О. Винокура, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана по проблемам изучения литературных биографий и биографических жанров, работы психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и методистов Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, М.Г. Качурина, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, М.В. Черкезовой, посвященные различным аспектам изучения жизни и творчества писателей, практике их школьного изучения.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ литературоведческих, психолого-педагогических, педагогических источников; сравнительный и проблемный анализ методических источников и концепций.
Структура определяется целью и задачами данного исследования. Она состоит из введения, трех глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Биография писателя: теория жанра …………………………………..6
1.1 Разновидности жанра биографии ……………………………………6
1.2 Типологические признаки писательской биографии ……………….8
2. Урок литературы в современной школе ……………………………..13
2.1 Методика изучения систематического курса литературы ……….13
2.2 Монографическая тема ………………………………………………15
3. Фрагменты уроков-биографий на примере творчества В.М. Гаршина и А.И. Куприна …………………………………………………………………17
3.1 Гаршин В.М. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В.П., однополчанина Гаршина В.М. "Сигнал" …………18
3.2 Куприн А.И. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери Куприна А.И. Ксении. "Белый пудель" ………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………..25
Введение ……………………………………………………………………3
1. Биография писателя: теория жанра …………………………………..6
1.1 Разновидности жанра биографии ……………………………………6
1.2 Типологические признаки писательской биографии ……………….8
2. Урок литературы в современной школе ……………………………..13
2.1 Методика изучения систематического курса литературы ……….13
2.2 Монографическая тема ………………………………………………15
3. Фрагменты уроков-биографий на примере творчества В.М. Гаршина и А.И. Куприна …………………………………………………………………17
3.1 Гаршин В.М. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В.П., однополчанина Гаршина В.М. "Сигнал" …………18
3.2 Куприн А.И. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери Куприна А.И. Ксении. "Белый пудель" ………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………..25
1. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академ А, 1999.
2. Винокур Г.О. Ранние биографии Пушкина // Статьи о Пушкине. - М: Лабиринт, 1999.
3. Володина Н.В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно-критической статьи // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовских сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984.
4. Воробьев П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя // Преподавание литературы в 8 классе / Под ред. В.В. Голубкова. - М., 1958.
5. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам / Отв. ред. Н.А. Бодрова. – Самара, 1994.
6. Гришакова Э. Изучение творческого пути писателя// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
7. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. - М., 1964.
8. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия: В. 9 т. - М, 1962-1978. - Т. 2.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
10. Крайванова А.Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе.- Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984.
11. Манн Ю. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы. - М., 1959. - № 9. - С. 58.
12. Медведев П.Н. (Бахтин М.М). Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928. - С. 175.
13. Панин С.В. Жанр биографии в русской литературе XVIII - первой трети XIX века: Система. Эволюция. - М: Спутник, 2000.
14. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.Румянцева Н. Биография писателя в школе// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
15. Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
16. Стрельцова Л.С. К вопросу об изучении творчества писателя в старших классах средней школы // Новые исследования в педагогических науках. — М., 1982. — № 1(39).
17. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов // Авт,-сост. Н.Д. Тамарченко. - М; РГГУ, 2001.
18. Францман Е. Изучение жизни и творчества писателя// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
19. Хализев В.Е. Род литературный // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - М, 1962-1978.-Т. 5.-Стлб. 320-322.
20. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М., 1978.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературы, давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов. Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. В изложении биографий и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Такой подход к изучению писательских биографий разрабатывали и претворяли в жизнь методисты 60-80-х годов XIX века В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин.
Помимо своей дидактической направленности, биография служит своеобразным ключом к творчеству писателя, с ее помощью можно провести более полный разбор изучаемого произведения. Поэтому еще одна из целей изучения писательских биографий - установление взаимосвязи между жизнью писателя и его произведениями. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста анализируемого произведения и является важнейшим элементом постижения его сути, что доказали труды ученых-методистов Г.И. Беленького, Г.К. Бочарова, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского.
Принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время. Идея о том, что при изучении писательских биографий решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач, разрабатывается и претворяется в жизнь методистами В.Н. Дроботом, Л.А. Шейманом, Н.В. Тимерманис, В.Г. Маранцманом, Т.В. Чирковской и др.
Возросший в условиях модернизации российского образования интерес к личности писателя ставит перед современными методистами ряд проблем. Основываясь на положениях отечественных методистов, считающих целью литературного образования приобщение учащихся к богатствам мировой классики и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, при изучении писательских биографий мы полагаем целесообразным перенести акцент на личность авторов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности ученика, его интеллектуальному, эмоциональному и нравственному обогащению.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повысить эффективность литературного образования путем разработки новых подходов к изучению писательских биографий в школе. Анализ вариативных программ, учебников и учебных пособий показал, что в современной методике нет сложившейся типологии подачи писательских биографий, не проведены четкие границы между биографическими жанрами, нет общепринятой классификации жанров, не сложились единые критерии их дифференциации. Рассмотрение этих вопросов и определило направление данного исследования.
Объектом исследования является процесс поэтапного изучения биографических сведений о писателях, включенных в программу по литературе старших классов школы.
Предмет исследования - новые подходы к изучению писательских биографий в 5 классе.
Цель работы: изучить методику рассказа о жизни писателя на уроках литературы. Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности рассказа о биографии писателя на уроке литературы;
2) разработать методически взаимосвязанное изучение биографических сведений о писателях с конкретными художественными произведениями;
3) опираясь на достижения отечественной методики, возрастные особенности и интересы учащихся, создать классификацию жанров писательских биографий в основной школе;
4) разработать фрагмент конспекта урока.
Методологической основой работы послужили исследования философов и литературоведов С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Г.О. Винокура, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана по проблемам изучения литературных биографий и биографических жанров, работы психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и методистов Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, М.Г. Качурина, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, М.В. Черкезовой, посвященные различным аспектам изучения жизни и творчества писателей, практике их школьного изучения.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ литературоведческих, психолого-педагогических, педагогических источников; сравнительный и проблемный анализ методических источников и концепций.
Структура определяется целью и задачами данного исследования. Она состоит из введения, трех глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Биография писателя: теория жанра …………………………………..6
1.1 Разновидности жанра биографии ……………………………………6
1.2 Типологические признаки писательской биографии ……………….8
2. Урок литературы в современной школе ……………………………..13
2.1 Методика изучения систематического курса литературы ……….13
2.2 Монографическая тема ………………………………………………15
3. Фрагменты уроков-биографий на примере творчества В.М. Гаршина и А.И. Куприна …………………………………………………………………17
3.1 Гаршин В.М. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В.П., однополчанина Гаршина В.М. "Сигнал" …………18
3.2 Куприн А.И. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери Куприна А.И. Ксении. "Белый пудель" ………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………..25
Введение ……………………………………………………………………3
1. Биография писателя: теория жанра …………………………………..6
1.1 Разновидности жанра биографии ……………………………………6
1.2 Типологические признаки писательской биографии ……………….8
2. Урок литературы в современной школе ……………………………..13
2.1 Методика изучения систематического курса литературы ……….13
2.2 Монографическая тема ………………………………………………15
3. Фрагменты уроков-биографий на примере творчества В.М. Гаршина и А.И. Куприна …………………………………………………………………17
3.1 Гаршин В.М. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В.П., однополчанина Гаршина В.М. "Сигнал" …………18
3.2 Куприн А.И. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери Куприна А.И. Ксении. "Белый пудель" ………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………..25
1. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академ А, 1999.
2. Винокур Г.О. Ранние биографии Пушкина // Статьи о Пушкине. - М: Лабиринт, 1999.
3. Володина Н.В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно-критической статьи // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовских сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984.
4. Воробьев П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя // Преподавание литературы в 8 классе / Под ред. В.В. Голубкова. - М., 1958.
5. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам / Отв. ред. Н.А. Бодрова. – Самара, 1994.
6. Гришакова Э. Изучение творческого пути писателя// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
7. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. - М., 1964.
8. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия: В. 9 т. - М, 1962-1978. - Т. 2.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
10. Крайванова А.Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе.- Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. И.В. Володиной. - Вологда, 1984.
11. Манн Ю. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы. - М., 1959. - № 9. - С. 58.
12. Медведев П.Н. (Бахтин М.М). Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928. - С. 175.
13. Панин С.В. Жанр биографии в русской литературе XVIII - первой трети XIX века: Система. Эволюция. - М: Спутник, 2000.
14. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.Румянцева Н. Биография писателя в школе// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
15. Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
16. Стрельцова Л.С. К вопросу об изучении творчества писателя в старших классах средней школы // Новые исследования в педагогических науках. — М., 1982. — № 1(39).
17. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов // Авт,-сост. Н.Д. Тамарченко. - М; РГГУ, 2001.
18. Францман Е. Изучение жизни и творчества писателя// Литературоведение и школа: Материалы метод. конф. / Отв. ред. Т.Е. Сарв. - Тарту, 1969. - 182 с.
19. Хализев В.Е. Род литературный // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - М, 1962-1978.-Т. 5.-Стлб. 320-322.
20. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М., 1978.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую