Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества практически каждого русского писателя и драматурга. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, A. M. Горький, М. А. Шолохов и другие рассматривали в своих произведениях проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, семейных взаимоотношений. В представлении многих авторов семья – это изначально (эмпирически) понятный микромир, который отражает макромир. Особую лепту в развитие этой темы внес А. С. Пушкин, который, по справедливой оценке многих критиков и художников, отразил не только все стороны «национальной жизни», но и духовный опыт человечества.
Образы семьи и дома привлекали писателей на протяжении всех времен. В сложные для страны периоды (революция, война, экономические и политические катаклизмы) литераторы чаще, чем обычно, обращаются к этим художественным категориям, поскольку семья является незыблемым понятием в системе ценностей российского общества.
В русской прозе XIX века жанр семейного романа представлен уже с 30-х годов романами Д.Н. Бегичева («Семейство Холмских», 1832), СТ. Аксакова («Семейная хроника», 1856), потом — Л.Н. Толстого («Семейное счастье», 1859), Н. С. Лескова («Захудалый род»,1874), М.Е. Салтыкова-Щедрина» («Господа Головлёвы», 1880). Важное место тема счастливой семьи занимает в «Кто виноват?» А.И. Герцена, «Обыкновенной истории» (1847), «Обломове» (1859), «Обрыве» (1869) И.А. Гончарова, «Дворянском гнезде» (1859) и «Нови» (1876) И.С. Тургенева, «Некуда» (1864) Н.Лескова, «Взбаламученном море» (1863) А.Ф. Писемского. Ее чаемую норму многие из романистов искали в пределах того «исторически сложившегося русского семейства» (Ф. Достоевский), к которому относились традиционные в России семьи дворянские, купеческие, разночинские, крестьянские и семьи священников, отличавшиеся социальным и нравственным одно- родством и обоих супругов и их детей.
«Мысль семейная» в творчестве Л. Н. Толстого – тема традиционная. Ещё в прошлом веке к ней обращались Б. М. Эйхенбаум1, В. Б. Шклов- ский2 и др. И по сей день данная тема находится в сфере исследовательских интересов. Однако в таком сопряжении, как «образ дома» и «мысль семейная», поэтика Толстого не изучалась. На наш взгляд, связь этих категорий очевидна, что отчётливо проявляется в «Войне и мире», «Анне Карениной» и «Воскресении». Сложная структура романов Толстого передается разнообразным и одновременным употреблением изобразительно-выразительных средств. Писатель нередко прибегает к сосредоточению в одном месте произведения стилистических приемов, находящихся в сложном взаимодействии.
1. Исторический аспект семейной мысли через произведения писателей 1-ой трети XIX века
«Мысль семейная» всегда имела особое значение для отечественных писателей-реалистов. В книге «О мировом значении русской литературы» Н.Я. Берковский писал, что в младших, простейших формах единения людей семье и общине наши художники черпали понимание закономерностей коллективной жизни: «отношение к “ближайшему“ по семье и роду подготовляет отношение к “ближнему“ по большому миру нации» . Тема рода и семьи была завещана русским писателям Пушкиным, который обращался к ней в произведениях разных жанров
В творчестве Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина, других авторов ярко отразилась историческая, культурная, этическая важность семейно-родовой проблематики. В 1870-е-1880-е гг. вопрос о семье, исполненный глубочайшего драматизма, все более выдвигается вперед в их произведениях. Художники мучительно искали ответа на вопросы, как будет преодолен кризис семьи, насколько возможно серьезное обновление этого института, от которого во многом зависит будущее страны и общества.
В самом зрелом сочинении А. С. Пушкина – романе «Капитанская дочка» – в полной мере воплотилась авторская концепция идеальных семейных отношений. Взаимоотношения в семье капитана Миронова, семейный уклад и забота родителей о сыне в семействе Гриневых, взаимоотношения Петруши Гринева и Маши Мироновой понимаются как истинные в сопоставлении с безродной и бесславной жизнью одиночки Швабрина, разбойничьей судьбой Емельяна Пугачева и его окружения.
Изобразив разные характеры и разные жизненные пути, автор раскрыл перед читателями мысль о том, что семья – это воплощенная гармония, то есть основа мира. Миротворение в христианской символике воспринимается как домостроительство, творение и устроение дела спасения. Пребывание вне дома равнозначно пребыванию вне бога, вне спасения
Одна из ведущих тем повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
Обстоятельства жизни Гринева в Белогорской крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив.
В работе рассматривается проблема семейный отношений в русской литературе через призму творчества Л.Н. Толстого. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Версаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 2010
2. Виноградов В. О языке Толстого: (50-60-е годы) // Лит. наследство. М., 213.-Т.35-36. С.117-220.
3. Галагон Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
4. Гинзбург диноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 2012
5. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974.
6. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
8. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н, Толстого. Новосибирск, 2011
9. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 2013
10. Татьянина А.Г. Проза молодого Толстого и проблема семейного романа: Дис. канд. филол. наук. М., 2012 Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 2013
11. Бахтин,М М. Автор и герой в эстетической деятельности, [в]: М.М. Бахтин, Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук, Санкт-Петербург 2000.- с. 9.
12. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1967
13. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.
14. Журов, П. А "Л. Н. Толстой и В. В. Арсеньева" (Автобиографические отражения в повести "Семейное счастье"), Яснополянский сборник, Тула, 1976
15. . Денисова, Е.И. "Образы "света" и "тьмы" в романе "Анна Каренина", Яснополянский сборник, Тула, 1981
16. Линков, В. Я. "Война и мир" Л. Толстого", М., 199858 ), "Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина", М.,198959 )и А А. Саакянц, "Лев Толстой. Жизнь и творчество", М.,1979
17. . Лозовская, Е. Л "Проблема семьи в романах Л. Н. Толстого "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", Ученые Записки, выпуск 4, Магнитогорск, 1957
18. .. Ломунов, К. Н "Лев Толстой: очерк жизни и творчества", М., 1984
19. . Маймин, Е. А. Лев Толстой. Путь писателя", М., 1978
20. Маковицкий, Д. П. "Яснополянские записки", Литературное наследство, М., 1979
21. Бычков, "Л. Н. Толстой Очерк творчества", М., 1954
22. Ковалев, "Творческий путь Л. Н. Толстого, 1828-1910", М., 1988
23. Краснощекова, Е. "Семейное счастье" в контексте русского "романа воспитания" (И. А. Гончаров и // Русская литература- выпуск 2 ю-1996
24. Гродецкая, А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» [Текст] / А. Г. Гродецкая // Мир филологии. – М., 2000..
25. Евдокимова, Е. А. «Мысль семейная» и мысль о любви Л. Н.Толстого [Текст] / Е. А. Евдокимова // Начало. – 1999. – № 7.
26. Любимова, А. Чехов и Толстой. К вопросу о жанре семейного романа [Текст] / А. Любимова // Молодые исследователи Чехова. – М., 1998.– С. 204-207.
27. Павлова, И. Б. Тема рода и семьи у Пушкина и ее развитие Салтыковым-Щедриным [Текст] / И. Б. Павлова // Филол. науки. – 1998. – № 5/6. – С. 21-29.
28. Писатель и семья [Текст] // Лит. учеба. – 1986. – № 5. – С. 56-76.
29. Попова, Т. М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя [Текст] / Т. М. Попова // Лит. в шк. – 1998. – № 1. – С. 22-27.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества практически каждого русского писателя и драматурга. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, A. M. Горький, М. А. Шолохов и другие рассматривали в своих произведениях проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, семейных взаимоотношений. В представлении многих авторов семья – это изначально (эмпирически) понятный микромир, который отражает макромир. Особую лепту в развитие этой темы внес А. С. Пушкин, который, по справедливой оценке многих критиков и художников, отразил не только все стороны «национальной жизни», но и духовный опыт человечества.
Образы семьи и дома привлекали писателей на протяжении всех времен. В сложные для страны периоды (революция, война, экономические и политические катаклизмы) литераторы чаще, чем обычно, обращаются к этим художественным категориям, поскольку семья является незыблемым понятием в системе ценностей российского общества.
В русской прозе XIX века жанр семейного романа представлен уже с 30-х годов романами Д.Н. Бегичева («Семейство Холмских», 1832), СТ. Аксакова («Семейная хроника», 1856), потом — Л.Н. Толстого («Семейное счастье», 1859), Н. С. Лескова («Захудалый род»,1874), М.Е. Салтыкова-Щедрина» («Господа Головлёвы», 1880). Важное место тема счастливой семьи занимает в «Кто виноват?» А.И. Герцена, «Обыкновенной истории» (1847), «Обломове» (1859), «Обрыве» (1869) И.А. Гончарова, «Дворянском гнезде» (1859) и «Нови» (1876) И.С. Тургенева, «Некуда» (1864) Н.Лескова, «Взбаламученном море» (1863) А.Ф. Писемского. Ее чаемую норму многие из романистов искали в пределах того «исторически сложившегося русского семейства» (Ф. Достоевский), к которому относились традиционные в России семьи дворянские, купеческие, разночинские, крестьянские и семьи священников, отличавшиеся социальным и нравственным одно- родством и обоих супругов и их детей.
«Мысль семейная» в творчестве Л. Н. Толстого – тема традиционная. Ещё в прошлом веке к ней обращались Б. М. Эйхенбаум1, В. Б. Шклов- ский2 и др. И по сей день данная тема находится в сфере исследовательских интересов. Однако в таком сопряжении, как «образ дома» и «мысль семейная», поэтика Толстого не изучалась. На наш взгляд, связь этих категорий очевидна, что отчётливо проявляется в «Войне и мире», «Анне Карениной» и «Воскресении». Сложная структура романов Толстого передается разнообразным и одновременным употреблением изобразительно-выразительных средств. Писатель нередко прибегает к сосредоточению в одном месте произведения стилистических приемов, находящихся в сложном взаимодействии.
1. Исторический аспект семейной мысли через произведения писателей 1-ой трети XIX века
«Мысль семейная» всегда имела особое значение для отечественных писателей-реалистов. В книге «О мировом значении русской литературы» Н.Я. Берковский писал, что в младших, простейших формах единения людей семье и общине наши художники черпали понимание закономерностей коллективной жизни: «отношение к “ближайшему“ по семье и роду подготовляет отношение к “ближнему“ по большому миру нации» . Тема рода и семьи была завещана русским писателям Пушкиным, который обращался к ней в произведениях разных жанров
В творчестве Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина, других авторов ярко отразилась историческая, культурная, этическая важность семейно-родовой проблематики. В 1870-е-1880-е гг. вопрос о семье, исполненный глубочайшего драматизма, все более выдвигается вперед в их произведениях. Художники мучительно искали ответа на вопросы, как будет преодолен кризис семьи, насколько возможно серьезное обновление этого института, от которого во многом зависит будущее страны и общества.
В самом зрелом сочинении А. С. Пушкина – романе «Капитанская дочка» – в полной мере воплотилась авторская концепция идеальных семейных отношений. Взаимоотношения в семье капитана Миронова, семейный уклад и забота родителей о сыне в семействе Гриневых, взаимоотношения Петруши Гринева и Маши Мироновой понимаются как истинные в сопоставлении с безродной и бесславной жизнью одиночки Швабрина, разбойничьей судьбой Емельяна Пугачева и его окружения.
Изобразив разные характеры и разные жизненные пути, автор раскрыл перед читателями мысль о том, что семья – это воплощенная гармония, то есть основа мира. Миротворение в христианской символике воспринимается как домостроительство, творение и устроение дела спасения. Пребывание вне дома равнозначно пребыванию вне бога, вне спасения
Одна из ведущих тем повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
Обстоятельства жизни Гринева в Белогорской крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив.
В работе рассматривается проблема семейный отношений в русской литературе через призму творчества Л.Н. Толстого. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Версаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 2010
2. Виноградов В. О языке Толстого: (50-60-е годы) // Лит. наследство. М., 213.-Т.35-36. С.117-220.
3. Галагон Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
4. Гинзбург диноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 2012
5. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974.
6. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
8. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н, Толстого. Новосибирск, 2011
9. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 2013
10. Татьянина А.Г. Проза молодого Толстого и проблема семейного романа: Дис. канд. филол. наук. М., 2012 Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 2013
11. Бахтин,М М. Автор и герой в эстетической деятельности, [в]: М.М. Бахтин, Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук, Санкт-Петербург 2000.- с. 9.
12. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1967
13. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.
14. Журов, П. А "Л. Н. Толстой и В. В. Арсеньева" (Автобиографические отражения в повести "Семейное счастье"), Яснополянский сборник, Тула, 1976
15. . Денисова, Е.И. "Образы "света" и "тьмы" в романе "Анна Каренина", Яснополянский сборник, Тула, 1981
16. Линков, В. Я. "Война и мир" Л. Толстого", М., 199858 ), "Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина", М.,198959 )и А А. Саакянц, "Лев Толстой. Жизнь и творчество", М.,1979
17. . Лозовская, Е. Л "Проблема семьи в романах Л. Н. Толстого "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", Ученые Записки, выпуск 4, Магнитогорск, 1957
18. .. Ломунов, К. Н "Лев Толстой: очерк жизни и творчества", М., 1984
19. . Маймин, Е. А. Лев Толстой. Путь писателя", М., 1978
20. Маковицкий, Д. П. "Яснополянские записки", Литературное наследство, М., 1979
21. Бычков, "Л. Н. Толстой Очерк творчества", М., 1954
22. Ковалев, "Творческий путь Л. Н. Толстого, 1828-1910", М., 1988
23. Краснощекова, Е. "Семейное счастье" в контексте русского "романа воспитания" (И. А. Гончаров и // Русская литература- выпуск 2 ю-1996
24. Гродецкая, А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» [Текст] / А. Г. Гродецкая // Мир филологии. – М., 2000..
25. Евдокимова, Е. А. «Мысль семейная» и мысль о любви Л. Н.Толстого [Текст] / Е. А. Евдокимова // Начало. – 1999. – № 7.
26. Любимова, А. Чехов и Толстой. К вопросу о жанре семейного романа [Текст] / А. Любимова // Молодые исследователи Чехова. – М., 1998.– С. 204-207.
27. Павлова, И. Б. Тема рода и семьи у Пушкина и ее развитие Салтыковым-Щедриным [Текст] / И. Б. Павлова // Филол. науки. – 1998. – № 5/6. – С. 21-29.
28. Писатель и семья [Текст] // Лит. учеба. – 1986. – № 5. – С. 56-76.
29. Попова, Т. М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя [Текст] / Т. М. Попова // Лит. в шк. – 1998. – № 1. – С. 22-27.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую