Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Сравнение и его стилистическая роль в поэзии Ахматовой и Цветаевой

  • 61 страниц
  • 2017 год
  • 40 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

ViktorPetrovich

преподаватель ВУЗа

730 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сравнения – важная составляющая любого языка и ни один из языков без него обойтись не может. Безусловно, что наиболее ярко, эмоционально и выразительно сравнение проявляется в художественной литературе. Лингвисты рассматривают сравнения в разных языках, творчестве разных жанров и различных авторов. Уже написано много исследовательских работ, в которых рассматривается роль и функции сравнений в языке поэтов и прозаиков. Для нас представляют интерес и работы теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений. Вопрос о художественных сравнениях представляется нам интересным и актуальным. Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что вопрос о функционировании сравнений в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой не был еще достаточно глубоко и полно изучен, вследствие чего он представляет для нас несомненный интерес.
Цель курсовой работы заключается в лингвостилистическом анализе сравнений, функционирующих в поэтических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Задачи:
– проанализировать изученность темы сравнений в работах языковедов;
– изучить типы сравнения и их функции;
– определить особенности языка и стиля поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой;
– рассмотреть типы и функции сравнений в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Объект исследования – сравнение и его особенности в поэтической речи; предмет изучения – стилистическая роль сравнения в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, двух разделов, состоящих из подразделов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава работы посвящена изучению теоретических вопросов. В первом разделе первой главы рассмотрены взгляды лингвистов на проблему сравнений. Во втором разделе описаны типы и функции сравнений. Третий раздел посвящен анализу особенностей поэтического языка и художественного стиля А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Во второй главе представлен лингвистический анализ сравнений в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой. В их поэтических идиостилях активность использования сравнений очень высока.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный, включающий наблюдение, интерпретацию и классификацию языкового материала; методы контекстуального и стилистического анализа.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться при разработке школьных уроков, посвященных изучению творчества А. А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЙ
В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

1.1. Взгляды исследователей на сравнения
и критерии их классификации

Сравнение – это распространенный в публицистике и художественной литературе стилистический приём. Сравнение часто бывает приёмом композиционным или служит основой для развёртывания образа [Потоцкая,1974, c. 351].
А.И. Ефимов понимает под сравнением сопоставление описываемых событий, картин с образами, лиц, характеров, которые довольно хорошо знакомы читателю. Вследствие такого сопоставления описываемое конкретизируется, приобретает более очевидную и выразительную форму [Ефимов, 1991, c. 224].
Н.П. Потоцкая доказывает, что есть общий признак, объединяющий сравниваемые явления, понятия, лица и предметы. При этом признаки, которые объединяют сходные явления, не переносятся на предмет сравнения, а чётко выделяются [Потоцкая, 1974, c. 152]. Исследователь дает следующее определение сравнению: «Слово, обозначающее предмет или лицо, которое сравнивается, называется объектом сравнения; второй компонент сравнения определяется как термин сравнения» [Потоцкая, 1974, с. 152].
Над проблемой зависимости сравнения от семантики единого повествования работал Р.А. Будагов. В своих трудах автор говорит о том, что «сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения как художественного целого» [Будагов, 2003, с. 30].
М.П. Брандес относит сравнения, как стилистический прием к риторическим средствам, то есть системе организации метафорической (переносной) речи. [Брандес, 1990, c. 288]. Ученый разделил характерные средства переносной речи на фигуры и тропы, которые она называла «фигурами совмещения» и «фигурами замещения». Автор различает два типа фигур замещения: фигуры количества и фигуры качества. М.П. Брандес классифицирует тропы по характеру ассоциаций и по технике переноса.
Классификация сравнения возможна с разных позиций. Например, Н. П. Потоцкая и З. И. Хованская делят сравнения на две группы:
1) сравнения точные - критерий выбора употребление в нейтральном стиле;
2) сравнения оценочные или принадлежащие определённому стилю (возвышенному, фамильярному). Сравнение может быть развёрнутым и, иногда, может превращаться в метафорическое выражение.
Сравнение четко структурировано. В.П. Вомперский выделяет три элемента их построения: предмет (то, что сравнивается); образ (то, с чем сравнивается); признак (то, на основании чего сравнивается) [Вомперский, 1964, с. 25].
Для реалистического и романтического стилей характерны другие виды сравнения. Для романтиков типичны сравнения развернутые, распространенные, представляющие собой иносказательный рассказ. А также авторские и индивидуальные, чарующие свежестью и необычностью образа.
Например, Пушкин в стихотворении «К морю» использует следующее сравнение:
…Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз…
(Пушкин А.С. К морю»).

В работе проведен лингвостилистический анализ сравнений, функционирующих в поэтических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

Источники фактического материала
1. Ахматова А. Сочинения в двух томах. – М.: Цитадель, 1996. URL: http:// www. rupoem.ru.
2. Цветаева М. Стихи. URL: http:// www. rupoem.ru.

Список использованной литературы

1. Актуальная Цветаева – 2012: К 120-летию со дня рождения поэта XVII Междунар. научно-тематич. конф. 8–10 окт. 2012: сб. докл. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. – 620 с.
2. Алексеева Л. А. Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 584-586.
3. Алламуратова А. Ж. Поэтика фольклора в лирике Марины Цветаевой // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 298-300.
4. Брандес М.П. Стилистика текста. — М.: Наука, 1990. — 844 с.
5. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М.: Добросвет, 2003. — 544 с.
6. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. - М., 1958. - С.103- 124.
7. Гвелесиани Н.А. Путь неприкаянной души (О Марине Цветаевой и не только). — Ставрополь: Ставролит, 2013. — 160 с.
8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977. — 407 с.
9. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. URL: http:// www. plr.iling-ran.ru.
10. Петровский М. Т. Виды сравнений. URL: http:// www. nsaturnia.ru.
11. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. — М.: Высшая школа, 1989. – 136 с.
12. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/Под. ред. Г. А. Золотовой. / В. В. Виноградов. - М.: Русский язык, 1963. — 720 с.
13. Вомперский В. П. К характеристике стиля М. Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения // Русский язык в школе. – 1964. – № 5. – С. 25–32.
14. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1969. – 262 с.
15. Иконников С.Н. Изучение темы Сравнительный оборот на факультативных занятиях // Русский язык в школе. — 1959.- №1.- С. 59-60.
16. Карлинский С. Марина Цветаева: ее жизнь и творчество. Перевод с английского С. Василенко. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2015. — 383 с.
17. Карцевский С.О. Сравнение // Вопросы языкознания. - 1976. - №1. С.107-11
18. Кочинова О.Н. О языковых средствах выражения сравнений метафор, эпитетов // Русский язык в школе. - 1972. - №4. - С.58-65.
19. Лютова С. Н. Волошин и Цветаева: от младосимволизма к постмодерну. Монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. философии. — М.: МГИМО-Университет, 2014. — 400 с.
20. Меденцева Н. П. Морфологически выраженные сравнения и их стилистические функции в идиолекте Анны Ахматовой // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 666-668.
21. Меденцева Н. П. Виды сравнений в поэтической речи А. Ахматовой // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 18-20.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Сравнения – важная составляющая любого языка и ни один из языков без него обойтись не может. Безусловно, что наиболее ярко, эмоционально и выразительно сравнение проявляется в художественной литературе. Лингвисты рассматривают сравнения в разных языках, творчестве разных жанров и различных авторов. Уже написано много исследовательских работ, в которых рассматривается роль и функции сравнений в языке поэтов и прозаиков. Для нас представляют интерес и работы теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений. Вопрос о художественных сравнениях представляется нам интересным и актуальным. Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что вопрос о функционировании сравнений в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой не был еще достаточно глубоко и полно изучен, вследствие чего он представляет для нас несомненный интерес.
Цель курсовой работы заключается в лингвостилистическом анализе сравнений, функционирующих в поэтических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Задачи:
– проанализировать изученность темы сравнений в работах языковедов;
– изучить типы сравнения и их функции;
– определить особенности языка и стиля поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой;
– рассмотреть типы и функции сравнений в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Объект исследования – сравнение и его особенности в поэтической речи; предмет изучения – стилистическая роль сравнения в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, двух разделов, состоящих из подразделов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава работы посвящена изучению теоретических вопросов. В первом разделе первой главы рассмотрены взгляды лингвистов на проблему сравнений. Во втором разделе описаны типы и функции сравнений. Третий раздел посвящен анализу особенностей поэтического языка и художественного стиля А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Во второй главе представлен лингвистический анализ сравнений в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой. В их поэтических идиостилях активность использования сравнений очень высока.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный, включающий наблюдение, интерпретацию и классификацию языкового материала; методы контекстуального и стилистического анализа.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться при разработке школьных уроков, посвященных изучению творчества А. А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЙ
В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

1.1. Взгляды исследователей на сравнения
и критерии их классификации

Сравнение – это распространенный в публицистике и художественной литературе стилистический приём. Сравнение часто бывает приёмом композиционным или служит основой для развёртывания образа [Потоцкая,1974, c. 351].
А.И. Ефимов понимает под сравнением сопоставление описываемых событий, картин с образами, лиц, характеров, которые довольно хорошо знакомы читателю. Вследствие такого сопоставления описываемое конкретизируется, приобретает более очевидную и выразительную форму [Ефимов, 1991, c. 224].
Н.П. Потоцкая доказывает, что есть общий признак, объединяющий сравниваемые явления, понятия, лица и предметы. При этом признаки, которые объединяют сходные явления, не переносятся на предмет сравнения, а чётко выделяются [Потоцкая, 1974, c. 152]. Исследователь дает следующее определение сравнению: «Слово, обозначающее предмет или лицо, которое сравнивается, называется объектом сравнения; второй компонент сравнения определяется как термин сравнения» [Потоцкая, 1974, с. 152].
Над проблемой зависимости сравнения от семантики единого повествования работал Р.А. Будагов. В своих трудах автор говорит о том, что «сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения как художественного целого» [Будагов, 2003, с. 30].
М.П. Брандес относит сравнения, как стилистический прием к риторическим средствам, то есть системе организации метафорической (переносной) речи. [Брандес, 1990, c. 288]. Ученый разделил характерные средства переносной речи на фигуры и тропы, которые она называла «фигурами совмещения» и «фигурами замещения». Автор различает два типа фигур замещения: фигуры количества и фигуры качества. М.П. Брандес классифицирует тропы по характеру ассоциаций и по технике переноса.
Классификация сравнения возможна с разных позиций. Например, Н. П. Потоцкая и З. И. Хованская делят сравнения на две группы:
1) сравнения точные - критерий выбора употребление в нейтральном стиле;
2) сравнения оценочные или принадлежащие определённому стилю (возвышенному, фамильярному). Сравнение может быть развёрнутым и, иногда, может превращаться в метафорическое выражение.
Сравнение четко структурировано. В.П. Вомперский выделяет три элемента их построения: предмет (то, что сравнивается); образ (то, с чем сравнивается); признак (то, на основании чего сравнивается) [Вомперский, 1964, с. 25].
Для реалистического и романтического стилей характерны другие виды сравнения. Для романтиков типичны сравнения развернутые, распространенные, представляющие собой иносказательный рассказ. А также авторские и индивидуальные, чарующие свежестью и необычностью образа.
Например, Пушкин в стихотворении «К морю» использует следующее сравнение:
…Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз…
(Пушкин А.С. К морю»).

В работе проведен лингвостилистический анализ сравнений, функционирующих в поэтических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

Источники фактического материала
1. Ахматова А. Сочинения в двух томах. – М.: Цитадель, 1996. URL: http:// www. rupoem.ru.
2. Цветаева М. Стихи. URL: http:// www. rupoem.ru.

Список использованной литературы

1. Актуальная Цветаева – 2012: К 120-летию со дня рождения поэта XVII Междунар. научно-тематич. конф. 8–10 окт. 2012: сб. докл. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. – 620 с.
2. Алексеева Л. А. Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 584-586.
3. Алламуратова А. Ж. Поэтика фольклора в лирике Марины Цветаевой // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 298-300.
4. Брандес М.П. Стилистика текста. — М.: Наука, 1990. — 844 с.
5. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М.: Добросвет, 2003. — 544 с.
6. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. - М., 1958. - С.103- 124.
7. Гвелесиани Н.А. Путь неприкаянной души (О Марине Цветаевой и не только). — Ставрополь: Ставролит, 2013. — 160 с.
8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977. — 407 с.
9. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. URL: http:// www. plr.iling-ran.ru.
10. Петровский М. Т. Виды сравнений. URL: http:// www. nsaturnia.ru.
11. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. — М.: Высшая школа, 1989. – 136 с.
12. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/Под. ред. Г. А. Золотовой. / В. В. Виноградов. - М.: Русский язык, 1963. — 720 с.
13. Вомперский В. П. К характеристике стиля М. Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения // Русский язык в школе. – 1964. – № 5. – С. 25–32.
14. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1969. – 262 с.
15. Иконников С.Н. Изучение темы Сравнительный оборот на факультативных занятиях // Русский язык в школе. — 1959.- №1.- С. 59-60.
16. Карлинский С. Марина Цветаева: ее жизнь и творчество. Перевод с английского С. Василенко. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2015. — 383 с.
17. Карцевский С.О. Сравнение // Вопросы языкознания. - 1976. - №1. С.107-11
18. Кочинова О.Н. О языковых средствах выражения сравнений метафор, эпитетов // Русский язык в школе. - 1972. - №4. - С.58-65.
19. Лютова С. Н. Волошин и Цветаева: от младосимволизма к постмодерну. Монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. философии. — М.: МГИМО-Университет, 2014. — 400 с.
20. Меденцева Н. П. Морфологически выраженные сравнения и их стилистические функции в идиолекте Анны Ахматовой // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 666-668.
21. Меденцева Н. П. Виды сравнений в поэтической речи А. Ахматовой // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 18-20.

Купить эту работу

Сравнение и его стилистическая роль в поэзии Ахматовой и Цветаевой

730 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 ноября 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
ViktorPetrovich
4
преподаватель ВУЗа
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
730 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Филипп Минаев об авторе ViktorPetrovich 2014-09-28
Курсовая работа

Доволен работой! Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв user10429 об авторе ViktorPetrovich 2015-12-26
Курсовая работа

Спасибо за работу! Этот автор всегда на связи, что очень важно для заказчика! Работа хорошая.

Общая оценка 5
Отзыв Тимофей об авторе ViktorPetrovich 2015-06-19
Курсовая работа

отличный автор, но к сожалению обстоятельства не дали возможности доработать вместе

Общая оценка 5
Отзыв rickster об авторе ViktorPetrovich 2015-10-01
Курсовая работа

Наталья задержалась с написанием работы, но зато получилась отличная курсовая! спасибо

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽