Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Морфология сказки

  • 24 страниц
  • 2017 год
  • 47 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

ViktorPetrovich

преподаватель ВУЗа

730 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В ботанике под морфологией понимается наука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог и подумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическая связь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, то уж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этого слова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». В первоначальном виде работа занимала очень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описания атрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того, предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическое обоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.
Сказка – самая завораживающая и таинственная область литературы. Ни на каком крылатом коне не угнаться за полетом авторской фантазии. Однако работы крупнейших философских школ все же отчасти проливают свет на ее тайну.
XIX век подарил нам книгу А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В XX веке, как представляется, самые значительные труды в этой области — «Золотая ветвь» Фрэзера, «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа.

К истории вопроса

Предложенный В.Я. Проппом метод анализа народной сказки по функциям действующих лиц, прежде всего, ставил целью выработку классификационной схемы для ориентации в многообразии народных сказок. Составление классификации сказок, по замыслу Проппа, могло бы открыть перспективу для их научного изучения, подобно тому, как ботаника и зоология в свое время смогли стать науками лишь после того, как были составлены подробные классификации животных и растительных видов.
Все известные Проппу классификации сказок, существовавшие на тот момент – по сюжетам (Р.М. Волков), по мотивам (А.Н. Веселовский), по элементам (Ж. Бедье), – по мнению Проппа, не давали ясной картины, т.к. очень многие сказки могли быть отнесены сразу к нескольким позициям этих классификаций, что делало невозможным их анализ. Исходя из изучения большого объема сказочного материала, Пропп предложил положить в основу классификации понятие функции, т.е. действия или «поступка действующего лица, определенного с точки зрения его значимости для хода действия». Также функции можно определить как действия, которые в разных сказках остаются постоянными при смене действующих лиц.
Проверка гипотезы о возможности анализа и классификации сказок по функциям, проделанная В.Я. Проппом на специально для этого отобранном и ограниченном материале ста волшебных сказок из сборника Афанасьева, позволила Проппу в книге «Морфология волшебной сказки» сделать следующие выводы :
1) Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3) Последовательность функций всегда одинакова.
4) Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Все волшебные сказки начинаются с описания начальной ситуации: временно - пространственное определение «давным-давно… в некотором царстве, некотором государстве…», состав семьи и иные обстоятельства будущего сказочного повествования. За этим следует подготовительная часть: отлучка героя, запрет, нарушение запрета, появление антагониста, выспрашивание, выведывание и т.д. Вслед за этим начинается завязка: вредительство антагониста, похищение, отправка героя из дома, который затем встречает дарителя, снабжающего героя волшебным средством или помощником. Затем герой одерживает верх над вредителем, изымает похищенное, спасается от погони, возвращается домой, где его ждет встреча с ложным героем, новое изгнание и новое возвращение .
Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:

Работа "Морфология сказки" занимает особое место в наследии Проппа.
Цель работы – раскрыть «Морфологию сказки» В.Я. Проппа.
Задачи: проанализировать литературу по данной теме; проанализировать саму книгу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Берков П. Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа (к 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Серия литературы, языка и истории. 1966. Вып. 1, № 2.
2. Волкова Е.Г. Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи [философско-методологический анализ]. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2011.
3. Волкова Е.Г. К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я. Проппа // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 4. – С. 285-289.
4. Волкова Е.Г. Рецепция научных идей В.Я. Проппа в рамках современной гуманитарной парадигмы // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 67-71.
5. Калганова, Т. А. Русская литература XIX века / Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2014. - 848 c.
6. Мартынова А.Н. Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность. – СПб: Дмитрий Буланин, 2006.
7. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 5. – С. 53-57.
8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
10. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2005.
12. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
14. Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

В ботанике под морфологией понимается наука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог и подумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическая связь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, то уж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этого слова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». В первоначальном виде работа занимала очень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описания атрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того, предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическое обоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.
Сказка – самая завораживающая и таинственная область литературы. Ни на каком крылатом коне не угнаться за полетом авторской фантазии. Однако работы крупнейших философских школ все же отчасти проливают свет на ее тайну.
XIX век подарил нам книгу А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В XX веке, как представляется, самые значительные труды в этой области — «Золотая ветвь» Фрэзера, «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа.

К истории вопроса

Предложенный В.Я. Проппом метод анализа народной сказки по функциям действующих лиц, прежде всего, ставил целью выработку классификационной схемы для ориентации в многообразии народных сказок. Составление классификации сказок, по замыслу Проппа, могло бы открыть перспективу для их научного изучения, подобно тому, как ботаника и зоология в свое время смогли стать науками лишь после того, как были составлены подробные классификации животных и растительных видов.
Все известные Проппу классификации сказок, существовавшие на тот момент – по сюжетам (Р.М. Волков), по мотивам (А.Н. Веселовский), по элементам (Ж. Бедье), – по мнению Проппа, не давали ясной картины, т.к. очень многие сказки могли быть отнесены сразу к нескольким позициям этих классификаций, что делало невозможным их анализ. Исходя из изучения большого объема сказочного материала, Пропп предложил положить в основу классификации понятие функции, т.е. действия или «поступка действующего лица, определенного с точки зрения его значимости для хода действия». Также функции можно определить как действия, которые в разных сказках остаются постоянными при смене действующих лиц.
Проверка гипотезы о возможности анализа и классификации сказок по функциям, проделанная В.Я. Проппом на специально для этого отобранном и ограниченном материале ста волшебных сказок из сборника Афанасьева, позволила Проппу в книге «Морфология волшебной сказки» сделать следующие выводы :
1) Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3) Последовательность функций всегда одинакова.
4) Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Все волшебные сказки начинаются с описания начальной ситуации: временно - пространственное определение «давным-давно… в некотором царстве, некотором государстве…», состав семьи и иные обстоятельства будущего сказочного повествования. За этим следует подготовительная часть: отлучка героя, запрет, нарушение запрета, появление антагониста, выспрашивание, выведывание и т.д. Вслед за этим начинается завязка: вредительство антагониста, похищение, отправка героя из дома, который затем встречает дарителя, снабжающего героя волшебным средством или помощником. Затем герой одерживает верх над вредителем, изымает похищенное, спасается от погони, возвращается домой, где его ждет встреча с ложным героем, новое изгнание и новое возвращение .
Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:

Работа "Морфология сказки" занимает особое место в наследии Проппа.
Цель работы – раскрыть «Морфологию сказки» В.Я. Проппа.
Задачи: проанализировать литературу по данной теме; проанализировать саму книгу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Берков П. Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа (к 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Серия литературы, языка и истории. 1966. Вып. 1, № 2.
2. Волкова Е.Г. Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи [философско-методологический анализ]. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2011.
3. Волкова Е.Г. К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я. Проппа // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 4. – С. 285-289.
4. Волкова Е.Г. Рецепция научных идей В.Я. Проппа в рамках современной гуманитарной парадигмы // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 67-71.
5. Калганова, Т. А. Русская литература XIX века / Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2014. - 848 c.
6. Мартынова А.Н. Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность. – СПб: Дмитрий Буланин, 2006.
7. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 5. – С. 53-57.
8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
10. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2005.
12. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
14. Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

Купить эту работу

Морфология сказки

730 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 ноября 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
ViktorPetrovich
4
преподаватель ВУЗа
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
730 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Филипп Минаев об авторе ViktorPetrovich 2014-09-28
Курсовая работа

Доволен работой! Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв user10429 об авторе ViktorPetrovich 2015-12-26
Курсовая работа

Спасибо за работу! Этот автор всегда на связи, что очень важно для заказчика! Работа хорошая.

Общая оценка 5
Отзыв Тимофей об авторе ViktorPetrovich 2015-06-19
Курсовая работа

отличный автор, но к сожалению обстоятельства не дали возможности доработать вместе

Общая оценка 5
Отзыв rickster об авторе ViktorPetrovich 2015-10-01
Курсовая работа

Наталья задержалась с написанием работы, но зато получилась отличная курсовая! спасибо

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽