Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В ботанике под морфологией понимается наука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог и подумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическая связь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, то уж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этого слова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». В первоначальном виде работа занимала очень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описания атрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того, предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическое обоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.
Сказка – самая завораживающая и таинственная область литературы. Ни на каком крылатом коне не угнаться за полетом авторской фантазии. Однако работы крупнейших философских школ все же отчасти проливают свет на ее тайну.
XIX век подарил нам книгу А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В XX веке, как представляется, самые значительные труды в этой области — «Золотая ветвь» Фрэзера, «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа.
К истории вопроса
Предложенный В.Я. Проппом метод анализа народной сказки по функциям действующих лиц, прежде всего, ставил целью выработку классификационной схемы для ориентации в многообразии народных сказок. Составление классификации сказок, по замыслу Проппа, могло бы открыть перспективу для их научного изучения, подобно тому, как ботаника и зоология в свое время смогли стать науками лишь после того, как были составлены подробные классификации животных и растительных видов.
Все известные Проппу классификации сказок, существовавшие на тот момент – по сюжетам (Р.М. Волков), по мотивам (А.Н. Веселовский), по элементам (Ж. Бедье), – по мнению Проппа, не давали ясной картины, т.к. очень многие сказки могли быть отнесены сразу к нескольким позициям этих классификаций, что делало невозможным их анализ. Исходя из изучения большого объема сказочного материала, Пропп предложил положить в основу классификации понятие функции, т.е. действия или «поступка действующего лица, определенного с точки зрения его значимости для хода действия». Также функции можно определить как действия, которые в разных сказках остаются постоянными при смене действующих лиц.
Проверка гипотезы о возможности анализа и классификации сказок по функциям, проделанная В.Я. Проппом на специально для этого отобранном и ограниченном материале ста волшебных сказок из сборника Афанасьева, позволила Проппу в книге «Морфология волшебной сказки» сделать следующие выводы :
1) Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3) Последовательность функций всегда одинакова.
4) Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Все волшебные сказки начинаются с описания начальной ситуации: временно - пространственное определение «давным-давно… в некотором царстве, некотором государстве…», состав семьи и иные обстоятельства будущего сказочного повествования. За этим следует подготовительная часть: отлучка героя, запрет, нарушение запрета, появление антагониста, выспрашивание, выведывание и т.д. Вслед за этим начинается завязка: вредительство антагониста, похищение, отправка героя из дома, который затем встречает дарителя, снабжающего героя волшебным средством или помощником. Затем герой одерживает верх над вредителем, изымает похищенное, спасается от погони, возвращается домой, где его ждет встреча с ложным героем, новое изгнание и новое возвращение .
Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:
Работа "Морфология сказки" занимает особое место в наследии Проппа.
Цель работы – раскрыть «Морфологию сказки» В.Я. Проппа.
Задачи: проанализировать литературу по данной теме; проанализировать саму книгу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Берков П. Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа (к 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Серия литературы, языка и истории. 1966. Вып. 1, № 2.
2. Волкова Е.Г. Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи [философско-методологический анализ]. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2011.
3. Волкова Е.Г. К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я. Проппа // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 4. – С. 285-289.
4. Волкова Е.Г. Рецепция научных идей В.Я. Проппа в рамках современной гуманитарной парадигмы // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 67-71.
5. Калганова, Т. А. Русская литература XIX века / Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2014. - 848 c.
6. Мартынова А.Н. Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность. – СПб: Дмитрий Буланин, 2006.
7. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 5. – С. 53-57.
8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
10. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2005.
12. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
14. Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В ботанике под морфологией понимается наука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог и подумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическая связь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, то уж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этого слова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». В первоначальном виде работа занимала очень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описания атрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того, предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическое обоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.
Сказка – самая завораживающая и таинственная область литературы. Ни на каком крылатом коне не угнаться за полетом авторской фантазии. Однако работы крупнейших философских школ все же отчасти проливают свет на ее тайну.
XIX век подарил нам книгу А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В XX веке, как представляется, самые значительные труды в этой области — «Золотая ветвь» Фрэзера, «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа.
К истории вопроса
Предложенный В.Я. Проппом метод анализа народной сказки по функциям действующих лиц, прежде всего, ставил целью выработку классификационной схемы для ориентации в многообразии народных сказок. Составление классификации сказок, по замыслу Проппа, могло бы открыть перспективу для их научного изучения, подобно тому, как ботаника и зоология в свое время смогли стать науками лишь после того, как были составлены подробные классификации животных и растительных видов.
Все известные Проппу классификации сказок, существовавшие на тот момент – по сюжетам (Р.М. Волков), по мотивам (А.Н. Веселовский), по элементам (Ж. Бедье), – по мнению Проппа, не давали ясной картины, т.к. очень многие сказки могли быть отнесены сразу к нескольким позициям этих классификаций, что делало невозможным их анализ. Исходя из изучения большого объема сказочного материала, Пропп предложил положить в основу классификации понятие функции, т.е. действия или «поступка действующего лица, определенного с точки зрения его значимости для хода действия». Также функции можно определить как действия, которые в разных сказках остаются постоянными при смене действующих лиц.
Проверка гипотезы о возможности анализа и классификации сказок по функциям, проделанная В.Я. Проппом на специально для этого отобранном и ограниченном материале ста волшебных сказок из сборника Афанасьева, позволила Проппу в книге «Морфология волшебной сказки» сделать следующие выводы :
1) Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3) Последовательность функций всегда одинакова.
4) Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Все волшебные сказки начинаются с описания начальной ситуации: временно - пространственное определение «давным-давно… в некотором царстве, некотором государстве…», состав семьи и иные обстоятельства будущего сказочного повествования. За этим следует подготовительная часть: отлучка героя, запрет, нарушение запрета, появление антагониста, выспрашивание, выведывание и т.д. Вслед за этим начинается завязка: вредительство антагониста, похищение, отправка героя из дома, который затем встречает дарителя, снабжающего героя волшебным средством или помощником. Затем герой одерживает верх над вредителем, изымает похищенное, спасается от погони, возвращается домой, где его ждет встреча с ложным героем, новое изгнание и новое возвращение .
Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:
Работа "Морфология сказки" занимает особое место в наследии Проппа.
Цель работы – раскрыть «Морфологию сказки» В.Я. Проппа.
Задачи: проанализировать литературу по данной теме; проанализировать саму книгу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Берков П. Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа (к 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Серия литературы, языка и истории. 1966. Вып. 1, № 2.
2. Волкова Е.Г. Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи [философско-методологический анализ]. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2011.
3. Волкова Е.Г. К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я. Проппа // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 4. – С. 285-289.
4. Волкова Е.Г. Рецепция научных идей В.Я. Проппа в рамках современной гуманитарной парадигмы // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 67-71.
5. Калганова, Т. А. Русская литература XIX века / Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2014. - 848 c.
6. Мартынова А.Н. Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность. – СПб: Дмитрий Буланин, 2006.
7. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 5. – С. 53-57.
8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
10. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2005.
12. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. – М.: Наука, 1976.
14. Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую