Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Имя выдающегося советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева широко известно в нашей стране и за рубежом. Вот лишь одна маленькая статистическая справка: за три последних года— с 1956 по 1959 — общий тираж переизданных у нас его произведений превысил- 4 000 000 экземпляров. В чем же секрет обаяния беляевского творчества, завидного «долголетия» его произведений? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажем немного о жизни писателя.
«Всемирный, следопыт», год 1925-й — эту дату можно считать началом серьезной работы Беляева в области фантастики. К тому времени он успел уже пройти трудный и извилистый жизненный путь. Готовясь стать юристом, студент Беляев одновременно занимался музыкой в консерватории, работал декоратором в театре, писал статьи. Глядя на его портрет, на тонкие черты лица, так и хочется представить себе длинные, нервные пальцы пианиста или скрипача... Но ни тем, ни другим он не стал. Юридическое образование привело писателя на работу юрисконсульта Наркомпроса. Кроме того, ему пришлось перепробовать и другие профессии — библиотекаря, воспитателя в детском доме, инспектора милиции. Впрочем, такие броски судьбы не были бесполезными для писателя Александра Беляева. Жизнь сталкивала его со множеством людей. Сначала Беляев сотрудничал в московских журналах «Вокруг света» и «Всемирный следопыт». В 1929 году он переезжает из Москвы в Ленинград, а с 1931 года постоянно живет в городе Пушкине. Литературе он полностью посвящает себя в 1925 года.
Поразительна плодотворность работы Беляева, тем более что тяжелая болезнь годами приковывала его к постели. Но только с 1925 по 1930 год, всего за 6 лет, он напечатал свыше сорока научно-фантастических произведений. Среди них — и большие романы, и повести, и рассказы. Талант Беляева был разносторонним. Он писал беллетристику и отдавал дань очерку, работал над сценарием и юмористической фантастикой, над чисто приключенческими рассказами.
Нельзя не удивляться эрудиции писателя. Не будучи инженером, Беляев свободно разбирался в самых разнообразных отраслях техники. Он не был врачом, но создал много произведений на медицинские темы, проявив глубокие знания в этой области. Он не был физиком, но уверенно писал о сложнейших физических проблемах, вплоть до атомной энергии, о которой в те времена еще знали только специалисты.
Беляев всегда находился в курсе новейших научных достижений своего времени. Более того, он зачастую опережал их, заглядывая далеко вперед. Повесть «Голова профессора Доуэля» оказалась в своей научной основе предвидением. Лишь впоследствии ученым удалось поддерживать жизнь отделенных от тела органов. И недаром повесть обсуждали — не только как художественное произведение — студенты и преподавателя медицинского института.
Александра Романовича Беляева часто именуют «русский Жюль Верн»; Жюль Габриэль Верн — отец мировой научной фантастики, Беляев — отец отечественной. Издаваемость Беляева была не такой массовой, как у Жюля Верна, и это можно объяснить множеством причин, однако в СССР 1920-1930-х годов прошлого века миллионы читателей с нетерпением ждали очередного номера «Вокруг света» или «Всемирного следопыта», чтобы прочитать продолжение нового романа или рассказа писателя.
В жизни Александра Беляева было все: романтика мальчишеского детства, обернувшаяся значительными травмами, испортившими здоровье будущему писателю на всю жизнь; авантюра молодости, когда Беляев, сын православного священника, окончив духовную семинарию, навсегда отстранил если не религию, то церковь от своего сердца, уехал из родного Смоленска в Ярославль, где поступил в юридический лицей, который окончил не без труда, но не по причине лени или неспособности, а потому, что «в стране назрела революционная ситуация, и молодежь предпочла учению бунт»; и романтика театральной и журналистской жизни; необдуманные женитьба и развод; большая и чистая любовь, тайком пронесенная через всю его жизнь; тяжелая болезнь (костный туберкулез), периодически приковывавшая писателя к постели на протяжении всей жизни; и скитания по городам двух империй (российской и, в последствии, советской) в поисках места, где можно было бы и трудиться, и лечиться; и любящая семья, не избежавшая ни безденежья, ни горьких утрат (Беляевы потеряли двух детей); и война, в одно мгновение разрушившая с так тяжело налаженный быт; и смерть от голода в оккупированном Царском Селе; и — писательский труд, принесший Александру Беляеву вечную жизнь.
Александр Беляев стал первым советским писателем, посвятившим все свое творчество именно научной-фантастической литературе. Не только творчество, но и жизнь. О причинах возникновения интереса писателя к науке можно говорить очень много, опираясь при этом на переписку, свидетельства современников, непосредственно на созданные им тексты, биографические сведения о писателе.
Его произведения занимали читателя своей романтикой, побуждали его с напряженным вниманием следить за всеми перипетиями динамично развивающегося сюжета. В книгах Беляева легко и увлекательно отворяются горизонты науки, линии ее дальних поисков. В то же время А. Беляев часто рисовал заведомо фантастическое, и несбыточное представало у него вероятным.
Идея создания «принципиально новых» живых существ, имеющих уникальные свойства, была особенно популярна в научной фантастике конца XIX — середины ХХ века. Самые яркие и запоминающиеся произведения на эту тему (помимо А.Р. Беляева): «Остров доктора Моро» Герберта Уэлса (1895), «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
Наука не обладает полными данными и сведениями о перспективах в усовершенствовании человеческого мозга и тела, даже в наш век. Поэтому писатели-фантасты создают научную картину на страницах собственных произведений. Очень часто оказывается, что сочинитель становится «пророком», преподносит новые идеи исследований и подталкивает ученых к реализации своих задумок.
Так, А. Р. Беляев – автор научно-фантастических произведений, которые характеризуются специфическим художественным пространством, когда в реальную картину мира вплетаются фантастические элементы, не искажающие общих контуров этой картины. Фантастические элементы не имеют мистического, необъяснимого происхождения, они рукотворны и являются результатом научных опытов («Человек-амфибия») или имеют научное обоснование, отчасти объясняющее фантастический феномен.
Самым популярным произведением А.Р. Беляева в советскую эпоху был роман «Человек-амфибия», чему во многом способствовала его экранизация в 1961 г. (реж. В. Чеботарев).
Произведение «обыгрывает» типичную для А.Р. Беляева тему «биологических» экспериментов: для того чтобы спасти жизнь мальчику, ему вживляют жабры, которые позволяют дышать под водой. Как и в других романах А.Р. Беляева, здесь происходит контаминация научно-фантастического с приключенческим, используется разнообразный хронотоп, герои наделяются романтическими чертами.
Влияние А. Грина в романе «Человек-амфибия» отчетливо проявляется, если сопоставить произведение с «Блистающим миром», который сам А. Грин считал произведением сугубо символическим. Полёт главного героя Друда, наделённого сверхъестественным даром, – это зашифрованное «парение духа», а его жизнь – современная интерпретация античного Икара. Друд А. Грина – собирательный образ советского «супергероя», старающегося изолировать себя от общества, так как его особая сила вызывает непонимание внутри социума. Грин уделяет большое внимание внутреннему миру его «непохожего на всех»; «лишнего человека» и показывает его в конфликте с вселенским злом, воплощением которого являются властолюбивые и порочные люди. Они создают небылицы, распускают слухи, один нелепее другого. Как пишет А. Грин, «венцом всей путаницы было потрясающее известие о посещении цирка стаей летающих мертвецов, которые пили, ели, а за-тем принялись безобразить, срывая с зрителей шляпы и выкрикивая на неизвестном языке умопомрачительные слова» [15]. Отсылающий к древнеиндийским ведическим образам людей-гипербореев сверхчеловек А. Грина проходит сложный путь, который начинается с цирка и заканчивается трагической смертью героя, казалось бы, решившего все проблемы и свободного от цепей социального непонимания.
Подобную идею сверхчеловека и поиска его места в обществе продолжает развивать А.Р. Беляев, причем как в романе «Человек-амфибия», не столь явно поднимающем те же идеи и темы, так и в «Ариэле» – очевидном наследнике «Блистающего мира». Сверхчеловек А.Р. Беляева проходит похожий жизненный путь: непринятие его способностей социумом, несчастливая любовь, жизненная трагедия, тюрьма, борьба с людьми, пытающимися нажиться на сверхъестественном, победа, которая, в итоге, не приводит к разрешению внутреннего конфликта героя. Образ закованного в цепи сверхчеловека – это олицетворение главной идеи как Грина, так и Беляева: обществу чуждо всё неизвестное, оно стремится запереть, захватить над ним власть, обрести за его счёт могущество, не видя в сверхлюдях обычного человека, наделённого исключительно положительными качествами. Герой же, сталкиваясь с острой реакцией социума, всё больше поглощается своей «природной» половиной: «Ихтиандр нарушал установленный … режим. Он слишком долго оставался на воздухе, переутомил свои легкие, и у него развилась серьезная болезнь. Равновесие в его организме нарушено, и он должен большую часть времени проводить в воде. Из человека-амфибии он превращается в человека-рыбу...» [22]. И Друд, и Ихтиандр, и Ариэль – все они пленники своих способностей, которые делают их «лишними людьми», что в итоге при всей положительной сущности персонажей не спасает от окончательного разрыва с социумом.
Отметим , что последующие произведения А. Беляева, главными героями которых, как и Ихтиандр в «Человеке-амфибии», становились персонажи-изгои, люди с некоторыми биологическими или физиологическими отклонениями, особыми «способностями», получают другой оттенок – это «супергерои», которые хотят творить добрые дела. Именно поэтому А. Беляева называют зачинателем «супергеройской» тематики в советской фантастике.
Творчество А. Р. Беляева в аспекте социальное-фантастическое детально не рассматривалось. Работы, посвященные его творчеству, носят преимущественно обзорно-биографический характер: Н. Кравклис «Три жизни писателя», Зеев Бар-Селла «Александр Беляев», Б. А. Ляпунов «Беляев. Критико-биографический очерк», В. Грибоедов «Смоленские годы Александра Беляева».
Область исследования: литературоведение.
Объектом исследования является творчество А. Беляева.
Предметом исследования – черты фантастического и реального в романе А. Беляева «Человек-амфибия».
Целью данного исследования является выявление особенностей фантастического и реального в романе А. Беляева «Человек-амфибия».
В соответствии с целью, объектом и предметом обозначим задачи исследования:
1. Рассмотреть биографию и творчество А. Беляева.
2. Охарактеризовать художественное своеобразие романа А. Беляева «Человек-амфибия».
3. Проанализировать отражение фантастического в романе А. Беляева «Человек – амфибия».
4. Проанализировать отражение социального в романе А. Беляева «Человек – амфибия».
При проведении исследования использовались следующие методы: изучение трудов ведущих критиков и литературоведов, анализ, синтез, обобщение.
Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ»......................................................................................
10
1.1.Биография и творчество А. Беляева……………………………. 10
1.2.Художественное своеобразие романа А. Беляева «Человек-амфибия»………………………………………………………………
16
1.3. Фантастическое в романе «Человек – амфибия» А. Беляева…. 20
1.4.Социальное в романе «Человек – амфибия» А. Беляева…….. 24
Выводы по второй главе……………………………………………. 28
Список использованной литературы………………………………. 31
Курсовая работа
Список использованной литературы
1. Александр Романович Беляев [Электронный ресурс]: Литературный клуб. Серия великие российские и зарубежные писатели — Электрон. журнал — М.: 2008. — режим доступа к журн.: http://www.alexandrbelyaev.ru/. — Загл. с экрана.
2. Беляев Александр Романович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
3. Беляев, А.Р. Невидимый свет. / А.Р. Беляев. — М.: Вокруг света №1, 1938 г. —61 с.
4. Беляев, А.Р. О моих работах / А.Р. Беляев — М.: Молодая гвардия, 1939. — 20 с.
5. Беляев А.Р. Человек-амфибия // Lib.ru: электрон. библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/man-amhp.txt (дата обращения 09.11.2019).
6. Беляев, А.Р. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. (Рассказы.) / А.Р. Беляев. — М.: Молодая гвардия, 1964 — 528 с. с илл. с. 76-356 с.
7. Беляев, А.Р. Хойти-Тойти / А.Р. Беляев. — Всемирный следопыт, 1930, № 1—2—45с.
8. Библиография советской фантастики. 1918-1991 гг. [Электронный ресурс]: Библиография советской фантастики. — 2011. — Режим доступа к ресурсу: http://www.bibliography.narod.ru/. — Загл. с экрана.
9. Бунатян, Г.Г. Основоположник советской научной фантастики /Г.Г. Бунатян. —Л.: Город муз., 1975. — 355 с.
10. Грин А. Блистающий мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grin_a/text_0040.shtml (дата обращения 21.11.2019).
11. Глушко, В.П. Космонавтика — энциклопедия / В.П. Глушко. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 585 с.
12. Душа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
13. Зеев, Бар-Селла. Александр Беляев / Зеев Бар-Села — М.: Молодая гвардия, 2013. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1415) — 428[4] с: ил.
14. Золотоносов, М.Н. Приключения человека-амфибии /М.Н. Золотоносов. — Московские новости, 2003, № 6 — 57 с.
15. Касьянов, В.А. А. Беляев. Жизнь на грани возможного / В.А. Касьянов [Электронный ресурс]: Проза.ру. — 2015. — Электрон. журнал — режим доступа к журн.: https://www.proza.ru/2015/12/24/694. — Загл. с экрана.
16. Киселев, Ю.М. Энергетические блоки, используемые в имплантируемом искусственном сердце и системах вспомогательного кровообращения. / Ю.М. Киселев. — М.: Мед. техника, № 4, 1976. — 52 с.
17. Кравклис, Н.А. Три жизни писателя /Н.А. Кравклис, М.В. Левитин // Наука и жизнь [электронный ресурс] / М., 2009. — № 10 Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/16565/
18. Ляпунов, Б.В. Александр Беляев. — Критико-биографический очерк./ Б.В. Ляпунов — М.: Советский писатель, 1967. — 27 с
19. Орлов, О. А. Беляев Александр Романович. Собрание сочинений : в 8 т./ О.А. Орлов — М.: Молодая гвардия, 1964. — Т. 8. — 516 с.
20. Орлов, В.В. Три стихии Александра Беляева / В.В. Орлов Техника-молодежи — М.: 1972. — 65 с.
21. Патологическая физиология и экспериментальная терапия: ежемес. журнал / Гениус — Май-Июнь №13(3)
22. Перспективы развития биологии в 21 веке и ее роль в устойчивом развитии общества и охране биосферы [Электронный ресурс]: Работы по биологии. — 2015.— Электронный справочник — режим доступа: http://www.biologywork.ru/logys-498-1.html. — Загл. с экрана.
23. Хозиева, С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь / С.И. Хозиева — М.: Букинистическое издание, 2000. — 576 с
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Имя выдающегося советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева широко известно в нашей стране и за рубежом. Вот лишь одна маленькая статистическая справка: за три последних года— с 1956 по 1959 — общий тираж переизданных у нас его произведений превысил- 4 000 000 экземпляров. В чем же секрет обаяния беляевского творчества, завидного «долголетия» его произведений? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажем немного о жизни писателя.
«Всемирный, следопыт», год 1925-й — эту дату можно считать началом серьезной работы Беляева в области фантастики. К тому времени он успел уже пройти трудный и извилистый жизненный путь. Готовясь стать юристом, студент Беляев одновременно занимался музыкой в консерватории, работал декоратором в театре, писал статьи. Глядя на его портрет, на тонкие черты лица, так и хочется представить себе длинные, нервные пальцы пианиста или скрипача... Но ни тем, ни другим он не стал. Юридическое образование привело писателя на работу юрисконсульта Наркомпроса. Кроме того, ему пришлось перепробовать и другие профессии — библиотекаря, воспитателя в детском доме, инспектора милиции. Впрочем, такие броски судьбы не были бесполезными для писателя Александра Беляева. Жизнь сталкивала его со множеством людей. Сначала Беляев сотрудничал в московских журналах «Вокруг света» и «Всемирный следопыт». В 1929 году он переезжает из Москвы в Ленинград, а с 1931 года постоянно живет в городе Пушкине. Литературе он полностью посвящает себя в 1925 года.
Поразительна плодотворность работы Беляева, тем более что тяжелая болезнь годами приковывала его к постели. Но только с 1925 по 1930 год, всего за 6 лет, он напечатал свыше сорока научно-фантастических произведений. Среди них — и большие романы, и повести, и рассказы. Талант Беляева был разносторонним. Он писал беллетристику и отдавал дань очерку, работал над сценарием и юмористической фантастикой, над чисто приключенческими рассказами.
Нельзя не удивляться эрудиции писателя. Не будучи инженером, Беляев свободно разбирался в самых разнообразных отраслях техники. Он не был врачом, но создал много произведений на медицинские темы, проявив глубокие знания в этой области. Он не был физиком, но уверенно писал о сложнейших физических проблемах, вплоть до атомной энергии, о которой в те времена еще знали только специалисты.
Беляев всегда находился в курсе новейших научных достижений своего времени. Более того, он зачастую опережал их, заглядывая далеко вперед. Повесть «Голова профессора Доуэля» оказалась в своей научной основе предвидением. Лишь впоследствии ученым удалось поддерживать жизнь отделенных от тела органов. И недаром повесть обсуждали — не только как художественное произведение — студенты и преподавателя медицинского института.
Александра Романовича Беляева часто именуют «русский Жюль Верн»; Жюль Габриэль Верн — отец мировой научной фантастики, Беляев — отец отечественной. Издаваемость Беляева была не такой массовой, как у Жюля Верна, и это можно объяснить множеством причин, однако в СССР 1920-1930-х годов прошлого века миллионы читателей с нетерпением ждали очередного номера «Вокруг света» или «Всемирного следопыта», чтобы прочитать продолжение нового романа или рассказа писателя.
В жизни Александра Беляева было все: романтика мальчишеского детства, обернувшаяся значительными травмами, испортившими здоровье будущему писателю на всю жизнь; авантюра молодости, когда Беляев, сын православного священника, окончив духовную семинарию, навсегда отстранил если не религию, то церковь от своего сердца, уехал из родного Смоленска в Ярославль, где поступил в юридический лицей, который окончил не без труда, но не по причине лени или неспособности, а потому, что «в стране назрела революционная ситуация, и молодежь предпочла учению бунт»; и романтика театральной и журналистской жизни; необдуманные женитьба и развод; большая и чистая любовь, тайком пронесенная через всю его жизнь; тяжелая болезнь (костный туберкулез), периодически приковывавшая писателя к постели на протяжении всей жизни; и скитания по городам двух империй (российской и, в последствии, советской) в поисках места, где можно было бы и трудиться, и лечиться; и любящая семья, не избежавшая ни безденежья, ни горьких утрат (Беляевы потеряли двух детей); и война, в одно мгновение разрушившая с так тяжело налаженный быт; и смерть от голода в оккупированном Царском Селе; и — писательский труд, принесший Александру Беляеву вечную жизнь.
Александр Беляев стал первым советским писателем, посвятившим все свое творчество именно научной-фантастической литературе. Не только творчество, но и жизнь. О причинах возникновения интереса писателя к науке можно говорить очень много, опираясь при этом на переписку, свидетельства современников, непосредственно на созданные им тексты, биографические сведения о писателе.
Его произведения занимали читателя своей романтикой, побуждали его с напряженным вниманием следить за всеми перипетиями динамично развивающегося сюжета. В книгах Беляева легко и увлекательно отворяются горизонты науки, линии ее дальних поисков. В то же время А. Беляев часто рисовал заведомо фантастическое, и несбыточное представало у него вероятным.
Идея создания «принципиально новых» живых существ, имеющих уникальные свойства, была особенно популярна в научной фантастике конца XIX — середины ХХ века. Самые яркие и запоминающиеся произведения на эту тему (помимо А.Р. Беляева): «Остров доктора Моро» Герберта Уэлса (1895), «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
Наука не обладает полными данными и сведениями о перспективах в усовершенствовании человеческого мозга и тела, даже в наш век. Поэтому писатели-фантасты создают научную картину на страницах собственных произведений. Очень часто оказывается, что сочинитель становится «пророком», преподносит новые идеи исследований и подталкивает ученых к реализации своих задумок.
Так, А. Р. Беляев – автор научно-фантастических произведений, которые характеризуются специфическим художественным пространством, когда в реальную картину мира вплетаются фантастические элементы, не искажающие общих контуров этой картины. Фантастические элементы не имеют мистического, необъяснимого происхождения, они рукотворны и являются результатом научных опытов («Человек-амфибия») или имеют научное обоснование, отчасти объясняющее фантастический феномен.
Самым популярным произведением А.Р. Беляева в советскую эпоху был роман «Человек-амфибия», чему во многом способствовала его экранизация в 1961 г. (реж. В. Чеботарев).
Произведение «обыгрывает» типичную для А.Р. Беляева тему «биологических» экспериментов: для того чтобы спасти жизнь мальчику, ему вживляют жабры, которые позволяют дышать под водой. Как и в других романах А.Р. Беляева, здесь происходит контаминация научно-фантастического с приключенческим, используется разнообразный хронотоп, герои наделяются романтическими чертами.
Влияние А. Грина в романе «Человек-амфибия» отчетливо проявляется, если сопоставить произведение с «Блистающим миром», который сам А. Грин считал произведением сугубо символическим. Полёт главного героя Друда, наделённого сверхъестественным даром, – это зашифрованное «парение духа», а его жизнь – современная интерпретация античного Икара. Друд А. Грина – собирательный образ советского «супергероя», старающегося изолировать себя от общества, так как его особая сила вызывает непонимание внутри социума. Грин уделяет большое внимание внутреннему миру его «непохожего на всех»; «лишнего человека» и показывает его в конфликте с вселенским злом, воплощением которого являются властолюбивые и порочные люди. Они создают небылицы, распускают слухи, один нелепее другого. Как пишет А. Грин, «венцом всей путаницы было потрясающее известие о посещении цирка стаей летающих мертвецов, которые пили, ели, а за-тем принялись безобразить, срывая с зрителей шляпы и выкрикивая на неизвестном языке умопомрачительные слова» [15]. Отсылающий к древнеиндийским ведическим образам людей-гипербореев сверхчеловек А. Грина проходит сложный путь, который начинается с цирка и заканчивается трагической смертью героя, казалось бы, решившего все проблемы и свободного от цепей социального непонимания.
Подобную идею сверхчеловека и поиска его места в обществе продолжает развивать А.Р. Беляев, причем как в романе «Человек-амфибия», не столь явно поднимающем те же идеи и темы, так и в «Ариэле» – очевидном наследнике «Блистающего мира». Сверхчеловек А.Р. Беляева проходит похожий жизненный путь: непринятие его способностей социумом, несчастливая любовь, жизненная трагедия, тюрьма, борьба с людьми, пытающимися нажиться на сверхъестественном, победа, которая, в итоге, не приводит к разрешению внутреннего конфликта героя. Образ закованного в цепи сверхчеловека – это олицетворение главной идеи как Грина, так и Беляева: обществу чуждо всё неизвестное, оно стремится запереть, захватить над ним власть, обрести за его счёт могущество, не видя в сверхлюдях обычного человека, наделённого исключительно положительными качествами. Герой же, сталкиваясь с острой реакцией социума, всё больше поглощается своей «природной» половиной: «Ихтиандр нарушал установленный … режим. Он слишком долго оставался на воздухе, переутомил свои легкие, и у него развилась серьезная болезнь. Равновесие в его организме нарушено, и он должен большую часть времени проводить в воде. Из человека-амфибии он превращается в человека-рыбу...» [22]. И Друд, и Ихтиандр, и Ариэль – все они пленники своих способностей, которые делают их «лишними людьми», что в итоге при всей положительной сущности персонажей не спасает от окончательного разрыва с социумом.
Отметим , что последующие произведения А. Беляева, главными героями которых, как и Ихтиандр в «Человеке-амфибии», становились персонажи-изгои, люди с некоторыми биологическими или физиологическими отклонениями, особыми «способностями», получают другой оттенок – это «супергерои», которые хотят творить добрые дела. Именно поэтому А. Беляева называют зачинателем «супергеройской» тематики в советской фантастике.
Творчество А. Р. Беляева в аспекте социальное-фантастическое детально не рассматривалось. Работы, посвященные его творчеству, носят преимущественно обзорно-биографический характер: Н. Кравклис «Три жизни писателя», Зеев Бар-Селла «Александр Беляев», Б. А. Ляпунов «Беляев. Критико-биографический очерк», В. Грибоедов «Смоленские годы Александра Беляева».
Область исследования: литературоведение.
Объектом исследования является творчество А. Беляева.
Предметом исследования – черты фантастического и реального в романе А. Беляева «Человек-амфибия».
Целью данного исследования является выявление особенностей фантастического и реального в романе А. Беляева «Человек-амфибия».
В соответствии с целью, объектом и предметом обозначим задачи исследования:
1. Рассмотреть биографию и творчество А. Беляева.
2. Охарактеризовать художественное своеобразие романа А. Беляева «Человек-амфибия».
3. Проанализировать отражение фантастического в романе А. Беляева «Человек – амфибия».
4. Проанализировать отражение социального в романе А. Беляева «Человек – амфибия».
При проведении исследования использовались следующие методы: изучение трудов ведущих критиков и литературоведов, анализ, синтез, обобщение.
Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ»......................................................................................
10
1.1.Биография и творчество А. Беляева……………………………. 10
1.2.Художественное своеобразие романа А. Беляева «Человек-амфибия»………………………………………………………………
16
1.3. Фантастическое в романе «Человек – амфибия» А. Беляева…. 20
1.4.Социальное в романе «Человек – амфибия» А. Беляева…….. 24
Выводы по второй главе……………………………………………. 28
Список использованной литературы………………………………. 31
Курсовая работа
Список использованной литературы
1. Александр Романович Беляев [Электронный ресурс]: Литературный клуб. Серия великие российские и зарубежные писатели — Электрон. журнал — М.: 2008. — режим доступа к журн.: http://www.alexandrbelyaev.ru/. — Загл. с экрана.
2. Беляев Александр Романович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
3. Беляев, А.Р. Невидимый свет. / А.Р. Беляев. — М.: Вокруг света №1, 1938 г. —61 с.
4. Беляев, А.Р. О моих работах / А.Р. Беляев — М.: Молодая гвардия, 1939. — 20 с.
5. Беляев А.Р. Человек-амфибия // Lib.ru: электрон. библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/man-amhp.txt (дата обращения 09.11.2019).
6. Беляев, А.Р. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. (Рассказы.) / А.Р. Беляев. — М.: Молодая гвардия, 1964 — 528 с. с илл. с. 76-356 с.
7. Беляев, А.Р. Хойти-Тойти / А.Р. Беляев. — Всемирный следопыт, 1930, № 1—2—45с.
8. Библиография советской фантастики. 1918-1991 гг. [Электронный ресурс]: Библиография советской фантастики. — 2011. — Режим доступа к ресурсу: http://www.bibliography.narod.ru/. — Загл. с экрана.
9. Бунатян, Г.Г. Основоположник советской научной фантастики /Г.Г. Бунатян. —Л.: Город муз., 1975. — 355 с.
10. Грин А. Блистающий мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grin_a/text_0040.shtml (дата обращения 21.11.2019).
11. Глушко, В.П. Космонавтика — энциклопедия / В.П. Глушко. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 585 с.
12. Душа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
13. Зеев, Бар-Селла. Александр Беляев / Зеев Бар-Села — М.: Молодая гвардия, 2013. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1415) — 428[4] с: ил.
14. Золотоносов, М.Н. Приключения человека-амфибии /М.Н. Золотоносов. — Московские новости, 2003, № 6 — 57 с.
15. Касьянов, В.А. А. Беляев. Жизнь на грани возможного / В.А. Касьянов [Электронный ресурс]: Проза.ру. — 2015. — Электрон. журнал — режим доступа к журн.: https://www.proza.ru/2015/12/24/694. — Загл. с экрана.
16. Киселев, Ю.М. Энергетические блоки, используемые в имплантируемом искусственном сердце и системах вспомогательного кровообращения. / Ю.М. Киселев. — М.: Мед. техника, № 4, 1976. — 52 с.
17. Кравклис, Н.А. Три жизни писателя /Н.А. Кравклис, М.В. Левитин // Наука и жизнь [электронный ресурс] / М., 2009. — № 10 Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/16565/
18. Ляпунов, Б.В. Александр Беляев. — Критико-биографический очерк./ Б.В. Ляпунов — М.: Советский писатель, 1967. — 27 с
19. Орлов, О. А. Беляев Александр Романович. Собрание сочинений : в 8 т./ О.А. Орлов — М.: Молодая гвардия, 1964. — Т. 8. — 516 с.
20. Орлов, В.В. Три стихии Александра Беляева / В.В. Орлов Техника-молодежи — М.: 1972. — 65 с.
21. Патологическая физиология и экспериментальная терапия: ежемес. журнал / Гениус — Май-Июнь №13(3)
22. Перспективы развития биологии в 21 веке и ее роль в устойчивом развитии общества и охране биосферы [Электронный ресурс]: Работы по биологии. — 2015.— Электронный справочник — режим доступа: http://www.biologywork.ru/logys-498-1.html. — Загл. с экрана.
23. Хозиева, С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь / С.И. Хозиева — М.: Букинистическое издание, 2000. — 576 с
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
600 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую