Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. В настоящее время российскому обществу необходимачетко обозначенная система ценностных ориентиров, принятая подрастающим поколением, так как она является гарантией благополучного будущего нашей страны, а школьник, как представитель подрастающего поколения, в большей степени податлив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию.
Основание будущей гармонично развитой личности закладывается в младшем школьном возрасте при условии правильного воспитания. Изъяны в развитии и воспитании, допущенные в этот жизненный период, достаточно трудно восполнить в последующие годы. В связи с этим главенствующая роль в духовно-нравственном становлении общества возлагается на сферу образования.
Ценностные установки ребенка в первую очередь, конечно, закладываются в семье. Но именно в сфере образования наиболее методично и системно реализовывается духовно-нравственное воспитание и развитие личности. С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 подготовлена Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей. Согласно выше обозначенной Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание школьников должно осуществляться на всех уровнях образования [Данилюк, Кондракова, Тишков, с.6]. В соответствии с ФГОС НОО от 06.10.2009 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на начальной ступени образования предполагает принятие ими моральных установок, нравственных норм, национальных ценностей. Также стандарт предъявляет требования к личностным результатам образования, в состав которых включаются ценностно-смысловые установки учащихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции [ФГОС начального общего образования].
В целом, процесс становления ценностно-смысловых установок у школьников младшего возраста является одной из главных задач в формировании личности обучающегося на начальной ступени получения образования. В то же время, наравне с острой необходимостью воспитания подрастающего поколения в рамках базовой системы национальных ценностей, в российском обществе продолжается тенденция стихийного формирования системы ценностей у молодежи, приводящего порой к формированию асоциальных ценностных ориентаций. Средства массовой информации, интернет, старшеклассники и родители учащихся могут быть носителями ценностей, противоречащих базовой системе национальных ценностей.
Теория формирования системы ценностей личности занимает одно из центральных мест в современной науке. Разработкой различных аспектов данной проблемы занимались в различные исторические периоды такие отечественные педагоги, как К.Д. Ушинский, Л.И. Гриценко, М.В. Куранова, Н.Е. Щуркова, Т.Ю. Сычева и многие другие. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова,Е.В. Киприянова, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, Л.А. Левкина, С.К. Кудряшова и другие. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении являлись центральным звеном в исследованияхтаких российских ученых, как В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева,Л.А. Блохина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн.
Таким образом, можно говорить о существующих противоречиях на уровне общества между запросом государства на формирование базовой системы национальных ценностей у учащихся и во многом стихийным процессом формирования ценностных ориентаций и нравственных установок. На уровне образовательной практики накоплен достаточно большой опыт методического обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста. В методических пособиях к урокам литературного чтения каждого УМК начального образования, рекомендованного министерством образования Российской Федерации, есть раздел, посвященный формированию личностных результатов обучения на уроках литературного чтения. Однако существующие методические рекомендации недостаточно учитывают диагностику и психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы в ходе занятий по литературному чтению. Получение знаний о базовых жизненных ценностях на уроках литературного чтения в начальной школе не гарантирует то, что они станут неотъемлемой частью личности самих учащихся. Знать о том, что такое здоровье и вести здоровый образ жизни, – это не одно и то же. Необходимы определенные психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы психолого-педагогические условия результативного формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования: формирование ценностно-смысловых установок младших школьников.
Предмет исследования: комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: программа формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения будет результативной, если будет реализовываться комплекс следующих психолого-педагогических условий:
- отбор ценностно-смысловых установок в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся начальной школы, опора на индивидуальный опыт учащегося;
- использование современных образовательных технологий и нестандартных форм уроков литературного чтения по литературе (технологии критического мышления, ИКТ, игровые технологии, проблемное обучение, технология сотрудничества, группового взаимодействия, приемы смыслового чтения, проектная деятельность и т.д.);
- взаимодействие с родителями учащихся в части формирования поведенческого компонента ценностно-смысловых установок.
На основании цели и гипотезы ставятся следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать теоретическую базу формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: обозначить основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок школьников младшего возраста.
2. Раскрыть и обосновать комплекс психолого-педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Подготовить и провести апробацию модели формирования ценностно- смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Выявить результативность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-общепсихологическая теория возрастного развития Л.С. Выготского;
-психолого-педагогические концепции духовно-нравственного воспитания, ценностно-смыслового взаимодействия и формирования установок (Абакумова И.В.,Асмолов А.Г.,Гатилова Н.Н., Левкина Л.А.,Максютова С.Д., Меньшиков В.М., Петровского А.В., Пимкина Т.А., Ушинский К.Д., Фоменко В.Т.);
- педагогические исследования в области формирования личностных результатов на уроках литературного чтения и нормативные материалы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Ефремова Т.Ф., Максимова И.Р., Мильруд Р.П., Орлов А.С.).
Для выполнения поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация данных;
- эмпирические - беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент;
- методы математической обработки эмпирических данных.
В исследовании был использован следующий диагностический инструментарий:
1. Методика «Способность младших школьников к познанию общечеловеческих духовных ценностей» М.И. Кикиной, Е.Е. Овсянниковой (Приложения 1,3);
2. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (Приложения 2, 4);
Этапы исследования:
Первый этап (вторая четверть 2019 учебного года)– поисково–аналитический. Определение проблемы исследования, уточнение понятийного аппарата. Составление программы исследования с анализом теоретических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы.
Второй этап (четвертая четверть 2021 учебного года)– формирующий. Разработка и апробация содержания, методов и форм работы с детьми по формированию представлений о правах человека.
Третий этап (третья четверть 2022 учебного года) – констатирующая диагностика. Проведение запланированного исследования на экспериментальной базе среди учащихся вторых классов.
Четвертый этап (четвертая четверть 2022 учебного года)– заключительно–обобщающий. Анализ результатов, уточнение выводов, обобщение и систематизация материалов работы.
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №69 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского. В экспериментальном исследовании приняли участие 28 учащихся вторых классов в возрасте 8-9 лет (13 мальчиков, 15 девочек).
Практическая значимость исследования: результаты и методические материалы исследования могут быть применены в образовательной практике начальной школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя список терминов, введение, две главы с выводами по каждой, заключение, библиографический список, приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОКМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 12
1.1. СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 12
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19
1.3. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
1.4. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 33
2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1.2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.2. ОБОСНОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 45
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 69
Приложение 5 70
Приложение 6 74
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Абакумова И.В., Фоменко В.Т. Ценностно-смысловые установки как компонент формирования антитеррористического мышления / И.В. Абакумова, В.Т. Фоменко // Российский психологический журнал. - 2010. - Т.7. - № 5-6. – С.127-133.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С.26-31.
5. Башманова Е.Л. Разработка модели школьников к учению и школе: типология, структура, динамика и качественный анализ / Е.Л. Башманова // Научн. журн. - 2009. - № 3. – С.56–58.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 231 c.
7. Боос Н.В. Чтение как праздник / Н. В. Боос // Педагогическое образование и наука. – 2014. - № 6. - С.52-53.
8. Василюк Ф.Е. Пережить горе: учеб.пособие/ Ф. Е. Василюк. - Тамбов, 2011. - 181 c.
9. Веденеева Г.И. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края / Г. И. Веденеева // Перспективы Науки и Образования. - 2015. - № 4 (16). - С.56–61.
10. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании/В.В. Водзинская // Философские науки. - 1968. - № 2. – С.48-54.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2019. – 160 с.
12. Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.-2014.- №1 (29).- C.180-186.
13. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. Исторический словарь [Электронный ресурс]// - Режим доступа: https://www.dicsonline.ru/slovary/istoricheskiy-slovar
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
16. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
17. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс] // Словарь Ефремовой – Режим доступа: https://www.efremova.info/
18. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
19. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 c.
20. Ивин А.А. Философия [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://studme.org/1766060326722/filosofiya/filosofiya
21. Иосебадзе Т.Т. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн.Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В.Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. -Том 4. - 461 с.
22. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – М.: Творческий центр «Сфера». - 2011. - 143 с.
23. КикинаМ.И. Возможности и перспективы совершенствования адаптивной школы / М.И. Кикина. Усть-Каменогорск, Медиа Альянс.- 2006. - 240 с.
24. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2014. – № 5. – С. 10-23.
25. Кудряшова С.К. Формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников / С.К. Кудряшова, Л.А. Левкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С. 239-242.
26. Левкина Л. А. К вопросу о понятии "толерантность" как ценностно-смысловой установки младших школьников / Л.А. Левкина, С.К. Кудряшова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Международной научно-практической конференции, Сургут, 22 мая 2017 года / Сургутский государственный педагогический университет. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. – С. 118-120.
27. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся вотечественной педагогике / С.А. Курносова // Начальнаяшкола. – 2012. – № 1. – С.67–71.
28. Левкина Л.А. К вопросу о формировании ценностно-смысловых установок младших школьников, 2018г. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35598286
29. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Избранные психологические произведения. Т.2. - М.: Педагогика, 2003. - 318с.
30. ЛовковаТ.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник СПбГИК. -2012.- №2.-С.55-58.
31. Максютова С.Д. Личностные результаты начального литературного образования / С.Д. Максютова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С.84-88.
32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
33. Маслевская Р.П., Клепиков В.Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе / Р.П. Маслевская, В.Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - № 2. - С.36-42.
34. Мильруд Р.П. Позиция, смыслы и установкиучащихся как личностные результаты образования / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Вестник Воронежского государственного технического ун-та. – 2014.- № 3-2. - Т.10. – С.55-57.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. — 158 c.
36. Павлючкова Е.Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения / Е.Ф. Павлючкова// Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 181-184.
37. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. Психологический лексикон / А.В. Петровский. – М.: Энциклопедия, 2010. – 989 с.
38. Пимкина Т.М. Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – 2016. URL:https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2016/03/30/formirovanietsennostno-smyslovyh-kompetentsiy-mladshih
39. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.
40. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? / Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1993. – 256с.
41. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1997. - 463 с.
42. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». -2010.-С.30-47.
43. Сафиуллина Р.И. Особенности ценностно-смысловой сферы младшихшкольников как педагогическая проблема / Р.И. Сафиуллина //Филология и культура. – 2014. - № 2 (36) .- С. 282-288.
44. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия / И.А. Соловцова, Е.А. Сиротина// Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. – 2017. - № 47.- С. 32-43.
45. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. – 414 с.
46. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 9 т. / К.Д. Ушинский. - М.; Л., 1950. - Т.9. – 630 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с. URL: http://www.standart.edu.ru
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
49. ЦукерманГ.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?// Вопросы психологии.- 1998.- №5.- С.68-81.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 367 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
52. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского гос. ун-та. – 2014. - № 5(61). – С. 160-162.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. В настоящее время российскому обществу необходимачетко обозначенная система ценностных ориентиров, принятая подрастающим поколением, так как она является гарантией благополучного будущего нашей страны, а школьник, как представитель подрастающего поколения, в большей степени податлив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию.
Основание будущей гармонично развитой личности закладывается в младшем школьном возрасте при условии правильного воспитания. Изъяны в развитии и воспитании, допущенные в этот жизненный период, достаточно трудно восполнить в последующие годы. В связи с этим главенствующая роль в духовно-нравственном становлении общества возлагается на сферу образования.
Ценностные установки ребенка в первую очередь, конечно, закладываются в семье. Но именно в сфере образования наиболее методично и системно реализовывается духовно-нравственное воспитание и развитие личности. С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 подготовлена Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей. Согласно выше обозначенной Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание школьников должно осуществляться на всех уровнях образования [Данилюк, Кондракова, Тишков, с.6]. В соответствии с ФГОС НОО от 06.10.2009 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на начальной ступени образования предполагает принятие ими моральных установок, нравственных норм, национальных ценностей. Также стандарт предъявляет требования к личностным результатам образования, в состав которых включаются ценностно-смысловые установки учащихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции [ФГОС начального общего образования].
В целом, процесс становления ценностно-смысловых установок у школьников младшего возраста является одной из главных задач в формировании личности обучающегося на начальной ступени получения образования. В то же время, наравне с острой необходимостью воспитания подрастающего поколения в рамках базовой системы национальных ценностей, в российском обществе продолжается тенденция стихийного формирования системы ценностей у молодежи, приводящего порой к формированию асоциальных ценностных ориентаций. Средства массовой информации, интернет, старшеклассники и родители учащихся могут быть носителями ценностей, противоречащих базовой системе национальных ценностей.
Теория формирования системы ценностей личности занимает одно из центральных мест в современной науке. Разработкой различных аспектов данной проблемы занимались в различные исторические периоды такие отечественные педагоги, как К.Д. Ушинский, Л.И. Гриценко, М.В. Куранова, Н.Е. Щуркова, Т.Ю. Сычева и многие другие. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова,Е.В. Киприянова, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, Л.А. Левкина, С.К. Кудряшова и другие. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении являлись центральным звеном в исследованияхтаких российских ученых, как В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева,Л.А. Блохина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн.
Таким образом, можно говорить о существующих противоречиях на уровне общества между запросом государства на формирование базовой системы национальных ценностей у учащихся и во многом стихийным процессом формирования ценностных ориентаций и нравственных установок. На уровне образовательной практики накоплен достаточно большой опыт методического обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста. В методических пособиях к урокам литературного чтения каждого УМК начального образования, рекомендованного министерством образования Российской Федерации, есть раздел, посвященный формированию личностных результатов обучения на уроках литературного чтения. Однако существующие методические рекомендации недостаточно учитывают диагностику и психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы в ходе занятий по литературному чтению. Получение знаний о базовых жизненных ценностях на уроках литературного чтения в начальной школе не гарантирует то, что они станут неотъемлемой частью личности самих учащихся. Знать о том, что такое здоровье и вести здоровый образ жизни, – это не одно и то же. Необходимы определенные психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы психолого-педагогические условия результативного формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования: формирование ценностно-смысловых установок младших школьников.
Предмет исследования: комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: программа формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения будет результативной, если будет реализовываться комплекс следующих психолого-педагогических условий:
- отбор ценностно-смысловых установок в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся начальной школы, опора на индивидуальный опыт учащегося;
- использование современных образовательных технологий и нестандартных форм уроков литературного чтения по литературе (технологии критического мышления, ИКТ, игровые технологии, проблемное обучение, технология сотрудничества, группового взаимодействия, приемы смыслового чтения, проектная деятельность и т.д.);
- взаимодействие с родителями учащихся в части формирования поведенческого компонента ценностно-смысловых установок.
На основании цели и гипотезы ставятся следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать теоретическую базу формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: обозначить основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок школьников младшего возраста.
2. Раскрыть и обосновать комплекс психолого-педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Подготовить и провести апробацию модели формирования ценностно- смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Выявить результативность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-общепсихологическая теория возрастного развития Л.С. Выготского;
-психолого-педагогические концепции духовно-нравственного воспитания, ценностно-смыслового взаимодействия и формирования установок (Абакумова И.В.,Асмолов А.Г.,Гатилова Н.Н., Левкина Л.А.,Максютова С.Д., Меньшиков В.М., Петровского А.В., Пимкина Т.А., Ушинский К.Д., Фоменко В.Т.);
- педагогические исследования в области формирования личностных результатов на уроках литературного чтения и нормативные материалы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Ефремова Т.Ф., Максимова И.Р., Мильруд Р.П., Орлов А.С.).
Для выполнения поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация данных;
- эмпирические - беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент;
- методы математической обработки эмпирических данных.
В исследовании был использован следующий диагностический инструментарий:
1. Методика «Способность младших школьников к познанию общечеловеческих духовных ценностей» М.И. Кикиной, Е.Е. Овсянниковой (Приложения 1,3);
2. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (Приложения 2, 4);
Этапы исследования:
Первый этап (вторая четверть 2019 учебного года)– поисково–аналитический. Определение проблемы исследования, уточнение понятийного аппарата. Составление программы исследования с анализом теоретических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы.
Второй этап (четвертая четверть 2021 учебного года)– формирующий. Разработка и апробация содержания, методов и форм работы с детьми по формированию представлений о правах человека.
Третий этап (третья четверть 2022 учебного года) – констатирующая диагностика. Проведение запланированного исследования на экспериментальной базе среди учащихся вторых классов.
Четвертый этап (четвертая четверть 2022 учебного года)– заключительно–обобщающий. Анализ результатов, уточнение выводов, обобщение и систематизация материалов работы.
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №69 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского. В экспериментальном исследовании приняли участие 28 учащихся вторых классов в возрасте 8-9 лет (13 мальчиков, 15 девочек).
Практическая значимость исследования: результаты и методические материалы исследования могут быть применены в образовательной практике начальной школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя список терминов, введение, две главы с выводами по каждой, заключение, библиографический список, приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОКМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 12
1.1. СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 12
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19
1.3. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
1.4. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 33
2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1.2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.2. ОБОСНОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 45
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 69
Приложение 5 70
Приложение 6 74
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Абакумова И.В., Фоменко В.Т. Ценностно-смысловые установки как компонент формирования антитеррористического мышления / И.В. Абакумова, В.Т. Фоменко // Российский психологический журнал. - 2010. - Т.7. - № 5-6. – С.127-133.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С.26-31.
5. Башманова Е.Л. Разработка модели школьников к учению и школе: типология, структура, динамика и качественный анализ / Е.Л. Башманова // Научн. журн. - 2009. - № 3. – С.56–58.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 231 c.
7. Боос Н.В. Чтение как праздник / Н. В. Боос // Педагогическое образование и наука. – 2014. - № 6. - С.52-53.
8. Василюк Ф.Е. Пережить горе: учеб.пособие/ Ф. Е. Василюк. - Тамбов, 2011. - 181 c.
9. Веденеева Г.И. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края / Г. И. Веденеева // Перспективы Науки и Образования. - 2015. - № 4 (16). - С.56–61.
10. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании/В.В. Водзинская // Философские науки. - 1968. - № 2. – С.48-54.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2019. – 160 с.
12. Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.-2014.- №1 (29).- C.180-186.
13. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. Исторический словарь [Электронный ресурс]// - Режим доступа: https://www.dicsonline.ru/slovary/istoricheskiy-slovar
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
16. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
17. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс] // Словарь Ефремовой – Режим доступа: https://www.efremova.info/
18. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
19. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 c.
20. Ивин А.А. Философия [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://studme.org/1766060326722/filosofiya/filosofiya
21. Иосебадзе Т.Т. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн.Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В.Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. -Том 4. - 461 с.
22. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – М.: Творческий центр «Сфера». - 2011. - 143 с.
23. КикинаМ.И. Возможности и перспективы совершенствования адаптивной школы / М.И. Кикина. Усть-Каменогорск, Медиа Альянс.- 2006. - 240 с.
24. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2014. – № 5. – С. 10-23.
25. Кудряшова С.К. Формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников / С.К. Кудряшова, Л.А. Левкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С. 239-242.
26. Левкина Л. А. К вопросу о понятии "толерантность" как ценностно-смысловой установки младших школьников / Л.А. Левкина, С.К. Кудряшова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Международной научно-практической конференции, Сургут, 22 мая 2017 года / Сургутский государственный педагогический университет. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. – С. 118-120.
27. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся вотечественной педагогике / С.А. Курносова // Начальнаяшкола. – 2012. – № 1. – С.67–71.
28. Левкина Л.А. К вопросу о формировании ценностно-смысловых установок младших школьников, 2018г. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35598286
29. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Избранные психологические произведения. Т.2. - М.: Педагогика, 2003. - 318с.
30. ЛовковаТ.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник СПбГИК. -2012.- №2.-С.55-58.
31. Максютова С.Д. Личностные результаты начального литературного образования / С.Д. Максютова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С.84-88.
32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
33. Маслевская Р.П., Клепиков В.Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе / Р.П. Маслевская, В.Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - № 2. - С.36-42.
34. Мильруд Р.П. Позиция, смыслы и установкиучащихся как личностные результаты образования / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Вестник Воронежского государственного технического ун-та. – 2014.- № 3-2. - Т.10. – С.55-57.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. — 158 c.
36. Павлючкова Е.Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения / Е.Ф. Павлючкова// Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 181-184.
37. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. Психологический лексикон / А.В. Петровский. – М.: Энциклопедия, 2010. – 989 с.
38. Пимкина Т.М. Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – 2016. URL:https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2016/03/30/formirovanietsennostno-smyslovyh-kompetentsiy-mladshih
39. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.
40. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? / Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1993. – 256с.
41. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1997. - 463 с.
42. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». -2010.-С.30-47.
43. Сафиуллина Р.И. Особенности ценностно-смысловой сферы младшихшкольников как педагогическая проблема / Р.И. Сафиуллина //Филология и культура. – 2014. - № 2 (36) .- С. 282-288.
44. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия / И.А. Соловцова, Е.А. Сиротина// Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. – 2017. - № 47.- С. 32-43.
45. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. – 414 с.
46. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 9 т. / К.Д. Ушинский. - М.; Л., 1950. - Т.9. – 630 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с. URL: http://www.standart.edu.ru
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
49. ЦукерманГ.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?// Вопросы психологии.- 1998.- №5.- С.68-81.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 367 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
52. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского гос. ун-та. – 2014. - № 5(61). – С. 160-162.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую