все хорошо
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.).
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, воображения, речь, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - это психический процесс, заключающийся в отражении целостных предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Актуальность темы заключается в том, что восприятие связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории [21, с. 51].
В психолого-педагогической, а также медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с одним социально-педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска».
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 - 1910 гг.
Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С. Певзнер, ученицы Л.С. Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР) [23, с. 21 - 23].
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, вследствие различных биосоциальных причин. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены не только недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем, но и недоразвитием отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности. Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме, Выявление особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. - 1993. - №2.
2. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития / Б.И. Белый // Дефектология. - 1989. - №4.
3. Булатова О.В. Особенности познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития // Сибирский педагогический журнал . 2009. №10.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969.
5. Винник М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. –Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –с.
6. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 1973. –с. 5. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999.
8. Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы восприятия детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал . 2007. №13.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Пед. общество России, 1999.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия. - изд. 2-е. - М.: ЧеРо, 1999.
11. Захарова Е.А. Особенности восприятия детей с проблемами в развитии // Вестник ВятГГУ . 2009. №3.
12. Климова Е.В. Характеристика восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. №2.
13. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования . 2014. №6.
14. Лашманова О.А. Изучение восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2010. №13.
15. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы задержки психического развития. М.: 1982.
16. Лонская Д.В. Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология . 2015. №1.
17. Лубовский В.И. Специальная психология. - М: Академия 2005.
18. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. - Питер, 2001.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.).
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, воображения, речь, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - это психический процесс, заключающийся в отражении целостных предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Актуальность темы заключается в том, что восприятие связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории [21, с. 51].
В психолого-педагогической, а также медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с одним социально-педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска».
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 - 1910 гг.
Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С. Певзнер, ученицы Л.С. Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР) [23, с. 21 - 23].
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, вследствие различных биосоциальных причин. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены не только недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем, но и недоразвитием отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности. Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме, Выявление особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. - 1993. - №2.
2. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития / Б.И. Белый // Дефектология. - 1989. - №4.
3. Булатова О.В. Особенности познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития // Сибирский педагогический журнал . 2009. №10.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969.
5. Винник М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. –Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –с.
6. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 1973. –с. 5. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999.
8. Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы восприятия детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал . 2007. №13.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Пед. общество России, 1999.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия. - изд. 2-е. - М.: ЧеРо, 1999.
11. Захарова Е.А. Особенности восприятия детей с проблемами в развитии // Вестник ВятГГУ . 2009. №3.
12. Климова Е.В. Характеристика восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. №2.
13. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования . 2014. №6.
14. Лашманова О.А. Изучение восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2010. №13.
15. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы задержки психического развития. М.: 1982.
16. Лонская Д.В. Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология . 2015. №1.
17. Лубовский В.И. Специальная психология. - М: Академия 2005.
18. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. - Питер, 2001.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150262 Курсовой работы — поможем найти подходящую