все хорошо
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. К таким процессам относится: запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Память необходима человеку, так как она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт в деятельности.
Проблемы развития памяти у детей с нарушениями слуха стали рассматриваться психологами с начала XX века, но и по сей день актуальность этой темы крайне велика. Роль памяти, особенно процессы запоминания и сохранения, при дефекте слуха различной степени тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что глухие дети должны запоминать многое из того, что не обязательно учить слышащим сверстникам.
Изучением памяти детей с нарушениями слуха занимались такие специалисты, как И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, М. М. Нудельман, Г. Е. Речицкая и другие.
При исследовании памяти было выявлено, что образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. У таких детей процесс запоминания происходит через опосредуемую деятельность с одновременным анализом воспринятых объектов, т. е. происходит соотнесение уже ранее изученных и удержанных в памяти объектов с вновь воспринятыми.
В развитии зрительного восприятия заметна особая специфичность в том, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях наиболее яркие признаки, не всегда существенные. Таким образом, глухие дети в большей мере руководствуются бросающимися в глаза признаками и уже хуже выделяют важные значимые свойства. Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение. Изображения предметов глухие дети запоминают недостаточно точно.
В настоящее время в детской психологии и педагогике проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребенка с нарушениями слуха, большую роль играет развитие образной памяти. Как считал Л. С. Выготский, в таких случаях память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.
Цель данной работы – исследовать особенности образной памяти у глухих детей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и развитие образной памяти.
2. Исследовать виды образной памяти.
3. Выявить особенности образной памяти глухих детей.
4. Проанализировать результаты исследования образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
5. Предложить методику занятий по коррекции памяти к дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха.
Объект исследования - особенности образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - понятие образной памяти и ее специфика у глухих детей
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Введение
1. Понятие образной памяти и ее специфика у глухих детей
1.1. Сущность и развития образной памяти
1.2. Виды образной памяти
1.3. Особенности образной памяти глухих детей
2. Исследование образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
2.1. Результаты исследования образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2.2. Рекомендации по коррекции памяти к дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха
Заключение
Список использованных источников и литературы
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. К таким процессам относится: запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Память необходима человеку, так как она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт в деятельности.
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Т. Г. Богданова - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 с.
2. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Москва, 2016. 816 с.
3. Горькина Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 135-137.
4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение ; Владос, 2016. 320 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л. Выготский. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: ВЛАД ОС, 2010.
7. Зайцева Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко. // Дефектология, 2018. - №1. - С.13-28.
8. Лях, Т.И., Лях, М.В. Психология: В 2-х выпусках. - Выпуск 1. Общая психология [Текст]/ Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - С. 218.
9. Лях, Т.И., Лях, М.В. Психология: В 2-х выпусках. - Выпуск 2. Возрастная психология [Текст]/ Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - С.171.
10. Лубовский В. И. Исследование памяти на этапе дифференциальной диагностики (методика Т. В. Розановой) // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2010. - С. 92-94.
11. Лубовский В. И. Методологические вопросы диагностики нарушений психического развития // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвуз. сб. науч. статей / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2011. - С. 4-7.
12. Лубовский В. И. Актуальные вопросы теории и практики психодиагностики развития // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2010. - С. 5-10.
13. Валявко С. М., Усачева Л. А. Некоторые проблемы психодиагностики младших школьников с недостатками слуха // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвуз. сб. науч. статей / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2011. - С. 24-35.
14. Логинова Д.Ю. Инновационная методика занятий по коррекции зрительной памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха / Д.Ю. Логинова, Л.В. Фархутдинова, И.И. Галимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 270-271. – ISBN 978-5-906626-73-8.
15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1974.
16. Специальная психология: в 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 428 с. - (Серия 61: Бакалавр и магистр. Академический курс.)
17. Ю. А. Шулекина, Д. А. Блинова Психолого-педагогические проблемы преподавания английского языка учащимся с ДЦП (из опыта работы)
18. Психология глухих детей [Текст]/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
19. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2018. - 400 с.
20. Пономарева Д. И., Пономарева Е. А. Особенности социализации агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - М.; Ростов н/Д.: КРЕДО, 2018. - Т. 3. - 402 с.
21. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Социальное партнерство в профессиональной деятельности пенитенциарного психолога в условиях воспитательной колонии // Социальное партнерство как принцип взаимодействия в социальной работе: мат-лы межвуз. научно-практ. кон- фер. - М.: ОнтоПринт, 2014. - 152 с.
22. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 176 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. К таким процессам относится: запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Память необходима человеку, так как она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт в деятельности.
Проблемы развития памяти у детей с нарушениями слуха стали рассматриваться психологами с начала XX века, но и по сей день актуальность этой темы крайне велика. Роль памяти, особенно процессы запоминания и сохранения, при дефекте слуха различной степени тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что глухие дети должны запоминать многое из того, что не обязательно учить слышащим сверстникам.
Изучением памяти детей с нарушениями слуха занимались такие специалисты, как И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, М. М. Нудельман, Г. Е. Речицкая и другие.
При исследовании памяти было выявлено, что образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. У таких детей процесс запоминания происходит через опосредуемую деятельность с одновременным анализом воспринятых объектов, т. е. происходит соотнесение уже ранее изученных и удержанных в памяти объектов с вновь воспринятыми.
В развитии зрительного восприятия заметна особая специфичность в том, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях наиболее яркие признаки, не всегда существенные. Таким образом, глухие дети в большей мере руководствуются бросающимися в глаза признаками и уже хуже выделяют важные значимые свойства. Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение. Изображения предметов глухие дети запоминают недостаточно точно.
В настоящее время в детской психологии и педагогике проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребенка с нарушениями слуха, большую роль играет развитие образной памяти. Как считал Л. С. Выготский, в таких случаях память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.
Цель данной работы – исследовать особенности образной памяти у глухих детей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и развитие образной памяти.
2. Исследовать виды образной памяти.
3. Выявить особенности образной памяти глухих детей.
4. Проанализировать результаты исследования образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
5. Предложить методику занятий по коррекции памяти к дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха.
Объект исследования - особенности образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - понятие образной памяти и ее специфика у глухих детей
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Введение
1. Понятие образной памяти и ее специфика у глухих детей
1.1. Сущность и развития образной памяти
1.2. Виды образной памяти
1.3. Особенности образной памяти глухих детей
2. Исследование образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
2.1. Результаты исследования образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2.2. Рекомендации по коррекции памяти к дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха
Заключение
Список использованных источников и литературы
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. К таким процессам относится: запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Память необходима человеку, так как она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт в деятельности.
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Т. Г. Богданова - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 с.
2. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Москва, 2016. 816 с.
3. Горькина Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 135-137.
4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение ; Владос, 2016. 320 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л. Выготский. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: ВЛАД ОС, 2010.
7. Зайцева Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко. // Дефектология, 2018. - №1. - С.13-28.
8. Лях, Т.И., Лях, М.В. Психология: В 2-х выпусках. - Выпуск 1. Общая психология [Текст]/ Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - С. 218.
9. Лях, Т.И., Лях, М.В. Психология: В 2-х выпусках. - Выпуск 2. Возрастная психология [Текст]/ Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - С.171.
10. Лубовский В. И. Исследование памяти на этапе дифференциальной диагностики (методика Т. В. Розановой) // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2010. - С. 92-94.
11. Лубовский В. И. Методологические вопросы диагностики нарушений психического развития // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвуз. сб. науч. статей / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2011. - С. 4-7.
12. Лубовский В. И. Актуальные вопросы теории и практики психодиагностики развития // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2010. - С. 5-10.
13. Валявко С. М., Усачева Л. А. Некоторые проблемы психодиагностики младших школьников с недостатками слуха // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвуз. сб. науч. статей / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. - М.: Спутник-Плюс, 2011. - С. 24-35.
14. Логинова Д.Ю. Инновационная методика занятий по коррекции зрительной памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха / Д.Ю. Логинова, Л.В. Фархутдинова, И.И. Галимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 270-271. – ISBN 978-5-906626-73-8.
15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1974.
16. Специальная психология: в 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 428 с. - (Серия 61: Бакалавр и магистр. Академический курс.)
17. Ю. А. Шулекина, Д. А. Блинова Психолого-педагогические проблемы преподавания английского языка учащимся с ДЦП (из опыта работы)
18. Психология глухих детей [Текст]/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
19. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2018. - 400 с.
20. Пономарева Д. И., Пономарева Е. А. Особенности социализации агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - М.; Ростов н/Д.: КРЕДО, 2018. - Т. 3. - 402 с.
21. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Социальное партнерство в профессиональной деятельности пенитенциарного психолога в условиях воспитательной колонии // Социальное партнерство как принцип взаимодействия в социальной работе: мат-лы межвуз. научно-практ. кон- фер. - М.: ОнтоПринт, 2014. - 152 с.
22. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 176 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую