ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. «Просветить» означает «сообщить кому-либо знания, распространить достижения культуры». Просвещение делает человека образованнее. Процесс передачи сведений, знаний происходит с целью формирования в сознании человека представлений о чем-либо. Постигаемая информация служит интеллектуальному, духовному, личностному развитию человека. Н.В. Гоголь пишет: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» [7, с.71]. По словам Л.С. Выготского, искусство, «…совершая катарсис, вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души» [5, с.238].
Русская школа хорового исполнительства – выдающееся достижение отечественной культуры. По сравнению с инструментальными исполнительскими школами, русская хоровая школа имеет несравненно большую историю, насчитывающую свыше тысячи лет, и представляет собой весьма самобытное явление. «В православной церкви нет богослужения – ни общественного, ни частного, в котором бы не было пения», – указывает регент и исследователь русской церковной музыки И.А. Гарднер [6, с.14]. Церковно-духовное происхождение русской хоровой музыки определяет ее качественную специфику, затрагивающую «надвременные» уровни познания. В известном смысле хоровая музыка концентрирует в себе «энергию русской души».
Хоровое пение – искусство уникальное с точки зрения, – как исполнительства, так и просветительской деятельности. Оно всегда было и будет проверенным веками фактором формирования духовного и творческого потенциала общества. Русское хоровое искусство, с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
В России огромная просветительская роль традиционно принадлежала именно хоровым коллективам. До революции в каждой школе, гимназии, училище, институте умели петь красиво, на несколько голосов. До 1960 – 70-х гг. профессиональное и любительское хоровое музицирование в стране было на высоте. Упадок массовой хоровой культуры, отмеченный в 1990-е гг., сменяется в настоящее время интересом к пению.
Необходимо заметить, что музыка входит в сознание людей всегда в конкретном исполнении. Чем талантливей исполнитель, тем прочнее сливается в эмоциональной памяти слушателей его личность с воспроизводимой музыкой. С этой точки зрения выдающиеся хоровые коллективы имеют особое влияние на слушателей и значение с точки зрения музыкального просветительства. Таким образом, тема исследования является чрезвычайно значимой и актуальной.
Объект исследования: хоровое искусство и наиболее выдающиеся хоровые коллективы России с древнейших времен до наших дней.
Предмет исследования: музыкально-просветительская деятельность выдающихся русских хоров.
Целью работы является изучение музыкально-просветительской деятельности русских хоровых коллективов.
Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:
1) исследовать деятельность известных мастеров и певческих школ до XVIII в.;
2) изучить музыкально-просветительскую деятельность Придворной певческой капеллы и Синодального хора в XVIII – XIX вв.;
3) проследить ключевые моменты просветительской деятельности выдающихся хоровых коллективов в советский и современный период (ХХ – начало XXI вв.).
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что музыкально-просветительская деятельность хоровых коллективов России имеет огромное значение и роль в воспитании профессиональных музыкантов и слушателей.
Методы исследования: изучение музыкально-исторической литературы, теоретическое сравнение и обобщение, хронологический.
Теоретической основой исследования являются:
- мемуары и воспоминания о деятельности выдающихся хоров и их руководителей (Б.В. Асафьев, В.И. Музалевский, Н.В. Романовский, А.А. Юрлов и др.)
- музыкально-исторические труды о хоровом искусстве России различных эпох (И.А. Гарднер, Д.В. Разумовский, В.П. Ильин, Ю.В. Келдыш, К.Ф. Никольская-Береговская, Н.Д. Успенский);
- работы по истории вокально-хоровой педагогики в России (В.А. Багадуров, А.А. Зингаренко, И.И. Крыловская, Л.В. Шишкина).
Структура работы содержит введение, две главы и семь параграфов, заключение, список использованной литературы (42 источника). Общий объем работы составляет 43 листа.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЫДАЮЩИЕСЯ РУССКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И ХОРЫ С Х ПО НАЧАЛО ХХ ВВ. 6
1.1. Известные мастера и певческие школы до XVIII в. ……………………….6
1.2. Придворная певческая капелла в XVIII в. ………………………………...10
1.3. Синодальный хор и Придворная певческая капелла в XIX в. …………...14
ГЛАВА 2. ВЫДАЮЩИЕСЯ ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
В СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 17
2.1. Ленинградская академическая капелла 19
2.2. Государственный академический русский хор 23
2.3. Государственная академическая хоровая капелла России 29
2.4. Камерные хоровые коллективы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Хорошая содержательная работа. Если необходимо, пишите, по цене договоримся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А.Б. Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980. – 216 с.
2. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. – 2-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1956. – 267 с.
3. Барыкина Л. Капельмейстер России (юбилейное) // Литературная газета. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: www.old.lgz.ru/article/7340, свободный.
4. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php, свободный.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.
6. Гарднер И.А. История богослужебного пения русской православной церкви: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), 2004. – 496 с.
7. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собр. соч.: В 9 т. – Т. 6. – М.: Русская книга, 1994. – С. 70-72.
8. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки: очерки. – Л.: Музгиз, 1959. – 781 с.
9. Горулева Е.А. Краткая летопись Придворной Певческой капеллы в рукописи А.Е. Хомутенко // Десятые открытые слушания «Института Петербурга»: Материалы конф. (11-12 января 2003 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.institute-spb.standardsite.ru, свободный.
10. Государственный академический русский хор [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmv.ru/person/svesh.htm, свободный.
11. Давыдова Н.А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX – начале ХХ в.: Автореф. дис. … канд. культурологии. – Ярославль, 2009. – 24 с.
12. Зарубежная гастроль ленинградской капеллы в 1928 году // Хоровое искусство: Сб. статей. – Вып. 2 / Под ред. А.В. Михайлова, К.А. Ольхова, Н.В. Романовского. – М.: Музыка, 1971. – С.95-151.
13. Зверева С.Г. Государевы певчие дьяки после «Смуты» (1613 – 1649 гг.) // Герменевтика древнерусской литературы: Сб. статей / Отв. ред. А.С. Демин.– М.: Тип. Мин. к-ры СССР, 1989. – С. 370-378.
14. Зингаренко А.А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в 17 – первой половине 19 века (к проблеме воспитания музыкального слуха): Автореферат. дис. … канд. искусствовед. – СПб., 2008. – 22 с.
15. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века. – М.: Советский композитор, 1985. – 231 с.
16. История русской музыки: В 10 т. – Т. 2 / Под ред. Ю.В. Келдыша, О.Е. Левашевой. – М.: Музыка, 1985. – 334 с.
17. Келдыш Ю.В. На грани древнего и нового периодов русской музыки // Очерки и исследования по истории русской музыки / Предисл. О.Е. Левашевой. – М.: Советский композитор, 1978. – С. 51-63.
18. Ковалев К.П. Бортнянский (серия ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 1989. – 304 с.
19. Крыловская И.И. Вокальная педагогика Средневековой Руси: опыт реконструкции знаний // Проблемы музыкальной науки (Уфа). – 2011. – № 1. – С. 34-38.
20. Кудрявцева-Мурина Е.П. Михаил Георгиевич Климов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. – СПб.: СПб. консерватория, 1993. – С. 15-32.
21. Легостаев Е.Д., Легостаева Е.Е. Музыкально-просветительская деятельность русских хоров в контексте современно хорового исполнительства // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Гл. ред. М.С. Космовская. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010. – С. 327-340.
22. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: Астрель, 2012. – 336 с.
23. Мещерина Е.Г. Музыкальная культура Средневековой Руси. – 2-е изд., перераб. – М.: Канон, 2008. – 320 с.
24. Можейко Л.М. История русской музыки. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 121 с.
25. Музалевский В.И. Старейший русский хор. 1713 – 1938. – Л.: Искусство, 1938. – 76 с.
26. Музыкальная эстетика России XI – XVII веков / Сост. текстов, пер. и общ. вступит. ст. А.И. Рогова. – М.: Музгиз, 1973. – 248 с.
27. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
28. Особняк на Большой Грузинской. К 65-летию Хорового училища им. А.В. Свешникова. Воспоминания, заметки, беседы. – 2-е изд. – М.: Композитор, 2009. – 280 с.
29. Пигров К.К. Руководство хором / Под ред. К. Птицы. – М.: Музыка, 1964. – 220 с.
30. Разумовский Д.В. Церковное пение в России: опыт историко-технического изложения / Д.В. Разумовский. – Вып. 1-3. – 400 с. (репринтная копия издания 1867 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/597481/, свободный.
31. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2007. – № 1. – С. 63-67.
32. Романовский Н.В. К юбилею А.В. Свешникова // Хоровое искусство: Сб. статей. – Вып. 2 / Под ред. А.В. Михайлова, К.А. Ольхова, Н.В. Романовского. – М.: Музыка, 1971. – С. 12-16.
33. Романовский Н.В. Русский регент (легенды и были). – Лебедянь, 1992. – 60 с.
34. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005. – 232 с.
35. Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 30 с.
36. Тутолмина С.Н. Русские певчие Триоди древнейшей традиции: Автореф. дис. … канд. искусствовед. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/..., свободный.
37. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – 2-е изд. – М.: Советский композитор, 1971. – 623 с.
38. Хор Свешникова [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/sveshnikov-choir.html, свободный.
39. Шереметьева Н.М. М.Г. Климов: Дирижер Ленинградской академической капеллы. – М.: Музыка, 1983. – 133 с.
40. Шиндин Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. … доктора искусствовед. – Новосибирск, 2004. – 50 с.
41. Шишкина Л.В. Процесс музыкального обучения в Древней Руси XV – XVII столетий (по древнерусским певческим учебным пособиям). – М.: Прометей, 2004. – 181 с.
42. Юрлов А.А. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. и ред. М. Марисова. – М.: Сов. композитор, 1983. – 200 с.