Введение
Творчество и персона Н.А.Римского-Корсакова несут внутри себя поразительное сплетение ясности и скрытности. Его значение в истории русской музыки безоговорочно - Римский-Корсакова оставил отпечаток как один из отцов русской композиторской школы, преподаватель, редактор, дирижер, теоретик, собиратель фольклора, создатель учебников.
В отношении Римского-Корсакова есть такой феномен: признание его наград бесспорно, хотя его музыка звучит редко. В публичном сознании он стает скорее как композитор-сказочник, профессионал необычных образов и колористических эффектов; его подлинное значение мыслителя, воссоздавшего в музыке дух, космизм старого славянского мировоззрения лишь начал формироваться в разумах на этапе Х1Х-ХХ веков. Данный процесс не успел закончиться, потому что был прерван вследствие сложившихся исторических событий. В советскую эпоху эстетические и философские ценности композитора трактовались с точки зрения категорий «нации» и «реализма».
В музыковедческой литературе о Римском-Корсакове присутствует противоречие: одинаковым действиям может быть дана разная интерпретация; создается чувство, что можно найти объяснение любой трактовке, любой позиции. О нем в различное время высказывались такие мнения, как «редкостная "рассредоточенность" мысли» (Р.Ширинян) и «замечательное единство настроя» (И.Лапшин). Тяготение к изображению обрядовой стороны этнического обихода трактовалась и как следование кучкистским заветам и как стилевая романтичная черта, ну а в свете заключительных веяний - как космогоническая картина мира.
Цитата звучит так: «он рассказывает то о стародавней гармонии жизни . ("Снегурочка"), то о дерзновенности жителя нашей планеты и преобразующей мощи его умения ("Садко"), то о "талантах и злодействе" ("Моцарт и Сальери").
Цель данной курсовой работы изучить и проанализировать творчество Н. Римского-Корсакова, рассмотреть какие произведения изучаются в музыкальных школах, как можно активизировать познавательную деятельность или познавательный интерес через эти.
Объект изучения – творчество Римского-Корсакова, влияние его опер на учеников.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Оперы Римского-Корсакова 5
1.1 Снегурочка 5
1.2 Садко 8
Глава 2.Анализ и изучение опер Римского-Корсакова в школе 12
2.1 Активизация познавательной деятельности 12
2.2 Изучение творчества Римского-Корсакова в школе 17
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Заключение
Если заявлять не об уровне обобщений, а о стилевых отличительных чертах, отдельных свойствах — то творчество Римского-Корсакова довольно выучено. Творчество композитора рассматривается в контексте общекультурных направленностей времени, характеризуются как этапы творчества, так и отдельные творения. В книжке М.Рахмановой - заключительной монографии по Римскому-Корсакову — обнаружено то соответствие обобщенности и детализации, которое дозволяет составить представление о композиторе в художественном, публичном контексте и вмести с этим не утрачивать его особенность; поднимаются вопросы исследованности, востребованности креативного наследия композитора, предусматривается прогрессивное состояние проблематики.
При работе с творчеством Римского-Корсакова мы столкнулись с многоуровневым проявлением приспособления архетипа. Вот эти уровни:
• архетипический сюжет. Все оперы рассматриваются как единичное «сверхпроизведение», основанное на инвариантной сюжетной схеме, которая к тому же восходит к архетипической сюжетной модели, имеющей место в различных мифологических системах и более именитой в древнегреческом варианте, как мысль о Деметре и Персефоне. В работе инвариантный сюжет назван «метасюжетом»;
• ряд архетипических образов, включающий в себя, кроме фигур, достаточных для олицетворения мифологемы — Дева, Мама («земной» дамский образ), и Искуситель, - архетипы, отражающие стадии становления человеческого духа - Тень (трикстер), Анима, Умный старец, Самость (Андрогин);
• архетип мифологического места. В некоторых эпизодах происходит активизация архетипа начальной стихии — данное как правило соединено с видами моря и леса;
• проекция архетипа в сфере музыкального формообразования: явления «рассредоточенных» форм различного масштаба, также «живописно-картинный симфонизм» как своеобразная черта музыкальной драматургии Римского-Корсакова.
Главная проблема исследования — рассмотрение оперного творчества Римского-Корсакова как целостной мифологической системы. Оно трактуется как «сверхпроизведение», в котором накладывается система архетипических образов, отражающих ступени становления человеческого духа. В этой связи встает ряд проблем, связанных с выявлением качеств данной системы:
• переустройство инвариантной базы метасюжета, являющегося моделью всех опер Римского-Корсакова; сопоставление с подобными мифологическими сюжетами;
• раскрытие и описание системы инвариантных образов, формирующих метасюжет; сопоставление их данных с аналогами в мировой культуре;
• раскрытие инвариантных частей, компонент.
Гипотеза исследования состоит в том, что все оперы Римского-Корсакова, как сказочные, так и реалистические, считаются изоморфными проявлениями единичной сюжетной модели — в работе она названа «метасюжет» - с устойчивым комплектом инвариантных персонажей.
Мир Римского-Корсакова — единичная, довольно закрытая система, вступающая во взаимодействие с наружными воздействиями, но постоянно сохраняющая собственную целостность. Не композитор был созвучен времени; эпоха в какой-то момент выискала разыскиваемое в его творчестве, отличающаяся духовной наполненностью и ровностью художественного итога.
В недрах оперного творчества Рнмского-Корсакова состоялось составление системы архетипов, обусловленное мифологическими закономерностями мышления композитора. Мифопоэтическая логика проявилась в интеграции исторически сформировавшихся архетипических моделей в ткань его творений. Архетипы работают на уровнях образов - Тень, Анима, Умный старец, Андрогин (самость), ребенок — и сюжета, схожего мифу о Деметре и Персефоне, но индивидуального по трактовке: у Римского-Корсакова на первый план выходит образ дочери, а образ матери преобразуется в контрастный по нраву дамский вид, конкурирующий с «иномирной» девой.
Согласно с мифопоэтической логикой, заложенной в системе, творения Римского-Корсакова трактуются как изоморфы единичного метасюжета. На основании их сопоставления выявляются инвариантные черты архетипических образов и сюжета, относящиеся предпочтительно к музыкальной сфере и подкрепленные ситуативными повторами. Сопоставление с мифологическими прообразами выявляет внутреннюю обусловленность, неслучайность формировавшегося ансамбля инвариантных музыкальных и сюжетных деталей.
Список используемой литературы
1. Абелюк Е. Миф или сказка. М., 1995.
2. Албу А. «Чувство природы» в русской музыкальной классике. И его мировоззренческая сущность. // О композиторском и исполнтитель-ском творчестве русских музыкантов. Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.З. М., 1993, с. 58-71.
3. Асафьев Б. Избранные труды. Т.З, М., 1954.
4. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Римский-Корсаков. Опыт характеристики. Пб., 1922.
5. Асафьев Б. Симфонические этюды. П., 1970.
6. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1995.
7. Баева А. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра). Автореф. дисс. .д-ра иск. М., 2000.
8. Барсова Л. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: па примере творчества Римского-Корсакова. СПб., 2007.
9. Ю.Барт Р. Мифологии. М., 1996.
10. П.Батракова С. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М., 2002.
11. Богданов К. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
12. Валькова В. Архетип куклы в творчестве Д.Шостаковича. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.95-102.
13. Валькова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление. // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гпесиных. Вып. 118. М.,1992, с.40-61.
14. Валькова В. Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы». // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб.тр. по материалам конф. 24-26 сент.2002. / РАМ им. Гне-синых. М., 2002, с.60-71.
15. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.,1993.
16. Гаспаров М. Избранные статьи. М.,1995.
17. Гервер Л. К проблеме «Миф и музыка». // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118, 1992, с.7-21.
18. Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). Автореф. дисс. .канд. иск. М., 2000.
19. Гервер Л. Совокупный поэтический текст романсового творчества композитора как объект мифологической реконструкции. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.65-72.