Введение
Китай – это государство с богатой историей, традициями, государство очень древнее. История музыки Китая насчитывает не одно тысячелетие. Национальная народная музыка, пение и исполнительство на инструментах, опера и музыкальная теория – все эти отрасли музыкального искусства нашли свое отражение в летописи истории государства.
В то же время, традиционно принято считать, что основной для Китая является музыка народная, национальная, она отражает традиции и историю, и бережно хранится и в XXI веке. Отчасти это так, ведь народная музыка исследуется как в самом Китае, так и за его пределами.
С течением времени в музыкальной культуре Китая появляются новые веяния, не без влияния европейской традиции. К таким явлениям современной музыкальной жизни мы относим исполнительство на фортепиано, которое возникает и развивается в XX веке, и продолжает свое развитие и в настоящее время.
В настоящее время активно развивается концертной исполнительство на фортепиано, музыкальное образование в Китае. Интересно, что разные отрасли музыкального искусства в современном Китае объединяют в себе традиции тысячелетнего государства, и одновременно включаются в мировой процесс глобализации, универсализации языка общения, в том числе и музыкального языка.
В отношении фортепианной школы об этом говорится в кандидатской диссертации Хоу Юэ: «Будучи одной из важнейших областей национального музыкального искусства, детская фортепианная музыка и исполнительство Китая тесно связаны со всей национальной музыкальной культурой и отражают характерные особенности ее развития. Это неотъемлемая составная часть многонациональной китайской культуры, опирающаяся на богатства, уникального народного песенного и инструментального фольклора, уходящего своими корнями в глубокую древность. В наше время огромное значение детского фортепианного образования в духовном развитии личности и общества постепенно получило заслуженное признание, было высоко оценено и принято представителями педагогических и искусствоведческих кругов, интеллектуальной и политической элиты современного китайского государства» .
Творческая активность китайских пианистов позволяет им все больше завоевывать признание, в том числе на международной арене. Имена известных исполнителей становятся известными по всему миру, китайские пианисты становятся лауреатами международных конкурсов, гастролирующими музыкантами. Это тенденция требует осмысления, что определило актуальность курсовой работы.
Степень изученности.
Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики в Китае находятся в стадии разработки. Заимствовав европейскую, и русскую традиции, музыканта КНР только сейчас начинают формировать собственную школу, осознавать специфику национального стиля исполнения, создавать собственные методики. Проблемы музыкального образования в Китае все чаще становятся тематикой работ различного уровня, от статей в периодических изданиях до диссертационных исследований. Именно этой тематике посвящена диссертация «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития» Хоу Юэ . Диссертация имеет методическую направленность, некоторые теоретические обобщения в ней связаны с особенностями фортепианного образования в КНР под влиянием советской фортепианной школы. Материал диссертации Хоу Юэ послужил основой для теоретических обобщений в нашей работе.
Также внимание китайских исследователей привлекает феномен фортепианного исполнительства в Китае, осознание его закономерностей. В кандидатской диссертации Сюй Бо изучаются современные исполнители, исследуются исторические предпосылки фортепианного бума в современном Китае, анализируются достижения пианистов современности.
Комплексное изучение фортепианной методики и исполнительства в Китае – дело будущего. Его необходимо изучать в связях с богатой историей этой страны. Не менее важно и то, что китайская фортепианная методика во многом связана с российской, и ее нужно изучать во взаимосвязи с русской.
В российском музыкальном образовании настало время перемен, вводятся новые Федеральные стандарты , внедряются технологии развивающего обучения . Как эти процессы влияют на методику обучения фортепиано в Китае? Какова должна быть современная методика фортепианного обучения в ДМШ? Представим авторский ответ на эти вопросы в курсовой работе.
Итак, нашей целью является сравнение особенностей фортепианной методики и исполнительства в Китае и России и создание комплексного представления о современном обучении фортепиано в ДМШ.
Цель определила следующие задачи курсовой работы:
1. Сравнить обучение на фортепиано в Китае и России.
2. Охарактеризовать особенности развивающего обучения и возможности его применения при игре на фортепиано.
3. Дать характеристику проблемам обучение игре на фортепиано и наметить пути их решения.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (с подразделением на разделы в соответствии с 2 и 3 задачей курсовой работы), заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Обучение на фортепиано в Китае и России: сравнительная характеристика 7
Глава 2. Современная методика начального обучения игре на фортепиано 14
2.1 Развивающее обучение и методика преподавания фортепиано в ДМШ 14
2.2 Проблемы в современном обучении и возможности их решения 24
Заключение 27
Список литературы 29
Заключение
В современном обучении игре на фортепиано ставятся задачи оптимизации методов и приемов работы, в соответствии с задачами современной системы образования. История музыкального образования в Китае и России различна, методика и школа каждой из стран имеет свои особенности. Одновременно, уже на протяжении столетия страны ведут активный культурный диалог, который плодотворно сказывается на фортепианном искусстве двух стран.
И в Китае, и в России, фортепианная школа в настоящее время начинает активно отходить от методов образования, направленных на воспроизведение культурного опыта. Приветствуется творческое начало у учеников и педагогов, центральным направлением в развитии провозглашается эстетическое воспитание и развивающее обучение.
По мнению Хоу Юэ, «в последние четверть века в связи с кардинальными изменениями в социальной и духовной сферах китайского общества обострилось внимание к личности детей, стремление к ее разностороннему развитию. Главные задачи заключаются в формировании у детей музыкальных интересов и вкусов, раскрытии творческого потенциала ребенка на уроках музыки, воспитании у подрастающего поколения любви и уважения к родной природе, родному краю. Поэтому изучение истоков китайского детского фортепианного образования, периодов ее развития, способов преломления народных традиций является актуальным как в плане историко-теоретическом, так и в свете его эстетико-педагогической: значимости» .
Как мы видели их экскурса в историю фортепианного образования в России, здесь происходят аналогичные процессы.
Существенным различием в ситуации музыкального образования двух стран является то, что в Китае правительство поддерживает начинания в сфере культуры, активно формирует общественное мнение, стремится воспитывать не только исполнителей, но и слушателей филармонических концертов. В России обучение происходит по сложившейся традиции, а новые тенденции с трудом находят себе дорогу в фортепианный класс.
Итак, сравнив фортепианное исполнительство и методику в Китае и России, мы отметили их взаимовлияние, а также родственные процессы обновления методов обучения, которые происходят в настоящее время. В курсовой работе мы сравнили обучение на фортепиано в Китае и России, охарактеризовали возможности развивающего обучения применительно к обучению игре на фортепиано, дали характеристику проблемам внедрения новых методов в образовательный процесс.
Цель и задачи работы достигнуты.
Список литературы
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой [Ноты]: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Д. Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1981. – 100 с.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
4. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы [Текст] / Е. Винокурова. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008.
5. Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор № 1 (25). Чита, 2011. С. 26-27.
6. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и многое другое [Текст] / Д.Д. Кабалевский. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. – 44 с.
7. Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Сб. статей / Сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. – Ростов-на-Дону: издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. – С. 302-312.
8. Китайские пианисты сегодня – проблемы стилистики интерпретации // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. научных тру-дов ОГИИ. Вып. 9 / сост. и научн. редактор В. А. Логинова. – Оренбург: изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. – С. 257-262.
9. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е.Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 243с.
10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1987. – 240 с.
11. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – 400с.
12. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст]: методические рекомендации / Т.И. Смирнова. – М.: РИФ «Крито-логос», 1992. - 56 с.
13. Старовойтова Л. Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. - М., 2003.
14. Сюй Бо Китайские пианисты на рубеже XX – XXI веков [Текст] / Сюй Бо. Электронные источники, режим доступа: http://www.rostcons.ru/assets/almanac/2011_1/3/suibo.pdf
15. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков [Текст] / Сюй Бо. Автореф. канд. дис. – Рост-на-Дону, 2011.
16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М, Теплов. – М.: издательство Академии наук РСФСР, 1947. – 335 с.
17. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста [Текст] / Е.М. Тимакин. - М.: Советский композитор, 1989. – 144 с.
18. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1987. – 79 с.
19. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1988. – 64 с.
20. Туркина Е. Котенок на клавишах [Ноты]: фортепиано для самых маленьких. Часть I. – Спб.: Композитор, 1996. – 96 с.
21. Федеральные государственные требовании к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» [Текст]: утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86.
22. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: Книга для учителя /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
23. Хоу Юэ Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития [Текст] / Хоу Юэ. Автореф. канд. дис. – Спб., 2009.
24. Хоу Юэ Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае в первой трети XX века [Текст] / Хоу Юэ // Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена. – 2008. - № 85. - с. 132 – 135.