Введение
Жанр мюзикла возник около ста лет назад и по сей день продолжает набирать обороты. Интерес к мюзиклу в современной культуре достаточно интенсивен и в XXI веке. В 2010 году состоялась премьера мюзикла «Алые паруса» М. Дунаевского, впоследствии переработанная композитором и ставшая событием в Москве и регионах (Екатеринбурге, Новосибирске, Перми и других городах) осенью 2013 года.
Часть мюзиклов, поставленных в последнее время на сценах российских театров, создана отечественными композиторами, часть (приведем для примера известные французские мюзиклы как «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», также культовые «Вестсайдская история», «Иисус Христос суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы», «Чикаго», также прозвучавшие в России и на мировой киноарене ранее) - зарубежными.
Обращаясь к истории музыки, мы узнаем, что происхождение отечественного и зарубежного мюзикла имеет общие корни. Возникает вопрос: а является ли мюзикл частью отечественной музыкальной культуры, или это явление полностью заимствованное?
Об это же говорит композитор Виктор Лебедев в одном из своих интервью, рассуждая об упадке отечественного мюзикла . Очевидно, что это одна из актуальных проблем, требующая пристального рассмотрения. Для того, чтобы оценить современное состояние развития жанра, необходимо знать его историю, оценить вершинные явления в данном жанре, начиная с середины XX века. Это и определило обращение к теме «Жанр мюзикла и его воплощение в отечественной музыке последних десятилетий».
Методическую основу работы составили брошюры и статьи по истории развития мюзикла: С. Бушуевой , В. Адабашьяна , а также аналитические обзоры М. Гринберг и М. Тараканова , Е. Уваровой , Э. Кона , Э. Кампуса . В качестве информационных источников были задействованы интервью , в том числе из электронных источников .
Ознакомившись с источниками, можно констатировать, что комплексное исследование мюзикла – дело будущего. В настоящее время одна из попыток глубоко исследовать мюзикл второй половины XX века - диссертационное исследование М.С. Бобровой , а сбор фактологической информации осуществлен в информационной энциклопедии о величайших мюзиклах современности .
Целью курсовой работы является рассмотрение истории становление и развития жанра мюзикла в России, и анализ принципов воплощения жанра «мюзикл» в творчестве А.Рыбникова, В.Лебедева, Г.Гладкова, М.Дунаевского.
Цель определила основные задачи работы:
1. Охарактеризовать происхождение жанра мюзикл.
2. Дать общее представление об эволюции жанра мюзикл в XX веке.
3. Определить особенности претворения мюзикла в творчестве ряда композиторов, таких как В. Лебедев, А. Рыбников, М. Дунаевский, Г. Гладков.
4. На основе исторических данных сделать общую характеристику путей развития мюзикла во второй половине XX – начале XXI века.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава – «История становления жанра мюзикл» - историческая. В ней дан обзор становления и эволюции жанра мюзикл в XX – начале XXI века в России и за рубежом.
Вторая глава – «Мюзикл в отечественной музыке последних десятилетий» - посвящена историческому обзору конкретных произведений в жанре мюзикл. Здесь исследуются такие произведения, как «Юнона и Авось» В. Рыбникова, «Алые паруса» М. Дунаевского. Произведения рассматриваются в контексте творчества композитора, дается их сравнительная характеристика.
В заключении конкретизированы выводы по работе, охарактеризована современная ситуация в жанре мюзикл, дана оценка отечественному мюзиклу последних десятилетий.
Список литературы курсовой работы состоит из 24 наименований.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История становления жанра «мюзикл» 6
Глава 2. Мюзикл в отечественной музыке последних десятилетий 16
2.1 Мюзикл в творчестве А. Рыбникова 16
2.2 Мюзикл в творчестве В.Лебедева 18
2.3 Мюзикл в творчестве Г.Гладкова 20
2.4 Мюзикл в творчестве М. Дунаевского 21
Заключение 23
Литература 25
Заключение
Мюзикл в отечественной традиции имеет свои особенности, связанны с историко-культурными, политическими особенностями развития нашей страны.
В отличии от американского аналога, русский мюзикл не был ориентирован на развлекательность. Советские театры являлись учреждениями культуры, ставили перед собой, прежде всего, просветительские цели. Это сказалось на тематике российского мюзиклов, на его образной, художественной составляющей.
Российская культура имеет богатую литературную и поэтическую традицию, которая нашла отражение в мюзикле. Фигура либреттиста имеет большое значение, он оказывается равным композитору создателей спектакля (наиболее яркий пример: Рыбников – Грушко ). Первые российские мюзиклы были названы рок-операми, или зонг-операми, также существовало понятие «музыкально-поэтическая сказка», В этих жанрах происходит преобразование американской традиции мюзикла на русскую почву, его ассимиляция.
Среди компонентов мюзикла существует неравномерное распределение ролей. Так литература, поэзии в российском мюзикле важны, а вот хореография и пластика не играют ведущего значения. Возможно, эта тенденция в ближайшее время будет пересмотрена, ведь в одном из последних произведений – новой версии мюзикла «Алые паруса» М. Дунаевского в Московском театре мюзикла пластика становится одним из важнейших компонентов спектакля.
В целом, характеризуя значение мюзикла для современной российской культуры, необходимо сказать, что он занимает некое промежуточное значение между популярной и классической музыкой. Бум популярной музыки 1990ых годов в последнее время сменяется на активизацию интереса к музыке классической традиции. Множество исполнителей, гастролирующих пианистов, вокалистов и др. тому подтверждение. В этом контекст интересно, что отечественный мюзикл начинает «идти в гору». С чем это связано? Видимо, мюзикл является чрезвычайно мобильным жанром, он может удовлетворять потребности различных слушательских аудиторий: от апологетов классики до молодежи, приверженной в большинстве своей музыке поп-культуры.
Предположим, что потенциал отечественного мюзикла еще до конца не исчерпан. Именно в современных условиях, когда политическая система не накладывает идеологические ограничения на произведения культуры и искусства, а музыка коммерческая имеет достаточно развитую инфраструктуру, востребована в обществе, возможно дальнейшее развитие жанра мюзикла в русской музыке.
Рассмотрев в курсовой работе историю становления мюзикла за рубежом и в России, проанализировав различные воплощения жанра мюзикла в произведениях А.Рыбникова, В.Лебедева, Г.Гладкова, М.Дунаевского, мы дали представление об эволюции данного жанра в России и современном его состоянии.
Цель и задачи работы выполнены.
Литература
1. Адабашьян, В. Мюзикл / Музыка наших дней: Современная энциклопедия. - М.: Аванта , 2002. - С. 80-81.
2. Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века. Автореф. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
3. Бушуева, С. Мюзикл. Сб. ст., 2 изд. доп. / Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М.: Искусство, 1989. - С. 170-193.
4. Вейнценфельд, А. Новая студия Алексея Рыбникова / Звукорежиссер. - 1999.
5. Великие мюзиклы мира. – М,: Олма-пресс, 2002. – 740 с.
6. Гринберг, М., Тараканов М. Современный мюзикл. Сб. ст. / Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 231-286.
7. Грум-Гржимайло, Т. Алексей Рыбников в поисках нового театра. Литургия оглашенных. Интервью / Литературная газета. - 1993. - 29 сентября.
8. Грум-Гржимайло, Т. Литургия? Мистерия? Проповедь? (Беседа с А. Рыбниковым) / Независимая газета. - 1992. - 1 дек.
9. Емельянова, И. Мюзиклу можно все / Великие мюзиклы мира: Популярные энциклопедии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5 - 26.
10. Интервью с Г. Гладковым «Давайте негромко». Электронные источники, режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/09/gladkov.html
11. Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
12. Кон, Э. Мюзикл после мюзикла / Америка. 1991. - № 7. - С. 47 - 51.
13. Корябин И. Премьера, открывшая сезон / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 11. - С. 5-6.
14. Кретова, Е. «Литургия оглашенных»: Рыбников возвестил Апокалипсис / Коммерсант. - 1992. - 14 нояб.
15. Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/
16. Максакова, Н. Ад и рай Алексея Рыбникова / Парламентская газета. -2003. - № 131 (16 июл.).
17. Мосина, М. Алексей Рыбников: Я очень боюсь лекарств / Аргументы и факты. Здоровье. - 2008. - 23 сентября.
18. Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты. – М.: Государтственное музыкальное издательство, 1962. – 99 с.
19. Пранг А. Французский детектив – русский мюзикл / Музыкальная жизнь. - 2005. - № 12. - С. 12-13.
20. Растегаева, Е. Алексей Рыбников / Музыка в России. - 2007. - № 1.- С.2.
21. Ткачев, А. Алексей Рыбников: насколько многогранен человек - настолько многогранна музыка / Музыкальная жизнь. - 2000. - № 8.
22. Тхарева Т. «Mamma mia» или много шума из ничего / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 12. - С. 6-7.
23. Уварова, Е. Мюзикл в России / Эстрада в России. XX век. - М.: Олма-пресс, 2004. - 861 с.
24. Эттингер, М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое. Заметки об истории жанра / Америка. 1976. - № 231. - С. 31 - 34.