Введение
Жизнь Иоганна Брамса и его творчество были обстоятельно описаны в труде Макса Кальбека еще при жизни композитора. По словам Г. Галля, этот «исчерпывающий труд собрал воедино все биографические данные в полном смысле этого слова, - причем в ту пору, когда были живы все непосредственные источники информации» [1, с. 23]. Вслед за первой, появилось множество биографий композитора на различных языках. На русском языке написаны две монографические работы о творчестве композитора: М. С. Друскина [4] и Е.М. Царевой [10].
И все-таки творчество Иоганнеса Брамса продолжает оставаться некоей загадкой. Не до конца понятый современниками, композитор, соединивший в своей стилистике черты барочного, венского классического, романтического направлений, в современной музыкологии он остается актуальным объектом для изучения.
Симфоническое [9] и фортепианное творчество Брамса [4, 10] достаточно обстоятельство изучено, тогда как его камерно-инструментальные сочинения и концерты исследованы значительно меньше. Это и определило актуальность темы «Скрипичные концерты Брамса в эволюции стиля».
Целью курсовой работы является исследование скрипичных концертов в контексте творческого пути и стиля Брамса.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать жизненный и творческий путь композитора.
2. Дать представление о периодизации творчества Брамса.
3. Проанализировать особенности стиля композитора.
4. Представить концерты для скрипки Брамса в эволюции стиля композитора.
Объект работы: жизнь и творчество Брамса.
Предмет курсовой работы: концерты для скрипки Брамса.
В курсовой работе были применены следующие методы:
1. Теоретические: анализ музыковедческой литературы и концертов для скрипки с последующим обобщением и синтезом.
2. Эмпирические: практическое изучение концертов для скрипки посредством целостного анализа сочинений.
Курсовая работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Жизненный и творческий путь И. Брамса 5
Глава 2. Периодизация творчества и общая характеристика стиля И. Брамса 15
Глава 3. Концерты для скрипки с оркестром в эволюции авторского стиля 22
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение. Список концертов И. Брамса 35
Заключение
Исследование музыки Брамса на русском языке осуществляется как в монографиях, в том числе переводных [1], так и в диссертационных исследованиях [6, 7]. Потенциал, заложенный в музыке, в отечественной истории музыки не раскрыт до конца.
Музыка Брамса достаточно сложна. Ее сложность состоит не в образном строе сочинений, но в особом подходе композитора, в его аппелировании к рациональному началу при восприятии музыки. Непосредственная, стихийная эмоциональность у Брамса ограничена, а некоторые образы – многозначны. В связи с этим, описание сочинений встречается с трудностью их истолкования, интерпретации. Вместе с тем, ре мажорный концерт репертуарен. Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг и многие другие. В связи с этим, исследование концерта представляется весьма актуальной задачей.
В курсовой работе осуществлена попытка анализа концерта для скрипки И. Брамса в контексте стилевой эволюции композитора, охарактеризованы его особенности в связях с музыкой предшествующего и последующего периодов и на основе представлений о музыкальной стилистике композитора.
Цель и задачи курсовой работы выполнены.
1. Галь Г. Иоганнес Брамс. Творчество и личность / Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера, три мира. – М.: Радуга, 1986. - 640 с.
2. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. - М.: Музыка, 1965. - 432 с.
3. Гусева А.В. Гармония Брамса как фактор стиля. Автореф. канд. дис. – Л., 1985. – 24 с.
4. Друскин М. Иоганнес Брамс. Изд. 4-е. – Л.: Музыка, 1988. – 96 с.
5. Друскин М.С. Вокальная лирика Брамса / Советская музыка. – 1958. - № 5. – С. 56-64.
6. Лавелина Ж.А. Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов Иоганнеса Брамса. Автореф. канд. дис. – Новосибирск, 2002. – 29 с.
7. Мревлов А. Поздний период творчества Брамса. Автореф. канд. дис. – Л., 1982. – 26 с.
8. Протопопов В. Полифония Брамса [Текст] / Западноевропейская классика ХЖ-Х1Х веков. - М.: Музыка, 1965. - С.504-534.
9. Соллертинский И.И. Симфонии Брамса / Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. - Л.: Музиздат, 1956. - С. 247-269.
10. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1986. - 384 с.
11. Царева Е.М. К проблеме стиля И. Брамса / Из истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1971. – С. 19-34.