Введение
Музыкальное образование в современной России находится в стадии коренной трансформации. Достаточно длительное время обучение и воспитание в музыкальных школах и школах искусств осуществлялось на базе традиций, заложенных в советское время. Смена социальных и культурных условий 1990-х – 2000-х гг. требует от педагога подхода, удовлетворяющего запросам общества. Личностно-ориентированное обучение, направленное на комплексное творческое развитие личности ребенка становится одной из центральных задач педагогического подхода во втором десятилетии XXI века.
Методика обучения игре на флейте находится в русле отмеченной выше тенденции музыкального образования. Закон об образовании Российской Федерации регламентирует ориентироваться на преподавание, целью которого должно являться интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. В связи с этим, актуальнейшими вопросами в работе с детьми младшего школьного возраста для педагога музыкального образования является то, на что в первую очередь необхо¬димо обратить внимание при обучении на инструменте, какие ка¬чества нужно вырабатывать и развивать, чтобы воспитать орга¬нично развитую личность будущего музыканта. Как правильно выстроить педагогический процесс и выбрать наибо¬лее продуктивные формы и методы воздействия. Это и определило новизну подхода в курсовой работе, в которой мы обратились к теме «Некоторые аспекты профессионально-испольнительских навыков в процессе начального обучения игре на флейте». Исследуя особенности начального обучения, особое внимание мы удели тем методам работы, которые отвечают современным тенденциям в образовании Российской Федерации.
Нами было проведено исследование, которое позволило выявить ряд противоречий в современной практике обучения начинающих флейтистов, а именно:
• противоречие между накопленным эмпирическим опытом работы с начинающими музыкантами и отсутствием методик, обобщающих этот опыт с позиций исполнительской практики и достижений в области педагогики музыкального образования, музыковедения и других областей современных гуманитарных знаний;
• противоречие между музыкальными предпочтениями учеников и методами традиционного музыкального образования, которые зачастую выдвигают высокие требования к обучению детей, что приводит к нежеланию ребенка продолжать занятия;
• однообразная схема обучения чаще всего ограничивается разучиванием сложных нот, что приводит к незаинтересованности и плохой успеваемости ученика.
На основании указанных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обобщении накопленного опыта работы с начинающими флейтистами, анализе форм и методов процесса обучения, соотносимых с состоянием современной музыкальной культуры и уровнем музыкально-педагогической науки.
Цель работы: теоретически обосновать особенности исполнительского дыхания и артикуляции в процессе обучения в классе флейты на начальном этапе обучения.
Цель определила основные задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать методические принципы работы над исполнительским дыханием в классе флейты, учитывающие специфику младшего школьного возраста и достижения современной системы образования.
2. Представить методику работы с артикуляций на первом этапе обучения флейтовому исполнительству.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Исполнительское дыхание 6
Глава 2. Артикуляция 20
Заключение 33
Список литературы 34
Заключение
Обучение игре на флейте чрезвычайно востребовано в современном социуме. По запросам современного общества педагог ориентируется не только на воспитание профессионалов, но и слушателей, любителей музыки. В связи с этим, специфика обучения игре на флейте в настоящее время приобретает несколько иной характер, чем это было в советское время. Важным становится не только формирование определенных исполнительских навыков, но и стремление создать атмосферу творчества, увлеченности на уроке. Именно это сможет сделать обучение эффективным, способствовать комплексному развитию ребенка.
В курсовой работы мы рассмотрели особенности формирования исполнительского дыхания и артикуляции в соответствии с современными стандартами образования.
Цель и задачи курсовой работы выполнены.
Список литературы
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: теоретико-методологические аспекты проблемы. - Москва: б.и., 1994. - 321 с.
2. Богосян С. Детские пьесы для блокфлейты с аппликатурой. М.: Смолин и К.о., 2006. – 48 с.
3. Буракофф Дж. Играем на блокфлейте. – М.: Смолин и К.о., 2008. – 32 с.
4. Бучнев А.А. Особенности использования технических средств при игре на духовых инструментах. Автореф. канд. дис. – М., 2002.
5. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости.- М.: Владос, 2013. – 511 с.
6. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1979. - Вып.4. - С.82-106.
7. Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. - Вып. 10. - М.: Музыка, 1991. С. 29 – 41.
8. Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста // Вопросы музыкальной педагогики. - Вып. 4. М.: Музыка, 1983. С. 14-23.
9. Мальцев Б. Школа игры на блокфлейте. – Спб.: Лань, 2007. – 48 с.
10. Новикова М.М. Основной музыкальный инструмент (флейта). Дыхание, артикуляция, штрихи. К методике обучения игре на флейте. Учебно-методическое пособие. – Спб.: издательство РГПУ им. Герцена, 2010. – 41 с.
11. Образовательная программ дополнительного образования детей «Флейта». Сост. Ю. Должиков. Электронные источники, режим доступа: http://grieg.music.mos.ru/upload/medialibrary/c52/fleyta_5_let.pdf
12. Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: Музыка, 1999. – 159 с.
13. Покровский А. В школе и дома. Методическое пособие по обучению игре на блокфлейте. Младшие и средние классы детских музыкальных школ. – С.: Советский композитор, 1985. – 68 с.
14. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. – М.: Музыка, 2007. – 56 с.
15. Симонова В. Кроха. Сборник пьес для блок-флейты. – Спб., Окарина, 2009. – 110 96 с.
16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: издательство Академии наук РСФСР, 1947. - 335 с.
17. Титов Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции. Автореф. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2002.
18. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1988. – 64 с.
19. Федеральный закон о образовании Российской Федерации, принятый Государственной Думой 26 декабря 2012 года. Электронный ресурс [Режим доступа]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681.
20. Шелудякова Ю.В. Особенности артикуляции в барочной музыке. Международная практическая онлайн – конференция. Электронные источники, режим доступа: http://www.rachmaninov.ru/merzhanov/page/scheludyakova.htm