В современном обществе происходит переоценка ценностей, связанная с общей тенденцией к глобализации, цивилизации. В связи с этим стали говорить о деградации культуры, снижении ценности гуманитарного образования и т.п. Данные процессы находят сво е отражение в общеобразовательной школе, так как область гуманитарного образования зачастую начинает требовать особой мотивации на обучение. Аналогичную мысль высказала в своей статье С.В. Платонова: «Проблему мотивации на сегодняшний день уже не удается р ешить в рамках традиционных методических подходов, поскольку во всем мире современное образование переживает этап всемирного кризиса» [11]. В связи с этим, актуальность рассмотрения обсуждаемой проблемы на современном этапе связана с изучением методически х основ мотивационной деятельности учителя, с обновлением подходов к преподаванию, стилю общения с учениками, формы подачи учебного материала и т.п.
Кроме того, проблема мотивации не сводиться к тому, чтобы создать особые условия для ученика, усилить его л ичную аргументацию к постижению знаний, умений, навыков. Мотивация – это особая категория психологии личности, способствующая росту и самосовершенствованию человека. В этом ключе мотивация приобретает особую роль, так как своевременная и позитивная мотивац ия обеспечивает не только эффективность обучения, но и создает основу дл гармоничного полноценного становления личности ребенка.
Основные направления изучения мотивации как сферы педагогики находят свое отражение и в области музыкальной педагогики. В течен ии длительного времени – в эпоху советского режима – проблема дополнительной мотивации на учебную музыкальную деятельности не была чрезвычайно важной, так как политика государства была построена таким образом, что музыкальное образование было общепринятой нормой. В современной России приоритеты изменились, теперь вопросы экономической выгоды профессия зачастую являются приоритетными.
С этим связана актуальность темы курсовой работы, в которой изучается проблема мотивации в музыкальной педагогике.
Цель курс овой работы – рассмотреть категорию мотивации в психологии и педагогике, охарактеризовать основные закономерности мотивационной деятельности учителя в области музыки в общеобразовательной школе.
Цель определила основные задачи работы:
Охарактеризовать пред ставление о мотивации в психологических учениях прошлого и настоящего.
Дать представление о мотивации в области педагогики.
Проанализировать представление о мотивации в области музыкальной психологии и музыкальной педагогики.
Очертить ряд методических прие мов, с помощью которых можно мотивировать ученика на музыкальное образование на совремнном этапе развития общества.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение
Глава 1. Понятие «мотивация» в психологии и педагогике
Глава 2. Особенности мотивации в педагогике музыкального образования
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Зависимость деятельности от общей направленности мотивации (Д. Маклеланд, Х.Хекхаузен)
Преподавание музыке в общеобразовательной школе имеет свою специфику, связанную с тем, что приоритетными являются задачи не обучающие, а развивающие. В связи с этим, мотивации в музыкальном образовании должно быть уделено особое внимание, ведь она является тем механизмом, который способствует становлению музыкального обучения в русле интегрированного и комплексного развития личности ребенка.
В курсовой работе были рассмотрены представления о мотивации в психологических учениях прошлого и настоящего, дано пр едставление о мотивации в области педагогики, проанализирована специфика исследования мотивации в музыкальной педагогике и психологии, очерчен ряд методических приемов, способствующих развитию мотивации на обучение музыке.
Таким образом, цель и задачи рабо ты достигнуты.
1.Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2004.
2.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. - М., 2000.
3.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
4.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
5.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
6.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
7.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2002.
8.Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М., 2003.
9.Метлов, Н.А. Музыка детям. – М., 1985.
10.Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М., 2008.
11.Платонова, С.В. Формирование мотивации к обучению музыке в современном мире / С.В. Платонова // Современная музыкальная педагогика: традиции и новации: материалы зонального методического семинара. – Рязань, 2011. – С. 17-20.
12.Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. - М., 1997.
13.Реан, А., Бордовская, Н., Розум, С. Психология и педагогика. - Спб., 2005 г.
14.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
15.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и теория самоактуализации. – Спб., 2002.
16.Хакхаузен, Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. – Т.I.
17.Хакхаузен, Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. – Т.II.