Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Психолого-педагогические предпосылки эстетической воспитанности школьников в процессе деятельности детского фольклорного ансамбля
1.1. Целеполагание эстетической воспитанности школьников………………6
1.2 Педагогические возможности русского музыкального фольклора............10
Актуальность работы. Проблема формирования эстетической воспитанности остается актуальной всегда. Она постоянно находится в центре внимания педагогов–практиков и исследователей. Актуальность данной темы обуславливается многообразием детских творческих коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Следует также отметить, что все меньше детские творческие центры в своей работе опираются на национальную культуру, музыкальный фольклор, содержащий в себе нравственность, эстетику народной мудрости и народной педагогики. Все больше появляются кружки эстрадного пения, основанные на подражании зарубежной вокальной школе. Поэтому мы считаем, что основная задача эстетического воспитания детей средствами музыкального фольклора – это приобщение к народному пению и обучение их в любом возрасте, а лучше – с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется мышление, развиваются способности, умения и навыки. В силу этого возникает необходимость более глубокого расширения как традиционных, так и не традиционных форм, методов и приемов вокально-эстетического воспитания в детских фольклорных коллективах.
Известно, что у молодых руководителей возникает немало вопросов в области развития детского фольклорного творчества – это часто вопросы организационного, методического характера и связаны в целом с процессом формирования эстетической воспитанности детей.
В основных документах реформы образовательной программы выдвигается как важнейшее направление – качественное развитие и повышение эстетического и художественного воспитания учащихся. Особо выделяются задачи развития чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса, умение понимать и охранять памятники истории и культуры. На наш взгляд, для решения этих задач лучшим фундаментом являются духовно-эстетические и художественные ценности народной музыкальной культуры, культуры самобытной и неповторимой. Народная музыкальная культура остается сокровищницей подлинных ценностей любого этноса: языка, поэзии, музыки. Одной из основ этнической культуры является народное пение.
Музыкальный фольклор в эстетическом воспитании школьников открывает широкие перспективы творчеству, как детям, так и руководителю, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Исходными материалами для написания курсовой работы явились труды ведущих педагогов, специалистов, разработавших основополагающие принципы и приемы методики вокально-эстетического воспитания детского народного исполнительства: Г.П. Стуловой, Л.В. Шаминой, Н.В. Калугиной, Г.М. Науменко, Н. Мешко, В. Попова, М. С. Осенневой, В. А. Самариной, А. В. Рудневой.
Нами изучены работы отечественных педагогов, социологов, касающихся моральных и эстетических категорий (Алехин Л.В., Фортова А.И.), единство нравственного и эстетического в человеческой жизни (Кунчева Л.И., Сикорский В.Ф.). Например, в работах отечественных педагогов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин) отмечено, что наиболее важные особенности личности, как интеллектуальные, эмоциональных и эстетические, плодотворно развиваются в детском возрасте.
Базой исследования является детский фольклорный ансамбль «Солнечный ветер» ДТЦ г. Мурманска.
Объект исследования – эстетическая воспитанность как основа детского народно-певческого творчества.
Предмет исследования – процесс формирования и развития эстетической культуры детей в фольклорном ансамбле.
Целью курсовой работы является практическое применение основных методов работы в детском фольклорном ансамбле для формирования у участников эстетической воспитанности.
Для достижения указанной цели было намечено решение следующих задач:
• выявить психолого-педагогические особенности эстетической воспитанности детей в фольклорном ансамбле;
• определить основные характеристики формирования эстетического развития и воспитания детей в фольклорном ансамбле.
Методологической основой курсовой работы является синтезирующая основа целостного осмысления результатов гуманитарных и музыкально-педагогических исследований по проблемам эстетического воспитания подрастающего поколения.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с фольклорным ансамблем позволили понять, что коллективное творчество детей, их пение всегда имело позитивный характер в музыкально – эстетическом воспитании, поэтому необходимо стремиться к возрождению и поддержанию народно-песенного творчества в целом.
Практическая значимость работы состоит в изучении и обобщении музыкально-эстетических представлений о процессе функционирования детского песенного творчества в современной культуре. Выводы, полученные в ходе написания работы, будут использоваться нами для дальнейшего изучения особенностей детского народно-песенного творчества, служить материалом в музыкально-педагогической деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Кондакова, О. Г. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности [Текст] / О. Г. Кондакова. Журнал Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 7) – С. 1449-1453
Науменко, Г.М.. Фольклорная азбука [Текст] / Г.М. Науменко. Методика обучения детей народному пению // М.: Издательство «Современная музыка», 2013, 138 с., илл., нот.]
и др.