Введение
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — признанный во всем мире композитор. Он почетный член многих зарубежных академий. Неоценим вклад композитора в музыкальную культуру нашей эпохи. Свидетельство тому — сама его музыка, потрясающая умы и сердца наших современников своей страстью, правдивостью, новизной. И своим глубоким историзмом. Каждое его произведение, какую бы историческую эпоху оно ни отражало, всегда о нас, о нашем времени, ибо в нем бьется беспокойная, ищущая мысль нашего современника, человека с такой огромной и дерзновенной душой, в которой уместился весь многообразный мир.
Всю жизнь Д. Д. Шостакович много сил и. энергии отдавал общественной деятельности — был депутатом Верховного Совета Российской Федерации, секретарем Союза композиторов, членом Всемирного Комитета защиты мира; вел большую педагогическую работу. Советское правительство, высоко оценивая заслуги выдающегося музыканта, присвоило ему звание народного артиста Российской Федерации, Героя Социалистического Труда.
Как никто из современных художников, этот композитор своей музыкой утвердил право и возможность музыки отображать социальные сдвиги, воспевать борьбу за те идеалы, к которым стремится человечество. Отсюда проистекают характернейшие черты его творчества — интерес к социальным проблемам, социальная страстность, высокий гуманизм, личная заинтересованность в судьбах мира, во всем значительном, что происходило на протяжении веков и что происходит сейчас. Это чувство высокой гражданственности, верное ощущение эпохи и своего места в ней гармонично сочетаются в творческой личности Шостаковича с огромной художественной одаренностью.
Особое место в творчестве композитора занимает симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». Не столь известная в широких кругах как Ленинградская симфония, она, тем не менее, также обладает невероятным эмоциональным зарядом и музыкальной экспрессией.
В 1964 году Шостакович написал вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» для солиста (бас), смешанного хора и оркестра. Композитор снова обратился к поэзии Е. Евтушенко.
Анализ указанной симфонии Шостаковича проводится практически во всех биографических монографиях, посвященных творчеству композитора. Сам автор также рассматривает данное произведение в своих воспоминаниях .
Первый исполнитель симфонической поэмы Александр Юрлов в своих записках подробно анализирует музыкальные особенности и эмоциональный ряд произведения .
Из посвященных произведению статей надо выделить статью С. Шлифштейна, она содержит глубокий анализ содержания поэмы .
Также стоит отметить статью А. Тимашовой «Из истории создания поэмы «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича». Статья посвящена вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича, которая была написана в 1964 году на слова Евгения Евтушенко (фрагмент из поэмы «Братская ГЭС»). Особое внимание уделяется анализу этапов создания поэмы «Казнь Степана Разина» и сопоставлению сочинения с симфоническими опусами Д. Шостаковича 1960-х годов. В статье представлены высказывания композитора и его современников об идее создания симфонического цикла, от которой Д. Шостакович отказался в процессе работы над поэмой. Предпринята попытка рассмотреть вопрос о том, какие события и обстоятельства послужили поводом для отказа от масштабного замысла, проанализировать особенности работы композитора с поэтическим текстом поэмы «Братская ГЭС», выявить основные аспекты выбора главного героя и трактовки образа Степана Разина .
«Казнь Степана Разина» — наибольшее погружение Шостаковича в глубины отечественной истории. Никогда он еще не обращался к столь далекому по времени историческому прошлому. Тема этого произведения как будто даже не характерна для его автора, никогда не проявлявшего стремления стать летописцем, повествующим о делах давно минувших дней. Но главное здесь — не столько в теме, сколько в том, как она раскрыта Евгением Евтушенко. Он нашел такой поворот темы, который сделал ее близкой Шостаковичу. У поэта и композитора события далекого прошлого приобретают особый смысл — социальный, этический, психологический — ив какой-то мере сближаются с нашей эпохой.
«Казнь Степана Разина» возникла «на перепутье» различных стилистических тенденций творчества ее автора. Некоторыми вокально-интонационными особенностями она близка к Тринадцатой симфонии (хотя в симфонии художественная индивидуальность композитора проявилась более «осязаемо»). Есть общие черты между «Казнью» и Одиннадцатой симфонией. Критика отмечала, что музыка эпизода «Над Москвой колокола гудут, к месту лобному Стеньку ведут» напоминает тему Дворцовой площади. В обоих случаях Шостакович передает ощущение простора (две площади: Дворцовая в Одиннадцатой, Красная в поэме). Как и в Одиннадцатой симфонии, композитор накладывает на грохочущие ударные звуковой комплекс струнных pianissimo. Он становится слышным лишь после того, как ударные умолкли. В обоих случаях этот прием передает оцепенение, ужас, в Одиннадцатой — после расстрела рабочих, в поэме — после казни Разина. Думается, что есть стилистическая общность между некоторыми страницами поэмы и эпическими образами, запечатленными в фортепианных прелюдиях и фугах.
Поэма о Разине обобщила многие творческие искания Шостаковича и вместе с тем явилась новым словом в его вокально-инструментальном симфонизме. Этим определяется актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – рассмотреть противостояние личности и толпы в вокально-симфонической поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина».
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю создания музыкального произведения.
2. Охарактеризовать стихотворный ряд Евгения Евтушенко.
3. Проанализировать музыкальное содержание вокально-симфонической поэмы.
4. Дать характеристику эмоциональному наполнению вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина»
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» 7
1.1 История создания 7
1.2 Стихотворная основа вокально-симфонической поэмы 12
Глава 2. Содержание и наполнение вокально-симфонической поэмы 18
2.1 Музыкальные особенности симфонии 18
2.2 Идейно-философский смысл вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» 20
Заключение 23
Список литературы 25
Заключение
Изучение жизни и творчества выдающегося современного композитора в принципе не должно вызывать больших затруднений: ведь эта музыка создается, можно сказать, на наших глазах, и даже если деятель искусства уже умер, то еще живы люди, которые находились с ним в непосредственном контакте, а доступ к первоисточникам вообще не составляет серьезной проблемы. Однако в случае с Дмитрием Шостаковичем дело обстоит совершенно иначе. С одной стороны, большую часть жизни он играл роль ведущего советского композитора, музыку которого исполняли, записывали и комментировали чрезвычайно часто. С другой же стороны, усиленная пропаганда его произведений десятилетиями определялась политической ситуацией, а информация, распространяемая о нем, была тенденциозной и даже лживой, в то время как доступ к документам — необычайно трудным, а нередко просто невозможным.
Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония.
Раздумья над смыслом истории, над значением дела ее героев отразились также в одночастной вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964), в основу которой положен фрагмент из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС».
Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» по стилю более всего напоминает оперу - это произведение, высоко оцененное критиками за пластичность образов и яркую сценичность, позволяет зрителю прочувствовать всю глубину страданий героя и безграничность его одиночества, заглянуть в душу мученика и в то же время осознать вместе с ним, что его жизнь прожита не зря. У Дмитрия Шостаковича получилась чрезвычайно эмоциональная симфония, наполненная яростью и болью, но при этом не лишенная хороших воспоминаний и отражающая всю неукротимость духа Степана Разина.
Список литературы
1. Александр Юрлов: Ст. и воспоминания Материалы /[Ред.-сост. и авт. предисл. И. Марисова]. - М.: Сов. композитор, 1983. - 200 с.
2. Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. - 392 с.
3. Д. Шостакович. О времени и о себе. 1926-1975 /Д. Шостакович; [Сост. М. Яковлев]. - М. : Сов. композитор, 1980. - 375 с.
4. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. - М.: Советский композитор, 1980. – 300 с.
5. Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману / Сост. и коммент. И. Гликмана. - М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993. – 326 с.
6. Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. - М.: Музыка, 1976. – 477 с.
7. Сердобольский О. Музыкальная планета Shostakovich // Эхо планеты. – 2006, N36-37. – С. 26 – 31.
8. Слонимский С. Победа Стеньки Разина // Советская музыка, 1965, 4. - С. 20-24.
9. Тимашова А. Из истории создания поэмы «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича // Музыка и время. – 2014, №4. – С. 70-72.
10. Хентова С. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. - М.: Композитор, 1996. – 320 с.
11. Хубов Г. Шостакович и время. - М.: Советский композитор, 1983. – 447 с.
12. Шлифштейн С. «Казнь Степана Разина» Шостаковича и традиции Мусоргского // Дмитрий Шостакович. М., 1967. – С. 223-240.