Введение
Актуальность: Эмоции играют важную роль в жизни детей. Но дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.
С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с музыкой помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Важно использовать возможности музыки в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение влияния музыки на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс эмоционального развития дошкольников.
Предмет исследования: Возможности музыкальной деятельности как средства эмоционального развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть возможности музыкальной деятельности в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста;
3. Осуществить экспериментальную проверку методов эмоционального развития дошкольников средствами музыки.
Методы исследования:
1. Теоретические анализ научно-методической литературы;
2. Эмпирические - целенаправленное педагогическое наблюдение, проведение опытно-экспериментальной работы;
3. Математические - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем курсовой работы представлен 42страницах печатного текста компьютерного набора, 21 наименованиями списка литературы, 3 таблицами и 1приложением.
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МУЗЫКИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4
1.2. Значение музыки в эмоциональном развитии дошкольников 9
1.3. Методы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами музыкальной деятельности 14
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ 22
2.1. Диагностика исходного уровня эмоционального развития дошкольников 22
2.2. Организация работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами музыки 29
2.3. Анализ результатов исследования 32
Выводы по 2 главе 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение А. Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» раздел «Ребёнок в мире музыки». 41
Заключение
Музыкальное развитие ребенка оказывает коллосальное воздействие не только на эмоциональное, но и на общее развитие ребенка. Оно формируется эмоциональную сферу, совершенствует мышление, благодаря чему, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому так важно начинать развивать музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры необходимо с раннего возраста.
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам развития эмоциональной сферы у дошкольников делается акцент на, что этом возрастном возрасте, усложняется эмоциональная сфера, что в свою очередь ведет к усложнения и содержания эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью совпадают с эмоциональным состоянием дошкольника.
В соответствии с поставленном заданием в первой части нашей работы рассмотрено состояние данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализировано развитие эмоциональной сферы старших дошкольников..
Анализ педагогические исследования, позволил определить важность и значимость музыки и музыкального развития в жизни ребенка. Яркость, отчетливость и полнота музыкальных представлений ребенка определяют структуру и свойства наглядно-образного мышления, которое в единстве со словесно-логическим составляет основу его умственной деятельности.
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу.
В результате констатирующего исследования была дана оценка уровню проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей данной группы. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознать свои эмоции, передать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, но проявляли эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений
Исследование позволило оценить динамику развития эмоциональной отзывчивости у детей, выразившегося в заинтересованности, к свободному и творческому выражению эмоционального состояния через музыкальную импровизацию.
Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования. Данное исследование подтвердило, что большое место в воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Список литературы
1. Борисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2009-218c.
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. С.П.-б.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2008.-255c.
3. Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений /А. В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А. В. Петровского. -Издательский центр "Академия", 2007.-493c.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников. - М., 2009.-319c.
5. Дубовец С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание, 2008. - №1
6. Емцева Т. А. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы.- М.-2011г. – 141с.
7. Земцова, О.Н. Тесты для детей 5-6 лет: учебн. пособие / О.Н. Земцова.-М.: Махаон, 2008.- 112с
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 13-е изд.,стер. – М:Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
9. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.
10. Кузнецова Л.В. Специальная психология. Глава 4 - 6. М., 2009.-480c.
11. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2009.-464c.
12. Лучшие психологические тесты. М., 2007.-479c.
13. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер,2008.-583c.
14. Ольшман А.Е. Диагностическая и координационная работа психолога в детском саду. Минск: БГУ. 2009.-220c.
15. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.-130c.
16. Почему именно музыка? [о положительном влиянии занятий музыкой на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка] / А. Тимонова // Искусство в школе. ¬ 2011. ¬ №6 - 1¬13c. ¬
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: М.: ВЛАДОС. 2006.-529с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2013.-713с.
19. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2009 - №6, -28с.
20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст:М.: Айрис-пресс, 2005.-24с.
21. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. - 28с.