Искусство постоянно сопровождает нашу жизнь. Человек с первых этапов своего развития мыслил образно: об этом свидетельствуют первые признаки - настенные рисунки древних пещер. Помимо бытовых зарисовок, опыта старшего поколения, они передают также красоту и гармонию окружающего мира.
Искусство - важная ступень в эволюции человека. Оно помогает человеку разносторонне смотреть на мир, совершенствуясь из эпохи в эпоху. Создавая продукты творчества, человек развивает свои способности, мышление, эмоционально-чувственную сферу. Искусство даёт человеку новые знания, ответы на волнующие вопросы, отдых, успокоение, наслаждение. Оно имеет особенность отвечать потребностям самого различного зрителя или слушателя, быть созвучным мыслям людей, несмотря на отдалённость во времени или фантазийность. Мы встречаем произведения искусства, посещая музеи и выставочные залы, учимся видеть и понимать красоту.
Искусство способствует формированию личностных качеств, позволяет проявлять творческие способности, является инструментом социализации. Еще со времен Древней Греции искусство считали эффективным средством воздействия на человека. Скульптуры олицетворяли благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). С помощью музыки предлагали воспитывать преступников, полагая, что она оказывает нравственное воздействие за счет тех образов и выразительных средств, которые в ней заложены. В настоящее время официально доказано, что искусство способно исцелять, существует направление арт-терапии, которое применяется как в медицине, так и в образовательном процессе. Искусство является формой познания действительности
Музыка воздействует на человека не только эмоционально, но и физически. Человек слышит звук, он может чувствовать его физическую вибрацию. Музыкальные звуки влияют на ритм циркуляции крови, возбуждают или успокаивают нервную систему, пробуждают чувства и эмоции. Тембр, высота и другие характеристики звука производят определенные эффекты на организм человека. Ритм музыки входит в гармонию с ритмами человека и оказывает воздействие на сердцебиение, циклические процессы организма.
В связи с этим была определена тема нашей работы: "Что сердце заставляет говорить".
Цель работы: осознать и сформулировать значение взаимодействия искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства, кино, театра) в жизни людей.
Задачи исследования:
- определить понятие искусства, его виды и функции;
- рассмотреть варианты синтеза искусств;
- проанализировать отражение взаимодействия искусств в рабочей программе по музыке для 5 класса;
- выявить предпочтения в музыке у учащихся-пятиклассников.
Методы исследования, применяемые в работе - теоретические: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Роль искусства в жизни человека
1.1. Понятие, виды и функции искусства
1.2. Синтез искусств как механизм воздействия на восприятие человека
Глава 2. Взаимосвязь искусств в образовательном процессе
2.1. Отражение основных идей и явлений искусства в школьной программе.
2.2. Интересы в области музыки у учащихся 5 классов
Заключение
Список литературы
Искусство играет важнейшую роль в жизни человека. Оно является важнейшей частью человеческого развития: формирует способности воспринимать, понимать и ценить прекрасное; позволяет использовать средства искусства для познания окружающего мира; развивает глубокое понимание прекрасного как эстетической категории; формирует знания, умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры; развивает творческие способности.
Все виды искусства (а они сами по себе многие синтетичны и взаимодействуют внутри себя и с другими) выполняют различные функции. Будучи средством общения и передачи информации, "перекодированной" в художественные знаки и символы, формой развлечения и досуга, инструментов воздействия на убеждения человека за счёт тематики или выразительных средств, или психотерапевтическим средством - искусства всегда влияют на личность человека. И можно смело сказать о том, что в каждом из этих случаев они носят познавательные, обучающие функции.
Специфика функциональности искусства состоит в том, что в каждом отдельно взятом произведении искусства всегда присутствует не одна функция (часто - все), но с разной степенью влиятельности и включенности.
Спецификой обучения музыке в 5 классе является проектная деятельность, которая позволяет исследовать искусство, принимать непосредственное личное участие в освоении культурных ценностей. Это позволяет сделать его "своим", личностно-значимым, эмоционально-окрашенным. Несмотря на быстрое стремительное развитие пятиклассников, особенности возрастной психологии, можно отметить, что классическая музыка удерживает достаточно высокий рейтинг. Во многом это объясняется доступной выразительностью музыкальных средств.
Музыка является временным искусством, лишенным конкретности изображения, характерного для живописи или литературы. Имея такие сферы выразительности, как интонация и форма, она не нуждается в иных элементах, так как самодостаточна и является "искусством интонируемого смысла" (Б.В. Асафьев). Однако, именно в музыкальном искусстве родилось явление программности, предполагающей опору на внемузыкальные элементы для раскрытия и понимания содержания. Литературный прообраз, произведение живописи или архитектуры, слово, сценическое действие, танец, ритуал могут выступать в качестве программы, поясняя смысл музыкального образа. Таким образом программность можно рассматривать как наиболее яркую и зрелую форму художественного синтеза и эта синтетичность дает возможность быть легче воспринятой слушателям-школьникам.
Выполненная работа дала нам понимание важности интеграции искусств, механизмов их воздействия за счет различных видов и форм существования, обосновать выразительную силу музыки. Подводя итог, можно резюмировать, что заставляет сердце говорить: художественный образ, впечатление, эмоция, интонация, взаимодействие зримого и слышимого искусства в широком смысле слова.
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - Москва: Прогресс-Традиция, 2002.
2. Ашикова Ю.М. Виды искусства и их классификация [Электронный ресурс]. Ю. М. Ашикова // Фестиваль педагогический идей "Открытый урок". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517176/ [дата обращения: 19.01.2016 г.]
3. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article102435.html [дата обращения: 19.01.2016 г.]
4. Бореев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1998.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.
6. Масол Л. Искусство. Интегрированный курс. - М., 2013.
7. Музыка. 5-7 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
8. Рапацкая Л.А. Взаимосвязь искусств как проблема педагогического музыкознания. - Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - №5 (20). - С. 113-120.
9. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.
10. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. Творческая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.