Введение
Актуальность. В системе образования XXI века наступают большие перемены. Вводятся новые государственные стандарты, существенно расширяется спектр взаимовлияний различных педагогических школ – вплоть до международного в пространстве Internet, посредством мастер-классов, совместных постановок опер, в которых участвуют певцы и певицы из различных стран.
Все эти перемены неизбежно требуют пересмотра подхода к подготовке вокалистов. Методика классического вокала вплоть до середины второго десятилетия XXI века все еще находится в той стадии, когда нет единого общепринятого подхода к формам и методам обучения вокалистов. Практически у каждого педагога – свои распевки, свои методы, приемы работы, нередко и собственный подход к преподаванию. Одни акцентируют внимание на музыке и ее выразительных средствах, другие – на технической стороне мастерства певца. Очевидно, что настало время по-новому взглянуть на обучение вокалистов в ВУЗе, что будет осуществлено в настоящей курсовой работе на базе комплексного подхода.
Цель курсовой работы – характеристика теоретических и практических аспектов развития вокалиста с точки зрения гуманистического идеала воспитания всесторонне развитого человека культуры.
Цель определила основные задачи:
1. Охарактеризовать важнейшую установку формирования комплексной исполнительской культуры вокалиста: единство технического и музыкально-содержательного компонентов.
2. Дать представление о структуре певческой деятельности.
3. Охарактеризовать особенности комплексного развития вокалиста.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методологическую базу исследования составили:
1. Труды в области педагогики, посвященные современным методам преподавания, педагогическим технологиям (М.Ю. Олешков , Г.К. Селевко и др.).
2. Труды по философии и теории культуры, позволяющие аргументировать целостный подход к формированию исполнительской культуры вокалиста (В.С. Библер , И.С. Кон ).
3. Работы по вокальной методике, в том числе диссертационные исследования, составившие основу для формирования комплексного подхода к обучению вокалиста (Л.Б. Дмитриев , Менабени , М.Б. Сидорова и др.).
4. Исследования по музыкальной психологии, составившие основу для универсального понимания музыкального мышления как базы для исполнительской и слушательской деятельности вокалиста (И.В. Петрушин , Р.Г. Кадыров ).
5. Музыковедческие работы и работы по методике исполнительского искусства, в которых рассматриваются сходные вопросы и которые привлечены для подтверждения направления исследования курсовой работы (Г.Г. Нейгауз , Б.В. Асафьев и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в аналитическом обзоре источников по методике классического вокала и их оценке с позиции современного концепта преподавания. На данной методологической основе аргументированно доказывается необходимость комплексной методики обучения вокалиста.
Практическая значимость исследования связана с обзором форм и методов обучения вокалу и их оценкой с позиции преподавателя, что способствует формированию авторского взгляда на современную методологию обучения с акцентом на комплексное развитие всех параметров певческой деятельности вокалиста.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Часть 1. Теоретические и исторические вопросы воспитания певческой манеры в классе академического пения 6
1.1 История и современный этап методики формирования основ вокального пения 6
1.2 Специфика методики обучения вокальному искусству 13
Глава 2 Формирование музыкального мышления и духовно-творческих исполнительских качеств вокалиста 19
Заключение 24
Список литературы 26
Заключение
В современной системе преподавания различных дисциплин очевидно стремление к созданию строгой, научно обоснованной методики – педагогической технологии. Аналогичные процессы возникают и в области музыкальной педагогики, хотя пока сложно говорить об унификации принципов, приемов преподавания той или иной дисциплины на различных ступенях обучения. Музыкальное искусство вообще, и исполнительское искусство вокала в частности сложно уложить в строгие рамки. Традиционно, методика преподавания вокала строилась как передача опыта от поколения к поколению, и построена сугубо на индивидуальном обучении. Эта тенденция отчасти сохраняется и по сей день, ведь обучение вокалу – это профессиональный и личностный контакт с преподавателем.
Тем не менее, существуют определенные универсальные закономерности вокального обучения, которые не зависят от школы, преподавателя, студента. Эти закономерности можно наблюдать в различных стилевых и национальных условиях. В курсовой работе была осуществлена попытка систематизировать эти закономерности, выявить общие черты и общие проблемы во взглядах на преподавание вокала.
В результате теоретического обзора литературы по музыкальной психологии, психологии и философии, а также на основе ее аналитического обобщения в первой главе было осуществлен исторический экскурс в историю вокальной педагогики, сформулированы основные положения комплексного воспитания вокалиста.
Во второй главе работы мы обратились к рассмотрению воспитательной и духовно-нравственной подготовки вокалиста, охарактеризовали специфику личностных качеств, необходимых для успешной интерпретации вокальных сочинений.
В курсовой работы мы столкнулись со следующей проблемой: в ряде вокальных методик заметен «отрыв» различных сторон профессиональной работы. На занятиях вокалист работает над совершенствованием голоса и формированием репертуара. Зачастую лишь педагог знает, с какой целью в репертуар введено то или иное произведение. Цель исполнения сочинения, а иногда и его характер, и знания о композиторе и стиле оказываются не востребованными. Абстрактная работа над голосом превращается в самоцель, и после подобных занятий вокалист оказывается не готовым к самостоятельной работе.
Как осуществить интерпретацию своими силами, если при владении голосом нет понимания того, для чего в музыке используются те или иные средства, если нет опыта самостоятельного прочтения произведения? Сделать это чрезвычайно затруднительно. Нужно владеть знаниями о музыке, иметь развитые общемузыкальные способности, и конечно, певческий исполнительский аппарат.
Для этого необходимо совместить различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, личностных качеств. В курсовой работе на основе достижений современной педагогики развивающего обучения, были показаны пути реализации индивидуально – творческого подхода, что позволило подтвердить основную гипотезу работы.
Цель и задачи курсовой работы выполнены.
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2.[Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
3. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 268 с.
4. Барсова, Ю.А. Вокально-педагогические принципы М.Ю. Глинки [Текст] / Ю.А. Барсова. – Л.: Музыка, 1967. – 65 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Бочкарева, Л. Что должен знать обучающийся сольному пению [Текст] / Л.И. Бочкарева. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
7. Бучель, В. Технология мембранно-резонансного пения [Текст] / В. Бучель. - М.: Музыка, 2007. - 262 с.
8. Варламов, А. Полная школа пения [Текст] / А.Е. Варламов. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2008. - 120 с.
9. Вейс, П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы[Текст] / П.Ф. Вейс / Тезисы VI научной конференции. - М.:НИИ ХВ, 1982. - С 245-247.
10. Виардо, П. Упражнения для женского голоса [Текст] / П. Виардо. - М.: Искусство, 1994. - 214 с.
11. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
12. Вопросы вокальной педагогики: Статьи и очерки [Текст] / Сост. Д. Г. Евтушенко. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - 152 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя[Текст] / ЛС Выготский. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
14. Гарсиа, М. Школа пения: в 2-х ч. [Текст] / М. Гарсиа. Часть 2. - М.: Музыка, 1956. – 244 с.
15. Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Глубоковский. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 128 с.
16. Горяйнов, Ю.С. Г.Я. Ломакин [Текст] / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 1993. - 240 с.
17. Григорьев, А. Осознанное пение. Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши [Текст] / А.И. Григорьев. – М.: Музыка, 2003. – 140 с.
18. Давыдов, В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
19. Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» [Текст] / Г.Е. Давыдова. Автореф. канд. дис. – Тверь, 2011.
20. Данилюк, А.К. и др. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения 03.12.2014).
21. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996. – 368 с.
22. Дмитриев, Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения [Текст] / Л.Б. Дмитриев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 188 с.
23. Денисова, Г. М. Очерки по истории вокальной педагогики в России [Текст] / Г.М. Денисова, В.Я. Курочкин. - Челябинский ин-т музыки им. П. И. Чайковского Челябинск, 2001. - 205 с.
24. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж.Дюпре. – М.: Музыка, 1955. - 322 с.
25. Карелин, В. Новая теория в постановке голоса [Текст] / В.А. Карелин. - Л.: Музыка, 1984. - 128 с.
26. Кравченко, А. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов [Текст] / А.М. Кравченко. - Симферополь: райотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 178 с.
27. Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. Левидов. - М.: Искусство, 1939. -160 с.
28. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 87 с.
29. Моисеев, Ч. Дыхание и голос драматического актера [Текст] / Ч. Моисеев. - М.: Музыка, 1974. -162 с.
30. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения [Текст] / В.М. Монахов. - М.-Тула: Будрус, 1993. - 143 с.
31. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: государственное музыкальное издательство, 1958. – 263 с.
32. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
33. Петрушин, И.В. Музыкальная психология [Текст] / И.В. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
34. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению [Текст] / И.П. Прянишников. - Спб.: Лань, 2013. - 144 с.
35. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
36. Стоковский, Л. Музыка для всех нас[Текст] / Л. Стоковский. - М.: Сов. композитор, 1963. - 378 с.
37. Стулова, Л.Н. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра [Текст] / Л.Н. Стулова. - М.: Искусство, 1974. – 100 с.
38. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Барнет Дж. Бейер. – Спб.: Композитор, 2005. – 56 с.
39. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
40. Шаляпин Ф.И. В двух томах, т.2. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 632 с.
41. Шаляпин Ф.И.В двух томах, т.1. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 758 с.
42. Эльконин, Д.Б. Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
43. Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2002. - 128 с.