«Коллективная импровизация» вот какое определение с начало зарождения давали джазу. Импровизация в джазе является формой композиции, но в отличие от композиции импровизация не записывается. Импровизация, как бы направлена на оживление музыки в тоже время как композиция заковывает ее в мертвое тело.
Импровизация всегда была связана с народным искусством и всегда существовала в самых сложных композициях великих композиторов. Музыковеды отмечают, что Гендель, Моцарт, И.С.Бах, Бетховен обладали громадными импровизационными способностями. К сожалению, записей этих импровизаций не сохранилось, но стоит, предположит, что они активно пользовались импровизациями при сочинении своих произведений.
Джазовая импровизация к тому же не является просто неким бессознательным процессом, возникающим во время джем-сейшна. А, на самом деле, джазовая импровизация сознательным путем обрабатывается от одного исполнения к другому.
Как отмечает Барабан Е.С.: джазовая импровизация – это своеобразная форма коммуникации, которая нуждается в своем собственном языке. Поэтому музыкант должен обладать этим языком импровизации и не просто обладать, а начать мыслить на этом языке, если, он, конечно, хочет стать первоклассным исполнителем джаза.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать источники посвященные джазу и исследованиям джазовой музыки;
2) на основе проанализированных источников выявить истоки джазовой музыки и степень влияния на становление джазовой музыки;
3) выявить историю становления джаза и, особенно его импровизационной основы;
4) установить отечественную историографию джаза с акцентом на импровизационную основу.
Цель: обобщить и проанализировать отечественные исследовательские источники посвященные джазу с акцентом на импровизационную основу.
Введение 3
1. История джаза 5
1.1 Истоки джазовой музыки 5
2.1 Становление джаза 9
2. Отечественная историография джаза 17
Заключение 26
Список использованных источников 28
Переверзев Л.Б. посвящает свое исследование тому, как джазовая импровизация белыми музыкантами превращается в композиции. Целью таких превращений – это преувеличение непосредственной эмоциональности, инстинктивности, стихийности, дикости и необузданности и все того, что ассоциировалось с негритянской музыкой, что пользовалось популярностью у публики.
Конен В.Д. восстает против коммерциализации джаза, характеризуя джазовую импровизацию как динамичное, напряженное направление в музыкальном искусстве тем самым противопоставляя ее омертвению белыми музыкантами . Джазовая импровизация связана с народным искусством в то же время создает собственное музыкальное видение, передающееся печальную поэзию блюзов, огненность, темпераментность, непосредственность народных африканских танцев. В отличие от народной импровизации джазовая - отталкивается от созданного музыкального сценария, что требует от музыканта большого напряжения фантазии, большой творческой и исполнительской техники, а также большой музыкальной образованности. Импровизация в джазе характеризуется разнообразным ритмом, не имеющим аналогов в иной музыке, сложной и красочной полифонией.
Для Барбана Е.С. джазовая импровизация – это форма коммуникации, которая строится по схеме: передатчик информации (импровизатор), получатель (слушатель) и передающий информацию канал связи и помехи, влияющие на чистоту переданной информации. И такая форма коммуникации имеет свой собственный язык. Чтобы быть адекватным передатчиком импровизатор обязан обладать импровизационным языком и мыслить на этом языке.
Как же обстояло дело с импровизацией в отечественном джазе? Чугунов Ю.Н. пишет, что отечественные музыканты овладевали импровизацией интуитивно, вслушиваясь в импровизации джазовых мастеров и перекладывая их на ноты, ибо в СССР не существовало ни одного приличной работы по методике импровизации. Но для хорошей джазовой импровизации музыканту необходимо обладать блестящей техникой игры, виртуозным владением своего инструмента. Импровизация не терпит неуклюжести, хотя и создает впечатление легкости и естественности. Поэтому так был важен выход книги И. Бриля «Практический курс джазовой импровизации».
1. Бородина Г. История джаза. Основные стили, выдающиеся исполнители. – М.: Классика, 2014. – 346 с.
2. Джаз-банд и современная музыка. Сборник статей. // под ред. Гинзбурга С.Д. – М.: Academia, 1926. – 48 с.
3. Коллиер Л.Д. Становление джаза. – М.: Радуга, 1984. – 392 с.
4. Конен В.Д. Блюзы и XX век. - М.: Музыка, 1980. – 80 с.
5. Конен В.Д. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1981. – 534 с.
6. Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Сов. композитор, 1984 . - 312 с.
7. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Музыка, 1965. – 528 с.
8. Митропольский М.М. Краткая история джаза для начинающих. [Электронный ресурс] URL: http://www.jazz.ru/books/history/
9. Мошков К. В. Джазовая журналистика в России: из подполья в резервацию за 60 лет. [Электронный ресурс] URL: http://www.moshkow.net/jazz-journalism-in-russia.htm
10. Мошков К. В. Индустрия джаза в Америке. XXI век. – Спб.: Лань, 2013. – 640 с.
11. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. // под ред. Медведева А.В., Медведевой О.Р. - М.; Сов. композитор, 1987. - 592 с.
12. Переверзев Л.Б. Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе. – Спб.: Лань, 2011. – 512 с.
13. Фейртаг В.Б. Диалог со свингом. Давид Голощекин о джазе и о себе. – Спб.: Культ-информ-пресс, 2003. - 320 с.
14. Фейртаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. – Спб.: Скифия, 2011. – 564 с.
15. Фейртаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. Время и судьбы. – Спб.: Лань, 2014. – 432 с.