Введение
Известный библейский сюжет о Самсоне и Далиле во все времена привлекал внимание художников, композиторов, деятелей киноискусства и т.п. Так, одним из главных украшений Лондонской Национальной галереи является картина Рубенса «Самсон и Далила» (1609 г.), а к 1877 году относится первая постановка оперы французского композитора, органиста, дирижера, пианиста, критика и педагога К. Сен-Санса с одноименным названием. Опера принесла огромный успех автору и заняла почетное место в международном оперном репертуаре.
Отметим, однако, что именно библейская тематика стала причиной того, что опера не была поставлена во Франции и премьера прошла в Веймаре при содействии Ф. Листа, занимавшего пост музыкального директора при дворе великого герцога. Так, мировая премьера оперы состоялась в Grossherzogliches Theater (ныне Немецкий национальный театр в Веймаре) 2 декабря 1877 года.
Во Франции же библейский сюжет оперы закрыл ей путь на сцену. Не изменила ситуацию и попытка именитой Полина Виардо, которой, собственно, и было посвящено произведение (в частности, партия Далилы), устроить у себя дома частное представление, с целью привлечения внимания директора парижской оперы. Парижская премьера состоялась лишь 23 ноября 1892 года в «Гранд - опера», где до сих пор является основой репертуара и не сходит со сцены уже более столетия. В 1893 году оперу смогла оценить и российская публика. Римский-Корсаков Н.А. признал это произведение лучшим из современных западных опер, после творчества Вагнера Р.
В Лондоне, не без участия министра двора лорда Роберта Уинна Каррингтона, препятствовавшего постановке, опера была исполнена лишь в виде оратории, собственно, в соответствии с первоначальным замыслом автора. По той причине, что попадала под действие закона, запрещающего изображать библейские сцены.
Отметим, что после смерти Сен-Санса опера «Самсон и Далила» стала одной из самых популярных опер композитора и не единожды ставилась на европейских сценах. К примеру, к спектаклям конца ХХ века относятся постановки Венской оперы (1990 г., режиссер Г. Фридрих) и парижской «Опера Бастий». Творчество гениального музыкального деятеля, критика и педагога К. Сен-Санса заняло достойное место в плеяде композиторов-новаторов конца XIX – начала XX веков. Несмотря на то, что многие современники подчеркивали подверженность Сен-Санса влияниям других композиторов, ему удалось выработать свой собственный уникальный стиль, ярким образцом которого служит, в частности, опера «Самсон и Далила», получившая мировое признание.
Так, Ш. Гуно отмечал: ««Он имеет потрясающую способность ассимиляции и может сочинять по желанию à la Россини, Верди, Шуман, Вагнер; он досконально знает их всех, что, возможно, является лучшим способом не подражать кому-либо из них. Он использует без злоупотребления все возможные комбинации и ресурсы, не порабощаясь любым из них» [1, С.105].
Противоречивые оценки творчества Сен-Санса К., равно, как и его новаторская деятельность в сфере оперного искусства, а также отсутствие монографических исследований творчества композитора обусловили актуальность данной работы.
Цель работы: исследовать творчество Сен-Санса К. периода создания оперы «Самсон и Далила»; выявить особенности использования композитором библейских мотивов, западноевропейских традиций и провести анализ музыкально-драматической специфики указанной выше оперы.
Объект исследования: творчество французского композитора Сен-Санса К.
Предмет исследования: опера «Самсон и Далила».
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекционных и семинарских занятий студентов музыкальных учебных заведений, а также школьного урока музыки, в рамках изучения творчества отдельных композиторов.
Введение 3
Глава 1. Особенности библейского историзма оперы Сен-Санса К. «Самсон и Далила» 6
1.1. История создания оперы Сен-Санса К. «Самсон и Далила» 6
1.2. Принципы библейского историзма в опере К. Сен-Санса 11
Глава 2. Взаимодействие западноевропейской и библейской основ оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» 14
2.1. Западноевропейские традиции в опере «Самсон и Далила» 14
2.2. Музыкально-драматургические особенности оперы «Самсон и Далила» 19
Заключение 26
Список литературы 28
Когда знаменитый французский композитор, основатель жанра французской лирической оперы Ш. Гуно услышал первую симфонию семнадцатилетнего Сен-Санса, он сказал, что это произведение накладывает на автора обязательство стать великим мастером.
Глядя на колоссальное музыкальное наследие, оставленное Сен-Сансом потомкам, на характеристики его авторского и исполнительского мастерства, отзывы современников, значимость его общественной деятельности, направленной на возрождение и развитие французского музыкального искусства, невольно задумываешься о том, что слова Гуно стали пророческими для Сен-Санса.
Он не просто является великим мастером искусства Франции конца XIX – начала XX в., это один из величайших композиторов мирового искусства, значение которого еще предстоит оценить потомкам, так как до сих пор нет серьезного и глубокого монографического исследования его музыкальной, общественной, а также педагогической деятельности.
Главная особенность творческой манеры К. Сен-Санса заключается, на наш взгляд, в его многоликости, представленной на разных уровнях. Прежде всего, в понимании автором предназначения музыкального искусства, в необъятном богатстве образной сферы его сочинений, выстроенных в единстве лирики, героики и патетики (опера «Самсон и Далила» - яркий тому пример), в «полигамности» жанровых предпочтений и т.п.
«Ни одно отдельно взятое сочинение, - подчеркивают искусствоведы, - не является квинтэссенцией стиля автора, способной максимально выразить композиторское credo или хотя бы приблизиться к нему. Особенно отчетливо видна эта калейдоскопичность на примере сочинений одной жанровой направленности - будь то инструментальный концерт, опера или симфония. Но все это - К. Сен-Санс, потому что сохраняется устойчивый набор признаков, сознательно «удерживаемых» автором (классический тип мышления, безупречное композиционное мастерство, оптимистичное мировосприятие и тонкий вкус) »[1,102].
Действительно, работая с любым жанром, Сен-Санс всегда предлагал оригинальное художественное решение, основанное на искусном свободном использовании стилистических элементов того или иного музыкального тезауруса в стремлении к совершенству, а иногда и трансформации формы.
Не случайны слова французских исследователей его творчества: «У Сен-Санса стиль выше мысли» [5, с. 127]. Современники отмечали, что первостепенными для Сен-Санса были вопросы национальной определенности и демократизма музыки. Однако сделать музыку доступней, понятней для простого зрителя, он старался, совершенствуя форму и иногда даже пренебрегая содержательностью.
В своих воспоминаниях о Бизе, с которым композитора связывали дружеские отношения, Сен-Санс сам признавал эту особенность своего творчества: «Мы преследовали разные цели - он искал, прежде всего, страсть и жизнь, а я гонялся за химерой чистоты стиля и совершенством формы» [5, с. 126].
Обладая уникальным природным дарованием, Сен-Санс виртуозно владел техникой композиторского письма, свободно обращался с формой, прекрасно сочетал возможности различных музыкальных инструментов. Тонкая художественная гибкость, умение легко приноравливался к разным стилям, творческим манерам помогали Сен-Сансу воплощать самые разнообразные образы, темы и сюжеты. Он всегда выступал против узкой трактовки образов и сюжетов, жанровых ограничений, против недооценивания художественных возможностей музыки, против тесных рамок какой-либо системы в искусстве.
Не случайно его деятельность как музыкального критика отличалась острой полемичностью, за которой было скрыто чувство серьезного беспокойства. «Наша новая европейская цивилизация, - писал он в 1913 году, - движется вперед в антихудожественном направлении» » [5, с. 126].
Сен-Санс К. призывал современных ему композиторов ориентироваться на художественные запросы своей аудитории, так как, по его мнению, именно вкус публики, хороший или плохой, является драгоценным путеводителем для любого художника. Опера Сен-Санса «Самсон и Далила» воплотила в себе все особенности творческой манеры автора.
Список литературы
1. Банфи А. Философия искусства. М.: «Искусство», 1989г. - 384с.
2. Бурель А.В. Скрипичные концерты К. Сен-Санса в русле творческого стиля композитора. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43). – С. 102-106
3. Денисов Андрей Владимирович Мифологический сюжет в опере XX века // Общество. Среда. Развитие: Terra Humana. 2007. №3. - С.37-43.
4. Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. Издательство: «Высшая школа». 2009 г. – 368 с.
5. История XIX века: 1870–1900. Ч. 2 / ред. Э. Лависс, А. Рамбо, Е. В. Тарле. – Москва: ОГИЗ, 1937. – Т. 8. – 551 с.
6. История западноевропейского театра. - М., 1955. Т. 1 / Под ред. Бояджиева Г. - 752 с.
7. Кенигсберг А. К. Трактовка библейских сюжетов в итальянской и французской опере XIX в. // Библейские образы в музыке: Сб. статей. СПб.: Сударыня, 2004. - С. 73-84
8. Кириллина Л. В. Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. - 56 с.
9. Кремлев Ю. Камиль Сен-Санс. - М.: Музыка, 1970 – 345 с.
10. Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / Перевод и редакция З. Мешкова. - Иерусалим-Киев: «Бней Давид», 2006. - 306 с.
11. Михайлова О. С. Принципы библейского историзма в опере Дж. Верди «Навуходоносор» // МНКО. 2013. №2 (39). - С.166-169.
12. Музыкальная энциклопедия в 6 томах. http://dic.academic.ru
13. Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Издательство: «Советская энциклопедия». 1973 г. – 6026 с.
14. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: в 8-ми вып. - М.: Музыка, 1987. Вып. 2. Опера в XVII в. в Италии, Франции, Германии и Англии. Гендель. - 393 с.
15. Культурология : теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2004. - 364 с.
16. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1994. - 214 с.
17. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968. - 105 с.
18. Федосеев И. С. Объективное и субъективное в произведениях Баха и Генделя на библейскую тему // Библейские образы в музыке. СПб.: СПбГК, 2004. - С. 43-54.
19. Хохловкина А. А. Западноевропейская опера. Конец XVIII – первая половина XIX века. Очерки. - М.: Музгиз, 1962. - 368 с.