Иродиада (фр. Hérodiade) — опера в четырех актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто написано Полем Милье и Анри Гремоном по мотивам новеллы Гюстава Флобера «Иродиада» (1877). Премьера состоялась 19 декабря 1881 года в Брюсселе в Театре Ла Монне. Дирекция Парижской оперы (Огюст Эммануэль Вокорбей) отклонила оперу Массне из-за слабости либретто. Оно было переработано при участии Андре Занардини, и в 1884 году опера была поставлена в Париже.
Иродиада – в Новом Завете внучка Ирода Великого, жена своего родного дяди Ирода Филиппа, которого оставила ради его сводного брата Ирода Антипы. Иоанн Креститель яростно осуждал этот брак, за что поплатился жизнью, ибо Иродиада добилась хитростью (через свою дочь Саломею), чтобы пророку отрубили голову; этот новозаветный эпизод восходит к реальному случаю, описанному Титом Ливием и рядом других авторов: в 192 году до Рождества Христова консул Фламиний, празднуя победу над галлами, приказал отрубить голову одному из пленников, чтобы доставить радость своему любовнику, или, по другой версии – любовнице. Когда Ирод Антипа впал в немилость, Иродиада сопроводила его в ссылку в Леон. В поэме Г. Гейне "Атта Тролль" (1843) Иродиада выведена как ведьма, встающая по ночам из своей могилы в Иерусалиме и в компании с Дианой и Абундой летающая над землей. В этой же поэме впервые появляется мотив отвергнутой любви Иродиады к Иоанну Крестителю, впоследствии использованный П. Гейзе в романе "Мерлин" (1892), где Иродиада целует голову Иоанна в губы и падает замертво. Бытовавшее в Средние века представление, будто Иродиада, подобно Агасферу, была осуждена на вечные скитания, использовано Э. Сю в романе "Вечный жид" (1845), где Иродиада выведена как единоутробная сестра заглавного героя, такая же бессмертная скиталица, как и он, а также в романе К. Гуцкова "Вечная жидовка" (1869). Среди произведений об Иродиаде, озаглавленных ее именем: драма (1833) С. Пеллико, неоконченная трагедия (1864) С. Малларме, новелла (1877) Г. Флобера, поэма (1896) И. Лауффа, стихотворения Т. де Банвиля из сборника "Принцессы" (1874), Ж. Лоррена из сборника "Синий лес" (1883), Р. Шаукаля (1918). Иродиада фигурирует также в пьесе О. Уайльда "Саломея" (1893) и операх "Иродиада" (1881) Ж. Массне и "Саломея" (1905) Р. Штрауса.
Цель работы – изучить особенности оперы Массне «Иродиада».
Задачи работы
1. Описать историю оперы;
2. Описать библейский замысле в творчестве Массне;
3. Изучить принципы библейского историзма;
4. Изучить западноевропейские традиции в опере;
5. Анализировать музыкально-драматургические особенности оперы.
Оглавление
Введение 3
История оперы 5
Библейский замысел в творчестве Массне 6
Принципы библейского историзма 13
Западноевропейские традиции и опера «Иродиада» 17
Музыкально-драматургические особенности оперы 21
Заключение 27
Список литературы 29
Гордыня, коварство, разврат, алчность – все это сочеталось в Иродиаде.
История не содержит сослагательных наклонений и не имеет однозначно отрицательных или положительных героев. Однако, история этой женщины – достаточно редкое исключение, т.к. по мере изучения ее жизни даже историки не могут найти в ней ничего положительного. В те времена ее окружение было достаточно развращено, но нет никого, кто так бы выделялся в отрицательном смысле. Однако, в опере Массне она предстает в ином обличии, сильно отличающееся от исконного представления об Иродиаде. Сюжет, взятый из истории Флобеля Массне несколько искажает. Его Иродиада жестока, но он открывает в ней человеческие чувства. Саломея, которая во всей библейских преданиях жестока и развратна, предстает у Массне влюбленной женщиной.
Опера Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Г. Флобера, в свою очередь основанной на библейском мифе. По ряду причин, включая сомнения директора Гранд-Опера в благопристойности сюжета (любовные отношения Иоанна и Саломеи), премьера прошла в Бельгии. Сочинение имело триумфальный успех, хотя ряд парижских изданий и подверг его критике. И сегодня опера входит в репертуар театров. Среди постановок последних лет спектакль в Венской опере (1995).
Либретто А. Дзанардини, по мотивам одноимённой повести Г. Флобера. Жена Ирода, его племянница Иродиада, желает смерти пророка, который обвиняет ее и Ирода в грехе. Иродиада (фр. Hérodiade) — опера в четырех актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто написано Полем Милье и Анри Гремоном по мотивам новеллы Гюстава Флобера « Иродиада» (1877). Краткое содержание либретто оперы: "К наблюдающему за звездами волхву Фануилу приходит Иродиада и рассказывает о потерянной в детстве дочери.
Иродиада (трагич. опера в 4 актах, 7 картинах). Либретто Поля Милье и Анри Гремона по мотивам одноименной новеллы Гюстава Флобера. «Иродиада». Опера в концертном исполнении. Иродиада Анастасия Бибичева. Саломея Елизавета Соина. Вителлий Александр Попов.
Опера. Иродиада. Hérodiade. Композитор. Жюль Массне. Автор(ы) либретто. Поль Милье и Анри Гремон. Количество действий.
Либретто оперы «Саломея». Вячеслав Карп запостил в Оперная драматургияСаломея – сопрано. Иоканаан – баритон. Молодой сириец – тенор. Паж Иродиады – альт. В фестивальной "крещенской" афише 2016 года "Иродиада" Массне, наверноеоккупантов) пафос давался ему легче, тогда как любовное томление (а по сюжету либретто, далекоИродиада недовольна, но несмотря на это царевна соглашается танцевать перед Иродом. Музыканты играют. Саломея начинает свой танец.
Основой либретто оперы Ж. Массне Иродиада послужила повесть Г. Флобера, названная именем библейской героини — второй жены царя Иудеи Ирода Антипы и матери Саломеи.
1. Аверинцев С. Грааль // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т 1.2015 С. 317-318.
2. Аверинцев С. Древние цивилизации. М. 2013. – 479 с.
3. Аверинцев С. Иоанн Креститель // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т 1.2015 С.551-553.
4. Бенуа, П. Кенигсмарк. Призрак парижской Большой оперы / П. Бенуа, Г. Леру. - М.: Bridge-Logos, 1993. - 416 c.
5. Большой театр СССР. История. Опера. Балет / ред. С.А. Лушин. - М.: Планета, 1986. - 248 c.
6. Верфель, Ф. Верди: Роман оперы / Ф. Верфель. - М.: Музыка, 1991. - 319 c.
7. Гобби, Тито Мир итальянской оперы / Тито Гобби. - М.: Радуга, 1989. - 320 c.
8. Женщины и развитие. Реальность и перспективы. Оценка осуществления конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, пекинской платформы действий и целей развития тысячелетия ООН. Стенограмма семинара. - М.: Вариант, 2006. - 128 c.
9. Краузе Э. Рихард Штраус. М., 2010. – 610 с.
10. Крунтяева, Т. С. Итальянская комическая опера XVIII века / Т.С. Крунтяева. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1981. - 168 c.
11. Левик Б. Методические материалы к теме «Некоторые проблемы зарубежной оперы ХХ века». Вып. 26, «Саломея» Рихарда Штрауса. – М., 2015. – 18 с
12. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979
13. Могилевская, Лия За кулисами оперы. Записки концертмейстера (+ DVD) / Лия Могилевская. - М.: Музыка, 2010. - 288 c.
14. Рассел Джесси Список важнейших опер. VSD, 2012. – 302с.
15. Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953.
16. Mesa F. Opera: an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 — Jefferson:McFarland & Company