Актуальность исследуемой теме. Б. Яворский – выдающийся музыковед, теоретик искусства, педагог-реформатор, композитор и исполнитель первой половины ХХ в.
Творческий и научный потенциал личности Б. Яворского, его энциклопедическая осведомленность обусловили разнообразный и насыщенный диапазон активности ученого. Он работал в научно-теоретическом, методико-педагогическом, исполнительском, композиторском, культурно-образовательном, музыкально-общественной направлениях.
Научно-теоретические разработки Б. Яворского в области системного анализа музыкальных произведений, ладовой организации художественного пространства и концепции стилевых эпох находились в русле новейших поисков начала ХХ века.
Ученый создал концепцию ладового ритма, созвучную художественным потребностям. Ее актуальность и практическая ценность сконцентрирована в векторах поиска универсального аналитического механизма для целостного постижения музыкальной культуры ХХ в.
Музыковедческие труды, связанные с изучением наследия Б.Л. Яворского разнообразны и многоаспектны: в научно-теоретической области (работы Б.В. Асафьева, Ю.н. Бычкова, И. Котляревского, Л.А. Мазель, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккерман,); культурологической (исследования В.С, Баевского, В.Б. Валькова, К.В. Зенкин, Л.И. Куземин, А.М. Михайлова,); педагогической (работы Н.Э. Грязновой, С.Н. Морозовой, А.В. Овчарук, Л.А. Титовой), исполнительской (М.В. Михайловой, Н.Б. Финкельберг и др.).
Объект исследования – история отечественного музыковедения ХХ в.
Предмет исследования – концепция ладового ритма Б.Л. Яворского.
Цель исследования – определить роль концепции ладового ритма Б.Яворского в контексте развитии отечественного музыкознания
Достижение указанной цели потребовали решения следующих задач:
• рассмотреть музыкально-теоретические и педагогические воззрения Б.Л. Яворского в контексте музыковедения;
• представить музыкально-теоретическую концепцию Б.Л. Яворского и ее экстраполяция на развитие музыкальной науки;
• изучить предпосылки создания ладовой теории;
• рассмотреть основные принципы концепции лада Б.Л. Яворского.
Теоретико-методологическая основа. В работе использовались общенаучные методы (теоретический, эмпирический т. д.), методы системного анализа, структурно-функциональный анализ, метод сравнения и аналогий. Также применен метод восхождения от абстрактной теории к практике и от нее к новым теоретическим представлениям.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Исследователи, жизни и творчества Яворского связывают относительную малоизвестность и известность его теории с тем, что в течение жизни по разным причинам он так и не выложил свои музыкально-теоретические взгляды системно, последовательно, целостно и. что особенно важно, ясно и понятно для читателя. Его работы, большей частью не опубликованы, преимущественно носят тезисный характер, отличаются афористичностью стиля, чрезвычайной краткостью и концентрацией мысли без надлежащего развертывания ее в удобную дня восприятия лингвистическую форму.
Невероятная интенсивность и экстенсивность его деятельности не давала возможности сосредоточиться только на теоретической разработке и литературной совершенствовании своей теории. Кроме того, еще и постоянно видоизменялась в его собственном представлении и не торопилась приобрести завершенной формы.
Б. Яворский – выдающийся музыковед, теоретик искусства, педагог-реформатор, композитор и исполнитель первой половины ХХ в.
Творческий и научный потенциал личности Б. Яворского, его энциклопедическая осведомленность обусловили разнообразный и насыщенный диапазон активности ученого. Он работал в научно-теоретическом, методико-педагогическом, исполнительском, композиторском, культурно-образовательном, музыкально-общественной направлениях.
Научно-теоретические разработки Б. Яворского в области системного анализа музыкальных произведений, ладовой организации художественного пространства и концепции стилевых эпох находились в русле новейших поисков начала ХХ века.
Ученый создал концепцию ладового ритма, созвучную художественным потребностям. Ее актуальность и практическая ценность сконцентрирована в векторах поиска универсального аналитического механизма для целостного постижения музыкальной культуры ХХ в.
1. Арановский М.Г. Теоретическая концепция Б.Г. Яворского [Электронный ресурс] / М.Г. Арановский. URL: http://sias.ru/upload/iblock/a64/aranovskii.pdf
2. Акопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь / Л. О. Акопян. – М.: Практика, 2010. – 855 с.
3. Антон Батагов: «Другое измерение бытия». Композитор о И. С. Бахе. [Электронный ресурс] / А. Багатов. URL: http://www.classicalmusicnews.ru/interview/anton-batagov-drugoe-izmereniebytija/
4. Баховский семинар. Курс лекций Б. Л. Яворского в 1-м Московском музыкальном техникуме, проведенном в 1924-25 уч. году. Запись сделана С. Рязановым и Л. Авербухом, просмотрена Яворским и дополнена нотным материалом из черновиков [Электронный ресурс]. – URL: https://issuu.com/eileen_stellar/docs/ (дата обращения 3.04. 2018).
5. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» / Р.Э. Берченко. – М.: Издательский дом «Классика–XXI», 2005. – 372 с.
6. Волконский А. Основы темперации / А. Волконский. – М.: Композитор, 1998. – 92 с.
7. Друскин Я.С. О риторических примах в музыке И. С. Баха / Я. С. Друскин. – СПб. : Северный Олень, 1995. – 132 с.
8. Михайлов А. Б. Яворский по его письмам / А. Михайлов // Наследие Б. Яворского. К 120-летию со дня рождения. – М., 1997. – С. 115.
9. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. – М. : Музыка, 1965. – 728 с.
10. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б.Л. Яворский. – М.: Советский композитор, 1972. – Т. 1. – 712 с.
11. Яворский Б.Л. Общественность и искусство оформления энергии тяготения: / Болеслав Яворский. – К. НМАУ. Ф. 1. – № 154 – С. 16.
12. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи / Б.Л. Яворский. – М., 1908. – 40 с.
13. Яворский Б.Л. Текст и музыка (продолжение работы Строение музыкальной речи) / Б.Л. Яворский. – М.: Музыка. – 1914. – № 163, 166, 169. С. 8 -14, 88-93, 151-156.
14. Яворский Б.Л. Избранные произведения / Б.Л. Яворский. – М., 1987. – Кн. 2. – 365 с.