Постановка и совершенствование голоса является важнейшим вокальным навыком, многие мастера вокала придавали и придают огромное значение работе над постановкой голоса, считая его основой не только для пения, но и для хорошей дикции.
Без правильной постановки голоса в процессе пения и речевой деятельности, сложно выявить все свои возможности голосового аппарата. Развитие голоса у начинающих участников художественной самодеятельности очень важно для дальнейшей успешной творческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Постановка голоса у участников художественной самодеятельности………………………………………………………………....4
1.1. Особенности и строение голосового аппарата…………………….4
1.2. Постановка голоса: понятие, цель……………………………….…7
Выводы по главе……………………………………………………………9
Глава 2. Методика постановки голоса……………………….…………..11
2.1. Дыхание при постановке голоса………………………………….…11
2.2. Упражнения для тренировки голоса……………………………..….16
Выводы по главе…………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………..…………………21
Список использованной литературы…………………………………….22
Актуальность: сегодня мы часто слышим словосочетание «постановка голоса», но не все до конца понимают, что именно оно означает. Одни так называют комплекс упражнений, разработанный для того, чтобы задать голосу определённую манеру пения, другие думают, что это и есть его настройка на правильное пение, согласно требованиям вокального искусства, поэтому необходимо разграничить эти точки зрения и более подробно рассмотреть методы постановки голоса.
Защита в ЧГИК в 2016 году на отлично.
1. Абакумов, В. И. об ораторском искусстве / В. И. Абакумов, В. Г. Буткевич. – Москва: Знание, 1980. – 112 с.
2. Абашева, Э. С. Методика постановки голоса: учебно-методический комплекс / Э. С. Абашева. – Пермь, 2009. – 25 с.
3. Василенко, Ю. С. Постановка речевого голоса: методические рекомендации / Ю. С. Василенко. – Москва, 1973. – 140 с.
4. Венгрус, Л. А. Пение и фундамент музыкальности / Л. А. Венгрус. – Великий Новгород, 2006. – 137 с.
5. Вербов, А. М. Техника постановки голоса: 2-е изд. / А. М. Вербов. – Москва, 1961. – 52 с.
6. Вербов, А. М. Техника остановки голоса / А. М. Вербов. – Москва, 1962. – 110 с.
7. Вопросы музыкальной педагогики: сборник статей под ред. сост. В. И. Руденко. – Москва, 1980. – 580 с.
8. Гангстрем, М. П. Дыхание и речь / М. П. Гангстрем, В. А. Кожевников // Физиология дыхания. – 1973. – С. 54-58.
9. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – Москва, 1993. – 156 с.
10. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов на дону : Феникс, 2007. – 155 с.
11. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – Москва, 1993. – 210 с.
12. Горбенко, В. П. Основы и методика постановки вокального дыхания : тезисы / В. П. Горбенко // Актуальные вопросы практики преподавания и исполнительства в ДМШ и ДШИ. – Балаково, 2011. – С. 53-55.
13. Громов, С. Старые и новые методы постановки голоса. Правильное дыхание. Речь и пение / С. Громов. – Сергиев Посад, 2000. – 130 с.
14. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – Москва: Изд-во Музыка, 2004. –675 с.
15. Дмитриев Л. Предисловие к книге Д. Огороднова «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле» / Л. Дмитриев. – Москва, 2005. – С. 6-28.
16. Дмитриев, А. В. Упражнения для начинающего вокалиста: методическое пособие / А. В. Дмитриев. – Санкт-Петрбург, 2011. –67 с.
17. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е. А. Дубровская. – Москва : Просвещение, 2006. – 331 с.
18. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург, 1997. – 170 с.
19. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг: 4-е изд. / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург : Лань, 2004. – 192 с.
20. Зарецкая, Е. Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – Москва, 1998. – 145 с.
21. Зиновьева, О. Н. Дыхание и пение [Электронный ресурс] / О. Н. Зиновьева. – Режим доступа: http://mementovitae.ru/dyhanie-penie. – Проверено от 15.10.2016.
22. Исаева, И. Эстрадное пение / И. Исаева. – Москва, 2008. – 319 с.
23. Ковалев, В. П. Выразительные средства художественной речи / В. П. Ковалев. – Киев, 1985. – 154 с.
24. Кондратенко, Н. Р. «Постановка голоса» у начинающих вокалистов в условиях реализации федеральных государственных требований / Н. Р. Кондратенко // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 35-40.
25. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – Москва : Академия, 2006. – 95 с.
26. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса / Д. В. Люш. – Киев: Музычна Украйина, 1988. – 155 с.
27. Макуорт, Л. Самоучитель по пению / Л. Макуорт. – Москва, 2009. – 76 с.
28. Методика постановки голоса Д. Е. Огороднова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-postanovki-golosa-de-ogorodnova-974873.html. – Проверено от. 20.10.2016.
29. Морозов, В. Вокальный слух и голос / В. Морозов. – Москва, 1965. – 89 с.
30. Никольский, А. В. Голос и слух хорового певца / А. В. Никольский. – Москва, 1998. – 145 с.
31. Основы вокально-хоровой работы: учебно-методическое пособие / сост. В. Н. Ступина. – Курск, 2011. – 28 с.
32. Павлищева, О. Методика постановки голоса / О. Павлищева. – Москва, 1964. – 116 с.
33. Парфенова, М. О. Вокальное дыхание [Электронный ресурс] / М. О. Парфенова. – 02.08.2015. – Режим доступа: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/08/02/vokalnoe-dyhanie. – Проверено от 9.10.2016.
34. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е. М. Пекерская. – Москва, 1996. – 100 с.
35. Плужников, К. Механика пения / К. Плужников. – Санкт-Петербург, 2006. – 87 с.
36. Пустынникова, Г. Н. Восстановление речевого и певческого голоса у служителей церкви / Г. Н. Пустынникова. – Москва: ПолиграфАтельеПлюс», 2005. – 87 с.
37. Радынова, О. Функции музыкального руководителя и воспитателя / О. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 11. – С. 52.
38. Романова, Л. В. Школа эстрадного вокала: учебное пособие / Л. В. Романова. – Москва, 2007. – 40 с.
39. Романов, С. Е. Метод массовой постановки певческого голоса [Электронный ресурс] / С. Е. Романов. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=91684. – Проверено от 25.10.2016.
40. Румер, М. А. Начальное обучение пению / М. А. Румер. – Москва, 1982. – 119 с.
41. Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. – Москва, 2001. – 105 с.
42. Савкова, З. В. Как сделать голос сценическим / З. В. Савкова. – Москва : Искусство», 1968. – 56 с.
43. Савкова, З. В. Техника звучащего голоса / З. В. Савкова. – Москва, 1988. – 78 с.
44. Светов, М. Звучание вашего голоса. Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений [Электронный ресурс] / М. Светов. – Режим доступа: http://coollib.com/b/136149/read. – Проверено от 26.10.2016.
45. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – Москва, 1992. – 127 с.
46. Сценическая речь: учебник / под ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой. – 3-е изд. – Москва: Изд-во «ГИТИС, 2002. – 511 с.
47. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей :4-е изд. / Б. М. Теплов. – Москва, 2002. – 349 с.
48. Что такое постановка голоса и с чего она начинается [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music-education.ru/postanovka-golosa/. – Проверено от 28.10.2016.
49. Шипунов, С. Работа над голосом [Электронный ресурс] / С. Шипунов http://www.orator.biz/library/archive/040/. – Проверено от 28.10.2016.
50. Шамина, Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. Шамина. – Москва, 1988. – 120 с.